ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-108/2021 от 08.06.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

16 июня 2021 г.

Дело № А75-108/2021

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 16 июня 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Тихоненко Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Пищугиным Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества «Югра-Экология» (628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>, квартира 505А, ОГРН <***> от 12.10.2017, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***> от 23.10.2006, ИНН <***>) о взыскании 6 349 284 рублей 43 копеек,

с участием представителей:

от истца: ФИО2 по доверенности от 07.04.2021 № 191/21,

от ответчика: ФИО3 по доверенности 29.09.2020,

установил:

акционерное общество «Югра-Экология» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик) о взыскании 6 349 284 рублей 43 копеек - неосновательного обогащения.

В обоснование исковых требований истец ссылается на договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами Муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ г. Нефтеюганск (Лот № 1) от 05.10.2018 № 79 (далее – договор).

Протокольным определением от 13.04.2021 судебное разбирательство по делу отложено на 11.00 час. 08.06.2021.

Представители сторон для участия в судебное заседание явились, заслушаны по спорным в деле обстоятельствам.

Представитель истца на удовлетворении исковых требованиях настаивал по письменно изложенным доводам, против доводов ответчика возражал, полагает, что если победитель не платит НДС, то цена контракта уменьшается на размер налога. Участие ответчика в аукционе свидетельствует о том, что он согласился со всеми условиями аукциона, в том числе и с формированием цены. Ответчик применяет упрощенную систему налогообложения, и согласно пункту 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации не уплачивает НДС в бюджет (т.2 л.д. 51-53).

Представитель ответчика против иска возражал согласно доводам отзыва: в направленном истцом дополнительном соглашении предлагалось изменить цену договора и 1 м куб. путем уменьшения, с распространением на правоотношения сторон с 01.01.2020. С учетом положений Закона о контрактной системе, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Применение победителем аукциона упрощенной системы налогообложения не дает заказчику оснований уменьшать цену контракта при его исполнении на сумму НДС, заказчик обязан оплатить выполненные заказчиком работы по согласованной цене, т.е. по цене победителя (т.2 л.д. 11-24).

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования истца подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании решения аукционной комиссии по осуществлению закупок (протокол подведения итогов аукциона в электронной форме от 21.09.2018 № 5) между истцом (заказчик/региональный оператор) и ответчиком (оператор/исполнитель) заключен договор (т.1 л.д. 26-38), по условиям которого региональный оператор (истец) поручает, а оператор (ответчик) принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ г. Нефтеюганск (Лот № 1), а региональный оператор обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями договора (пункт 1.1 договора).

Цена договора, порядок оплаты и сверки расчетов согласованы сторонами в разделе 3 договора.

Согласно пункту 3.1. договора общая цена договора составляет 66 873 522 рубля 77 копеек, в том числе НДС 18 %. Оплата по договору уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой договора, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

По условиям пункта 3.2 договора его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, за исключением случаев, установленных настоящим договором и (или) предусмотренных законодательством Российской Федерации.

01.11.2019 сторонами заключено дополнительное соглашение к договору, согласно которому пункт 3.1. договора изложен в следующей редакции: «Общая цена договора составляет 145 050 324 рубля 80 копеек рублей, НДС не облагается в связи с тем, что оператор применяет упрощенную систему налогообложения, на основании п.2 ст. 346.11 глава 26.2 НК РФ и не является плательщиком НДС» (т.1 л.д. 37-38).

Цена за 1 м3 составляет 361, 51 руб.. НДС не облагается. Цена за тонну составляет 4139, 83 руб. НДС не облагается.

Истец полагая, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение
в размере, равном сумме НДС, 06.09.2020 письмом исх. № 01-04-ЮЭ/09988 в адрес ответчика направил дополнительное соглашение к договору, которым предлагал изменить пункта 3.1. договора и изложить его в следующей редакции: «Общая цена договора составляет 55 727 935 руб. 64 коп., НДС не облагается (в связи с применением УСН). Стоимость услуг по транспортированию ТКО за 1 (один) м? составляет 301 руб. 26 коп., НДС не облагается (в связи с применением УСН). Стоимость услуг по транспортированию ТКО за 1 (одну) тонну составляет 3 449 руб. 86 коп., НДС не облагается (в связи с применением УСН)» (т. 1 л.д. 39-40).

Дополнительное соглашение ответчиком не подписано.

В период с января по ноябрь 2020 года стороны исполняли договор, подписывали акты, истец осуществлял оплату оказанных ответчиком услуг (т.1 л.д. 41-149), при этом в актах имеется ссылка - без налога (НДС).

Претензионным письмом от 16.11.2020 № 01-04-ЮЭ/12250 истец обратился
к ответчику с требованием о возврате суммы неосновательного обогащения (т. 1 л.д. 150).

Неудовлетворение ответчиком претензии послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса
Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель)
за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) независимо
от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Исходя из смысла положений вышеуказанной статьи, обязательства
из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факта приобретения или сбережения имущества, то есть увеличения стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей
или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, а также отсутствие правовых оснований приобретения
или сбережения имущества одним лицом за счет другого.

Заключенный сторонами договор по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, суд применяет к правоотношениям сторон нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса
Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется
по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с положениями части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт (часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе).

К числу таких случаев относится снижение цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, их качества и иных условий контракта, если эта возможность предусмотрена документацией о закупке и контрактом (подпункт 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе).

С учетом приведенных положений Закона о контрактной системе любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты налога на добавленную стоимость и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 мая 2019 года № 305-ЭС19-391.

Таким образом, применение победителем аукциона специального налогового режима либо освобождение его от обязанностей плательщика НДС не дает заказчику оснований снижать цену контракта при его исполнении на сумму НДС,
заказчик обязан оплатить полученную услугу по согласованной цене.
Независимо от применяемой системы налогообложения, контракт заключается
и оплачивается заказчиком по цене, предложенной победителем аукциона.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения за счет истца. Доводы истца являются несостоятельными, подлежат отклонению в полном объеме. По существу истцом предпринята попытка изменить условия заключенного договора, цену услуги, уменьшив ее предлагаемым истцом способом. В указанной связи судом принимаются возражения ответчика, обоснованно опровергнувшего заявленные истцом исковые требования.

При данных обстоятельствах основания для удовлетворения требований истца отсутствуют. Иск удовлетворению не подлежит за его необоснованностью и недоказанностью истцом.

В соответствии со статьями 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца (т. 1 л.д. 11, т. 2 л.д. 27).

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 174, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

исковые требования акционерного общества «Югра-Экология» оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья Т.В. Тихоненко