Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
03 декабря 2014 г.
Дело № А75-10916/2014
Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2014 г.
Решение в полном объеме изготовлено 03 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем Каксиной Д.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Производственное геофизическое объединение «Тюменьпромгеофизика»
к Государственному учреждению – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мегионе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании решения от 03.10.2014 № 02700414РК0006153 незаконным,
при участии представителей сторон:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 26.08.2014
от ответчика – не явились
установил:
закрытое акционерное общество «Производственное геофизическое объединение «Тюменьпромгеофизика» (далее - Общество, заявитель, ЗАО ПГО «Тюменьпромгеофизика») обратилось в арбитражный суд с заявлением
к Государственному учреждению – управление Пенсионного фонда Российской федерации в г. Мегионе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(далее – Управление, Фонд) о признании решения от 03.10.2014
№ 02700414РК0006153 незаконным.
Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв на заявленные требования, в котором просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства по делу.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения камеральной проверки на основе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - отчет РСВ-1 ПФР) Управлением установлено, что ЗАО ПГО «Тюменьпромгеофизика», нарушило установленный Федеральным законом № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) срок представления данного отчет РСВ-1 ПФР.
Главным специалистом-экспертом Управления был составлен акт камеральной проверки от 21.08.2014 № 02700430004743, предложено ответчику представить свои возражения в пятнадцатидневный срок со дня его получения и явиться на рассмотрение материалов проверки в 15 час. 35 мин. 03.10.2014 (т. 4 л. д. 5-8).
По факту выявленного нарушения начальником Фонда 03.10.2014 вынесено решение № 02700414РК0006153 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в соответствии с частью 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 4 984 848 рублей 06 копеек, начислены пени в размере 14 238 рублей
18 копеек (т. 1 л. д. 69).
На основании данного решения Обществу выставлено требование от 05.11.2014 № 02700440185203 об уплате недоимки по штрафам и пени в срок до 25.11.2014 (т. 4 л. д. 18).
Не согласившись с решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, заслушав представителей сторон, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ указаны плательщики страховых взносов, которыми являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (части 1, 2 статьи 10 Закона № 212-ФЗ). Согласно статье 16 Закона
№ 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится страхователями самостоятельно, и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В силу пункта 3 части 2 статьи 28 названного Закона плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
За непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам статьей 46 Закона № 212-ФЗ предусмотрена ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Таким образом, указанный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2014 года должен быть представлен Обществом до 15.05.2014.
Как утверждает Фонд в своём отзыве, отчет РСВ-1 ПФР за 1 квартал 2014 года представлен Обществом в Пенсионный фонд 28.05.2014, то есть, с нарушением установленного срока. Данные сведения содержали ошибки в сверке с платежами.
О наличии ошибок страхователь был уведомлен путем направления ему протокола автоматической загрузки из БПИ проверки от 28.05.2014 и текстового сообщения
от 28.05.2014. Достоверный отчет предоставлен Обществом и принят Фондом только 14.07.2014, что явилось основанием для привлечения страхователя к ответственности.
Вместе с тем, судом установлено и подтверждается материалами дела, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам первоначально представлен Обществом по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде 05.05.2014, то есть в установленный законом срок.
Данное обстоятельство подтверждается квитанцией о получении отчета ПФ УПФР
в г. Мегион регистрационный номер 027-004 от 05.05.2014 (т. 1 л. д. 27), а так же протоколом входного контроля от 05.05.2014 (т. 1 л. д. 57).
Частью 10 статьи 15 Закона № 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда России от 11.10.2007 № 190р (в редакции распоряжений от 10.06.2009 № 116-р, от 19.03.2010 № 75р) утверждена Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Технология обмена документами), в пункте 7 которой предусмотрен порядок информационного обмена.
Из пункта 7 Технологии обмена документами следует, что факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с «протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации», факт приема документов органом Пенсионного фонда России - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность электронно-цифровой подписи на документе.
Именно на страхователе лежит обязанность по предоставлению данных, поэтому он несет риск не представления сведений, следовательно, с целью исключения данных рисков страхователь должен принимать необходимые меры для установления (подтверждения) данных органом Пенсионного фонда.
Управление в обоснование своих доводов ссылается на то обстоятельство,
что представленный Обществом отчет не принят, о чем составлен протокол от 28.05.2014,
в котором указано на необходимость исправления расхождений в формах документов.
В то же время Фонд не опровергает доводы заявителя о предоставлении Обществом
и отклонении Фондом такого отчета 05.05.2014.
Утверждение Фонда о том, что 28.05.2014 отчет так же был отклонен в связи с наличием в нем недостатков, опровергается представленным в дело Обществом «положительным протоколом входного контроля», датированным 28.05.2014 (т. 1 л. д. 63).
Из журнала форматно-логической проверки файла от 05.05.2014 следует, что заявителем указан регистрационный номер в ПФР 027-004-000630, проверка отчета осуществлена 05.05.2014, Обществу указано на ошибки в отчетах.
По условиям раздела 3 Регламента регистрации и подключения юридических и физических лиц к системе электронного документооборота Пенсионного Фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 26.01.2001 № 15, при регистрации и подключении к системе электронного документооборота ПФР вместе с соглашением орган ПФР направляет в адрес страхователя номер ключевой серии, выделенный данному органу ПФР; номера ключей шифрования и электронной цифровой подписи из данной ключевой серии, выделенные органу ПФР, в подразделении по защите информации органа ПФР с администратором информационной безопасности проводится обмен открытыми ключами шифрования и электронной цифровой подписи, паролями для организации системы оповещения о компрометации ключей по телефонной сети общего пользования. Средства криптографической защиты информации передаются страхователю.
Следовательно, в системе электронного документооборота на основании указанных данных страхователь идентифицирован, что подтверждается сведениями оператора от 05.05.2014.
При проверке электронной цифровой подписи - процесс определения целостности, подлинности и авторства электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, заключающийся в проверке соотношения, связывающего хэш-функцию документа, подпись под этим документом и открытый ключ подписавшего документ абонента. Если проверяемое соотношение, полученное сертифицированными средствами криптографической защиты информации, оказывается выполненным, то подпись признается правильной, а сам документ - подлинным, в противном случае документ считается недействительным.
Таким образом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам
за 1 квартал 2014 года представлен Обществом 05.05.2014. С указанной даты по 28.05.2014 проводилась работа по устранению выявленных недостатков, о чем свидетельствуют представленные заявителем квитанции о получении отчета ПФ и протоколы входного контроля от 11.05.2014 (отчет не принят), от 12.05.2014 (отчет не принят), от 13.05.2014 (отчет не принят), от 14.05.2014 (отчет не принят), от 14.05.2014 (отчет не принят), от 15.05.2014 (отчет не принят), от 16.05.2014 (отчет не принят), от 20.05.2014 (отчет не принят), от 21.05.2014 (отчет не принят), от 22.05.2014 (отчет не принят), от 23.05.2014 (отчет не принят), от 27.05.2014 (отчет не принят), 28.05.2014 (в 15.37 отчет не принят), 28.05.2014 (в 20.08 отчет принят).
02.06.2014 и 03.06.2014, как следует из квитанций о получении отчетов и протоколов входного контроля так же велась работа над представленным отчетом. Согласно положительному протоколу входного контроля от 04.06.2014 отчет принят, о чем Обществу направлена в электронной форме соответствующая расписка, расчету присвоен номер 02700414 РС 0153050, указано, что ошибок в расчете не обнаружено.
В связи с изложенным, суд пришел к выводу о том, что ЗАО ПГО «Тюменьпромгеофизика» своевременно и в установленной форме представило в Пенсионный фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам
за 1 квартал 2014 года, следовательно, в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ.
Ответственность за представление расчета, содержащего ошибки, сроки устранения выявленных ошибок и недостатков в представленном расчете, порядок устранения таких ошибок, выявленных в электронном виде Законом № 212-ФЗ
не установлены.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 07.05.2013 по делу № А27-13025/2012.
При таких обстоятельствах доводы Управления о непредставлении Обществом в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам подлежат отклонению.
Доказательства, свидетельствующие о наличии вины Общества, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Управление в судебное заседание не явилось, достоверных доказательств, опровергающих доводы заявителя, в суд не представило.
Как следует из статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Принимая во внимание вышеизложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на ответчика.
В соответствии со статьёй 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю подлежит возврату излишне уплаченная госпошлина из федерального бюджета в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 9, 67, 68, 71, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
требования закрытого акционерного общества «Производственное геофизическое объединение «Тюменьпромгеофизика» удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской федерации в г. Мегионе Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 03.10.2014 № 02700414РК0006153 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах незаконным.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Мегионе Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры в пользу закрытого акционерного общества «Производственное геофизическое объединение «Тюменьпромгеофизика» судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Возвратить закрытому акционерному обществу «Производственное геофизическое объединение «Тюменьпромгеофизика» излишне уплаченную платёжным поручением от 07.10.2014 № 074 государственную пошлинувсумме 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О.Г. Чешкова