ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-11192/19 от 21.08.2019 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

23 августа 2019 г.

Дело № А75-11192/2019

Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2019 г.

Решение в полном объеме изготовлено 23 августа 2019 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  в составе судьи Истоминой Л.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрыник А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества
с ограниченной ответственностью «Чистый дом» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
<...>) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании предписания,

с участием представителей лиц, участвующих в деле:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 09.01.2019, ФИО2
по доверенности № 13 от 28.01.2019,

от заинтересованного лица – не явились,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Чистый дом» (далее - общество,
ООО «Чистый дом») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе жилищного
и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, Служба) о признании недействительным пункта 1 предписания
№ ХМ-16-293/ЛК-2019 от 17.05.2019.

          В судебном заседании представители заявителя поддержали требования.

         Служба, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не обеспечила явку своих представителей  в суд. В отзыве на заявление просила отказать
в удовлетворении требований (т. 1 л.д. 44-48).

         Заслушав представителей заявителя и изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

         ООО «Чистый дом» является управляющей организацией в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...> (далее - МКД).

         В период с 16.05.2019 по 17.05.2019 Ханты-Мансийским отделом инспектирования Службы на основании приказа от 14.05.2019 № 16-287/ЛК-2019 (т. 1 л.д. 75-76)
в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка с целью установления фактов, отраженных в обращении собственника помещения МКД от 19.04.2019 (т. 1 л.д. 73-74).

         При проверке установлено, что протоколом собрания собственников помещений
в МКД от 05.03.2015 (т. 1 л.д. 70-72) утвержден размер платы за управление, содержание
и текущий ремонт общего имущества в МКД в размере 27,17 руб. за 1 кв.м. Цена за вывоз и утилизацию снега определяется по факту вывоза снега за месяц, в котором вывозился снег, на основании счетов подрядной организации. Стоимость услуги оплачивается собственником пропорционально площади занимаемого им помещения.

         Согласно представленным обществом расчетам за услуги «вывоз снега» абонентам МКД начисляется плата в размере 103 руб. за 1 м3 снежных масс пропорционально занимаемой пощади помещений абонентов (по факту оказания услуги).

          По итогам проверки составлен Акт № 16-293/ЛК-2019 от 17.05.2019 (т. 1 л.д. 93-97) и выдано предписание № ХМ-16-293/ЛК -2019 от 17.05.2019, в соответствии с пунктом
1 которого обществу требуется в срок до 17.06.2019 осуществить возврат сумм, начисленных за расчетный период с ноября 2018 года по апрель 2019 года всем абонентам МКД № 124 по ул. Рознина в г. Ханты-Мансийске за услугу «вывоз снега», как сформированную с нарушением требований части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации без утверждения предложенной стоимости работ общим собранием собственников помещений (т. 1 л.д. 98-101).

         ООО «Чистый дом», не согласившись с пунктом 1 указанного предписания, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

          Заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

          В соответствии с пунктом 8.1 статьи 13, статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), пунктами 1, 6.4, 6.4.1 Положения о Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 № 216-п (далее - Положение № 216-п), Служба осуществляет государственный жилищный надзор посредством организации и проведения проверок (мероприятий по контролю) в установленном порядке за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований,
в том числе к управлению многоквартирными домами, к созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей
их членов.

         Частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией
и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона
от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями
4.1 и 4.2 названной статьи.

         В силу статьи 17 Закона № 294-ФЗ, пункта 6.14.4 Положения № 216-п в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица Службы, проводившие проверку, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков
их устранения.

         Таким образом, Служба наделена полномочиями по вынесению оспариваемого предписания.

         Из содержания статей 30, 39, 158 Жилищного кодекса следует, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

         В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения (плата за услуги и работы
по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме), а также плату за коммунальные услуги.

         Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание
жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии
с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения
в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

         В соответствии с частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491).

         В соответствии с пунктом 28 Правил № 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

         При этом пунктом 31 Правил № 491 предусмотрено, что при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год
с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы
за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней
до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения
на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или
в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества
в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

         Таким образом, перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования утверждается на общем собрании собственников помещений
в МКД. Решение общего собрания собственников помещений в МКД принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. При этом указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

         Из содержания части 4 статьи 158 Жилищного кодекса следует, что, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

         В соответствии с частью 1 статьи 45 Жилищного кодекса собственники помещений
в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

         Следовательно, основным способом установления и изменения размера платы
за содержание жилого помещения для собственников (всех ее составных частей)
на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения
об этом на общем собрании.

         Исходя из смысла и содержания названных правовых норм следует, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается только
на общем собрании собственников, при этом установление размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме иным способом (в одностороннем порядке управляющей организацией) противоречит требованиям закона и нарушает права потребителя.

         Услуги по вывозу и утилизации снега являются услугами по содержанию общего имущества жилого дома.  

         Таким образом, размер данных услуг должен быть выражен в конкретной величине  и утвержден собственниками помещений в МКД. Кроме того данная величина должна устанавливаться не исходя из занимаемой площади, а соразмерно доли в праве общей собственности на общее имущество в доме, принадлежащей собственнику помещения
в силу статьи 39 Жилищного кодекса.

         Вместе с тем, в рассматриваемом случае решением собственников помещений
в МКД, оформленным протоколом от 05.03.2015, соответствующий размер платы за вывоз снега не был утвержден, определены лишь момент оплаты «по факту вывоза снега»
и основания «выставленные счета подрядной организации».

         При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что пункт
1 предписания Службы соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов ООО «Чистый дом», оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

         Определением от 14.06.2019 судом приняты обеспечительные меры в виде приостановления исполнения пункта 1 предписания от 17.05.2019 № ХМ-16-293/ЛК-2019 до вступления решения в законную силу.

         В соответствии с частью 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

         В связи с изложенным, суд полагает возможным указать об отмене обеспечительных мер в решении суда.

         При изготовлении полного текста решения судом установлено, что в резолютивной части решения суда допущена ошибка в указании лица, который вел протокол судебного заседания.

В соответствии с частью 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, принявший решение, по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.

При этом под опечаткой (опиской) понимается случайная ошибка в письменном (печатном) тексте, сделанная по рассеянности и (или) невнимательности, описки
и опечатки, связанные с искажениями наименования юридического лица и (или) данных граждан (фамилия, имя и иное), а также с неправильным написанием в решении слов
и выражений, а также цифр, имеющих какое-либо юридическое значение, но обнаруженные лишь после оглашения судебного акта.

Поскольку ошибка в печатном тексте резолютивной части решения носит случайный характер, ее исправление не изменяет содержание судебного акта по существу, суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным исправить допущенную опечатку при изготовлении полного текста решения суда, без вынесения отдельного определения.

          Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления.

          После вступления решения в законную силу отменить обеспечительные меры. принятые по определению Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.06.2019.

          Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.       

          Судья                                 Л.С. Истомина