ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-11467/2022 от 26.10.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

2 ноября 2022 г.

Дело № А75-11467/2022

Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2022 г.

Полный текст решения изготовлен 2 ноября 2022 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
судьи Голубевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем
Цанько Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А75-11467/2022
по  заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую  среду  в размере 6 651 860 рублей 74 копеек и  пени  в размере 653 545 рублей 32 копеек,

при участии представителей:

от заявителя – Никитичева А.Д., доверенность № 02-5368 от 14.03.2022,

от ответчика – Калашникова С.А., доверенность № Юр/21/322 от 10.12.2021,

установил:

определением Арбитражного суда Тюменской области от 30.05.2022 года в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры направлено  по подсудности заявление Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – истец, Управление) к обществу
с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (далее – ответчик, Общество) о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие
на окружающую  среду  в размере 6 651 860 рублей 74 копеек,  пени  в размере 653 545 рублей 32 копеек.

Общество  в отзыве на заявление просит в удовлетворении требований о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую  среду  и  пени  отказать. Указывает,  что готово добровольно возместить вред окружающей среде,  причиненный в результате аварии на магистральном газопроводе (т.1 л.д. 118-123).

От заявителя поступили письменные возражения на отзыв (т.2 л.д. 7-11).

От ответчика поступили письменные пояснения (т.2 л.д. 47-50), дополнительные документы.

Определением суда от 29.09.2022 судебное заседание отложено на 26.10.2022.

До судебного заседания от ответчика  поступили письменные пояснения.

В судебном заседании от истца поступили письменные пояснения.

В судебном заседании представитель заявителя просил удовлетворить требования, представитель ответчика возражал по доводам отзыва и дополнительных пояснений.

Заслушав представителей лиц,  участвующих в деле,  исследовав представленные
в материалы дела доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Специалистами межрегионального отдела администрирования платежей был проведен контроль полноты исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год
в отношении  Общества (Ямбургское ЛПУ МГ), в ходе которого выявлено следующее:

- в разделе 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ
в атмосферный воздух стационарными объектами» не произведено исчисление сверхлимитной платы за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками
в связи с аварией, произошедшей 02.11.2020 на магистральном газопроводе, находящемся на территории деятельности Ямбургского ЛПУМГ;

- в столбце 13 раздела 1 не применен дополнительный коэффициент 2, согласно утвержденному приказу Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу Приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 № 3 и от 30.12.2019 № 899»  в столбце 13 раздела 1 в строках в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы;

- в разделе 2 «Расчет суммы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты» не применен дополнительный коэффициент 2, согласно утвержденному приказу Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу Приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 № 3 и от 30.12.2019 № 899» в столбце 14 раздела 2 в строках в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы.

- в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства» в столбце 22 не применен дополнительный коэффициент 2; согласно утвержденному приказу Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу Приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 № 3 и от 30.12.2019 № 899» в столбце 22 декларации в строках в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы.

Управлением после выявления вышеуказанных фактов в адрес Общества направлено требование от 12.10.2021 о представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду  (т.1 л.д. 32-34).

В ответ на требование от 12.10.2021 Обществом в адрес Управления направлено письмо от 22.10.2021 № 01/002/36-09851 с разъяснениями и обоснованиями о неприменении дополнительного коэффициента 2 к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении деятельности в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

При этом Общество указало, что готово возместить вред, причиненный окружающей среде (атмосфере) в результате аварии, произошедшей на газопроводе 02.11.2020; Общество просило направить в его адрес требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате аварии с указанием реквизитов оплаты, а не требование о взыскание сверхнорамтивной платы за  негативное воздействие на окружающую среду (т.1 л.д. 35-36)

Рассмотрев указанное письмо, Управлением были приняты во внимание доводы, указанные в части неприменения дополнительного коэффициента 2, к ставкам платы при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Специалистами межрегионального отдела администрирования платежей составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду № 5 от 30.11.2021 (т.1 л.д. 93-95) и выставлено требование от 30.11.2021 № 5 о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы в сумме 6 651 860,74 руб.  и пени в сумме 653 545,32 руб.
(т.1 л.д. 96-101) .

На требование от 30.11.2021 Общество направило письмо от 17.12.2021, в котором указало, что магистральный газопровод (линейная часть) к стационарным источникам выбросов не относиться, а превышение установленных нормативов допустимых выбросов, образовавшихся в результате аварии на магистральном газопроводе, не подлежит включению в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению лицом, его причинившим и Общество готово в добровольном порядке возместить причиненный вред, при условии направлении Управлением реквизитов для возмещения ущерба (т.1 л.д. 102-104).

Управлением в адрес юридического лица направлено письмо от 23.12.2021
№ 05-26151, где указано, что по сведениям, имеющимся в Управлении, у Общества (Ямбургское ЛПУМГ) имеются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду II, III категории. В том числе на одном из объектов имеются такие источники выбросов, как СОГ-3 Газопровод «контур СОГ-3», КЦ-5 Газопровод на подогреватель газа ц. 5, JT4 59 Уч-к МГ Ямбург-Поволжье JIK62.45 км, КЦ-6 Газопровод «Большой контур» (т.1 л.д. 105-105-108).

Управление пришло к выводу, что данный объект имеет в наличии магистральный трубопровод (линейная часть), который является единой неразрывной частью объекта в целом и оказывает негативное воздействие на окружающую среду. При непосредственной эксплуатации нефтегазового оборудования может произойти его разгерметизация, в том числе в результате механического повреждения, неисправности запорной арматуры (вентилей) и т.д.

По мнению Управления, данные выбросы будут считаться аварийными. Нормирование выбросов и установление нормативов допустимых выбросов (временно согласованных выбросов) в отношении аварийных выбросов не предусмотрено действующим законодательством.

Неоплата ответчиком задолженности по сверхнормативным платежам за негативное воздействие на окружающую  среду  и  пени явилось основанием для обращения заявителя  в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Исследовав и оценив доказательства, представленные в материалы дела, заслушав представителей истца и ответчика, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (пункт 1 Положения
о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400).

Согласно пункту 5.1.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный земельный надзор.  При этом пункт 4 Положения закрепляет, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
№ 486 от 27.08.2019 утверждено Положение о Северо-Уральском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которое осуществляет отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа и подчиняется непосредственно центральному аппарату Росприроднадзора.

Для осуществления своих полномочий Управление имеет право предъявлять
в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски
о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы
за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 61 Положения
об Управлении).

Таким образом, иск о взыскании сверхнормативной платы за негативное воздействие на окружающую среду, заявлен уполномоченным лицом.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что истцом при рассмотрении настоящего спора не доказано наличие оснований для взыскания сверхнормативной платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате аварии, произошедшей на  магистральном газопроводе, находящемся в зоне действия  02.11.2020 Ямбургского ЛПУМГ.

Статьёй 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в числе прочего, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздухстационарными источниками.

В соответствии со статьёй 4.2 Закона № 7-ФЗ определено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории.

Согласно подпункту 17 пункта 2 Критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, объекты транспортирования по трубопроводам газа, в том числе с использованием магистральных газопроводов, относятся к объектам II категории.

В соответствии со статьёй 31.2 Закона № 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах II категории, обязаны предоставлять декларацию о воздействии на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона № 7-ФЗ на юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, также распространяется обязанность по расчету нормативов допустимых выбросов, которые предоставляются в уполномоченный орган одновременно с декларацией НВОС (часть 4 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ установлено, что при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Исчисление платы при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории, при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую средудля объектов II категории, при превышении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, будет считаться как сверхлимитное.

В подпункте «в» пункта 10 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Правила № 255) при определении платежной базы учитываются объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, выбросы и сбросы (включая аварийные), указанные в подпункте «б» настоящего пункта.

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, установлен распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 131. Соответствующие ставки платы за выбросы загрязняющих веществ, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», принимаются в соответствии с наименованиями загрязняющих веществ.

В соответствии с абзацем 2 пункта 12 (1) Правил № 255 при превышении установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20 и 21 настоящих Правил № 255

Исчисление платы при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории, при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, при превышении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ над указанными в отчете об организации
и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, а также в случае, указанном в пункте 12 (1) Правил № 255 подчиняется формуле, указанной в пункте 21 Правил № 255.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что 02.11.2020 произошла авария вследствие разрушения участка магистрального газопровода
с возгоранием, расположенного по адресу: Ямбургское линейное производственное управление магистральных газопроводов, газопровод «Ямбург-Западная Граница СССР», ориентировочно км 60,5.

 Данный факт подтвержден актом технического расследования причин аварии
на опасном производственном объекте, произошедшей 02.11.2020 (т.1, л.д. 47-90).
В указанном акте отражена в числе прочего сумма экологического ущерба от аварии в размере 6 651 860,74 руб.

Обосновывая исковые требования о взыскании с ответчика платы за выбросы загрязняющих веществ с превышением установленных для Общества нормативов допустимых выбросов, Управление ссылается на то, что аварийный выброс не относится
к допустимым воздействиям на окружающую среду, выброс газа с последующим возгоранием, произошедший 02.11.2020, оказал негативное воздействие  на окружающую среду в связи с чем относится к выбросам загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов  допустимых выбросов.

Во исполнение статьи 31.2 и пункта 2 статьи 22 Закона № 7-ФЗ Общество, в лице филиала - Ямбургское ЛПУМГ, предоставило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год с указанием произведенных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух произведен по объектам, являющимися стационарными источниками.

К стационарным источникам выбросов относятся сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества. Его местоположение определено с помощью единой государственной системы координат, либо этот объект можно переместить с помощью передвижного источника (статья 1, часть 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ, статья 1 Федерального закона от 04.05.1999
№ 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», письмо Минприроды России от 18.09.2015 № 12-44/22962).

Поскольку место аварии, произошедшей 02.10.2020 (участок магистрального газопровода, расположенного по адресу: Ямбургское линейное производственное управление магистральных газопроводов, газопровод «Ямбург-Западная Граница СССР», ориентировочно км 60,5, регистрационный номер А58-80046-0094), не поставлено на учет в качестве стационарного источника выбросов, в отношении которого производится нормирование НВОС, Общество при расчете платы за НВОС не учитывало оказанное
в результате аварии 02.11.2020 негативное воздействие на окружающую среду.

Суд соглашается с доводом ответчика о том, что вред, причиненный окружающей среде в виде выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при аварии
на магистральном газопроводе, не стоящем на учете как стационарный источник выбросов, не подлежит включению в состав платы за загрязнение окружающей природной среды.

Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

-предельно допустимые выбросы;

-предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

-технологические нормативы выбросов;

-технические нормативны выбросов.

Положением о предельно допустимых выбросах, временно разрешённых выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020
№ 2055 (далее – Положение № 2055), не предусмотрено нормирование выбросов загрязняющих веществ от аварийных ситуаций.

Разработка (расчет) нормативов допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении планируемых в целях строительства, строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов) и отчета о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов) (пункт 12 Положения
№ 2055).

Под стационарным источником, как уже указывалось ранее, понимается источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемешен посредством передвижения источника.

Доначисляя сверхнормативную плату за НВОС, Управление исходило из того, что
у Общества (Ямбургское ЛПУМГ) имеются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду II, III категории. В том числе на одном из объектов имеются такие источники выбросов, как СОГ-3 Газопровод «контур СОГ-3», КЦ-5 Газопровод на подогреватель газа ц. 5, JI4 59 Уч-к МГ Ямбург-Поволжье ЛК 62.45 км, КЦ-6 Газопровод «Большой контур» и т.д. По мнению истца указанное свидетельствует о том, что данный объект имеет в наличии магистральный трубопровод (линейная часть), который является единой неразрывной частью объекта в целом и оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а также является источником выделения/выброса загрязняющих веществ

При этом истец ссылается на приказ Минприроды от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» (действовавший на момент постановки объекта НВОС на учет), которым утверждена форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, где обязательным условием необходимо указывать географические координаты места нахождения источника выбросов.

Обществом были указаны для объекта II категории (код объекта 71-0189-000262-Л) следующие координаты: 75.53394, 67.881532; 75.539518, 67.880832; 75.540927, 67.880423; 75.551831, 67.867176; 75.53876, 67.86065; 75.498376, 67.847946; 75.868996, 67.652193; 76.122709, 67.557508; 76.386981, 67.472475; 76.411588, 67.468442; 76.411588, 67.468412; 76.386444, 67.472509; 76.122709, 67.557498; 75.519734, 67.776201; 75.459885, 67.771017; 75.423604, 67.768278; 75.262695, 67.618367; 75.241892, 67.618407; 74.885503, 67.430865; 74.636042, 67.220407; 74.622285, 67.221566; 74.612407, 67.224942; 74.609674, 67.226731; 74.60787, 67.229051; 74.60788, 67.229051; 74.860207, 67.432746; 74.845402, 67.442794; 75.218665, 67.625524; 75.324225, 67.801602; 75.400054, 67.854023; 75.415964, 67.862642; 75.42994, 67.867751; 75.434897, 67.872384; 75.438478, 67.86989; 75.441501, 67.864383; 75.467228, 67.859125; 75.522657, 67.872005; 75.527701, 67.877098 (в том числе СОГ-3 Газопровод «контур СОГ-3>>-75.43675, 67.862473, КЦ-5 Газопровод на подогреватель газа ц. 5-75.53436, 67.867442, КЦ-6 Газопровод «Большой контур»-75.524743, 67.869993 и др.); для объекта П1 категории (71- 0289-001374-П): 75.444016, 67.863012; 75.440662, 67.862074; 75.439725, 67.862551; 75.44333, 67.863707; 75.454155, 67.859793; 75.452654, 67.860444; 75.454434, 67.861023; 75.455796, 67.860246.

Вместе с тем, утверждение истца о том, что магистральный газопровод, на котором 02.11.2020 произошел выброс загрязняющих веществ  в результате аварии, является стационарным источником, основано на неверном толковании норм законодательства.

Согласно пункту 9 Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минприроды Российской Федерации от 11.08.2020 № 581, для действующих объектов негативного воздействия предельно допустимые выбросы разрабатываются на основе данных инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Пунктом 4 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - ИЗАВ), корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации от 07.08.2018 № 352, установлено, что в качестве стационарных ИЗАВ и проведении инвентаризации выбросов учитываются:

-ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (далее - организованные ИЗАВ);

-ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее - неорганизованные ИЗАВ);

-ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия (далее - точечные ИЗАВ, вид организованных ИЗАВ);

-ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов (далее - линейные ИЗАВ);

-ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (далее - площадные ИЗАВ, вид неорганизованных ИЗАВ).

Указанный порядок действовал до 01.03.2022.

С 01.03.2022 приказом Минприроды Российской Федерации от 19.11.2021 № 871 порядок проведения инвентаризации стационарных источников утвержден в новой редакции, при этом, вышеуказанные стационарные ИЗАВ остались в прежней редакции.

Таким образом, для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду должны выполняться следующие требования: объект выброса загрязняющих веществ должен быть стационарным источником; объект должен стоять на государственном учете в уполномоченном государственном органе; стационарный источник должен пройти соответствующую инвентаризацию; на стационарный источник должны быть определены предельно допустимые выбросы вредных веществ.

Согласно отчету по инвентаризации выбросов (вредных) загрязняющих веществ
в атмосферный воздух и их источников выбросов для Ямбургского ЛПУМГ Общества
от 2016 года источниками загрязнения на линейной части магистрального газопровода, находящегося в зоне деятельности Ямбургского ЛПУМГ являются: свечи линейных кранов, расположенные на каждом газопроводе с разрывом 0,1-31,4 км.; дымовые трубы котлоагрегаов, расположенные в домах линейных обходчиков; выхлопные трубы дизель-генераторов; гаражи;
свечи газовой обвязки оборудования мини- ГРС и ГРП.

Магистральный газопровод (линейная часть) к стационарным источникам выбросов не относится, не когда не был инвентаризирован как ИЗАВ, вопреки доводам истца
об обратном.

В результате аварии на магистральном газопроводе, выброс загрязняющих веществ происходит не из источника выброса, имеющего определенные координаты,
а неконтролируемо, в результате разрыва газопровода. В связи с чем данные выбросы
не могут классифицироваться как аварийный выброс от стационарного источника, подлежащего нормированию, и не подлежат включению в состав платы за загрязнение окружающей природной среды, которая определяется на основании нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Суд также принимает во внимание, что выброс при аварии на магистральном газопроводе невозможно включить в расчет платы за негативное воздействие, так как
в форме расчета, утвержденной Правилами № 255, нужно указывать номер стационарного источника, стоящего на государственном учете, в то время как магистральный газопровод этого номера не имеет. Магистральный газопровод, на котором произошла авария, является опасным производственным объектом, зарегистрированным Ростехнадзором в государственном реестре опасных производственных объектов за № А58-80046-0094 (класс опасности I - опасный производственный объект чрезвычайно высокой опасности).

Ссылка истца на то, что в соответствии с пунктом 7 Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды утвержденной приказом Минприроды России от 28.01.2021 № 59, указанная Методика
не применяется при исчислении размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, до ее принятия, не может считаться  правовым основанием для исчисления спорной суммы как сверхнормативной платы за НВОС в 2020 году
в отношении объекта, не являющегося стационарным источником выбросов.

С учетом вышеизложенного суд  отказывает в удовлетворении  исковых  требований.

Суд полагает необходимым указать, что вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (статья 77 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 Обзора судебной практики рассмотрения арбитражными судами дел по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Арбитражного суда Западно-Сибирского округа 27.12.2018, с учетом изменений, утвержденных 13.05.2019, в случаях, когда таксы и методики исчисления вреда, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации не приняты, размер причиненного атмосферному воздуху вреда может быть исчислен по правилам определения платы за загрязнение окружающей природной среды.

В связи с освобождением истца от уплаты государственной пошлины судебные расходы по оплате государственной пошлины между сторонами спора не распределяются.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В  соответствии  с  частью  5  статьи  15  Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации  настоящий  судебный  акт  выполнен  в  форме  электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный  суд  Ханты-Мансийского  автономного  округа - Югры  разъясняет,  что  в соответствии  со  статьей  177  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации  решение,  выполненное  в  форме  электронного  документа,  направляется лицам,  участвующим  в  деле,  посредством  его  размещения  на  официальном  сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                  Е.А. Голубева