ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-1146/09 от 05.05.2009 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

07 мая 2009 г.

Дело № А75-1146/2009

Резолютивная часть решения оглашена 05 мая 2009 г.,

Полный текст решения изготовлен 07 мая 2009 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Козицкой И.А., при ведении протокола заседания судьей Козицкой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании решения конкурсной комиссии (протокол №ОК-22/2 от 05.12.2008 года) незаконным,

третьи  лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Ханты - Мансийский банк открытое акционерное общество,

с участием представителей:

от истца – ФИО1 по доверенности от 11.06.2008 № 01-747,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 25.04.2008 № 196, ФИО3 по доверенности от 14.10.2008 № 422,

от третьего лица - Ханты - Мансийский банк открытое акционерное общество: ФИО4 по доверенности от 20.02.2009 № 72-06/09 -35,

от третьего лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу- Югре не явился,

установил:

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице филиала Западно-Сибирского банка (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковыми требованиями к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – ответчик) о признании решения конкурсной комиссии (протокол №ОК-22/2 от 05.12.2008 года) об отказе Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Западно-Сибирского банка в допуске к участию в конкурсе на оказание банковских услуг кредитной организации для обслуживания фонда оплаты труда и приравненных к ней выплат для нужд Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в течение 2009 года по семи лотам, о признании открытого акционерного общества «Ханты-Мансийский банк» единственным участником конкурса и заключении с ним государственных контрактов недействительным.

Определением суда от 07.04.2009 года судебное заседание назначено на 05.05.2009 года на 14 часов 00 минут.

В судебное заседание явились представители истца, ответчика и третьего лица – Ханты-Мансийского банка открытого акционерного общества.

Третье лицо - Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу – Югре явку в суд своего представителя не обеспечило, извещено надлежащим образом. Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Представители истца исковые требования поддержали по мотивам, указанным в исковом заявлении, и просил суд удовлетворить исковые требования.

Представители ответчика иск не признали, поддержали доводы, изложенные в отзыве на иск и дополнениях к отзыву.

Представитель третьего лица поддержал позицию ответчика по иску и просил суд в иске отказать. По ходатайству представителя ответчика суд приобщил к материалам дела дополнения к отзыву на иск.

По ходатайству представителя истца суд приобщил к материалам делапостановление Федерального Арбитражного Суда от 18.09.2007 года и определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.01.2008 года.

Исковые считает обжалуемое решение конкурсной комиссии незаконным по следующим основаниям:

- непредставление документов, не предусмотренных законом, не может служить основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе;

- требование о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта противоречит закону;

- нарушены требования статьи 17 Федерального закона Российской Федерации №135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», в соответствии с которой при проведении торгов запрещается действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции;

-внесением данных требований в конкурсной документацию заказчиком при проведении торгов ограничено количество участников и созданы преимущественные условия участия в торгах одному участку торгов, что является нарушением статьи 17 вышеуказанного закона.

Нормативно требования истца обоснованы ссылками на статьи 11, 22, 25, 34, 57 Федерального закона Российской Федерации № 94-ФЗ от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», статьи 168, 435, 447-449, 554 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона Российской Федерации №135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции».

Ответчик, возражая против заявленных исковых требований, указывает, что решение конкурсной комиссии является правомерным, так как истцом не были представлены сведения о возможности оказания дополнительных услуг, а требования о наличии сети банкоматов является обязательным условием оказания качественных услуг, так как данная услуга должна быть доступной, своевременной, качественной и не может быть оказана должным образом без достаточного количества банкоматов

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что 31.10.2008 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказа было размещено извещение № 081031/007248/112 о проведении открытого конкурса на оказание банковских услуг кредитной организацией для обслуживания фонда оплаты труда и приравненных к ней выплат для нужд Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в течение 2009 года на период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года. Конкурс состоял из семи лотов.

Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Западно-Сибирского банка были поданы заявки на участие в конкурсе по всем семи лотам.

Предметом государственных контрактов по всем семи лотам является оказание банковских услуг кредитной организацией для обслуживания фонда оплаты труда и приравненных к ней выплат для нужд аппарата управления Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, расположенных в г. Ханты-Мансийске, г. Белоярский, г.Урай, п. Березово, пгт. Междуреченский (лот №1), г.Мегионе, г.Радужный (лот № 2), г.Сургуте (лот № 3), г.Нефтеюганске, г. Пыть-Яхе (лот № 4), г.Советский (лот № 5), г. Лангепасе, г. Когалыме (лот № 6), г.Нягань (лот № 7).

Согласно изменениям, внесенным в конкурсную документацию, датой начала и окончания приема заявок определено с 01.11.2008 г. по 03.12.2008 г.; датой, временем и местом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе определено 03.12.2008 г., в 10 часов 00 минут, местом проведения является <...>. Датой и место оценки и сопоставления заявок определено 08.12.2008 г., <...> (том 1, л.д.12-16).

Условия конкурса и требования участникам торгов изложены в конкурсной документации, в том числе в приложении №1 к информационной карте конкурса (том 2, л.д. 164-167).

Согласно протоколу № 081031/007248/112/1 от 01.12.2008 года на конкурс предоставлено 14 конвертов, по результатам вскрытия которых определены участники конкурса: ОАО Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации и ОАО Ханты-Мансийский банк (журнал регистрации заявок, Приложение №1 к протоколу вскрытия конвертов с заявками №ОК-22/1от 03.12.2008 г.) (том 2, л.д.133-136).

05.12.2008 года состоялось рассмотрение конкурсных заявок. Протоколом № ОК-22/2 от 05.12.2008 года Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Западно-Сибирского банка было отказано в допуске к участию в данном конкурсе по всем семи лотам ввиду несоответствия заявок на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации: о возможности без уплаты комиссии получать наличные денежные средства держателям зарплатных карт в банкоматах по месту оказания услуг по трем территориям менее, чем предусмотрено конкурсной документацией; отсутствия подтверждения возможности предоставления дополнительных услуг держателям банковских карт, предусмотренных конкурсной документацией. В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" конкурсы во всем семи лотом признаны несостоявшимися и единственным участником конкурса по всем семи лотам признано Ханты-Мансийский банк открытое акционерное общество, так как их заявка соответствовала требованиям конкурсной документации (том 2, л.д.84-98).

Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. №101 "О Фонде социального страхования в Российской Федерации" фонд социального страхования является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация исполнения бюджета возлагается на орган управления государственным внебюджетным фондом.

Согласно статье 18 Федерального закона №135-Ф3 от 26.07.2006 г. «О защитеконкуренции» государственные внебюджетные фонды осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания таких финансовых услуг как открытие и ведение банковских счетов юридических лицосуществление расчетов по этим счетам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

В соответствии с пунктом 1.4 конкурсной документации для участия в конкурсе участники размещения заказа должны подготовить и подать заявку на участие в конкурсе отдельно по каждому лоту в срок, в порядке и на условиях, изложенных в настоящей конкурсной документации. Единая комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией.

Пунктом 9.1 конкурсной документации предусмотрено, что участник размещения заказа должен заполнить представить заявку на участие в конкурсе по форме, приведенной в конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, отбор участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса находится в компетенции конкурсной комиссии.

В силу пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" проверка соответствия участников размещения заказа требованиям, указанным в пунктах 2-4 части 1 и пункте 2 части 2 настоящей статьи, осуществляется заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки требованиям конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 18.6 конкурсной документации, если заявка на участие в конкурсе, поданная участником, не соответствует требованиям конкурсной документации, участник размещения заказа к участию в конкурсе не допускается.

В разделе Техническое задание «Требования для всех лотов» конкурсной документации (л.26-29 конкурсной документации) установлены требования к возможности оказания кредитной организацией дополнительных услуг, а также минимальное количество банкоматов по каждому из лотов, совершение расходных операцией по которым возможно без взимания комиссии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Доводы истца о нарушении организатором торгов требований 17 Федерального закона Российской Федерации №135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», пункта 2.1 статьи 22 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", выразившиеся в определении количества банкоматов и наличия офисов кредитной организации по каждому лоту, суд считает необоснованными, так как с иском о признании данного требования незаконным истец не обращался, ответчик указал данное требование, исходя из потребностей заказчика, возможностей реализации банковских услуг, что не противоречит 2 статьи 22 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Истцом не оспаривается факт непредоставления сведений о возможности оказания дополнительных услуг, указанных в конкурсной документации (лист 29), однако, по мнению истца, так как конкурсная документация не устанавливала форму, по которой должны быть представлены данные сведения, не содержала требования о предоставлении документального подтверждения сведений, предоставлять в письменном виде данные сведения не было необходимости.

Суд считает доводы истца неправомерными, так как отсутствие регламентированной формы к оформлению документа не освобождает участника торгов от соблюдения требований конкурсной документации.

Истец не воспользовался правом на обращение к организатору торгов с просьбой о разъяснении конкурсной документации. Таким образом, конкурсной комиссией правомерно было отказано в допуске к участию в торгах по вышеуказанному основанию.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Истцом не представлено доказательств соблюдения требований конкурсной документации в полном объеме.

В силу статей 71, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.

На основании изложенного, правовых оснований для удовлетворения иска суд не усматривает.

Расходы по подлежащей уплате государственной пошлине в федеральный бюджет относятся на истца в полном объеме.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа

РЕШИЛ:

исковые требования Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно- Сибирского округа.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья И.А.Козицкая