ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-11584/14 от 24.02.2015 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

3 марта  2015 года

Дело № А75-11584/2014

Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2015 г.

Решение изготовлено в полном объеме 3 марта 2015 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муртазиной А.В., рассмотрев в судебном заседании дело № А75-11584/2014
по заявлению индивидуального  предпринимателя ФИО1
к администрации города Нефтеюганска о признании  незаконным бездействия, выраженном в непредоставлении земельного участка в собственность,  а также об обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю,

при  участии третьих лиц - департамента  имущественных  отношений администрации города Нефтеюганска, департамента градостроительства администрации города Нефтеюганска,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1 по паспорту гражданина Российской Федерации, ФИО2, доверенность от 13.06.2013,

от администрации -  ФИО3, доверенность № 93 05.12.2014 (до перерыва), ФИО4, доверенность № 30 от 20.01.2015 (после перерыва),

от департамента  имущественных  отношений администрации города Нефтеюганска – ФИО3, доверенность № 31 от 05.11.2014 (до перерыва), ФИО4, доверенность № 3 от 12.01.2015 (после перерыва),

от департамента градостроительства администрации города Нефтеюганска – не явились, извещены,

у с т а н о в и л:

индивидуальный  предприниматель ФИО1 Долматовича (далее -  заявитель,  Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлениемк администрации города Нефтеюганска (далее - Администрация) о признании  незаконным отказа
от 01.09.2014,  оформленного письмом № 8357/14-0  о предоставлении  земельного участка  в собственность и обязании подготовить  проект договора  купли-продажи спорного земельного участка.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - департамент  имущественных  отношений администрации города Нефтеюганска (далее – Департамент имущественных отношений), Департамент градостроительства администрации города Нефтеюганска (далее- Департамент градостроительства).

В отзывах на заявление Администрация, Департамент  имущественных  отношений, Департамент градостроительства просят  в удовлетворении  заявленных  требований отказать.

Судом в соответствии  со  статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты к рассмотрению уточненные требования заявителя, согласно которым он просит признать незаконным бездействие ответчика, выраженное
в непредставлении земельного участка площадью 3 489 кв.м., расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...> здание 17, кадастровый номер 86:20:00061:33, в собственность за плату под объектом недвижимости, принадлежащим Предпринимателю, изложенный в письме от 01.09.2014 года № 8357/14-0,  а также обязать Администрацию подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 86:20:00061:33, расположенном по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>
 здание 17 и направить его заявителю.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом в  судебном заседании, назначенном на 16.02.2015 на 10 часов 00 минут объявлялся перерыв до 24.02.2015 до 15  часов 00  минут, после завершения которого судебное заседание продолжено в том же составе суда  при участии  представителей сторон.

Департаментом градостроительства заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «РН-Юганскнефтегаз», поскольку указанное лицо является недропользователем территории, на которой расположен г. Нефтеюганск.

Суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства, поскольку согласно представленному в материалы дела кадастровой выписке на спорный земельный участок (л.д.20) земельный участок с кадастровым номером 86:20:00061:33 является муниципальной собственностью. Никаких обременений земельного участка в пользу
ООО «РН-Юганскнефтегаз» названная кадастровая выписка не содержит.

В судебном заседании представитель  заявителя требования поддержал  в полном объеме,  представитель  Администрации  и Департамента имущественных отношений
с заявленными  требованиями не согласен по доводам, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил, чтосогласно свидетельства о государственной регистрации права Предпринимателю на праве собственности  принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу: <...> магазин «Тройка» (л.д.21). Как усматривается из свидетельства, право собственности Предпринимателя на указанный объект недвижимости возникло с августа 1998 года.

Согласно распоряжению Департамента градостроительства от 15.03.2011 № 148 (л.д.22) адрес нежилого здания, предназначенного под магазин – г.Нефтеюганск, Восточная зона, массив 01, квартал 01, здание № 17; <...> магазин «Тройка» - был изменен на адрес: ул. Мамонтовская, здание 17.

Таким образом, указанное здание, принадлежащее Предпринимателю на праве собственности с 1998 года, в настоящее время имеет адрес <...> здание 17.

02.09.2008 Предприниматель и Департамент имущественных отношений заключили договор аренды № 500 (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 10.02.2011) в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:20:00061:33 площадью
3489 кв.м, расположенного по адресу: г.Нефтеюганск, Восточная зона, массив 01, квартал 01, здание № 17 (указанный адрес в 2011 году изменен на адрес: <...> здание 17). Целевое назначение арендуемого земельного участка - под магазин «Тройка» и благоустройство прилегающей территории (л.д. 14-19).

Согласно представленной в материалы дела кадастровой выписке в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:20:00061:33 от 13.02.2013 (л.д.20) указанный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование участка – под магазин «Тройка» и благоустройство прилегающей территории.

Предприниматель в мае 2014 года обратился с заявлением о расторжении договора аренды от 02.09.2008 № 500 и предоставлении земельного участка в собственность.

Департаментом  имущественных отношений заявление Предпринимателя о предоставлении земельного участка в собственность от 06.05.2014 № 515з было направлено в адрес Департамента градостроительства для подготовки градостроительного заключения.

В соответствии с заключением Департамента градостроительства о возможности предоставления земельного участка, площадью 3489 кв.м., под магазин «Тройка» и благоустройство прилегающей территории по адресу: г.Нефтеюганск, Восточная зона, массив 01, квартал 01, здание № 17, рассматриваемый земельный участок, согласно Правилам землепользования и застройки города Нефтеюганска от 01.10.2010
№ 812-
IV, расположен в общественно-деловой зоне ( с ограничением разрешенных видов использования) ОД.1, а также в границах зон с особыми условиями использования территории: санитарно-защитная зона объектов: инженерной инфраструктуры (куст скважин), транспортной инфраструктуры ( автостоянка); охранная зона: систем нефте-и газоснабжения (технический водопровод d=500 мм), электрических сетей ВЛ-бкВ.

По рассматриваемому земельному участку проходят сети электроснабжения
ВЛ-бкВ, канализации, связи, теплоснабжения, кабеля связи, технический водопровод, имеющие охранную зону, строительство и реконструкция в которых без согласования
с собственниками запрещена.

На земельном участке расположены:

- нежилое здание (магазин «Тройка»), общей площадью 209,3 кв.м., зарегистрированное свидетельством о государственной регистрации права собственности от 27.08.2010, на основании купли-продажи недвижимости (купчая)
от 07.05.1998;

- другие объекты капитального строительства (металлические нежилые сооружении (5 шт.), капитальное строительство), правоустанавливающие документы на которые не представлены.

19.05.2014 в адрес Департамента имущественных отношений поступило заявление Предпринимателя  с просьбой не рассматривать заявление о предоставлении в собственность земельного участка от 06.05.2014.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

В ответ на повторное заявление Предпринимателя от 26.08.2014 о предоставлении спорного земельного участка площадью 3 489 кв.м в собственность под магазин «Тройка» и благоустройство прилегающей территории Департамент имущественных отношений письмом № 8357/14-0 от 01.09.2014 сообщил заявителю о необходимости обратится в Департамент имущественных отношений с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка под магазин «Тройка» в границах, исключающих территорию общего пользования, и об утверждении схемы расположения земельного участка под гостевую автостоянку. Кроме того, Департамент имущественных отношений предложил заявителю предоставить уточненную топографическую съемку земельного участка ввиду того, что на испрашиваемом земельном участке произведена реконструкция магазина и пристроя к нему. 

Не согласившись  с письмом  № 8357/14-0 от 01.09.2014, Предприниматель  обратился с настоящим заявлением в суд.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридически значимыми обстоятельствами, которые подлежат доказыванию по данному делу, являются обстоятельства, указывающие на то,
что оспариваемое требование не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия
у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно, которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом.

Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Порядок приобретения права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, регламентирован пунктами 5 - 8 статьи 36 Земельного кодекса.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса).

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса).

Как следует из материалов дела, спорный объект недвижимости, расположен на сформированном земельном участке с кадастровым номером 86:20:00061:33 площадью
3 489 кв. м, с видом разрешенного использования - под  магазин «Тройка»  и благоустройство  прилегающей территории.

Как было выше сказано, Департамент имущественных отношений в письме от 01.09.2014 указал, что спорный земельный участок расположен в общественно-деловой зоне с ограничением разрешенных видов использования, а также в границах зон с особыми условиями использования территории; по земельному участку проходит линия регулирования застройки; часть  участка расположена в границах красной линии.

При этом заявление Предпринимателя не было рассмотрено по существу и ему было предложено обратится с иным заявлением в Департамент имущественных отношений о(об утверждении схемы расположения земельного участка под магазин «Тройка» в границах, исключающих территорию общего пользования, и об утверждении схемы расположения земельного участка под автостоянку, а также заявителю было предложено представить уточненную топографическую съемку.

Действительно, в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, приватизации не подлежат.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Таким образом, как следует из вышеуказанных норм к земельным участкам общего пользования относятся не закрытые для общего доступа (общедоступные) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Следовательно, основными признаками земельных участков общего пользования, перечень которых не ограничен законом, следует считать общедоступность и принадлежность публичному образованию.

Как было выше сказано, на части земельного участка с кадастровым номером 86:20:000061:33 площадью 3 489 кв. м, с видом разрешенного использования - под  магазин «Тройка»  и благоустройство  прилегающей территории,расположен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности Предпринимателю.

Земельный участок под объектом недвижимости является неделимым, так как на нем расположен объект недвижимости.

В силу положений абзаца второго пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса  местоположение границ земельного участка, занятого объектом недвижимости, и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, а также с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Статья 36 ГрК РФ также определяет, что градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом, учитывая изложенное выше, земельный участок, занятый существующим объектом недвижимого имущества, должен быть сформирован в границах, необходимых для использования и эксплуатации здания, строения, сооружения в соответствии с их функциональным назначением, а территориальные зоны, устанавливаемые градостроительными регламентами, в свою очередь, должны определяться исходя из сложившегося порядка использования соответствующего земельного участка (в том числе, с учетом факта нахождения на таком участке объектов недвижимости).

Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса  установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса , принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Пунктом 7 вышеуказанной статьи указано, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного
статьей 29 Земельного кодекса  исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Вместе с тем, из материалов настоящего дела следует, что в отношении спорного земельного участка уже был осуществлен государственный кадастровый учет, сведения о нем занесены в государственный кадастр недвижимости, Предприниматель многие годы пользовался указанным земельным участком в существующих границах на праве аренды, при этом земельный участок площадью 3489 кв.м был предоставлен Предпринимателю именно под магазин «Тройка» и благоустройство прилегающей территории.

В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса земли общего пользования действительно ограничены в обороте.

Однако, как было выше сказано, фактически указанная часть земель занята объектом недвижимости, право собственности, на который уже зарегистрировано в установленном порядке.

Следовательно, все эти запреты не могут касаться данного земельного участка, потому что право собственности, зарегистрированное на объект недвижимости первично, и не может никоим образом быть нарушено какими-либо запретами в предоставлении земельного участка, имеющего тот или иной вид разрешенного использования.

Указанная правовая позиция поддержана многочисленной судебной практикой, в том числе  в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда 21.01.2015 по делу № А81-3511/2014.

Доводы Администрации о том, что препятствием к передаче в собственность Предпринимателя спорного земельного участка является наличие красных линий также не могут быть признаны законными и обоснованными.

Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Пункт 12 статья 1 ГрК РФ определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары.

Таким образом, из изложенного следует, что красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.

В силу пункта 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

В силу статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

В соответствии с пунктом 4 статьи 42 ГрК РФ материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.

Пояснительная записка содержит описание и обоснование положений, касающихся, в частности, параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации установлены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 № 18-30 (далее - Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий).

Пункт 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий предусматривает обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 № 150 (далее - Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации).

В силу пункта 1 данная Инструкция обязательна для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.

Суд на основе анализа части 1 статьи 41, частей 2 - 6 статьи 42 ГрК РФ, а также пунктов 1, 3.1, 4.1, 4.4, 5.2, 5.3.4, 5.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий, подпунктов 6, 7 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, приходит к выводу о том, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. В случае, если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.

Материалами дела подтверждается, что по спорному земельному участку площадью проходит красная линия, вплотную прилегающие к объекту недвижимости, принадлежащему на праве собственности Предпринимателю. Объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, непосредственно связан с предпринимательской деятельностью заявителя и находится у него в собственности.

Доказательств планирования строительства объектов, перечисленных в части 11 статьи 1 ГрК РФ, на предоставленном Предпринимателю ранее в аренду земельном участке, Администрацией в материалы дела не представлено.

Также материалы дела не содержат доказательств того, что красные линии были изменены до начала строительства объекта недвижимости, принадлежащего Предпринимателю на праве собственности (магазин «Тройка») и до регистрации права собственности на него.

Как пояснил в судебном заседании Предприниматель, автодорога
(ул. Мамонтовская) находилась рядом со зданием магазина всегда и это не являлось препятствием для передачи земельного участка в существующих границах в аренду Предпринимателю.

С помощью относимых и допустимых доказательств Администрацией не опровергнуто утверждение заявителя о том, что испрашиваемый земельный участок всегда использовался под объект недвижимости (магазин), в настоящее время принадлежащий Предпринимателю на праве собственности. Каких-либо доказательств использования земельного участка в иных границах, лицами, участвующими в деле, не представлено.

При указанных обстоятельствах, установление красных линий по земельному участку, используемому под объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, противоречит нормам ГрК РФ и Земельного кодекса.

При этом суд также учитывает отсутствие в деле нарушения каких-либо имущественных прав муниципального образования, поскольку в результате приватизации спорного земельного участка, право на осуществление которой защищает в данном деле заявитель, орган местного самоуправления получит в собственность денежные средства в размере рыночной стоимости участка.

Довод  Администрации о том, что по указанному земельному участку проходят различные коммуникации, подлежит отклонению, поскольку нахождение в пределах земельного участка коммуникаций не является препятствием для предоставления его в собственность заявителя; собственник коммуникаций вправе ставить вопрос о предоставлении права ограниченного пользования этим земельным участком в порядке пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации. Аналогичный подход поддержан определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.10.2011 № ВАС-13352/11.

Доводы Департамента имущественных отношений о том, что Предприниматель на спорном земельном участке самовольно возвел какие-то постройки, судом во внимание не принимаются, поскольку не входят в предмет спора, рассматриваемого по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из кадастровой выписки на спорный земельный участок усматривается, что видом его разрешенного использования является нахождение на нем магазина «Тройка» и благоустройство прилегающей территории. Право аренды указанного земельного участка возникло у  Предпринимателя в установленном порядке на основании договора аренды
№ 500. Доказательств, свидетельствующих об установлении каких-либо обременений в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:20:00061:33, в материалы дела не представлено.

Как ранее указывалось, в соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию указанных земельных участков или приобретение права их аренды земельных участков.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении прав и законных интересов заявителя, в частности, права на передачу в собственность земельного участка, находящегося под объектом недвижимости.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010
№ 2438/10.

Как усматривается из текста ответа Администрации от 01.09.2014, административный орган, наделенный полномочиями по распоряжению муниципальным имуществом, фактически уклонился от разрешения вопроса о передаче в собственность сформированного земельного участка с кадастровым номером 86:20:000061:33, незаконно возлагая на Предпринимателя обязанность по обращению с иным заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка под магазин «Тройка» и утверждении схемы расположения земельного участка под автостоянку.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходит из материально-правового интереса, преследуемого заявителем по настоящему делу, направленного на устранение препятствий собственника объекта недвижимости по получению в собственность земельного участка под этим объектом недвижимости и восстановление его нарушенных в результате бездействия Администрации законных прав.

При таких обстоятельствах заявленные Предпринимателем требования о признании незаконным бездействий Администрации по рассмотрению заявления Предпринимателя
о предоставлении в собственность земельного участка площадью 3 489 кв.м., расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
<...> здание 17, с кадастровым номером 86:20:000061:33
и обязании Администрации устранить нарушение прав Предпринимателя подлежат удовлетворению.

В соответствии со статями 101 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя в размере 4 000 рублей.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Р Е Ш И Л:

заявление индивидуального  предпринимателя ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Нефтеюганска, выраженное в непредоставлении в собственность индивидуальному  предпринимателю ФИО1 земельного участка площадью 3 489 кв.м., расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
<...> здание 17, с кадастровым номером 86:20:000061:33.

Обязать администрацию города Нефтеюганска устранить допущенное нарушение прав и предоставить индивидуальному предпринимателю ФИО1 в собственность земельный участок с кадастровым номером 86:20:000061:33, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...> здание 17 в порядке и сроки, установленные
статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Сроки исчислять со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Взыскать с администрации города Нефтеюганска в пользу индивидуального  предпринимателя ФИО1 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 4 000 рублей.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать  после вступления решения суда в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья                                                                                                  Е.А. Голубева