ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-11593/13 от 13.02.2014 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

13 февраля 2014 г.

Дело № А75-11593/2013

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Зубакиной О.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению прокурора Нижневартовского района к обществу с ограниченной ответственностью «Арарат» (ОГРН 1068603061691, место нахождения: 628634, пгт. Излучинск, ул. Пионерная, д. 19) о привлечении к административной ответственности  по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об  административных  правонарушениях,

у с т а н о в и л:

прокурора Нижневартовского района (далее – административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Арарат» (далее – общество, УКК ООО «Арарат», ответчик) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В силу части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело в порядке упрощенного производства рассматривается без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

Исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела, 14.11.2013 по указанию прокуратуры округа прокуратурой района с привлечением сотрудников ГИБДД ОМВД России по Нижневартовскому району проведена проверка соблюдения требований законодательства при осуществлении образовательной деятельности учебно-курсовым комбинатом ООО «Арарат», расположенного по адресу: в пгт. Излучинск, ул. Пионерная, д. 19, в ходе которой выявлены нарушения лицензионных требований.

Заявителем установлено, что на момент проверки на информационном стенде учреждения отсутствуют информационные материалы: копия лицензии с приложением; книга жалоб и предложений; законодательство о защите прав потребителей; рабочий учебный план и тематические планы по предметам программы; расписание занятий; график учебного вождения; схемы учебных маршрутов, согласованных с Госавтоинспекцией, в учреждении имеются схемы дорог, утвержденные Госавтоинспекцией в 2009 году. На схемах дислокация дорожных знаков не соответствует действительности. В учебно-курсовом комбинате отсутствует оборудование: тренажер - манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносом электрическим контролером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации; тренажер - манекен взрослого пострадавшего (голова, торс) без контролера для обработки приемов сердечно-легочной реанимации; тренажер - манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей, а также расходного материала для тренажеров (запасные лицевые маски, запасные «дыхательные пути», пленки с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких). Отсутствуют расходные материалы для подготовки водителей транспортных средств по предмету «Первая помощь»: аптечки первой помощи (автомобильная) - 8 штук; табельные средства для оказания первой помощи: устройства для проведения искусственной вентиляции легких; лицевые маски с клапаном различных моделей. Средства для временной остановки кровотечения жгуты. Средства иммобилизации для верхних, нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины). Перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь). Подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства. Учебные планы образовательной программы профессиональной подготовки «Водитель автомобиля категории «А» и «Водитель автомобиля категории «В», утвержденные директором УКК ООО «АРАРАТ» отсутствуют. Отсутствует также расписание занятий, график вождения, журнал посещаемости кандидатов в водители. У мастера производственного обучения вождению Писаренко Е.В. на момент проверки предрейсовый медицинский осмотр пройден не был. У 19 кандидатов в водители, занимающихся с 01.10.2013, обязательное медицинское освидетельствование отсутствует. На автомобиле ВАЗ-21074, государственный номер Т 771 ХА 86 под управлением мастера производственного обучения вождению Гачаева С.Н. задний световой прибор не исправен (не горел левый стоп-сигнал). Площадка учебно-курсового комбината не огорожена надлежащим образом, не имеет твердого покрытия.

Результаты проверки отражены в акте от 14.11.2013 (л.д. 15-16).

По факту выявленных нарушений в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.11.2013 (л.д. 10-14).

В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на  юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», являются:

а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

в) наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

д) наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

е) наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

ж) наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Общество осуществляет образовательную деятельность по профессиональной подготовке «Водитель автомобиля категории «В», «Водитель мототранспортных средств категории «А» на основании лицензии от 27.08.2013 № 2013 (л.д. 27-28).

На момент проверки в УКК ООО «АРАРАТ» обучается две группы по профессиональной подготовке «Водитель автомобиля категории «В» по 30 человек каждая.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ
«О безопасности дорожного движения» обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями, разрабатываемыми совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

Согласно статье 26 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами водителей транспортных средств соответствующей категории.

Согласно пункту 1 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.06.2010 № 636 «Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» (далее по тексту - Приказ) примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «А» и «В» представляет собой минимум требований к результатам и содержанию подготовки и является основой для разработки рабочих программ, утверждаемых организациями, осуществляющими подготовку водителей.

Обучение проводится в соответствии с Перечнем учебных материалов и технических средств обучения для подготовки водителей транспортного средства категории «А» и «Б» (приложение к Примерной программе подготовки водителей).

Согласно Перечню учебных материалов и технических средств обучения для подготовки «водитель автомобиля категории «В» на информационном стенде должны содержаться информационные материалы: копия лицензии с приложением; книга жалоб и предложений; законодательство о защите прав потребителей; рабочий учебный план и тематические планы по предметам программы; расписание занятий; график учебного вождения; схемы учебных маршрутов, согласованных с Госавтоинспекцией.

В соответствии с Перечнем учебных материалов для подготовки водителей транспортных средств различных категорий по предмету «первая помощь» (для учебной группы с количеством обучающихся 16 человек) необходимо наличие оборудования: тренажер - манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносом электрическим контролером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации; тренажер -манекен взрослого пострадавшего (голова, торс) без контролера для обработки приемов сердечно-легочной реанимации; тренажер - манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей, а также расходного материала для тренажеров (запасные лицевые маски, запасные «дыхательные пути», пленки с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких). А также расходные материалы: аптечки первой помощи (автомобильная) - 8 штук; табельные средства для оказания первой помощи: устройства для проведения искусственной вентиляции легких; лицевые маски с клапаном различных моделей. Средства для временной остановки кровотечения жгуты. Средства иммобилизации для верхних, нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины). Перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь). Подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства.

Согласно статье 23 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и  переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В силу статьи 16 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

Согласно пункту 21.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090) первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.

В пункте 12 Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «B»  имеется контрольное занятие № 1, согласно которому, на закрытой площадке (автодроме) проверяется отработка следующих навыков: начало движения, движение по кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп-линии.

Следовательно, для обеспечения выполнения минимальных требований, установленных законодательством к программе обучения вождению транспортного средства, образовательная организация должна иметь на законном праве закрытую площадку (автодром), позволяющую проверять отработку обучающимися навыков, предусмотренных, в том числе, в контрольном занятии № 1.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

В ходе проверки установлено, что УКК ООО «АРАРАТ» требования, установленные законодательством Российской Федерации к организации образовательного процесса, не выполняются.

Общество данный факт не оспаривает, вину признает, указывает, что в настоящее время приобретены все материалы по предметы «Первая помощь», составлены расписание занятий, график вождения, ведется журнал посещаемости, книга учета вождения. Разработаны и на информационном стенде размещены учебный план и тематические планы по предметам программы. Также на информационном стенде размещены книга жалоб и предложений, закон о защите прав потребителей.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности при осуществлении своей деятельности, в связи с чем правонарушение совершено.

Материалами дела подтверждается событие и состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

На основании части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания в виде предупреждения.

Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает такое наказание как предупреждение.

Вероятность причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественный ущерб судом не установлена.

Суд с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия доказательств подтверждающих наличие отягчающих обстоятельств, устранение нарушений как смягчающее обстоятельство, считает возможным применить меру административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса в виде предупреждения.

В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о привлечении к административной ответственной  государственной пошлиной  не  оплачиваются.

Руководствуясь статьями 168-170, 176, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд    Ханты-Мансийского  автономного округа  - Югры,

РЕШИЛ:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Арарат» (ОГРН 1068603061691, место нахождения: 628634, пгт. Излучинск, ул. Пионерная, д. 19) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив административное наказание в виде предупреждения.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Судья                                                                                      О.В. Зубакина