ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-11675/2021 от 28.12.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

12 января 2022 г.

Дело № А75-11675/2021

Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 12 января 2022 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола заседания секретарем судебного заседания Штогрин В.В. рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества
с ограниченной ответственностью «Фенникс Ру» (ОГРН: 1218600000332, Дата присвоения ОГРН: 19.01.2021, ИНН: 8603243390, КПП: 860301001, место нахождения: 628605, ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская, влд.2, стр.1, офис 209)
к администрации городского поселения Излучинск о признании незаконным отказа
в организации и проведении торгов по предоставлению на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000001:94832,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: садово-огородническое некоммерческое товарищество «Восход», садовоогородническое товарищество «Восток»,

при участии представителей:

от заявителя - Коншин Р.В. по доверенности от 19.11.2021,

от заинтересованного лица - не явились,

от третьего лица - не явились,

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Фенникс Ру» (далее - заявитель,
ООО «Фенникс Ру») обратилось в арбитражный суд с требованием к администрации городского поселения Излучинск (далее - заинтересованное лицо, администрация)
о признании недействительным отказа, изложенного в письме от 12.05.2021 № 1960
в организации торгов по предоставлению на праве аренды земельного участка площадью 73691 кв.м., кадастровым номером 86:04:0000001:94832, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, Нижневартовский район, Самотлорский лицензионный участок, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения в аренду через торги;
об обязании провести торги по предоставлению на праве аренды земельного участка
с кадастровым номером 86:04:0000001:94832, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, Нижневартовский район, Самотлорский лицензионный участок.

Судом привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: садово-огородническое некоммерческое товарищество «Восход», садово-огородническое товарищество «Восток».

Стороны и третьи лица извещены надлежащим образом о дне, месте и времени судебного заседания, заинтересованное либо и третьи лица явку своих представителей
не обеспечили.

В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании был объявлен перерыв.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 12.04.2021 ООО «Фенникс Ру» обратилось
с заявлением к администрации о представлении земельного участка с кадастровым номером: 86:04:0000001:94832, площадью 73691 кв.м., расположенного по адресу:
Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, Самотлорский лицензионный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения, в аренду через торги в целях использования под сортировку, обработку, обезвреживание и утилизацию промышленных и коммунальных отходов на установках Инсениратор «Гейзер ИУ», Пиролизная установка «Т-ПУ1», дробильно-сортировочный комплекс «ШД-350», а также других подобных установок, относящихся к данному виду деятельности.

Письмом от 12.05.2021 N1960 администрация, со ссылкой на пункт 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, отказала в предоставления указанного земельного участка на испрашиваемые цели.

Основанием отказа, администрация в письме указывает, что испрашиваемый земельный участок размещен в районе существующих территорий садоводческих объединений, что ухудшит экологическую ситуацию для правообладателей земельных участков садово-огороднического некоммерческого товарищества «Восход» и садово-огороднического товарищества «Восток». Земельный участок с кадастровым номером 86:04:0000001:94832 находится в охранной зоне приаэродромной территории аэродрома Нижневартовск, что также накладывает ограничения по размещению объектов связанных с размещением, сортировкой и переработкой коммунальных отходов. Кроме того, в настоящее время ведутся работы по проектированию и строительству комплексного межмуниципального полигона твердых бытовых отходов для городов Нижневартовск и Мегион, поселений Нижневартовского района.

Полагая, что действия администрации, выразившееся в ответе 12.05.2021 № 1960, нарушают права и законные интересы, создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, ООО «Фенникс Ру» обратилось в суд
с соответствующим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, 6 решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Земельный кодекс).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Статьей 39.2 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.

Статьёй 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 39.11 ЗК РФ.

Пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Подготовка, организация и проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы, соответственно, статьями 39.11
и 39.12 ЗК РФ.

В соответствии с частью 24 статьи 39.11 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 39.11 ЗК РФ.

Пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.

Из текста оспариваемого решения администрации следует, что в заявлении общества о предоставлении в аренду через торги испрашиваемого земельного участка отказано со ссылкой на пункт 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Норма указанной статьи касается способа предоставления земельного участка без проведения торгов и к рассматриваемой ситуации не применима.

В то же время, в подпункте 5.1 пункта 8 статьи 39.11 имеется аналогичное основание для отказа в предоставлении земельного участка посредством проведения торгов,
а именно, земельный участок не может быть предметом аукциона, если он полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона.

Так, администрация в оспариваемом решении указывает, что земельный участок
с кадастровым номером 86:04:0000001:94832 находится в охранной зоне приаэродромной территории аэродрома г. Нижневаротовск, что накладывает ограничения по размещению объекта, связанного с размещением, сортировкой и переработкой коммунальных отходов.

Вместе с тем, как следует из заявления общества, поданного в администрацию, общество испрашивало земельный участок в целях использования под сортировку, обработку, обезвреживание и утилизацию промышленных и коммунальных отходов на установках Инсинератор «Гейзер ИУ», Пиролизная установка «Т-ПУ1», Дробильно-сортировочный комплекс ЩД-350» и других видов установок, относящихся к данной деятельности, без возведения капитальных строений.

К заявлению обществом прилагались паспорта установок и заключения государственных экологических экспертиз, содержащих информацию о степени воздействия на окружающую среду.

В письме администрации от 12.05.2021 отсутствует ссылка на нормативный правовой акт, ограничивающий размещение данного вида объектов в охранной зоне приаэродромной территории.

Согласно представленных обществом к письменным объяснениям от 24.11.2021 сведений публичной кадастровой карты (приложение 1), письменных пояснений кадастрового инженера с обосновывающими материалами (приложение 8 к объяснениям от 24.11.2021), испрашиваемый земельный участок располагается в границах приаэродромной территории в подзоне № 4.

Данное обстоятельство администрацией не опровергнуто.

В соответствии с Решением об установлении приаэродромной территории аэродрома Нижневартовск, в подзоне № 4 запрещается размещать объекты, создающие помехи
в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения
и расположенных вне первой подзоны (таблица 1.1, Приложение 3 к дополнительным объяснениям от 24.11.2021).

Как следует из вышеуказанного Решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Нижневартовск (стр. 3), в границах приаэродромной территории аэродрома Нижневартовск полностью или частично расположены два муниципальных образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: городской округ город Ниэневартовск и Нижневаротовский район, что не исключает ведение любой хозяйственной деятельности на территориях этих муниципальных образований.

Доказательства того, что планируемая обществом хозяйственная деятельность на испрашиваемом земельном участке, находящемся в 4 подзоне приаэродромной территории повлечет за собой создание помех в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны, администрацией не представлены.

С учетом изложенных обстоятельств, отказ администрации по указанному основанию является незаконным.

Администрация в оспариваемом решении от 12.05.2021 так же ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок размещен в районе существующих территорий садоводческих объединений, что ухудшит экологическую ситуацию для правообладателей земельных участков садово-огороднического некоммерческого товарищества «Восход»
и садово-огороднического товарищества «Восток».

Данный вывод администрации сделан без ссылки на какую-либо норму закона и оценку фактических обстоятельств, носит предположительный характер.

Так, согласно общедоступным сведениям публичной кадастровой карты, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 86:04:0000001:94832 площадью 73 691 кв.м. расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, Самотлорский лицензионный участок, относится
к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенный вид использования: мусороперерабатывающий объект мощностью до 40 тысяч тонн в год.

Таким образом, испрашиваемое обществом целевое использование земельного участка полностью соответствует установленной категории земель и виду разрешенного использования.

Заявитель представил в материалы дела заключения экологических экспертиз на планируемые к размещению на земельном участке установки, согласно которым размер санитарно-защитной зоны для них установлен в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 составляет 500 метров, при этом согласно сведениям публичной кадастровой карты, представленным заявителем, минимальное расстояние от границы испрашиваемого земельного участка до ближайшего участка садово-огороднического товарищества составляет 536 м. (приложение к объяснениям от 24.11.2021).

Указанные документы прилагались так же заявителем к заявлению, направленному в администрацию.

Судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц садово-огородническое некоммерческое товарищество «Восход», садово-огородническое товарищество «Восток», которые извещены надлежащим образом о дате судебного заседания, участие в судебном разбирательстве не приняли, о нарушении своих прав не заявили.

С учетом изложенного, отказ администрации в проведении аукциона со ссылкой на возможное нарушение в результате прав и интересов других лиц не основан на норме закона и является необоснованным.

В качестве одного из оснований для отказа в проведении торгов так же указано ведение администрацией работ по проектированию и строительству комплексного межмуниципального полигона твердых бытовых отходов для городов Нижневартовск и Мегион, поселений Нижневартовского района.

Вместе с тем, Земельный кодекс не устанавливает такого основания для отказа
в проведении торгов и предоставлении земельного участка как наличие на территории муниципального образования объекта со схожим или идентичным назначением.

Таким образом, администрация, отказав обществу в организации и проведении торгов по предоставлению на праве аренды земельного участка площадью 73 691 кв.м.
с кадастровым номером 86:04:0000001:94832 на испрашиваемые им цели письмом от 12.05.2021 № 1960, допустила нарушение требований статьи 39.11 Земельного кодекса, прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно права на получение земельного участка в аренду посредством участия в аукционе, следовательно судом установлено наличие совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ для признания оспариваемого отказа незаконным.

Требования заявителя подлежат удовлетворению полностью.

Суд полагает возможным в целях восстановления заявителя в правах, обязать администрацию городского поселения Излучинск принять и рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Фенникс Ру» о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000001:94832 в целях использования под сортировку, обработку, обезвреживание и утилизацию промышленных и коммунальных отходов на установках Инсинератор «Гейзер ИУ» Пиролизная установка «Т-ПУ1», дробильно-сортировочный комплекс «ЩД-350», а так же других установок относящихся к данному виду деятельности, в порядке, установленном статьёй 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом выводов суда, изложенных в настоящем решении.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию
с заинтересованного лица в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 15, 167-170, 176, 177, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Р Е Ш И Л:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение администрации городского поселения Излучинск об отказе в организации и проведении торгов по предоставлению на праве аренды земельного участка площадью 73 691 кв.м. с кадастровым номером 86:04:0000001:94832, выраженное в письме от 12.05.2021 № 1960.

Обязать администрацию городского поселения Излучинск принять и рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Фенникс Ру» о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000001:94832 в целях использования под сортировку, обработку, обезвреживание и утилизацию промышленных и коммунальных отходов на установках Инсинератор «Гейзер ИУ» Пиролизная установка «Т-ПУ1», дробильно-сортировочный комплекс «ЩД-350», а так же других установок относящихся к данному виду деятельности, в порядке, установленном статьёй 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом выводов суда, изложенных в настоящем решении.

Взыскать с администрации городского поселения Излучинск в пользу общества
с ограниченной ответственностью «Фенникс Ру» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству участвующих в деле лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                              О.Г. Чешкова