ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-11889/20 от 20.01.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

25 января 2021 г.

Дело № А75-11889/2020

Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2021 г.

Решение в полном объеме изготовлено 25 января 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Истоминой Л.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нигматуллиной А.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации города Нефтеюганска (ОГРН 1028601264460,
ИНН 8604013215, адрес: 628301, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
г. Нефтеюганск, 2 микрорайон, д. 25) к главе крестьянского фермерского хозяйства Пушкареву Андрею Николаевичу (ОГРНИП 308860411400018, ИНН 860400070436)
о взыскании 49 829 руб. 45 коп., с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

без участия представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

Администрация города Нефтеюганска (далее - истец, администрация) обратилась
в арбитражный суд с исковым заявлением к главе крестьянского фермерского хозяйства Пушкареву Андрею Николаевичу (далее - ответчик, глава КФХ Пушкарев А.Н.)
о взыскании штрафа за нарушение условий соглашения от 20.02.2019 № 97
о предоставлении субсидии из местного бюджета в целях финансового возмещения части затрат за объемы производственной и реализованной продукции сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным на территории города Нефтеюганска
и осуществляющим деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре,
в размере 49 829 руб. 45 коп.

Определением суда от 12.08.2020 исковое заявление принято к рассмотрению
в порядке упрощенного производства.

В установленный судом срок ответчик представил отзыв на исковое заявление,
в котором указал, что показатели результативности использования субсидий
по поголовью свиней не были выполнены, поскольку согласно пункту 2.11 Порядка расчета и предоставления субсидии (Приложение № 17), утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 344-п,  хозяйства должны были перейти на альтернативные свиноводству виды животноводства. Изменение условий субсидирования и переход на альтернативные виды животноводства для фермерского хозяйства носили внезапный и непреодолимый характер (т. 1 л.д. 129-130).

          Определением от 05.10.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

          Определением суда от 02.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент промышленности округа).

          Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку своих представителей.

          Истец во исполнение определения суда от 02.11.2020 представил письменные пояснения (т. 2 л.д. 68-71), документы, подтверждающие выплату субсидии в заявленном размере; расчет штрафа за недостижение показателей результативности использования субсидии отдельно по молоку и по поголовью свиней.

          Ответчик представил в суд дополнительные письменные пояснения с учетом пояснений истца.

          Департамент промышленности округа в отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие (т. 2 л.д. 60-62).

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

20.02.2019 между администрацией и главой КФХ Пушкаревым А.Н. было заключено соглашение № 97 о предоставлении субсидии из местного бюджета в целях финансового возмещения части затрат за объемы произведенной и реализованной продукции сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным на территории города Нефтеюганска и осуществляющим деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Субсидия предоставляется в соответствии с решением Думы города Нефтеюганска от 26.12.2018 № 514-VI «О бюджете города Нефтеюганска на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» и в порядке, установленном постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 344-п «О государственной  программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса».

Размер субсидии на возмещение части затрат по соглашению № 97 от 20.02.2019 составил 482 079 руб. 25 коп., в последующем неоднократно изменялся в соответствии
с  заключенными дополнительными соглашениями № 1 от 28.02.2019, № 2 от 20.03.2019, № 3 от 19.04.2019, № 4 от 23.09.2019, № 5 от 12.12.2019.

Обязательства по выплате субсидии истец исполнил в полном объеме.

В соответствии с пунктом 2.3.7 соглашения получатель субсидии обязан выполнить показатели результативности использования субсидий согласно приложению № 2
к соглашению.

За неисполнение указанных показателей пунктами 5.6, 6.4 соглашения предусмотрены штрафные санкции.

Проанализировав исполнение условий соглашения в части достижения показателей результативности использования субсидии, администрация выявила отклонение фактических показателей от планируемых: по молоку на -120,582 тн, по поголовью свиней на - 1002 головы.

Истцом исчислен штраф за недостижение получателем субсидии показателей результативности в размере 49 829 руб. 45 коп., в том числе: по молоку - 19 794 руб.
97 коп., по поголовью свиней - 30 034 руб. 48 коп. (т. 2 л.д. 97).

Направленное в адрес ответчика требование от 04.03.2020 об уплате штрафа было оставлено им без исполнения, что явилось основанием для обращения администрации
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Спорные отношения сторон в рамках заключенного соглашения суд квалифицирует как отношения, основанные на договоре и регулируемые нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и общими положениями раздела
III Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ.

Пункт 1 статьи 78 БК РФ предусматривает, что субсидии юридическим лицам
(за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам
(за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году
(за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию,
и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно установленному статьи 38 БК РФ принципу адресности и целевого характера бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Обязанность по целевому использованию бюджетных средств их получателем установлена статьей 62 БК РФ.

Пункт 1 статьи 306.4 БК РФ определяет, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 179 БК РФ, во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р
«О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» принято постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 344-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса».

Приложением 17 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утвержден Порядок расчета и предоставления субсидий на поддержку растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, на поддержку животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, на поддержку мясного скотоводства, переработки и реализации продукции мясного скотоводства (далее - Порядок) (утратил силу с 01.01.2021).

Пунктом 1.2 Порядка предусматривалось, что субсидию предоставляют органы местного самоуправления муниципальных образования автономного округа (далее - уполномоченный орган) с целью возмещения затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям за объемы реализованной продукции собственного производства
в текущем финансовом году и в декабре отчетного финансового года.

Основанием для перечисления субсидии является соглашение о предоставлении субсидии, заключенное между уполномоченным органом и получателем (пункт
2.6 Порядка).

В соответствии с пунктом 2.13 Порядка уполномоченный орган самостоятельно
и (или) совместно с органами государственного финансового контроля  осуществляет обязательную проверку соблюдения получателем целей, условий и порядка предоставления субсидии. Уполномоченный орган вправе устанавливать сроки и формы предоставления получателем отчетности о достижении показателей результативности субсидии, а также об исполнении получателем взятых на себя обязательств, установленных соглашением. Получатель ежемесячно не позднее 5 рабочего дня месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченный орган отчет об использовании субсидии по форме, установленной правовым актом уполномоченного органа. 

Согласно подпункту 3.2.1 пункта 3.2 Порядка, в случае выявления факта недостижения показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней направляет получателю письменное требование о необходимости уплаты штрафов с указанием сроков оплаты. Расчет суммы штрафа осуществляется по форме, установленной соглашением.

Приложением № 2 к соглашению стороны определили следующие показатели результативности использования субсидии в 2019 году: по показателю «молоко (тн)» - 365; по показателю «поголовье свиней (гол)» - 1999.

По факту данные показатели составили в 2019 году: по показателю «молоко (тн)» - 244,418 (отклонение - 120,582); по показателю «поголовье свиней (гол)» - 997 (отклонение - 1002).

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются ответчиком.

Возражая относительно заявленных требований, глава КФХ Пушкарев А.Н. указал, что показатели результативности использования субсидий по поголовью свиней не были выполнены, поскольку согласно пункту 2.11 Порядка хозяйства должны были перейти
на альтернативные свиноводству виды животноводства.

Судом установлено, что первоначально установленные ставки субсидий
на государственную поддержку сельского хозяйства и порядок (условия) предоставления субсидии были изменены постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.02.2019 № 59-п.         

Так, с 01.01.2019 до 01.06.2019 ставка за произведенное и реализованное мясо свинины составляла 60 руб. за 1 кг, с 01.06.2019 начисление субсидий должно было производиться по ставкам в зависимости от присвоенного свиноводческому хозяйству зоосанитарного статуса (компартмента): Iзоосанитарный статус (компартмент) - 25 руб. за 1 кг живого мяса, II зоосанитарный статус (компартмент) - 35 руб. за 1 кг.,
III зоосанитарный статус (компартмент) - 45 руб. за 1 кг, IV зоосанитарный статус (компартмент) - 60 руб. за 1 кг.

Как указала администрация, по ее данным свиноводческое хозяйство Пушкарева имеет Iзоосанитарный статус (компартмент), соответственно, после документального подтверждения зоосанитарного статуса с 01.06.2019 года при исчислении субсидии должна была применяться ставка 25 руб. за 1 кг.

Кроме того, вышеуказанным постановлением пункт 1.2 Порядка дополнен четвертым абзацем, в силу которого субсидия за объемы произведенного
и реализованного мяса свиней в период с 01.01.2019 по 31.05.2019 предоставляется
в срок до 30.06.2019, но не более объемов бюджетных ассигнований, определенных
за фактически произведенную и реализованную продукцию в 1 полугодии 2018 года.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 26.04.2019 № 137-п пункт 2.8 после абзаца шестнадцатого дополнен абзацем следующего содержания: «в случае предъявления Получателем объемов произведенного
и реализованного мяса свиней в период с 1 января 2019 года по 31 мая 2019 года, превышающего объемы произведенного и реализованного мяса свиней в 1 полугодии 2018 года (далее - превышающий объем) субсидии на сумму превышающего объема
не выплачиваются».

Таким образом, в результате изменений в правовом регулировании мер государственной поддержки на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры были существенным образом изменены условия возмещения части затрат
за объемы произведенного и реализованного мяса свиней.

Очевидно, что такие изменения стимулировали переход фермерских хозяйств
на альтернативные свиноводству виды животноводства и сокращение поголовья свиней. Следовательно, требования о соблюдении прежних показателей результативности исполнения субсидии, в сохранении которых правовой регулятор потерял интерес, ставят другую сторону соглашения - получателя субсидии в неравное положение и ущемляют его имущественные интересы.

Судом установлено, что показатели результативности использования субсидии
за объемы произведенной и реализованной продукции были согласованы до внесения изменений в правовое регулирование и их недостижение непосредственно и напрямую связано с нормативным изменением условий возмещения части затрат в 2019 году.
При этом данные показатели не были пересмотрены сторонами в связи с существенным изменением обстоятельств.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая
от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

С учетом изложенного, поскольку недостижение показателей результативности исполнения субсидии по поголовью свиней не связано с виновными действиями ответчика, который проявил должную степень заботливости и осмотрительности, суд находит основания для освобождения главы КФХ Пушкарева А.Н. от ответственности
в части штрафа за недостижение получателем субсидии показателей результативности
по поголовью свиней в размере 30 034 руб. 48 коп.

В остальной части исковое заявление подлежит удовлетворению.

Ответчиком не приведены основания, по которым он оспаривает штраф
за недостижение показателей результативности по молоку в размере 19 794 руб.

Судом также не установлены основания для его освобождения от ответственности
в указанной части.

Расчет штрафа не оспорен ответчиком, проверен судом и признан арифметически верным.

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

При подаче иска государственная пошлина администрацией не уплачена в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которого она освобождена от уплаты государственной пошлины.

В связи с частичным удовлетворением исковых требований и в соответствии
со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации государственная пошлина в доход федерального бюджета подлежит взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.

          Руководствуясь статьями 167-176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  

Р Е Ш И Л :

исковое заявление удовлетворить частично.

          Взыскать с главы крестьянского фермерского хозяйства Пушкарева Андрея Николаевича в пользу администрации города Нефтеюганска штраф в размере 19 794 рубля 97 копеек за нарушение условий соглашения № 97 от 20.02.2019  о предоставлении субсидии из местного бюджета в целях финансового возмещения части затрат за объемы производственной и реализованной продукции сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным на территории города Нефтеюганска
и осуществляющим деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

          В остальной части требований в удовлетворении отказать.

          Взыскать с главы крестьянского фермерского хозяйства Пушкарева Андрея Николаевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 794 рубля 60 копеек.

          Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия
в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                            Л.С. Истомина