Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
14 марта 2011 г.
Дело № А75-11939/2010
Резолютивная часть решения оглашена 10 марта 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 14 марта 2011 года.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Кущевой Т.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ташмурзиным И.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Управдом» к отделу государственного пожарного надзора по г. Сургуту об оспаривании ненормативного акта,
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 12.01.2011,
от ответчика: не явился,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Управдом» (далее управляющая компания, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением с заявлением о признании недействительным предписание отдела государственного пожарного надзора по г. Сургуту (далее административный орган, отдел) № 365/1/1 от 05.07.2010, № 534/1/1 от 22 ноября 2010 года и протокол об административном правонарушении от 22.11.2010.
В обоснование заявленных требований управляющая компания ссылается на то, что не является собственником имущества, а пожарная сигнализация входит в состав общего имущества.
Отдел с предъявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Административный орган о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом в судебное заседание не явился и суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в его отсутствие.
Суд, заслушав доводы представителя управляющей компании, исследовав материалы дела, установил.
Административным органом на основании распоряжения руководителя № 365 т 17.06.2010 в период с 21 июня по 5 июля 2010 года проведено внеплановое мероприятие по контролю за противопожарным состоянием жилых домов, расположенных по адресу: <...> в ходе которого выявлено, что не организовано проведение занятий по программе ПТМ с работниками компании; автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии; коридор 1-го этажа не оборудован автоматической пожарной сигнализацией; в защищаемых помещениях установлено менее 2-х пожарных извещателей; жилой дом не оборудован системой оповещения людей при пожаре; система пожарной сигнализации не соответствует требованиям нормативных документов; не проводятся проверки пожарных насосов на работоспособность; не проводится проверка на водоотдачу; установлены непроектные двери и перегородки препятствуют свободному доступу к пожарным кранам; не обозначены знаками пожарной безопасности; не проведены эксплуатационные испытания ограждений на крыше: в поэтажных коридорах устроены кладовые; в подвалах светильники не оборудованы колпаками; административные помещения не обеспечен6ыв первичными средствам пожаротушения; допускается хранение горючих материалов в подвале; на огнетушителях не нанесены белой краской порядковые номера; система противодымной защиты находится в неисправном состоянии. По материалам проверки выдано предписание № 365/1/1 от 05.07.2010 (т. 1 л.д. 48-76). Аналогичные нарушения выявлены в ходе проведения проверки в период 2 и 22 ноября 2010 года и выдано предписание № 534/1/1 от 22 ноября 2010 года (т. 1 л.д. 8-47), а также составлен протокол об административном правонарушении в отношении руководителя управляющей компании. Руководитель заявителя возражал в отношении оборудования жилых домов пожарной сигнализацией, ремонта пожарной сигнализации, ремонта противодымной защиты, заключение договора на обслуживание противодымной защиты и проведение испытаний.
Управляющая компания, не согласившись с выданными предписаниями, обратилась с заявлением в суд.
Согласно пункта 3 Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (далее Правила) наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 г. N 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях»" (НПБ 104-03) (далее НПБ 104-03) тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.
Пунктом 98 Правил предусмотрено, что установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.
Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах.
В силу пункта 34 Правил Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).
Пунктом 96 Правил предусмотрено, что Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.
В период выполнения работ по ТО или ремонту, связанных с отключением установки (отдельных линий, извещателей), руководитель предприятия должен принять необходимые меры по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологического оборудования.
Нормы пожарной безопасности НПБ 240-97 "Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний"
(утв. Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору, введены в действие приказом ГУГПС МВД РФ от 31 июля 1997 г. N 50) Периодические испытания систем противодымной защиты производятся не реже одного раза в 2 года или чаще, если это не указано в технико-эксплуатационной документации здания.
Приемосдаточные и периодические испытания систем противодымной защиты зданий выполняются специализированными организациями, имеющими лицензии на право выполнения работ по монтажу, ремонту, обслуживанию и наладке указанных систем, в присутствии представителей Государственной противопожарной службы МВД России.
Поскольку указанные требования не выполнены, то выдача предписаний является правомерным.
Суд, проверив обоснованность выдачи предписаний по оставшимся пунктам, находит их обоснованными, так как заявителем не представлены доказательства, что указанные пункты выполнены.
Довод управляющей компании, что субъектом, который должен ответственность за содержание мест общего пользования в многоквартирном доме и не наделен полномочиями по владению, пользования или распоряжению имуществом несостоятелен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491
"Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее Правила) установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункта 7 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Типовым договором управления многоквартирным домом заключенного между квартиросъемщиком и управляющей компанией предусмотрено, что предметом указанного договора является, в том числе текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома – комплекс ремонт и организационно-технических мероприятий в период нормативного срока эксплуатации с целью устранения неисправностей (восстановление работоспособности) элементов оборудования, инженерных систем многоквартирного дома для поддержания эксплуатационных показателей коммуникаций, оборудования, конструкций, который включает в себя и текущий ремонт технических устройств (лифтов, пожарной сигнализации и т.п.).
Из анализа указанных норм следует, что управляющая компания обязана содержать в исправном состоянии, в том числе систему пожарной сигнализации.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Управдом» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Т.П. Кущева