Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
28 января 2016 г.
Дело № А75-12084/2015
Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2016 г.
Полный текст решения изготовлен 28 января 2016 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания секретарем Ларионовой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального учреждения «Комитет имущественных отношений муниципального образования «Ленский район Республики Саха (Якутия)» к открытому акционерному обществу «Сургутнефтегаз» о взыскании 349 280 руб. 09 коп.,
при участии представителей:
от истца – не явились,
от ответчика – ФИО1, доверенность от 01.01.2015 № 2422-Д, ФИО2, доверенность от 26.10.2015 № 2663-Д,
установил:
муниципальное учреждение «Комитет имущественных отношений муниципального образования «Ленский район Республики Саха (Якутия)» (далее – Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу «Сургутнефтегаз»
о взыскании 283 546 руб. 73 коп. задолженности по договору аренды от 06.03.2007 № 168.
Исковые требования мотивированы наличием задолженности по арендной плате по указанному договору.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей ответчика, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды земельного участка. находящегося в государственной собственности от 06.03.2007 № 168 (том 1 л.д. 62-68).
По условиям договора истец предоставил в аренду ответчику земельный участок из земель населенных пунктов площадью 7700 кв. м, кадастровый номер 14:14:020022:0016, расположенный мкр. Геолог п. Витим Ленского района Республики Саха (Якутия) (адресные ориентиры) для строительства объекта «Базы производственного обслуживания в п. Витим. Первая очередь» линия электропередач воздушная 6 кВ от БПО в п. Витим – причал речной грузовой .
Пунктом 1.2. договора указан вид разрешенного использования земельного участка.
Договор заключен с 06 марта 2007 г. по 06 марта 2012 г. (пункт 2.1. договора).
Разделом 3 договора определены размер, сроки и порядок внесения арендной платы.
Полагая, что у арендатора имеется задолженность по арендной плате за 2014 год (том 1 л.д. 70 расчет), истец обратился с настоящим иском в суд.
Разница между начисленной истцом (283 546 руб. 73 коп.) и оплаченной ответчиком (65 733,36 руб.) суммами арендной платы возникла из-за применения сторонами различного порядка исчисления арендных платежей.
Истец начисляет арендную плату исходя из ставок, утвержденных Решением Сессии Районного Совета депутатов oт 22.04.2014 № 11-8 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена...» (далее - Решение №11-8), где для 9-го вида разрешенного использования земельного участка установлена ставка в размере 14 % от кадастровой стоимости.
Проведенной Прокуратурой Ленского района PC (Я) проверкой установлено, что указанное Решение № 11-8 принято представительным органом МО «Ленский район» за пределами своей компетенции с превышением полномочий, при этом Решением №11-8 предусматривается применение незаконных стимулирующих коэффициентов, а размер ставок арендной платы для некоторых видов использования земельных участков установлен в завышенном размере, что является нарушением части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Исходя из закрепленных в положениях Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий, Прокуратурой Ленского района был вынесен протест от 29.01.2015 № 3-0042ж- 15 (том 1 л.д. 98-101), которым предписывалось отменить Решение №11-8 как незаконное.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, а также условия, сроки и порядок ее внесения за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а за земли, государственная собственность на которые не разграничена – по общему правилу органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, абзац 5 статьи 10 Федерального закона от 25.10.2001 № 137–ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Земельные отношения в Республике Саха (Якутия), а также отношения в сфере установления и взимания платы за использование земель регулирует Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 888-3 № 673-IV.
Согласно пункту 4 статьи 12 Земельного кодекса РС(Я) установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена отнесено к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 № 26 утверждено «Положение о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Согласно части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, Решение № 11-8 принято с превышением полномочий, не соответствует статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации и абзацу 5 статьи 10 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», и не подлежит применению в силу части 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанное Решение № 11-8 не подлежит применению для целей расчета арендной платы по настоящему делу, в том числе и за период до признания его незаконным.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, осуществляется
с проведением работ по их формированию (подпункт 1 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции на дату заключения договора, далее - ЗК РФ). Без предварительного согласования мест размещения объектов предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах – подпункт 2 пункта 1 статьи 30 ЗК РФ, а с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставление земли осуществляется в аренду без проведения торгов (пункт 3 статьи 30 ЗК РФ).
В рассматриваемом случае земельный участок был предоставлен ответчику без проведения торгов и основанием для предоставления земельного участка без торгов являлось именно предварительное согласование места размещения объекта, что подтверждается Постановлением и.о.главы муниципального образования «Ленский район» PC (Я) от 06.03.2007 № 07-03-000235/7 (том 2 л.д. 5).
Данный факт истцом не оспаривается и не опровергается.
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения и в 2014 году).
Исходя из установленного подпунктом «д» пункта 3 Правил предельного размера арендной платы ответчиком произвел расчет арендной платы по договору в размере 2 % от кадастровой стоимости земельных участков и оплатил платежными поручениями
от 27.12.2013 № 24301, от 16.04.2014 № 6415, от 08.05.2014 № 7816, от 06.06.2014
№ 9483 и от 07.07.2014 № 11556, от 07.08.2014 № 13786, от 04.09.2014 № 14945, от 07.10.2014 № 17438, от 07.11.2014 № 19477, от 09.12.2014 № 21176, от 26.03.2015 № 11163 (том 1 л.д. 125, 127, 129, 131, 133, 135, 137, 139, 141, 143,145, повторно том 2 л.д. 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34).
Учитывая, что арендная плата за 2014 год в полном объеме была перечислена на расчетный счет истца, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, согласно абзацам 2 и 5 статьи 10 Федерального закона от 25.10.2001
№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Земельные отношения в Республике Саха (Якутия), а также отношения в сфере установления и взимания платы за использование земель регулирует Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 888-3 № 673-IV.
Согласно пункту 4 статьи 12 Земельного кодекса РС(Я) установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена отнесено к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 № 26 утверждено «Положение о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 1.5 вышеуказанного Положения при предоставлении в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объектов базовая ставка арендной платы за такой земельный участок устанавливается в размере ставки земельного налога на соответствующий земельный участок.
Пунктом 3.3. Решения поселкового Совета депутатов МО п. Витим Ленского района РС(Я) от 25.12.2012 № 04-04 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Поселок Витим» Ленского района Республики Саха (Якутия)» в отношении рассматриваемого участка установлена ставка земельного налога в размере 1,5 % от кадастровой стоимости участка (том 2 л.д. 37-39). Решение действует с 01.01.2013 без ограничения срока действия (п. 10 решения).
Таким образом, сумма годовой арендной платы по договору аренды от 06.03.2007 № 168 должна быть исчислена в следующем порядке:
3 286 668,00 руб. (кадастровая стоимость участка) * 1,5% (ставка земельного налога и соответственно базовая ставка арендной платы) = 49 300,02 руб. (годовая арендная плата по договору).
Размер арендной платы, исчисленный с применением вышеуказанной ставки (1,5% от кадастровой стоимости участка) не превышает размер арендной платы, определенный по ставкам для аналогичного случая предоставления земельного участка, находящегося в федеральной собственности (подпункт «д» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582).
Учитывая, что ответчиком за 2014 год по договору аренды от 06.03.2007 № 168 была перечислена сумма 65 733,36 руб., задолженность по арендной плате отсутствует, а имеется переплата в сумме 16 433,34 руб. (том 1 л.д. 125, 127, 129, 131, 133, 135, 137, 139, 141, 143,145,, повторно том 2 л.д. 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34).
Перечисление произведено по реквизитам, указанным в пункте 3.4. договора аренды.
Исходя из части 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом.
Исходя из того, что Решение № 118 не подлежит применению для начисления арендной платы за участок по спорному договору, учитывая факт внесения ответчиком арендной платы в период действия договора до начала судебного разбирательства
в соответствии с размером платы, установленным уполномоченным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О.В. Зубакина