Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
07 февраля 2022 г.
Дело № А75-12170/2021
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2022 г.
Полный текст решения изготовлен 07 февраля 2022 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола заседания помощником судьи
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: 1) общества
с ограниченной ответственностью «Сибпромстрой-Югория», 2) общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центр Менеджмент» Доверительный Управляющий Закрытым паевым инвестиционными фондом комбинированным «Сибпромстрой Югория», 3) Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 4) Администрации города Сургута
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительными решения от 11.06.2021
№ 086/01/16-1484/2020,
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, ФИО2, Департамент образования администрации города Сургута, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута,
при участии представителей:
от заявителей - от общества с ограниченной ответственностью «Сибпромстрой-Югория» - ФИО3 по доверенности от 23.11.2020 (веб-конференция), ФИО4
по доверенности от 01.09.2021; от Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - ФИО5 по доверенности от 16.11.2021 № 13-Д-104; от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центр Менеджмент» Доверительного Управляющего Закрытым паевым инвестиционными фондом комбинированным «Сибпромстрой Югория» - ФИО6 № 108 по доверенности от 10.09.2021,
от заинтересованного лица (Управление Федеральной антимонопольной службы
по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) - ФИО7
по доверенности №3 от 09.01.2020,
от третьих лиц: от ФИО2 - ФИО8 по доверенности
от 17.09.2021 № 77АГ 7801152 (веб-конференция), от Департамента образования
и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры- ФИО9
по доверенности от 29.09.2021 № 5,
от других лиц - не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Сибпромстрой-Югория»
( далее - ООО «Сибпромстрой-Югория»), общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центр Менеджмент» Доверительный Управляющий Закрытым паевым инвестиционными фондом комбинированным «Сибпромстрой Югория»
(далее - ООО «УК «Центр Менеджмент»), Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Администрация города Сургута, вместе - заявители, обратились в суд с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
(далее - антимонопольный орган, Управление, Ханты-Мансийское УФАС) о признании недействительным решения от 11.06.2021 № 086/01/16-1484/2020.
Определениями суда от 20.09.2021, 28.09.2021 дела №№ А75-13241/2021,
А75-12123/2021, № А75-14669/2021, А75-12170/2021 объединены для совместного рассмотрения в одно производство, объединенному делу присвоен номер А75-12170/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ФИО2, Департамент образования администрации города Сургута, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, Администрация г. Сургута, Департамент образования администрации города Сургута явку своих представителей в судебное заседание
не обеспечили, уведомлены о судебном разбирательстве надлежащим образом.
Представители ООО «Сибпромстрой - Югория», ООО «УК «Центр Менеджмент», Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поддержали заявленные требования в полном объеме, полагают, что решение антимонопольного органа противоречит положениям земельного и градостроительного законодательства, вменяемое нарушение антимонопольного законодательства не доказано.
Антимонопольный орган с заявленными требованиями не согласился по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, в дополнении к отзыву на заявление.
Представитель Департамента образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры поддержал позицию заявителей,
по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
Представитель ФИО2 поддержал позицию антимонопольного органа, просил оставить решение антимонопольного органа в силе.
Заслушав представителей заявителей, антимонопольного органа, гр. ФИО2, Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступило обращение ФИО2 (вх.№1165-0 от 01.06.2020), направленное Прокуратурой ХМАО-Югры (вх.№1202- О от 05.06.2020г.) и Следственным управлением по ХМАО-Югре (вх. 1384-0 от 29.06.2020), содержащее сведения о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депимущества Югры) при заключении государственного контракта на приобретение объектов недвижимого имущества № 219090467 от 24.12.2019 с обществом с ограниченной ответственностью «УК «Центр Менеджмент».
ФАС России дано поручение антимонопольному органу проанализировать рассматриваемые обстоятельства, изложенные в обращении ФИО2,
не ограничиваясь доводами, изложенными в указанном обращении.
По результатам рассмотрения обращения ФИО2 в отношении Депимущества Югры, Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа- Югры (далее - Депобразования Югры), Администрации города Сургута (далее - Администрация г.Сургута) и ООО «УК «Центр Менеджмент»
на основании приказа Ханты-Мансийского УФАС России от 01.09.2020 № 222 возбуждено дело № 086/01/16-1484/2020 по признакам нарушения статьи 16 Закона
о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что по результатам проведенного аукциона между Администрацией г.Сургута и ООО «УК «Центр Менеджмент» заключен договор аренды земельного участка № 565 от 25.07.2012 года,
по условиям которого ООО «УК «Центр Менеджмент» предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
<...> кадастровый номер 86:10:0101129:3, категория земель: - земли населенных пунктов, площадью 112 639 кв.м, под комплексное освоение в целях жилищного строительства (многоэтажная жилая застройка).
По условиям договора ООО «УК «Центр Менеджмент» обязано использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным видом использования, осуществить подготовку и предоставить на утверждение в установленном порядке документацию
по планировке территории согласно градостроительных регламентов соответствующей территориальной зоны в срок 3 года с момента заключения договора, осуществить межевание границ и государственный кадастровый учет земельных участков в границах ранее предоставленного земельного участка в срок 3 года с момента государственной регистрации договора, осуществить жилищное строительство и иное строительство
в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка в срок 10 лет
с момента заключения договора, осуществить работы по обустройству территории, строительству объектов инженерной инфраструктуры в срок 10 лет с момента заключения договора, до начала строительства в установленном порядке разработать проектно-сметную документацию на объекты строительства и получить разрешение
на строительство. Участок передан по акту приема-передачи от 25.07.2012.
20.12.2012 между ООО «УК «Центр Менеджмент» и ООО «Сибпромстрой» подписан договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 565 от 25.07.2012, по условиям которого ООО «УК «Центр Менеджмент» передает свои права и обязанности ООО «Сибпромстрой» по договору аренды земельного участка № 565 от 25.07.2012 в отношении земельного участка, площадью 112 639 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 86:10:0101129:3, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, <...>. Участок передан по акту приема-передачи от 20.12.2012.
26.05.2014 между ООО «Сибпромстрой» и ООО «УК «Центр Менеджмент» подписан договор № СПС-47/ЮР-ЗУ, по которому ООО «Сибпромстрой» передает,
а ООО «УК «Центр Менеджмент» принимает все права и обязанности по договору аренды земельного участка № 565 от 25.07.2012. Этим же числом между сторонами подписан акт приема-передачи к указанному договору.
16.02.2016 между Администрацией г.Сургута и ООО «УК «Центр Менеджмент» подписано Соглашение № 2 о расторжении договора аренды земельного участка от 25.07.2012 № 565.
16.02.2016 между Администрацией г.Сургута и ООО «УК «Центр Менеджмент» подписан договор аренды земельного участка № 40, по условиям которого Администрация г.Сургута передает, а ООО «УК «Центр Менеджмент» принимает
в аренду земельный участок, расположенный по адресу: ХМАО-Югра, <...> территориальная зона Ж.З.-42, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер участка 86:10:0101129:13, площадью 10 541 кв.м. Участок предоставлен для строительства детского дошкольного учреждения на 300 мест. Срок аренды установлен с 29.12.2015 по 27.08.2020.
Письмом от 24.10.2016 года № 01-11-8531/16-0-0 Администрация г.Сургута направила в адрес Депобразования Югры перечень объектов капитального строительства в г.Сургуте, предназначенных для размещения образовательных организаций, возводимых в рамках государственной программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе- Югре на 2016-2020 годы», в который дополнительно включен, в том числе объект «Детский сад в микрорайоне № 42 г.Сургута на 300 мест»
(срок строительства-2017-2018 годы).
10.04.2017 ООО «Сибпромстрой-Югория» в адрес Главы города Сургута направлено письмо № 305, в котором общество проинформировало о том, что приступило к активной фазе проектирования объектов, в том числе объекта «Детский сад в микрорайоне № 42 г.Сургута на 300 мест» окончание срока строительства которого запланировано в мае 2019 года. Также, общество просило определить выкупную стоимость объекта, с учетом даты ввода и утвержденных методик.
В письме от 24.04.2017 № 01-11-3535/17-0 Администрация г.Сургута сообщила
ООО «Сибпромстрой-Югория» о том, что максимальная расчетная выкупная стоимость детского сада на уровне 2019 года, составляет 525 625,1 тыс. руб., а также то,
то стоимость объектов может быть уточнена в случае внесения изменений
в государственную программу автономного округа.
08.06.2017 ООО «Сибпромстрой-Югория» направило в адрес Департамента образования администрации г.Сургута письмо № 529, в котором общество просило рассмотреть и согласовать для дальнейшего проектирования планы этажей по объекту «Детский сад в 42 мкр г.Сургута».
В письме от 06.07.2017 № 12-15-4069/17-0 Департамент образования администрации г.Сургута сообщил обществу о несоответствии плана этажей по объекту «Детский сад
в микрорайоне № 42 г.Сургута на 300 мест» техническому заданию, утвержденному Департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры.
12.07.2017 ООО «Сибпромстрой-Югория» направило в адрес Департамента образования администрации г.Сургута письмо № 637, в котором общество приложило ответы на замечания по детскому саду и просило повторно рассмотреть и согласовать план этажей, с учетом внесенных поправок, на что департамент в своем письме от 21.07.2017 №12-15-4377/17-0 сообщил о необходимости внесения ряда корректировок.
Переписка между Департаментом образования администрации г.Сургута
и ООО «Сибпромстрой-Югория» по вопросу согласования планов этажей по объекту «Детский сад в микрорайоне № 42 г.Сургута на 300 мест» осуществлялась в августе
сентябре 2017 года (письма департамента № 12-15-4740/17-0 от 09.08.2017,
№ 12-15-5808/17-0 от 27.09.2017), (письма общества № 704 от 02.08.2017, № 793
от 28.08.2017).
22.09.2017 Администрация г.Сургута письмом № 12-15-5645/17-0 направила в адрес Депобразования Югры для согласования техническое задание по объекту: «Детский сад
в микрорайоне 42 города Сургута».
В указанном письме администрация сообщила, что Государственной программой «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2016-2020 годы» в 42 микрорайоне предусмотрено строительство детского сада на 300 мест и то,
что в департамент образования Администрации г.Сургута потенциальным застройщиком предоставлены на рассмотрение архитектурно-планировочные решения ранее построенного в городе Сургуте здания дошкольного образовательного учреждения
и достигнуто соглашение о возможном строительстве подобного объекта, в связи с чем требуется согласование указанного выше технического задания. 05.04.2018 Администрация г.Сургута направила в адрес департамента дополнения к указанному техническому заданию (письмо № 01-11-3708/18-0).
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что техническое задание по объекту «Детский сад в микрорайоне 42 города Сургута» утверждено директором Депобразования Югры ФИО10 28.09.2017.
23.10.2017 Администрацией г.Сургута ООО «УК «Центр Менеджмент» выдано разрешение №86-ш86310000-135-2017 на строительство объекта: «Детский сад
в микрорайоне №42 г.Сургута».
23.10.2017 между ООО «УК «Центр Менеджмент» и ООО «Сибпромстрой-Югория» подписан договор № 42-ДС-2017-СК, по условиям которого в целях осуществления создания недвижимого имущества объекта капитального строительства «Детский сад
в микрорайоне №42 г.Сургута», организации и осуществления строительного контроля качества строительного производства при капитальном строительстве указанного объекта, ООО «УК «Центр Менеджмент» (инвестор-застройщик) поручает,
а ООО «Сибпромстрой-Югория» (технический заказчик) обязуется от своего имени,
в интересах и в счет капитальных вложений финансовых средств инвестора-застройщика, оказать услуги, осуществить функции технического заказчика в создании недвижимого имущества капитального строительства объекта, организовать и обеспечить строительный контроль качества капитального строительства: на стадии производства СМР,
в соответствии с проектной документацией на строительство объекта, на стадии сбора, оформления и получения необходимой для строительства исходно-разрешительной документации, оказать услуги по организации работ связанных с капитальным строительством объекта, в их числе и не только, осуществить строительный контроль
за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций
и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации шифр: 1 ПИР-17, проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Антимонопольный орган считает, что ООО «УК «Центр Менеджмент»
и ООО «Сибпромстрой-Югория» до 2014 года составляли одну группу лиц, по признаку, определенному частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции (схема группы лиц имеется в материалах дела).
30.10.2017 ООО «УК «Центр Менеджмент» направило в адрес Главы города Сургута письмо № 851, в котором проинформировало, что приступило к активной фазе реализации инвестиционного проекта «Детский сад в микрорайоне № 42, г.Сургута на 300 мест»
и просило руководствуясь государственной программой ХМАО-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2016-2020 годы» инициировать от имени муниципального образования проверку инвестиционного проекта на предмет эффективности использования средств бюджета автономного округа, направленных на капитальные вложения в соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от 02.04.2011 № 93-п «О Порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, направляемых на капитальные вложения». По получении вышеуказанной оценки общество просило проинформировать о планируемой стоимости объекта, а также предоставить информацию о дальнейшей последовательности действий.
Письмом от 13.11.2017 № 01-11-10740/17-0 Администрация г.Сургута проинформировала общество, что приняла к сведению информацию о ходе реализации создания объекта «Детский сад в микрорайоне № 42», а также указала, что в настоящее время начата работа по подготовке документов для проверки данного инвестиционного проекта и о том, что после завершения всех необходимых процедур по оценке эффективности администрация дополнительно проинформирует общество о планируемой стоимости объекта и дальнейшей последовательности действий.
05.12.2017 ООО «УК «Центр Менеджмент» направило письмо № 916 в адрес Администрации г. Сургута, в котором сообщило о вынужденных мерах по остановке работы по строительству объекта в связи с неопределённостью со стороны администрации по дальнейшему выкушу указанного выше объекта.
16.02.2018 между ООО «УК «Центр Менеджмент» и ООО «Сибпромстрой-Югория» заключен агентский договор № АД-42-ДС-ТЗ, по условиям которого
ООО «Сибпромстрой- Югория» являясь техническим заказчиком организует производство работ в целях создания объекта «Детский сад в микрорайоне № 42 г.Сургута» на земельном участке с кадастровым номером 86:10:0101129:13, общей площадью 10 541,0 кв.м., расположенном по адресу: ХМАО- Югра, <...> территориальная зона Ж.З. - 42, предоставленном на основании договора аренды земельного участка № 40 от 16.02.2016 сроком действия по 27.08.2022 для строительства
с разрешенным использованием: под детское дошкольное учреждение на 300 мест.
Письмом от 05.03.2018 № 01-11-2245/18-0 Администрация г. Сургута направила
в адрес Депобразования Югры документы для проведения оценки эффективности инвестиционного проекта для финансирования (выкупа) объекта «Детский сад
в микрорайоне 42 г. Сургута». В связи с имеющимися со стороны департамента замечаниями по указанному инвестиционному проекту, Администрацией г. Сургута
на протяжении 2018 и 2019 годов направлялись новые документы для оценки эффективности указанного инвестиционного проекта.
Письмом от 28.03.2018 № 1-Исх-3063 Депобразования Югры вернул Администрации г.Сургута документы на доработку. Аналогичное письмо со стороны Депобразования Югры в адрес администрации было направлено 01.06.2018 № 10-Исх-5481.
Также, из представленных документов следует, что ООО «Сибпромстрой-Югория» направило в адрес начальника управления экономики и стратегического планирования Администрации г.Сургута письмо от 09.06.2018 №523, в котором сообщило, что является техническим заказчиком и продолжает возведение объекта «Детский сад в микрорайоне 42 г. Сургута» и то, что для финансирования проекта привлекаются денежные средства
на условиях кредитования в Сбербанке России, для чего общество просило подтвердить перспективы выкупа органами власти данного объекта после окончания строительства.
В этом же письме общество указало, что поскольку у него отсутствует информация
со стороны Администрации г. Сургута о ходе согласования с Правительством ХМАО-Югры источников последующего выкупа объекта и его стоимости, то данное обстоятельство лишает возможности привлечь внешнее финансирование.
21.06.2018 Администрация г.Сургута письмом №01-11-6243/18-1-0 направила
на согласование документы для проведения поверки инвестиционного проекта
по строительству объекта образования «Детский сад в микрорайоне 42 г.Сургута».
28.06.2018 Администрация г. Сургута направила письмом № 01-11-6430/18-0 в адрес Депобразования Югры заявку на выделение субсидии из бюджета ХМАО-Югры
на 2019 - 2021 в размере 516 121 274 рублей на софинансирование мероприятий
по приобретению объекта образования «Детский сад в микрорайоне 42 г.Сургута»
в рамках государственной программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года».
Письмом от 30.07.2018 № 01-11-7417/18-0 Администрация г.Сургута в адрес Депобразования Югры направила дополнительно уточненный пакет документов для проведения оценки эффективности инвестиционного проекта для финансирования (выкупа) объекта «Детский сад в микрорайоне 42 г.Сургута».
30.07.2018 Администрация г.Сургута направила в адрес Депобразования Югры гарантийное письмо № 01-11-7415/18-0, в котором сообщила об обязанности администрации предусмотреть средства бюджета МО г.Сургута на финансирование обязательства по приобретению объекта «Детский сад в микрорайоне 42 г.Сургута» размере 5% от максимального объема субсидирования в сумме 27 164,28 тыс. руб.
с рассрочкой платежа на 3 года.
20.09.2018 Депобразования Югры направил в адрес Глав муниципальных образований автономного округа письмо № 10-Исх-9425 в котором, ссылаясь на письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2018 № 08-86/09, федерального проекта «Создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования детей в возрасте до трех лет» национального проекта «Демография» просил представить информацию о готовности участия муниципального образования в создании мест для детей (объекты образования).
Письмом от 21.09.2018 № 01-11-9045/18-0 Администрация г.Сургута направила информацию о готовности участия муниципального образования в создании мест, указав объект «Детский сад в микрорайоне 42 г.Сургута».
27.09.2018 ООО «Сибпромстрой-Югория» направило в адрес Главы города Сургута ФИО11 письмо № 942, со ссылками на письмо администрации города в адрес Депобразования Югры (от 21.09.2018 исх.№ 01-11-9045/18-0) указав, что предложение является не реализуемым, поскольку порядок финансирования осуществляется
в соответствии с приложением № 14(1) к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
В этой связи общество просило поручить специалистам администрации города проработать все требования участия города в данной программе с учетом того, что разрешение на строительство объекта «Детский сад в микрорайоне 42 г.Сургута» выдано 23.10.2017 (разрешение № 86-ru86310000-135-2017) на основании заключения негосударственной экспертизы проектной документации от 25.09.2017 № 86-2-1-3-0073-17, строительная готовность объекта по состоянию на 27.09.2018 составляет 63%.
На основании указанного письма общества Администрация г. Сургута направила
в адрес Депобразования Югры письмо от 09.10.2018 № 01-11-9423/18-0, в котором указала, что полученное заключение негосударственной экспертизы проектной документации не позволяет выполнить условие подпункта «в» пункта 9 приложением
№ 14(1) к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017
№ 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
16.10.2018 Администрацией г.Сургута в лице Департамента образования города
в адрес ООО «Сибпрострой-Югория» направлено письмо № 12-15-5925/18-0
о направлении информации о сроках сдачи в эксплуатацию объекта образования «Детский сад в микрорайоне 42 г.Сургута».
Письмом от 17.10.2018 ООО «Сибпрострой-Югория» направило график производства работ по строительству указанного объекта, согласно которому завершение строительство объекта запланировано на октябрь 2019 года.
15.11.2018 Депобразования Югры направил в адрес Главы города Сургута ФИО12 письмо № 10-Исх-11730, в котором просил направить актуализированные инвестиционные проекты, в том числе по объекту «Детский сад в микрорайоне
42 г.Сургута».
Письмом 23.11.2018 № 01-11-11164/18-0 Администрация г.Сургута в адрес Депобразования Югры направила документы для проведения оценки эффективности инвестиционного проекта для финансирования (выкупа) объекта «Детский сад
в микрорайоне 42 г.Сургута».
23.11.2018 Администрация г. Сургута направила в адрес Депобразования Югры письмо (справку), в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101129:13 находится в аренде у ООО «УК «Центр Менеджмент» с 16.02.2016
и то, что указанный земельный участок предусмотрен под реализацию инвестиционного проекта «Детский сад в микрорайоне 42», в вязи с чем отсутствует препятствие для реализации указанного проекта.
Этим же числом Администрация г.Сургута направила в адрес Депобразования Югры письмо № 01-11-11162/18-0 в котором, ссылаясь на государственную программу ХМАО-Югры «Развитие образования», утвержденную постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 № 338-п сообщила, что обязуется предусмотреть средства бюджета города на финансирование обязательства муниципального образования по приобретению объекта «Детский сад в микрорайоне 42 г.Сургута» в размере 5% от максимального объема субсидирования в сумме 27 624,6 тыс. рублей с рассрочкой платежа на 3 года,
в том числе по годам: 2019 — 9 208. 2 тыс. руб., 2020 - 9 208, 2 тыс. руб., 2021 - 9 208, 2 тыс. руб.
Письмом от 15.02.2019 № 01-02-1043/9 Администрация г.Сургута (повторно) направила в адрес Депобразования Югры для проведения оценки эффективности инвестиционного проекта для финансирования (выкупа) объекта «Детский сад
в микрорайоне 42 г.Сургута».
Письмом от 11.03.2019 № 10-Исх-2234 Депобразования Югры направил в адрес Администрации г.Сургута заключение Департамента экономического развития ХМАО -Югры, в том числе по объекту «Детский сад в микрорайоне 42 г.Сургута», согласно которому инвестиционный проект признан эффективным.
06.03.2019 ООО «Сибпромстрой-Югория» по результатам личной встречи 04.03.2019 направило письмо № 209 в адрес двух заместителей Главы города Сургута (ФИО13, ФИО14) с предложением заключения муниципального контракта способом у единственного поставщика на приобретение объекта «Детский сад
в микрорайоне 42 г.Сургута», ссылаясь на то, что ранее аналогичный контракт был заключен в отношении объекта «Детский технопарк «Кванториум».
Письмом от 05.04.2019 № 01-02-2529/9 Администрация г. Сургута сообщила,
что приобретение объекта «Детский технопарк «Кванториум» осуществлялось посредством проведения электронного аукциона. При этом администрация указала,
что предлагаемая модель заключения муниципального контракта не соответствует пункту 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Администрация г.Сургута указала, что объекты для размещения дошкольных образовательных и (или) общеобразовательных организаций приобретаются
в муниципальную собственность в соответствии с условиями государственной программы ХМАО-Югры «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 №338-п, которая определяет объем субсидии из бюджета автономного округа для приобретения объектов образования исходя из мощности объекта и стоимости 1 места, учитывающей всю номенклатуру затрат, в том числе затрат на проектно-изыскательские работы и их экспертизу, строительный контроль, возведение
и ввод в эксплуатацию зданий и сооружений, включая оборудование и т.д.
07.05.2019 Администрацией г.Сургута в лице Департамента образования города
в адрес ООО «УК «Центр Менеджмент» направлено письмо № 12-02-3300/9, которым
у общества запрошена информация о сроках ввода в эксплуатацию объекта «Детский сад
в микрорайоне 42 г.Сургута».
13.05.2019 ООО «Сибпромстрой-Югория» направило в адрес Департамента образования администрации г.Сургута письмо № 410, в котором сообщило,
что в соответствии с план графиком производства работ ввод объекта запланирован
в первой декаде октября 2019г.
08.07.2019 Администрацией г.Сургута в лице Департамента архитектуры
и градостроительства города в адрес ООО «Сибпрострой-Югория» направлено письмо
№ 02-02-5889/9, которым у общества запрошены пояснения по причинам отставания
от календарного графика производства работ и указано о необходимости ускорить темпы выполнения работ на объекты.
Также у общества запрошена информация о сроках начала строительства школы
и актуальная информация о положительном заключении государственной экспертизы
по объекту.
В письме от 12.07.2019 № 682, направленном в адрес Департамента архитектуры
и градостроительства города общество «Сибпрострой-Югория» указало, что на объекте «Детский сад в микрорайоне 42 г.Сургута» выполняются работы по внутренним инженерным сетям (сантехника, электромонтажные работы, в том числе устройство теплых полов, штукатурка стен, и заливка полов), по утеплению фасада здания, благоустройству территории, процент готовности составляет 75%.
Общество указало, что после получения государственной экспертизы обратится
в департамент градостроительства и архитектуры города за разрешением
на строительство.
09.08.2019 Администрацией г.Сургута в лице Департамента архитектуры
и градостроительства города в адрес ООО «Сибпрострой-Югория» направлено письмо
№ 02-02- 6935/9, которым у общества запрошена ссылка и возможность доступа
к камерам видеонаблюдения, установленным на объекте «Детский сад в микрорайоне
42 г.Сургута».
Письмом от 16.12.2019 № 10-Исх-12793 Депобразования Югры, в целях повторного направления на проверку в Департамент экономического развития ХМАО-Югры инвестиционного проекта, предусматривающего приобретение объекта «Детский сад
в микрорайоне 42 г.Сургута» запросил у департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Сургута расчет укрупненного норматива цены строительства указанного объекта.
Указанный расчет укрупненного норматива цены строительства в адрес Департамента был предоставлен департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Сургута письмом от 17.12.2019 № 02-02-10758/9.
25.04.2019 Депимущества Югры направил письмо № 13-Исх-4339 в адрес Депобразования Югры, в котором сообщил, что в рамках государственной программы автономного округа в 2019 году запланированы бюджетные ассигнования в виде иных межбюджетных трансфертов на приобретение объектов недвижимого имущества,
в т.ч. в сфере образования, в связи с чем просил представить в срок до 8 мая 2019 года информацию о степени готовности на текущую дату и ожидаемые сроки ввода
в эксплуатацию объектов, приобретение которых запланировано в текущем году, в том числе Детский сад на 300 мест в микрорайоне 42 г.Сургут.
Письмом от 08.05.2019 № 10-Исх-4506 Депобразования Югры представил в адрес Депимущества Югры сведения о степени готовности Детского сада на 300 мест
в микрорайоне 42 г.Сургут, с указанием сведений о застройщике (ООО «УК «Центр Менеджмент»), степени готовности объекта (33%), планируемой дате ввода объекта (01.12.2019г.).
28.05.2019 Депобразования Югры направил в адрес Депимущества Югры письмо №10-Исх-5135 в котором сообщил, что в рамках государственной программы «Управление государственным имуществом», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 356-п,
в 2019 году запланированы бюджетные ассигнования в виде иных межбюджетных трансфертов на приобретение объектов недвижимого имущества, в том числе в сфере образования. При этом Депобразования Югры указал, что согласно представленной органами местного самоуправления, в том числе города Сургута, организации, осуществляющие создание объектов образования, предусмотренных к приобретению
в 2019 году за счет средств программы «Сотрудничество», высказали неготовность продажи объектов по новому механизму, в связи с чем с целью оценки рисков возможности осуществления процедуры выкупа объектов в текущем году, планируется проведение рабочего совещания с привлечением представителей администраций Сургута, а также застройщиков, осуществляющих создание объектов.
Этим же числом, Депобразования Югры направил в адрес Главы города Сургута письмо № 10-Исх-5134, в котором сообщалось о приобретении объектов образования
в рамках указанной выше государственной программы, в том числе объекта «Детский сад на 300 мест в микрорайоне 42, г.Сургут», а также то, что приобретение указанного объекта на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) невозможно по программе «Сотрудничество» в рамках контрактных обязательств
по приобретению объекта недвижимости в государственную собственность.
Дополнительно Депобразования Югры сообщил, что ориентировочный срок
на реализацию всех мероприятий, связанных с приобретением, составляет 2-3 месяца
и включает в себя осмотр готового объекта, оценку имущества, общественное обсуждение, заключение эффективности использования бюджетных средств, подготовку, согласование и утверждение распоряжения Правительства округа о приобретении соответствующего объекта недвижимости, включение объекта в план-график закупок, заключение государственного контракта, регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости за автономным округом, направление соответствующих документов в Департамент имущественных отношений Тюменской области, получение межбюджетного трансферта, оплату государственного контракта.
Депобразования Югры указал, что для осуществления процедуры выкупа объектов
в текущем году планируется проведение рабочего совещания с привлечением представителей Депимущества Югры, в связи с чем просил представителей Администрации г.Сургута принять в запланированном совещании, а также оказать содействие в привлечении представителей организаций, осуществляющих создание вышеуказанных объектов.
30.05.2019 в <...> состоялась рабочая встреча
по вопросу приобретения в 2019 году объектов образования, в том числе на территории г.Сургута, в котором приняли участие представители Депобразования Югры. Депимущества Югры, Департамента экономического образования ХМАО-Югры, Администрации г.Сургута, ООО «Сибпромстрой-Югория».
На повестке дня стоял вопрос о приобретении объектов, в том числе объекта «Детский сад на 300 мест в микрорайоне 42, г.Сургут».
По итогам рабочей встречи принято решение о том, что организациям, осуществляющим строительство объектов, в том числе на территории г.Сургута
(ООО «Сибпромстрой-Югория») необходимо завершить мероприятия по строительству объектов, получить разрешение на ввод объектов в эксплуатацию в срок до 21.10.2019, совместно с представителями администрации г.Сургута представить в адрес Депимущества Югры правоустанавливающие документы на объекты завершенного строительства в срок до 01.11.2019. Органам исполнительной власти автономного округа в случае своевременного представления документов указано предпринять все исчерпывающие меры для приобретения вышеуказанных объектов до конца 2019 года,
в срок до 30.12.2019.
19.09.2019 Администрацией г.Сургута в лице Департамента архитектуры
и градостроительства администрации письмом №02-02-8199/9 у ООО «Сибпромстрой-Югория» запрошена информация о стоимости объекта «Детский сад в микрорайоне
42 г.Сургута».
20.09.2019 письмом № 993 ООО «Сибпромстрой-Югория» сообщило, что стоимость объекта составляет 552,5 млн. рублей.
23.09.2019 Администрацией г.Сургута в лице Департамента архитектуры
и градостроительства администрации в адрес Депимущества Югры направлено письмо
№ 02-02-8282/9, в котором содержалась информация о том, что стоимость объекта «Детский сад в микрорайоне 42 г.Сургута» составляет по информации застройщика
ООО «Сибпрострой-Югория» 552 500 000. 00 рублей.
24.12.2019 года, между Депимуществом Югры и ООО «УК «Центр Менеджмент» заключен государственный контракт на приобретение объектов недвижимого имущества № 219090467 (далее - государственный контракт).
В соответствии с предметом государственного контракта ООО «УК «Центр Менеджмент» (продавец) обязуется передать в собственность Депимущества Югры (государственный заказчик) объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: ХМАО-Югра, г.Сургут, ул. ФИО15, д.3: здание, назначение - нежилое, площадью 7 558, 0 кв.м., кадастровый номер 86:10:0101129:6328, количество этажей: 3-5, в том числе подземных 0; сооружение, назначение - сооружения коммунального хозяйства, наименование: сети водоснабжения от точки врезки в ЦТП-1 до ввода в здание Детского сада, протяженностью 96 м, кадастровый номер 86:10:0101129:6332; сооружение, назначение - сооружения канализации, наименование: сеть хоз/бытовой канализации от точки врезки до Детского сада, протяженностью 274м, кадастровый номер 86:10:0101129:6331; сооружение, назначение - сооружения коммунального хозяйства, наименование: сеть теплоснабжения от ТК-2 до ИТП, протяженностью 15 м, кадастровый номер 86:10:0101129:6329; сооружение, назначение - сооружения электроэнергетики, наименование: сеть электроснабжения от ТП-4 до ВРУ Детского сада, протяженностью 107 м, кадастровый номер 86:10:0101129:6330.
Указанные объекты находятся в собственности ООО «УК «Центр Менеджмент» (продавец) (записи о регистрации в ЕГРН от 11.12.2019 № 86:10:0101129:6328-86/056/2019-1, от 12.12.2019 № 86:10:0101129:6332-86/050/2019-1, от 12.12.2019
№ 86:10:0101129:6331-86/056/2019-1, от 11.12.2019 № 86:10:0101129:6329-86/056/2019-1, от 11.12.2019 № 86:10:0101129:6330-86/056/2019-1).
Цена государственного контракта составила 515 610 000 рублей, включая налог
на добавленную стоимость (20%), составляющий 85 935 000 рублей. Имущество, указанное в государственном контракте передано по передаточному акту от 24.12.2019.
Государственный контракт заключен на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
На основании письма Депобразования Югры от 26.12.2019 № 10-Исх-13299, Администрации г.Сургута от 23.12.2019 № 01-02-11796/9 объект недвижимости, являющийся предметом государственного контракта, а именно Детский сад
в микрорайоне № 42 г.Сургута, здание, назначение: нежилое, площадью 7 558, 0 кв.м., кадастровый номер 86:10:0101129:6328. расположенного по улице ФИО15, д.3, г. Сургут передано в собственность муниципального образования городской округ город Сургут на основании Распоряжения Депимущества Югры от 27.12.2019г. №13-Р-2652
«О передаче имущества в муниципальную собственность».
В соответствии с постановлением Администрации г.Сургута от 02.03.2020 № 1451 указанное здание детского сада принято в казну МО г.Сургут и закреплено на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом № 45 «Волчок».
Согласно письменным объяснениям Администрации г.Сургута, представленным
в дело о нарушении антимонопольного законодательства (№02-8415 от 12.2020г.), объект «Детский сад в микрорайоне 42 г.Сургута» был включен в государственную программу ХМАО-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре
на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 413-п на основании постановления Правительства ХМАО-Югры от 22.12.2016 № 541-п «О внесении изменений
в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 09.10.2013 № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2016 - 2020 годы» на основании письма администрации города от 24.10.2016 №01-11-8531/16-0-0 со сроками строительства 2017-2018 год, источники
финансирования - внебюджетные.
Указанная государственная программа утратила силу с 01.01.2019 на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 №338-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования». Тем же постановлением утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования», действующая с 01.01.2019. В перечень объектов капитального строительства программы (таблица 7) объект также включен со сроками строительства 2017-2019 годы, источники финансирования - иные межбюджетные трансферты из бюджета Тюменской области.
Проектирование и строительство объекта согласно государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования» осуществлялось без привлечения бюджетных средств, велось за счет ООО «УК «Центр Менеджмент».
Объект был приобретен в рамках реализации мероприятий областной целевой программы «Сотрудничество», за счет средств Тюменской области и передан
в собственность города Сургута.
На основании вышеуказанных обстоятельств, антимонопольный орган пришел
к выводу о том, что переписка между лицами, совещания по строительству объекта до заключения государственного контракта на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе свидетельствуют о том, что между Депимуществом Югры, Депобразованием Югры, Администрацией г.Сургута, ООО «УК «Центр Менеджмент»
и ООО «Сибпромстрой-Югория» было достигнуто соглашение, направленное на выкуп указанного объекта за счет бюджетных средств без проведения конкурентных процедур. При этом антимонопольный орган отметил, что всем лицам было известно о стадиях строительства объекта «Детский сад в микрорайоне 42 г.Сургута». В частности, вышеуказанными лицами предпринимались действия по скорейшему завершению строительства указанного объекта и его приобретению.
Также антимонопольный орган указывает, что строительство объекта «Детский сад на 300 мест в микрорайоне 42, г.Сургут» осуществлялось ООО «Сибпромстрой-Югория» (технический заказчик), ООО «УК «Центр Менеджмент» (инвестор-застройщик) фактически по заказу Администрации г.Сургута, нуждающейся в указанном объекте, Депобразования Югры как органа, отвечающего за политику в сфере образования
в автономном округе и с которым проходили все этапы согласования строительства указанного объекта, Депимущества Югры, выступающего в роли технического заказчика, целью которого был выкуп уже построенного образовательного объекта по основаниям, предусмотренным пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и передачи указанного объекта в собственность МО г.Сургут для удовлетворения муниципальных нужд. Таким образом, приобретение вышеуказанного объекта в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе было запланировано до его постройки, о чем все выше указанные лица знали и осознавали.
Антимонопольный орган указывает, что фактически действия Депимущества Югры, Депобразования Югры, Администрации г.Сургута, ООО «Сибпромстрой-Югория»,
ООО «УК «Центр Менеджмент» изначально были направлены на приобретение объекта: «Детский сад на 300 мест в микрорайоне 42, г.Сургут» без использования конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.
По утверждению антимонопольного органа, итогом всех этих действий явилось строительство объекта «Детский сад на 300 мест в микрорайоне 42, г.Сургут» в обход проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В связи с чем, антимонопольный орган пришел к выводу, что Депимущества Югры, Депобразования Югры, Администрации г.Сургута, ООО «УК «Центр Менеджмент»
и ООО «Сибпромстрой-Югория» заключили соглашение, определение которого содержится в пункте 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, а итогом такого соглашения явилось ограничение доступа на товарный рынок и устранение с товарного рынка хозяйствующих субъектов, что запрещено пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольным органом проведен анализ конкурентного рынка строительства нежилых зданий на территории в границах товарного рынка г. Сургут.
Согласно полученной информации (письмо Тюменьстата от 13.05.2021 №ТТ-74-10/327-ТС) по состоянию на 31.12.2016, 31.12.2017, 31.12.2018, 31.12.2019 на территории Сургутского района деятельность по строительству жилых и нежилых зданий (ОКВЭД - 41.20) осуществляло 59 (пятьдесят девять) хозяйствующих субъектов, за аналогичный период указанный вид деятельности на территории города Сургута 655 (шестьсот пятьдесят пять) хозяйствующих субъектов. При этом большинство хозяйствующих субъектов указанный вид деятельности осуществляли еще до рассматриваемого периода.
Антимонопольный орган указывает, что все приведенные хозяйствующие субъекты являются прямыми конкурентами ООО «Сибпромстрой-Югория» и ООО «УК «Центр Менеджмент», а значит могли быть потенциальными поставщиками услуг по строительству объекта «Детский сад на 300 мест в микрорайоне 42, г.Сургут» в рамках конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе. При этом исследуемый в деле о нарушении антимонопольного законодательства перечень хозяйствующих субъектов не является закрытым, поскольку в случае объявления и проведения Администрацией г.Сургута либо Депимуществом Югры конкурентной процедуры в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, любой хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на исследуемом товарном рынке на территории другого муниципального образования автономного округа, а также на территории других субъектов Российской Федерации мог стать участником такой процедуры и бороться за право оказания услуг для государственных или муниципальных нужд по строительству объекта «Детский сад на 300 мест в микрорайоне 42, г.Сургут».
Согласно решению антимонопольного органа, поскольку между Депимуществом Югры, Депобразованием Югры, Администрациией г.Сургута, ООО «Сибпромстрой-Югория» и ООО «УК «Центр Менеджмент» было заключено соглашение, целью которого явилось строительство и дальнейшее приобретение объекта «Детский сад на 300 мест
в микрорайоне 42, г.Сургут» в целях удовлетворения потребностей государственных и муниципальных нужд без проведения конкурентных процедур, то указанное свидетельствует о недопущении, ограничении, устранении конкуренции на рынке строительства нежилых зданий.
Решением Управления от 11.06.2021 № 086/01/16-1484/2020 в действиях Депимущества Югры, Депобразования Югры, Администрации г.Сургута,
ООО «Сибпромстрой-Югория», ООО «УК «Центр Менеджмент», признано наличие нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося
в заключении соглашения, целью которого явилось строительство объекта «Детский сад на 300 мест в микрорайоне 42, г.Сургут» с последующим выкупом указанного объекта
за счет бюджетных средств без проведения конкурентных процедур, что привело, а также могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства нежилых зданий.
Не согласившись с указанным решением, Депимущества Югры, Администрация г.Сургута, ООО «Сибпромстрой-Югория», ООО «УК «Центр Менеджмент» обратились
в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают,
что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права
и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом на орган, осуществляющий публичные полномочия и принявший оспариваемое решение (совершивший действие (бездействие)), возлагается обязанность по доказыванию законности такого решения (акта, действия, бездействия), а на заявителя, как правильно отметил суд первой инстанции, возлагается обязанность по доказыванию факта нарушения оспариваемым решением (актом, действием, бездействием) его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции урегулированы нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон № 44-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 1 названного Закона предусмотрено, что одной из задач законодательного регулирования является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов
в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Установленный нормой статьи 16 Закона о защите конкуренции запрет ориентирован на органы публичной власти и организации, осуществляющие их публичные функции, и распространяется на акты и действия указанных органов и организаций в публично-властной сфере.
По существу данный запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти и указанных организаций на конкурентную среду с помощью административных, властный полномочий, в том числе путем соглашений
с хозяйствующими субъектами.
Антимонопольный орган, квалифицируя действия заявителей по делу и третьего лица по статье 16 Федерального закона № 135-ФЗ, пришел к выводу, что в данном случае между Депимуществом Югры, Депобразованием Югры, Администрацией г.Сургута,
ООО «Сибпромстрой-Югория» и ООО «УК «Центр Менеджмент» было достигнуто соглашение, связанное со строительством и приобретением здания: объекта «Детский сад на 300 мест в микрорайоне 42, г.Сургут» для удовлетворения муниципальных нужд минуя конкурентный порядок определения застройщика по строительству объекта, предусмотренный Федеральным законом № 44-ФЗ.
При этом, по мнению антимонопольного органа, такое соглашение привело и (или) могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства зданий (код ОКВЭД 2 41.20) в границах товарного рынка города Сургута.
Данный вывод антимонопольного органа является ошибочным, основанным
на неверной оценке обстоятельств и без учета действующих в данной сфере правоотношений норм градостроительного и земельного законодательства.
Антимонопольный орган полагает, что администрация г. Сургута, будучи заинтересованной в строительстве объекта «Детский сад на 300 мест в микрорайоне 42
г. Сургута» в качестве заказчика по строительству объекта должна была на условиях конкурентного отбора определить подрядчика в целях строительства объекта за бюджетные средства.
Так, согласно доводов антимонопольного органа, положениями частей 1, 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
в соответствии с положениями главы 3 названного Федерального закона, при этом
он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).
Из совокупности приведенных выше норм права следует, что размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по общему правилу осуществляется путем проведения торгов.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Федерального закона
№ 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений
в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта (часть 3 статьи 93 Закона о контрактной системе).
В целях реализации полномочий в рамках пункта 31 части 1 статьи 93 Закона
о контрактной системе соответствующий объект должен существовать как таковой,
то есть заказчик не имеет права заключать контракты с единственным поставщиком
в случае, если предметом такого контракта является приобретение строящегося (незавершенного) либо несуществующего нежилого здания, строения, сооружения (письма Минэкономразвития России от 21.11.2016 № Д28и-3029, от 14.10.2016 № ОГ-Д28-12301).
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления, как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, антимонопольному органу нужно установить одновременно следующие обстоятельства: наличие непредусмотренных законом соглашений между указанными лицами, или их согласованных действий; доказательства наступления (возможности наступления) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции вследствие указанных соглашений или согласованных действий.
О наличии договоренности в устной форме могут свидетельствовать скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения друг друга, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.
Поскольку Законом о защите конкуренции понятие согласованных действий хозяйствующих субъектов и органов публичной власти не раскрывается, является возможным применение по аналогии нормы статьи 8 Закона о защите конкуренции, определяющей согласованные действия хозяйствующих субъектов как действия, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Как верно указывает антимонопольный орган в своем решении, по результатам проведенного аукциона между Администрацией г.Сургута и ООО «УК «Центр Менеджмент» заключен договор аренды земельного участка № 565 от 25.07.2012 года,
по условиям которого ООО «УК «Центр Менеджмент» предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
<...> кадастровый номер 86:10:0101129:3, категория земель: - земли населенных пунктов, площадью 112 639 кв.м, под комплексное освоение в целях жилищного строительства (многоэтажная жилая застройка) (том 9 л. д. 96).
По условиям договора ООО «УК «Центр Менеджмент» обязано использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным видом использования, осуществить подготовку и предоставить на утверждение в установленном порядке документацию
по планировке территории согласно градостроительных регламентов соответствующей территориальной зоны в срок 3 года с момента заключения договора, осуществить межевание границ и государственный кадастровый учет земельных участков в границах ранее предоставленного земельного участка в срок 3 года с момента государственной регистрации договора, осуществить жилищное строительство и иное строительство
в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка в срок 10 лет
с момента заключения договора, осуществить работы по обустройству территории, строительству объектов инженерной инфраструктуры в срок 10 лет с момента заключения договора, до начала строительства в установленном порядке разработать проектно-сметную документацию на объекты строительства и получить разрешение
на строительство. Участок передан по акту приема-передачи от 25.07.2012.
В установленные сроки арендатором был разработан и утвержден органом местного самоуправления в установленном порядке постановлением администрации г. Сургута от 22.04.2014 № 2699 проект планировки и проект межевания территории микрорайона 42, предоставленного под комплексное жилищное строительство (многоэтажная жилая застройка) в г. Сургуте (том 14 л. д. 40-66).
Проектом планировки территории определены расчетные технико-экономические показатели застройки, в том числе с учетом численности населения микрорайона определены показатели потребности по объектам социального назначения, в частности проектом планировки предусмотрено строительство детского дошкольного учреждения
на 300 чел. с расчетной площадью 10 500 кв.м. (том 14 л. д. 52). определено место строительства объекта на схеме проекта планировки (том 14 л. д. 41, объект № 6).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного развития территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктом 8 настоящего пункта, пунктом 5 статьи 46 настоящего Кодекса.
Пунктом 3.1.2 договора аренды земельного участка от 25.07.2012 № 565 стороны
с учетом положений действовавшего в указанный период законодательства определили, что после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования в границах предоставленного земельного участка арендатор имеет исключительное право приобрести указанные земельные участки в собственность по цене 7 руб. 09 коп. за один кв.м. или оформить право аренды земельных участков.
Пунктом 5 статьи 11.4 Земельного кодекса российской Федерации установлено,
что раздел земельного участка, предоставленного для комплексного развития, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Статьёй 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 427-ФЗ, действовавшей в период заключения договора аренды № 565, земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса.
Арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка имеет исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным законом, приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду.
Условия заключения и порядок реализации договоров о комплексном освоении территории предусматривались Градостроительным кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ и действовавшим в период спорных отношений по предоставлению земельных участков ООО «УК «Центр Менеджмент».
В частности, статьёй 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации в действовавшей в спорный период редакции, комплексное освоение территории включает
в себя подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах данной территории, строительство на земельных участках в границах данной территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории.
Условиями договора о комплексном освоении территории являются (в числе прочих): обязательство лица, заключившего договор с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления (далее в настоящей статье - лицо, заключившее договор), подготовить и представить в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления проект планировки территории и проект межевания территории, в отношении которой заключается договор, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; максимальные сроки подготовки и представления этих документов; обязательство лица, заключившего договор, осуществить на земельном участке, в отношении которого заключен договор, или на земельных участках, образованных из такого земельного участка, предусмотренные договором мероприятия по благоустройству, в том числе озеленению, и сроки их осуществления; обязательство лица, заключившего договор, осуществить образование земельных участков из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления обеспечить рассмотрение и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории и максимальные сроки выполнения данного обязательства, если это входит в их компетенцию; обязательство сторон договора осуществить на земельном участке, в отношении которого заключен договор, или на земельных участках, образованных из такого земельного участка, строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с проектом планировки территории; максимальные сроки выполнения данного обязательства; обязательство сторон договора обеспечить осуществление мероприятий по освоению территории, включая ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, в соответствии с графиками осуществления каждого мероприятия в предусмотренные указанными графиками сроки.
Прекращение существования земельного участка, в отношении которого заключен договор, в связи с его разделом или возникновение у третьих лиц прав на земельные участки, образованные из такого земельного участка, не является основанием для прекращения прав и обязанностей, определенных договором.
Таким образом, вопреки доводам антимонопольного органа, у общества, как лица, получившего по результатам аукциона от 11.07.2012 № 188 право на комплексное освоение застроенной территории, имелась обязанность по разработке в установленный срок проекта планировки территории, предусматривавшего не только строительство объектов многоэтажной жилой застройки, но и иных объектов социальной сферы, обеспечивающих комплексное развитие этой территории и благоприятные условия жизнедеятельности граждан, а так же право получить без торгов земельные участки после раздела основного, на основании утвержденного проекта планировки, что и было сделано в рассматриваемом случае.
Договор аренды земельного участка от 16.02.2016 № 40 между администрацией
г. Сургута и ООО «УК «Центр Менеджмент» о предоставлении обществу на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 86:10160101129:13 для строительства детского дошкольного учреждения на 300 мест (том 11 л. д. 8) заключен после расторжения договора № 565, с соблюдением конкурентных процедур, в соответствии с положениями Земельного кодекса российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам антимонопольного органа, у администрации г. Сургута не было оснований и полномочий по проведению конкурентных процедур в целях определения иного застройщика либо подрядчика по строительству детского дошкольного учреждения на 300 мест на земельном участке с кадастровым номером 86:10160101129:13.
При этом анализ конкурентной среды рынка строительства нежилых зданий
на территории г. Сургута, проведенный антимонопольным органом, не имеет в данном случае правового значения, поскольку общество получило право застройки земельного участка в соответствии с требованиями закона и имело преимущественное право
на заключение договора аренды без проведения торгов с администрацией г. Сургута.
Строительство объекта осуществлялось на основании разрешения от 23.10.2017 №86-ru86310000-135-2017. Разрешение на ввод в эксплуатацию № 86-ru86310000-71-2019 получено ООО «УК «Центр Менеджмент» 02.12.2019.
Дальнейшее оформление документов, в том числе получение разрешения
на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию регламентируется градостроительным кодексом и не зависит от волеизъявления органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры или органов местного самоуправления городского округа города Сургута.
Как указано в решении и подтверждается всеми участниками судебного разбирательства, указанный объект был включен в Государственною программу Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования».
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 № 338-п была утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования».
Согласно положениям программы «Развитие образования» (далее так же - государственная программа), определен перечень объектов капитального строительства, потребность в которых существует в каждом муниципальном образовании (Таблица № 7 к постановлению № 338-п). При этом данное постановление предусматривает разные механизмы реализации мероприятий, в том числе исходя из особенностей каждого муниципального образования.
Так, мероприятия программы могут быть реализованы путем: прямых инвестиций на проектирование, строительство, реконструкцию; заключение концессионных соглашений; приобретение объектов недвижимости; муниципальное - частное партнерство.
Как верно указывает антимонопольный орган, согласно условиям реализации государственной программы и предоставления субсидии в рамках данной программы предполагалось, что контракт может быть заключен на приобретение уже готового
к реализации имущества.
В рассматриваемом случае по государственному контракту у ООО «УК «Центр Менеджмент» был приобретен готовый объект.
Из материалов дела следует, что Государственный контракт был заключен после ввода объекта в эксплуатацию, что соответствует требованиям пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Как следует из государственной программы, формирование перечней объектов капитального строительства осуществлялось по итогам рассмотрения предложений органов местного самоуправления.
Критериями для включения объектов в постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 № 338-п и действовавшее до него постановление от 09.10.2013 № 413-п являлась нормативная обеспеченность населения дошкольными образовательными организациями, предусматривающая необходимость: 1. Реализации конституционных прав граждан, предусмотренных ст. 43 Конституции РФ; 2. Исполнение Указов Президента РФ от 07.05.2018 № 204, № 599 о 100% доступности яслей для детей до 3-х лет и 100% доступности дошкольного образования для детей до 3-х лет.
В 2016 году администрация г. Сургута направила обращение в Департамент образования ХМАО-Югры о включении в перечень объектов капитального строительства детского сада мощностью 300 мест в микрорайоне 42 г. Сургута (письмо от 24.10.2016 исх. № 01-11-853/16-0-0 приложение к отзыву Депобразования ХМАО-Югры, том 1). Объект включен в государственную программу на 2016-2020 годы на основании постановления Правительства ХМАО-Югры от 22.12.2016 № 541-п.
Проверка инвестиционных проектов на предмет эффективности использования бюджетных средств предусмотрена требованиями постановления Правительства ХМАО-Югры от 02.04.2011 № 93-п «О Порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, направляемых на капитальные вложения», что объясняет переписку застройщика с уполномоченными органами о технических характеристиках и состоянии объекта.
Между тем, как было установлено судом, общество стало обладателем земельного участка и права на строительство объекта, приобретенного в рамках государственной программы, с соблюдением конкурентных процедур и требований закона. Право на завершенный строительством объект было зарегистрировано за застройщиком.
Контроль со стороны органа местного самоуправления, в том числе выдача разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, проверка соответствия объекта требованиям проектной документации при выдаче разрешения
на ввод в эксплуатацию определяются нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 51, 55 ГрК РФ).
Заинтересованность Администрации г. Сургута, Департамента образования
и молодежной политики ХМАО-Югры, Департамента образования администрации
г. Сургута, в создании объекта социальной инфраструктуры, завершении строительства
и ввода в эксплуатацию объекта, на что указывает антимонопольный орган,
не свидетельствует о сговоре в целях ограничения конкуренции иных заинтересованных субъектов, а направлена на реализацию возложенных на эти органы задач и функций
по обеспечению населения муниципального образования достаточным количеством мест
в детских дошкольных учреждениях.
Из материалов дела следует, что ООО «Сибпрострой-Югория» осуществляло функции технического заказчика в соответствии с агентским договором от 16.02.2018 №АД-42-ДС-ТЗ, из решения антимонопольного органа не возможно установить в чем заключается участие в антиконкурентном соглашении указанного юридического лица.
Фактически позиция антимонопольного органа сводится к подмене перечисленных обстоятельств сведениями о наличии нужды муниципального образования в указанном объекте и наличии у общества возможности его построить, в совокупности с целью осуществления обществом, как и любой иной коммерческой организацией, предпринимательской деятельности, обеспечивающей извлечение прибыли или недопущение убытков.
Суд отмечает, что согласованные действия хозяйствующих субъектов предполагают предсказуемое индивидуальное поведение формально независимых субъектов, определяющее цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на товарном рынке.
Антиконкурентное соглашение, не имеющие какого-либо оформления в виде соглашений или достижения каких-либо иных формальных договоренностей, предполагает скоординированные и направленные действия хозяйствующих субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка.
Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.
Вместе с тем, исходя из анализа обстоятельств, на которые указано в решении антимонопольного органа - действия лиц не были скоординированы, а стороны не использовали возможности друг друга в целях ограничения или недопущения конкуренции.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что решение антимонопольного органа является не законным, в основу решения положены выводы, которые не согласуются с действующими нормами законов и подзаконных актов в сфере регулирования земельных и градостроительных правоотношений.
Отчеты об оценке конкурентной среды, представленные антимонопольным органом и участниками процесса, не имеют правового значения, поскольку стороны действовали вне оцениваемого антимонопольным органом конкурентного рынка по строительству нежилых объектов.
На основании вышеизложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Уплаченная заявителями ООО «Сибпромстрой-Югория» и ООО «УК «Центр Менеджмент» государственная пошлина в сумме 3000 (три тысячи) рублей подлежит взысканию с антимонопольного органа в их пользу в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Р Е Ш И Л:
заявление удовлетворить.
Признать решение от 11.06.2021 № 086/01/16-1484/2020 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре недействительным.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сибпромстрой-Югория» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центр Менеджмент» Доверительный Управляющий Закрытым паевым инвестиционными фондом комбинированным «Сибпромстрой Югория» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья О. Г. Чешкова