ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-12357/19 от 06.11.2019 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

л. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

13 ноября 2019 года

Дело № А75-12357/2019

Резолютивная часть решения объявлена 6 ноября 2019 года

Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2019 года

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цанько Ю.Н., рассмотрев в судебном заседании дело № А75-12357/2019
по заявлению заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 
к администрации сельского поселения Перегребное о признании недействительным постановления администрации сельского поселения Перегребное Октябрьского района
от 21.02.2019 № 36, при участии заинтересованных лиц - администрации Октябрьского района, комитета по управлению муниципальной собственностью администрации Октябрьского района, индивидуального  предпринимателя Юркина Дмитрия Викторовича,

при участии представителей:

от заявителя  – Чуриков В.А., доверенность № 1 от 09.01.2019,

от комитета по управлению муниципальной собственностью администрации Октябрьского района – Хомицкий В.М., решение №255 от 20.09.2017 (до перерыва),

от иных лиц – не явились, извещены,

установил:

заместительпрокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(далее – заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к администрации сельского поселения Перегребное (далее – ответчик, Администрация поселения) о признании недействительным постановления Администрации поселения от 21.02.2019 № 36 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного  участка  с кадастровым номером 86:07:0103003:48» (с учётом уточнений от 23.08.2019).

К участию в деле в качестве  заинтересованных лиц привлечены: администрация Октябрьского района (далее – Администрация района),  комитет по управлению муниципальной собственностью администрации Октябрьского района (далее - Комитет), индивидуальный предприниматель Юркин Дмитрий Викторович (далее – Предприниматель).

Ответчик в отзыве на заявление и дополнениях к отзыву просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Третьи лица в отзывах на заявление просят в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заявителем представлены возражения на отзывы ответчика и третьих лиц.

Определением суда от 11.09.2019 судебное заседание отложено на 30 октября
2019 года.

Представитель Комитета представил в суд дополнительные письменные пояснения и документы, свидетельствующие о регистрации права собственности Предпринимателя на здание – магазин товаров повседневного спроса, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером 86:07:0103003:48, а также о сформированном земельном участке с кадастровым номером 86:07:0103003:2036 площадью  4 583 +/- 24 кв.м с видом разрешенного использования «предпринимательство».

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 06.11.2019 до 14 часов 30 минут в целях предоставления заявителю возможности представить пояснения по дополнительно представленным Комитетом документам. После окончания перерыва судебное заседание продолжено 06.11.2019  в 14 часов 53 минут  в том же составе суда в присутствии того же представителя заявителя и в отсутствие иных представителей.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы заявления.

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела,заместителем прокурора Октябрьского района  Митиной Ю.В. принято решение от 26.02.2019 № 182 о проведении в период с 27.02.2019 по 26.03.2019 проверки Комитета на предмет соблюдения требований земельного законодательства, законодательства о приватизации муниципального имущества
(т.1 л.д. 21).

Основанием для проведения проверки явилось коллективное обращение предпринимателей с.п. Перегребное Октябрьского района о проверке законности приватизации здания школы в с.п. Перегребное и планируемого размещения
в нем торговой точки сети «Магнит», проведения ремонтных работ, включая реконструкцию без необходимых документов и разрешений, а также использования под будущий торговый объект земельного участка «зоны учебного заведения» (т.1 л.д. 23-27).

В рамках проводимой проверки прокуратура установила, что Юркин Д.В.
с 19.12.2002 осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Основной вид деятельности предпринимателя - аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (ОКВЭД 68.20.2).

28.12.2018 между Комитетом и Юркиным Д.В. заключен договор № 92 аренды земельного участка с кадастровым номером 86:07:0103003:48, общей площадью
11651 кв.м, местоположение: Октябрьский район, п.Перегребное ул.Строителей д. 68, сроком на 49 лет,с видом разрешенного использования: обслуживание здания школы (пункт 1 договора, т.1 л.д. 54-61).  Согласно пункту 1 договора аренды земельного участка описание целей использования (обслуживание здания школы) является окончательным.

Данный земельный участок предоставлен Юркину Д.В. на основании постановления администрации Октябрьского района от 28.12.2018 № 2998 в порядке подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ как собственнику расположенного
на земельном участке здания школы (без проведения торгов).

В свою очередь здание школы было получено Предпринимателем в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», на основании договора купли-продажи № 8 от 03.12.2018, заключенного между Комитетом и Предпринимателем.

Таким образом, приобретение здания в собственность и передача земельного участка под ним в аренду была произведена органом местного самоуправления Октябрьского района (Комитетом).

28.01.2019 Предприниматель обратился в Администрацию поселения с заявлением
о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «Предпринимательство» земельного участка с кадастровым номером 86:07:0103003:48, расположенного в территориальной зоне учебного назначения (т.1 л.д. 66). Площадь земельного участка в отношении которого Предприниматель просил разрешить условно разрешенный вид использования «Предпринимательство», в заявлении не указана.

05.02.2019 Администрацией поселения принято постановление о назначении публичных слушаний № 17, согласно которому в соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования сельского поселения Перегребное, решением Совета депутатов сельского поселения Перегребное от 16.03.2017 № 07 «Об утверждении Порядка организации  и проведения публичных слушаний в муниципальном  образовании  сельское  поселение  Перегребное»,  постановлением главы  сельского поселения Перегребное от  05.11.2008 № 265а «Об утверждении  положения  о  комиссии  по  подготовке  правил землепользования  и  застройки» и заявления Предпринимателя
от 28.01.2019 о предоставлении разрешения на условный вид использования земельного участка проведение публичных слушаний по проекту постановления администрации сельского поселения Перегребное «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 86:07:0103003:48» назначено на 19 февраля  2019 года.

17.02.2019 в ходе пожара часть здания школы, принадлежащего Предпринимателю, сгорела. Как было впоследствии установлено, причиной пожара явился поджог, что следует из постановления о передаче сообщения о преступлении по подследственности от 20.02.2019 (т.2, л.д. 19).

19.02.2019 Администрацией поселения проведены публичные слушания по проекту постановления администрации сельского поселения Перегребное «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 86:07:0103003:48».

Согласно представленному в материалы дела протоколу публичных слушаний от 19.02.2019 из присутствовавших 317 человек за проект постановления администрации сельского поселения Перегребное «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 86:07:0103003:48» площадью 14 257 кв.м проголосовало большинство (301 человек). По результатам публичных слушаний от 19.02.2019 составлено соответствующее заключение (т.2, л.д. 119-120).

Постановлением Администрации поселения от 21.02.2019 № 36 Предпринимателю
в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:07:0103003:48, местоположение: Октябрьский район, п. Перегребное ул. Строителей д. 68 предоставлено разрешениена условно разрешенный вид использования «предпринимательство»
(т.1 л.д. 20).
Указанное постановление вынесено в отношении земельного участка общей площадью 14 257 кв.м.

Согласно акту обследования от 26.03.2019 земельного участка, выполненного специалистами Администрации поселения, ранее находившееся здание средней школы
№ 2 уничтожено пожаром 17.02.2019. Остатки здания школы демонтированы
и вывезены с территории земельного участка, ведутся работы по строительству здания
в капитальном исполнении, со слов работников ведется строительство магазина Магнит. Возведены стены из блоков (т.1 л.д. 82).

По результатам проверки заявитель пришел к выводу, что требование Предпринимателя об изменении условного вида разрешенного использования земельного участка свидетельствует о злоупотреблении им своим правом в обход закона с противоправной целью получения без торгов земельного участка под размещение торгового объекта большей площадь, чем требуется для размещения такого объекта; что постановление Администрации поселения от 21.02.2019 № 36 не соответствует требованиям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», согласно которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к устранению конкуренции. Кроме того, издание постановления от 21.02.2019 № 36, по мнению заявителя, осуществлено с превышением предоставленных Администрации поселения полномочий, в нарушение условий договора аренды земельного участка № 92, установившего окончательный вид  разрешенного использования – для обслуживания здания школы.

В связи с установленными обстоятельствами заявитель в порядке статьи 52 АПК РФ  обратился с настоящим заявлением в суд в интересах публично-правового образования сельского поселения Перегребное (уполномоченный орган, действующий от имени публично-правового образования – Администрация поселения).

В силу части 1 статьи 52 и части 2 статьи 198 АПК РФ с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта вправе обратиться в арбитражный суд прокурор, если он полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

В силу положений главы 24 АПК РФ (с учетом особенностей, установленных статьей 52 АПК РФ) требование об оспаривании ненормативного правового акта или решения может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов публично-правового образования, в чьих интересах заявлено требование прокурором. Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Бремя доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта или решения возлагается на лицо, принявшее оспариваемый акт.

В соответствии со статьей 2 Устава с.п. Перегребное структуру органов местного самоуправления сельского поселения составляют: представительный орган муниципального образования - Совет депутатов сельского поселения Перегребное (далее Совет поселения); глава муниципального образования - глава сельского поселения Перегребное (далее глава поселения); исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация сельского поселения Перегребное (далее администрация поселения).

Согласно статье 31 Устава сп. Перегребное в систему муниципальных правовых актов поселения входят: устав, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); решения Совета поселения; правовые акты главы поселения, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим уставом.

Таким образом, муниципальная должность «глава администрации» и правовые акты «главы администрации» в муниципальном образовании сп. Перегребное отсутствуют.

Согласно части 8 статьи 29 Устава с.п. Перегребное администрация поселения обладает иными полномочиями, определенными федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, настоящим уставом, а также осуществляет иные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения поселения, не отнесенные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, настоящим уставом к полномочиям Совета поселения, главы поселения, а также полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии со статьей 25 Устава с.п. Перегребное глава поселения возглавляет администрацию поселения и издает постановления местной администрации по вопросам местного значения поселения.

Принимая во внимание отсутствие в структуре органов местного самоуправления с.п. Перегребное должности «главы администрации», суд в соответствии с уточнением заявителем требований, рассматривает вопрос о законности постановления администрации с.п. Перегребное от 21.02.2019 № 36 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 86:07:0103003:48» в отношении земельного участка общей площадью 14  257 кв.м.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о доказанности заявленных требований в части признания незаконным постановления Администрации поселения от 21.02.2019 № 36 в отношении земельного участка с условно разрешенным видом использования «Предпринимательство» площадью, превышающей 4 583 +\- 24 кв.м.

В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками, пользователями, владельцами и арендаторами земельных участков и объектов капитального строительства.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Документом градостроительного зонирования в с.п. Перегребное являются Правила землепользования и застройки с.п. Перегребное, утвержденные решением Совета с.п. Перегребное № 30 от 30.06.2009 (т.4, л.д. 49-105) (далее - Правила).

Правила действуют на всей территории с.п. Перегребное и обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Из содержания Правил следует, что земельный участок с кадастровым номером 86:07:0103003:48 расположен в зоне учебно-образовательного назначения (2ОДЗ), основным видом разрешенного использования является объекты учебно-образовательного назначения, параметры разрешенного использования – этажность до 2 этажей, высотой до 10 м, новое строительство, реконструкцию возможно осуществлять по утвержденному проекту планировки территории и проекту межевания территории (т.4, л.д.42).

Согласно статье 19 Правил  общественно – деловые зоны (код зоны 2 ОДЗ) предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социально и коммунально-бытового обслуживания, предпринимательской деятельности,  образовательных учреждений и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Частью 1 статьи 39 Градостроительного кодекса физическому или юридическому лицу, заинтересованному в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставлено право направления заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 Градостроительного кодекса, с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса).

В случае если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия (часть 3 статьи 39 Градостроительного кодекса).

В силу части 8 статьи 39 Градостроительного кодекса на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

Глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения на основании указанных рекомендаций (часть 9 поименованной статьи Градостроительного кодекса).

Из материалов настоящего дела следует, что процедура получения разрешения
на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 86:07:0103003:48 Администрацией поселения соблюдена.

Являясь собственником нежилого здания (здание школы № 2, расположенное
в с.п. Перегребное, ул. Строителей, 68), приобретенного по результатам открытого аукциона от 30.11.2018 на основании договора купли-продажи № 8 от 03.12.2018 (т.1,
л.д. 32-36), Предприниматель 28.01.2019 обратился в Администрацию поселения с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «Предпринимательство» земельного участка с кадастровым номером 86:07:0103003:48, расположенного в территориальной зоне учебного назначения (т.1 л.д. 66).

Площадь земельного участка в отношении которого Предприниматель просил разрешить условно разрешенный вид использования «Предпринимательство» в заявлении не указана.

В соответствии с требованиями статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 11 Устава муниципального образования сельского поселения Перегребное, решения Совета депутатов сельского поселения Перегребное от 16.03.2017 № 07 «Об утверждении Порядка организации  и проведения публичных слушаний в муниципальном  образовании  сельское  поселение  Перегребное»,  постановлением главы  сельского поселения Перегребное от  05.11.2008 № 265а «Об утверждении  положения  о  комиссии  по  подготовке  правил землепользования  и  застройки» 05.02.2019 Администрацией поселения принято постановление о назначении публичных слушаний № 17, согласно которому проведение публичных слушаний по проекту постановления администрации сельского поселения Перегребное «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 86:07:0103003:48» назначено на 19 февраля  2019 года (т.3, л.д. 134-136)

19.02.2019 Администрацией поселения проведены публичные слушания по проекту постановления администрации сельского поселения Перегребное «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 86:07:0103003:48». Указанное подтверждается представленным в материалы дела листом согласования участников публичных слушаний (т.2, л.д. 105-118).

Согласно представленному в материалы дела протоколу публичных слушаний от 19.02.2019 из присутствовавших 317 человек за проект постановления администрации сельского поселения Перегребное «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 86:07:0103003:48» площадью 14 257 кв.м проголосовало большинство (301 человек).

По результатам публичных слушаний от 19.02.2019 составлено заключение в соответствии с частью 8 статьи 39 Градостроительного кодекса (т.2, л.д. 119-120).

В материалы дела также представлены письменные согласия правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивалось разрешение, правообладателей объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивалось разрешение, что свидетельствует о соблюдении требований части 4 статьи 39 Градостроительного кодекса (т.1, л.д. 72, т.2, л.д. 103, 104).

При указанных обстоятельствах суд признает соблюденной процедуру принятия Администрацией поселения оспариваемого заявителем постановления от 21.02.2019 № 36, предусматривающего представление Предпринимателю разрешениена условно разрешенный вид использования «предпринимательство» в отношении земельного участка на котором расположено здание, принадлежащее Предпринимателю на праве собственности.

Вместе с тем, суд соглашается с доводами заявителя о том, что изменение условно разрешенный вид использования спорного земельного участка с «обслуживания здания школы» на «предпринимательство» в отношении земельного участка общей площадью 14 257 кв.м противоречит требованиям законодательства.

В соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в том числе, в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления (подпункт 9 пункта 2).

Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, по земельному законодательству Российской Федерации земельный участок следует судьбе здания.

Следовательно, Предприниматель, приобретший в собственность нежилое здание и получивший в аренду земельный участок, на котором указанное здание расположено, имеет право в установленном земельным и градостроительном порядке не только изменить назначение собственного объекта недвижимости, но и изменить условно разрешенный вид использования такого земельного участка исходя из фактического назначения здания. При этом такое изменение не должно приводить к нарушению утвержденных градостроительных регламентов.

В то же время в соответствии со статьей 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.

При переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом (статья 273 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку исключительное право собственников зданий и сооружений на приобретение в собственность или в аренду соответствующего земельного участка без проведения торгов обусловлено именно нахождением на участке объектов недвижимости, приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 271 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из пункта 8 статьи 19 Правил землепользования, согласно которой при принятии решения об изменении функционального назначения объекта  в рамках разрешенного использования территориальной зоны размеры земельного участка могут быть пересмотрены в соответствии с действующими градостроительными нормативами.

Из совокупности указанных норм права следует, что для установления  условно разрешенного вида использования земельного участка на котором расположено здание, принадлежащее Предпринимателю на праве собственности, необходимо было установить площадь земельного участка, занятую принадлежащим Предпринимателю зданием и необходимую для эксплуатации этого здания, поскольку из представленных в материалах дела доказательств следует, что на земельном участке с кадастровым номером 86:07:0103003:48 помимо приобретенного Предпринимателем здания находятся и иные объекты недвижимости (здание мастерской и гараж), которые Предпринимателю не принадлежат.

При этом согласно договору аренды  земельного участка № 92 Предпринимателю в аренду был предоставлен земельный участок площадью  11 651 кв.м, в то время как в оспариваемом постановлении указана иная площадь земельного участка – 14 257 кв.м
(т.1 л.д. 20).

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего спора в единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 86:07:0103003:2036 площадью  4 583 +/- 24 кв.м с видом разрешенного использования «предпринимательство», на котором расположено принадлежащее Предпринимателю здание магазина товаров повседневного спроса (кадастровый номер 86:07:0103003:2032), реконструированное из здания бывшей школы в установленном законом порядке (разрешение на строительство от 21.06.2019 (т.2, л.д. 121-122), суд соглашается с доводами ответчика о том, что для эксплуатации принадлежащего Предпринимателю объекта недвижимости с кадастровым номером 86:07:0103003:2032 необходим земельный участок площадью 4 583 +/- 24 кв.м.

Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Поскольку суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление принято в установленном земельным и градостроительным законодательством процедуре, условно разрешенный вид использования земельного участка соответствует Правилам землепользования и застройки и фактическому назначению здания, при этом ответчиком не представлено доказательств обоснованности установления условно разрешенного вида использования земельного участка площадью 14 257 кв.м, оспариваемое постановление подлежит отмене в части указания размера площади земельного участка с условно разрешенным видом использования «Предпринимательство», превышающей
4 583 +\- 24 кв.м.

Для устранения указанного нарушения ответчику надлежит внести соответствующие изменения в оспариваемое постановление.

Руководствуясь  статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Ханты-Мансийского  автономного  округа – Югры

РЕШИЛ:

заявление заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление администрации сельского поселения Перегребное Октябрьского района от 21.02.2019 № 36 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 86:07:0103003:48» в части  указания размера площади земельного участка с условно разрешенным видом использования «Предпринимательство», превышающей 4 583 +\- 24 кв.м, и обязать администрацию сельского поселения Перегребное Октябрьского района внести соответствующие изменения в указанное постановление.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья                                                                                                  Е.А. Голубева