Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
10 февраля 2020 г. Дело № А75-12442/2019
Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2020 г.
Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2020 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Касумовой С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Феникс" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации города Нижневартовска (ОГРН <***>, ИНН <***>), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Нижневартовску (ОГРН <***>, ИНН <***>), обществу с ограниченной ответственностью "Автоклуб Кар-911" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также договора на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории города Нижневартовска от 06.05.2019 № 777, при участии представителей сторон:
от ООО "Феникс" – ФИО1 по доверенности от 03.06.2019,
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Нижневартовску иных лиц – ФИО2 по доверенности от 09.01.2012 - № 2,
от иных лиц – не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Феникс" (далее - истец) обратилось
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к администрации города Нижневартовска (далее – администрация, организатор торгов), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Нижневартовску (далее – УМВД г. Нижневартовска, заказчик), обществу
с ограниченной ответственностью "Автоклуб Кар-911" (далее – ООО "Автоклуб Кар-911") о признании недействительным конкурсного отбора конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории города Нижневартовска (далее - торги), а также договора на осуществление перемещения и хранения задержанных транспортных средств на специализированных стоянках
на территории города Нижневартовска от 06.05.2019 № 777 (далее - договор).
Определением от 26.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – третье лицо, УФАС по ХМАО-Югре, антимонопольный орган).
Определением суда от 11.10.2019 производство по делу было приостановлено
до вступления в законную силу решения арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.09.2019 по делу № А75-11604/2019.
В связи с принятием 28.11.2019 Восьмым арбитражным апелляционным судом постановления об отмене в части решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.09.2019 по делу № А75-11604/2019, суд определением от 18.12.2019 в порядке статьи 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возобновил производство по делу; судебное разбирательство по делу отложил на 03.02.2020.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство проведено судом в отсутствие представителей администрации города Нижневартовска, общества с ограниченной ответственностью "Автоклуб Кар-911", третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Ответчики представили в суд отзывы (т. 1, л.д. 57-60, 90-93, 105-106, т. 2, л.д. 61-65), в которых просили отказать в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в отзывах.
Изучив материалы дела и оценив приведенные истцом доводы, суд пришел
к следующим выводам.
Распоряжением администрации 20.03.2019 № 255-р (т. 1, л.д. 29) принято решение
о проведении конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках.
22.03.2019 на официальном сайте администрации (https://www.n-vartovsk.ru/news/citywide_news/news_zhkkh/306624.html) размещено информационное объявление о проведении в 2019 году конкурсного отбора юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории города Нижневартовска (т. 1, л.д. 30-32, далее – информационное объявление
от 22.03.2019).
Протоколом от 25.04.2019 № 2 заседания комиссии по проведению конкурсного отбора и признания участниками конкурсного отбора юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории города Нижневартовска победителем конкурсного отбора признано ООО "Автоклуб Кар-911", набравшее как участник конкурса наибольшее количество баллов – 1 296, заявка истца набрала 1 269 баллов (т. 1, л.д. 33-38).
На основании протокола от 25.04.2019 № 2 между ответчиками Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Нижневартовску
и обществом с ограниченной ответственностью "Автоклуб Кар-911" заключен договор
на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории города Нижневартовска от 06.05.2019 № 777 (т. 1, л.д. 94-97).
По результатам рассмотрения жалобы, с которой истец 30.04.2019 обратился
в УФАС по ХМАО-Югре, на действия Администрации при проведении в 2019 году конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств
на специализированных стоянках на территории города Нижневартовска, антимонопольным органом вынесено решение от 20.05.2019 № 086/01/18.1-38/2019 (т. 1, л.д. 39-48), которым жалоба истца признана обоснованной в части доводов о не указании
в сообщении о проведении конкурсного отбора информации об определении лица, выигравшего торги, сведений о времени и месте проведения конкурсного отбора, порядке его проведения, указания срока, предоставляемого права на заключение договора.
Решением антимонопольного органа от 20.05.2019 № 086/01/18.1-38/2019
в действиях Администрации признаны следующие нарушения:
нарушение пункта 3.12 Положения о комиссии по проведению конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение
и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, порядка ведения и формы журнала учета пробега транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства, при перемещении задержанного транспортного средства
на специализированную стоянку, порядка ведения и формы журнала учета задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, формы акта приема-передачи задержанного транспортного средства, тарифов на перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и его хранение и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2012 № 296-п (далее – Положение № 296-п), выразившееся в не размещении в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования г. Нижневартовск экспертных листов одновременно с итоговым протоколом от 25.04.2019 № 2;
нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3
"О защите конкуренции", выразившееся в не размещении одновременно с сообщением
о проведении конкурсного отбора критериев и порядка оценки заявок участников, а также в сокращении срока подачи заявок на участие в конкурсном отборе.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
от 10.09.2019 № А75-11604/2019 отказано в удовлетворении исковых требований администрации о признании незаконным решения антимонопольного органа от 15.05.2019 № 086/01/18.1-38/2019.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019 по делу № А75-11604/2019 решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.09.2019 по тому же делу оставлено без изменения в части признания незаконным решения антимонопольного органа от 15.05.2019 № 086/01/18.1-38/2019.
Согласно доводам искового заявления организатор торгов в нарушение пункта 3.12 Положения № 296-п Югры":
не указал в информационном объявлении от 22.03.2019 критерии, по которым оцениваются заявки участников, а также порядок оценки;
не разместил одновременно с размещением на официальном сайте протокола
от 25.04.2019 № 2 результаты оценок заявок участников торгов, отраженные в экспертных листах, заполненных и подписанных членами конкурсной комиссии.
Полагая, что при проведении оспариваемых торгов допущены существенные нарушения, по смыслу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации являющиеся основанием для признания торгов недействительными, истец обратился
в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с положениями части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права
и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июня 2012 года № 84-оз "О перемещении транспортных средств
на специализированную стоянку, их хранении, оплате стоимости перемещения
и хранения, возврате транспортных средств" перемещение и хранение задержанного транспортного средства на территории городского округа, муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими специализированной стоянкой
на праве собственности или ином законном основании, определяемыми конкурсной комиссией, создаваемой и осуществляющей деятельность в порядке, установленном Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Согласно пункту 2.1 Положения № 296-п конкурсная комиссия создается при администрациях городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Пунктом 3.2 Положения № 296-п предусмотрено, что объявление о проведении конкурсного отбора на соответствующей территории обслуживания размещается исполнительно-распорядительным органом в средствах массовой информации
и на официальном сайте соответствующего муниципального образования автономного округа в течение пяти дней с момента принятия решения о проведении конкурсного отбора.
Материалами дела подтверждается, что из протокола от 25.04.2019 № 2 не следует, по каким критериям осуществлялась оценка заявок участников конкурсного отбора,
а также по какому критерию присвоено то или иное количество баллов.
В соответствии с пунктом 3.7 Положения № 296-п, участники конкурсного отбора оцениваются по следующим критериям:
1. Техническое состояние специализированной стоянки и ее соответствие нормативам по размещению и оборудованию плоскостных автомобильных стоянок - до 30 баллов;
2. Соответствие специализированной стоянки требованиям противопожарной
и санитарной безопасности - до 25 баллов;
3. Количество специальных транспортных средств, предназначенных для перемещения задержанных транспортных средств и их техническое состояние и наличие судна, предназначенного для буксировки другого судна - до 20 баллов.
4. Возможность размещения на специализированной стоянке не менее 40 транспортных средств категории "В" - до 20 баллов.
5. Наличие контрольно-пропускного пункта и ограждений, обеспечивающих ограничение доступа на территорию специализированной стоянки посторонних лиц -
до 15 баллов.
6. Наличие на территории специализированной стоянки помещения для осуществления приема оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств с использованием контрольно-кассовой машины - до 15 баллов.
7. Наличие круглосуточной квалифицированной охраны - до 15 баллов.
8. Опыт работы претендента в данном направлении деятельности - до 10 баллов.
Пунктом 2.9 Положения № 296-п предусмотрено, что решения конкурсной комиссии оформляются протоколом заседания конкурсной комиссии. По итогам оценки участников конкурсного отбора оформляются экспертные листы, заполненные и подписанные членами конкурсной комиссии (пункт 3.8 Положения). Победителем признается участник конкурсного отбора, набравший наибольшее суммарное количество баллов, выставленных в экспертном листе по всем критериям (пункт 3.9 Положения).
Согласно пункту 3.12 Положения № 296-п информация о победителях размещается
в средствах массовой информации и на официальном сайте соответствующего муниципального образования автономного округа в течение пяти дней с момента принятия решения конкурсной комиссией.
Таким образом, учитывая то, что результаты оценок заявок участников отражаются
в экспертных листах и, на основании которых определяется победитель конкурсного отбора, то такие экспертные листы с указанием критериев и количества баллов, присвоенных тому или иному участнику, в обязательном порядке подлежат размещению одновременно с итоговым протоколом заседания Конкурсной комиссии.
В рассматриваемом случае администрацией не размещены в средствах массовой информации и на официальном сайте экспертные листы одновременно с итоговым протоколом, чем нарушается пункт 3.12 Положения № 296-п.
Согласно пункту 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение о проведении торгов должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества
и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Таким образом одним из условий надлежащего проведения торгов является наличие в извещении полной информации о предмете торгов. Отсутствие в извещении о торгах обязательных сведений, предусмотренных законом, является существенным нарушением порядка проведения торгов.
Как подтверждается материалами дела, в информационном сообщении о проведении конкурсного отбора, размещенного на официальном сайте, не указаны критерии,
по которым оцениваются заявки участников, а также порядок оценки.
Наличие в извещении и документации критериев и порядка оценки необходимо для оценки и сопоставления заявок участников с целью выявления лучших условия исполнения договора.
В информационном сообщении о проведении конкурсного отбора, размещенного
на официальном сайте, а также печатном издании указано, что заявки принимаются департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города
по адресу:628606, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <...>, каб. № 105, тел.: <***>. Ознакомиться с конкурсной документацией можно по адресу приема заявок. При этом судом установлено, что
в сообщении не указан порядок ознакомления с конкурсной документацией.
Из буквального прочтения условий, содержащихся в информационном сообщении следует, что все заинтересованные лица могут обратиться и ознакомиться с конкурсной документацией непосредственно по адресу приема заявок, т.е. без возможности получить такую документацию в электронном виде по соответствующему запросу таких заинтересованных лиц, либо иным другим способом, который не требует физического присутствия претендентов конкурсного отбора для ознакомления с документацией. Такой способ ознакомления с документацией лишает возможности ознакомления с ней тех лиц, которые находятся за пределами города Нижневартовска.
В любом случае, в силу пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, с целью обеспечения принципа открытости проведения конкурсного отбора, организатор торгов обязан был указать в сообщении о проведении конкурсного отбора критерии оценки заявок, а также порядок оценки заявок для того, чтобы все заинтересованные лица могли ознакомиться с условиями проведения торгов с целью возможности подать заявки на участие в конкурсном отборе.
Критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок,
а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов (постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.02.2014
№ 3323/13).
Таким образом, отсутствие в извещении критериев и порядка оценки заявок способно привести к сокращению количества потенциальных участников конкурсного отбора.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений,
в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, действия организатора торгов не разместившего в сообщении
о проведении конкурсного отбора критерии и порядок оценки заявок, нарушают требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку такие действия приводят, а также могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении конкурсного отбора.
Доводы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации
по городу Нижневартовску о том, что пункт 3.12. Положения № 296-п не предусматривает необходимости публикации экспертных листов, а равно и общества с ограниченной ответственностью "Автоклуб Кар-911" о том, что обязанность, установленная названным пунктом Положения № 296-п, распространяется лишь в отношении опубликования решении комиссии, которое содержится лишь в протоколе заседании комиссии и который организатор торгов и опубликовал на сайте, выполнив тем самым требование пункта 3.12. Положения № 296-п, судом отклоняются, поскольку согласно пункту 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение о проведении торгов должно содержать сведения об определении лица, выигравшего торги, т.е. критерии и порядок оценки заявок участников.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт проведения спорного конкурсного отбора с нарушением действующего законодательства, заявленные в рамках настоящего дела требования о признании недействительными конкурсного отбора
и заключенного по его результатам договора являются обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
По результатам конкурсного отбора между ответчиками Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Нижневартовску и обществом
с ограниченной ответственностью "Автоклуб Кар-911" заключен договор на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках
на территории города Нижневартовска от 06.05.2019 № 777, согласно пункту 2.1.1 которого общество с ограниченной ответственностью "Автоклуб Кар-911" обязалось осуществлять перемещение задержанных транспортных средств кратчайшим путем
на ближайшую специализированную стоянку, указанную в договоре, хранение
на специализированной стоянке и возврат задержанных транспортных средств владельцам.
В пункте 3.1 спорного договора его стороны предусмотрели, что договор вступает
в силу с момента подписания и действует по 25.04.2021.
С учетом вышеизложенного, на дату рассмотрения спора судом срок действия оспариваемого истцом договора не истек. При этом само по себе истечение этого срока
не является основанием для отказа в иске истцу с учетом вышеизложенного, исковые требования истца о признании договора недействительным подлежат удовлетворению.
Довод администрации об избрании истцом ненадлежащего способа защиты, а также о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу судом отклоняется по следующим основаниям.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица; признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Следовательно, торги являются способом заключения договора,
а признание их недействительными влечет недействительность договора, заключенного
с лицом, выигравшим торги. По этой причине предъявление требования о признании недействительными торгов означает также предъявление требования о признании недействительной сделки, заключенной по результатам торгов.
Поскольку в спорных отношениях администрация выступала организатором торгов, признанных судом недействительными, оснований для освобождения ее
от ответственности за вредоносный результат таких торгов не имеется.
Поскольку исковые требования удовлетворены в отношении всех ответчиков,
их доли в несении расходов по уплате госпошлины, приходящейся на данные требования, равны, в связи с чем в соответствии со статьями 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с каждого из ответчиков в пользу истца в сумме 6 000 руб. в равных долях по
2 000 руб. с каждого ответчика.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным конкурсный отбор юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории города Нижневартовска, проведенный в 2019 году.
Признать недействительным договор на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории города Нижневартовска от 06.05.2019 № 777, заключенный между Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Нижневартовску и обществом
с ограниченной ответственностью "Автоклуб Кар-911".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Автоклуб Кар-911"
в пользу общества с ограниченной ответственностью "Феникс" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000,0 руб.
Взыскать с администрации города Нижневартовска в пользу общества
с ограниченной ответственностью "Феникс" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000,0 руб.
Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации
по городу Нижневартовску в пользу общества с ограниченной ответственностью "Феникс" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000,0 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок
со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья С.Г. Касумова