ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-12530/17 от 30.01.2018 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

06 февраля 2018 г.

Дело № А75-12530/2017

Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2018 г.

Полный текст решения изготовлен 06 февраля 2018 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания секретарем Варфоломеевой А.Р.,   рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к окружному фонду развития жилищного строительства «Жилище» о взыскании средств субсидии в размере 7 092 900 руб., 

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

1)- Счетная палата Ханты-мансийского автономного округа – Югры,  

2)Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»,

3)Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

при участии представителей:

от истца –  ФИО1, доверенность от 30.08.2017 № 13-Д-215,

от ответчика – ФИО2, доверенность от 19.04.2017 № 98,

от третьего лица (Счетная палата ХМАО - Югры) – ФИО3, доверенность
от 09.01.2018 № 01,

от иных лиц – не явились,

установил:

Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – истец, Депимущества Югры) обратился
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к окружному фонду развития жилищного строительства «Жилище» (далее - ответчик, Фонд «Жилище») о взыскании 7 092 900 руб. субсидии по соглашению от 16.09.2015 № 215220373.

Исковые требования мотивированы нецелевым характером использования  денежных средств, перечисленных ответчику в качестве субсидии. По мнению истца, нецелевое использование установлено проверкой Счетной  палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и подтверждается представленными по результатам  проверки  документами Счетной палаты.

К участию в деле в качестве третьих лиц,не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Счетная палата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,  Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Ответчик в отзыве на исковое заявление исковые требования  не признал, сослался на целевой характер использованной субсидии.

От третьих лиц поступили отзывы на заявление (том 1 л. <...>, том 2 л.д. 16). 

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил предмет исковых требований. Отказался  от иска в части взыскания 400 000  руб. в связи с возвратом средств субсидии (платежное поручение от 02.08.2017
№ 2414, том 2 л.д. 112), просит взыскать 6 692 868,71 руб. субсидии.

Отказ в части взыскании суммы долга в размере 400 000 руб. судом принимается, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Производство по иску в этой части подлежит прекращению.

Суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что между истцом (Депимущества Югры), Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Депстрой Югры) и ответчиком (Фонд) заключено соглашение от 15.09.2015 № 215220373 (том 1 л.д. 16-20).

Согласно пункту 1.1. соглашения Депимущества Югры предоставляет субсидию из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в виде имущественного взноса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – субсидия) в размере 1 500 000 000 рублей в целях реализации мероприятия «Предоставлении субсидии в виде имущественного взноса некоммерческой организации «Окружной фонд развития жилищного строительства «Жилище» для организациии проведения мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов, которое осуществляется с привлеченными средствами граждан, в рамках производственной программы на 2015-2019 годы» в соответствии с порядком 8.1 подпрограммы  III «Содействие развитию жилищного строительства» государственной программы.

Субсидия предоставляется для финансирования затрат связанных с организацией и проведением мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов, которое осуществляется с проявленными средствами граждан, в рамках производственной программы на 2015-2019 годы.

Использование субсидии на другие цели не допускается (пункт 1.2 соглашения).

В соответствии с пунктом 1.3 соглашения Депимущества Югры, Депстрой Югры и органы государственного финансового контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии Фонду.

Основанием для возврата субсидии Фондом является нецелевое использование средств субсидии.

В ходе проведения контрольного мероприятия «Проверка целевого эффективного использования средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представленных некоммерческой организацией «Окружной фонд развития жилищного строительства «Жилище», Счетной палатой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры установлен факт нецелевого использования Фондом средств субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в размере 7 092 900 рублей.

В случае выявления нецелевого использования средств субсидии Департамент обязан принять решение о возврате субсидии в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и направить Фонду письменное требование о возврате субсидии (пункт 2.1.4 соглашения).

Согласно пункту 2.5.4 соглашения Фонд обязан обеспечить возврат субсидии в течение 10 рабочих дней после получения требования о возврате субсидии Депимущества.

Письмом от 17.03.2017 № 13-Исх.-3071 Департаментом направил ответчику требование о возврате субсидии в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В письме от 27.03.2017 № 10460 Фонд не признал факт нецелевого использования средств субсидии и отказался возвратить в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры средства субсидии в размере 7 092 900 рублей.

Письмом от 30.05.2017 № 11603 Фонд информировал Департамент об исполнении Фондом решения Попечительского совета от 16.05.2017 по вопросу возврата субсидии в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сумме 7 092 900 рублей, выразившегося в формировании и направлении в ПАО «ФК «Открытие» платежных поручений на общую сумму 7 092 900 рублей, чем фактически признал требование Департамента о возврате денежных средств субсидии законным.

Платежным поручением от 02.08.2017 № 2414 Фонд частично возвратил Департаменту средства субсидии в размере 400 000 руб. (том 1 л.д. 136)

Поскольку  до настоящего времени средства субсидии  в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не возвращены,  истец обратился с настоящим иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в  суд.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации
 субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного
на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии
с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации;
к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное
не предусмотрено настоящим Кодексом.

В пункте 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены требования к содержанию региональных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий, согласно которым региональные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг, определяют в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Как следует из части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации
в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат
в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 вышеуказанного соглашения истец принял
на себя обязательство предоставить ответчику субсидию из бюджета Ханты- Мансийского района.

Условия, сроки и размер предоставления субсидии были определены сторонами
в договоре.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований  в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Материалами дела подтверждается заключение между сторонами соглашения
и получение ответчиком 1 500 000 000 рублей в виде субсидии в целях реализации мероприятия «Предоставлении субсидии в виде имущественного взноса некоммерческой организации «Окружной фонд развития жилищного строительства «Жилище» для организации и проведения мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов, которое осуществляется с привлеченными средствами граждан, в рамках производственной программы на 2015-2019 годы» в соответствии с порядком 8.1 подпрограммы 
III «Содействие развитию жилищного строительства» государственной программы.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного - Югры от 09.10.2013 № 408-п (ред. от 28.08.2015) «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах» утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах» (далее-Программа)..

-создание условий, способствующих улучшению жилищных условий населения Ханты- Мансийского автономного округа - Югры;

-реализация единой государственной политики и нормативного правового регулирования, оказание государственных услуг в сфере строительства, архитектуры, градостроительной деятельности, жилищной сфере в части обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями, предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, содействия развитию рынка недвижимости, в том числе развитию системы ипотечного кредитования.

В соответствии с подпрограммой III«Содействие развитию жилищного строительства» программы - Стимулирование застройщиков на реализацию проектов жилищного строительства (развитие застроенных территорий, комплексное освоение территорий) и органов местного самоуправления муниципальных образований на осуществление единой государственной политики в сфере строительства, градостроительной деятельности и жилищных отношений.

Между Фондом «Жилище», Депимуществом Югры, Департаментом строительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры заключено Соглашение от 15.09.2015 № 215220373, о предоставлении субсидии.

Согласно п. 1.1. Соглашения «Депуимущества Югры предоставляет субсидию из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в виде имущественного взноса ХМАО-Югры (далее-субсидия) в размере 1 500 000 000 рублей в целях реализации мероприятия «Предоставление субсидии в виде имущественного взноса некоммерческой организации «окружной фонд развития жилищного строительства «Жилище» для организации и проведения мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов, которое осуществляется с привлеченными средствами граждан, в рамках производственной программы на 2015-1019 годы» в соответствии с порядком 8.1. подпрограммы 111 «Содействие развитию жилищного строительства» государственной программы.

Субсидия предоставляется для финансирования затрат связанных с организацией и проведением мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов, которое осуществляется с привлеченными средствами граждан, в рамках производственной программы на 2015-2019 годы»

Согласно пункту 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смысла договора в целом.

Исходя из буквального толкования условий Соглашения  - субсидия предоставляется в виде имущественного взноса для направления, как на организацию, так и на проведения мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов, которое осуществляется с привлеченными средствами граждан в рамках производственной программы на 2015-1019 годы» в соответствии с порядком 8.1. подпрограммы III «Содействие развитию жилищного строительства» государственной программы.

Фонд «Жилище» является не имеющий членства некоммерческой организацией, Учредителем Фонда является Ханты-Мансийский автономный округ — Югра в лице Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что подтверждено пунктом 1.2 Устава. Постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа от 24 апреля 1997г. № 21 о создании Фонда «Жилище».

В соответствии с частью .2 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» - Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда.

Согласно пунктам 4.1., 4.4.1. 4.3., Устава Фонд «Жилище» не преследует в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, целью является исполнение социально-значимых задач - развитие жилищного строительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обеспечение жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры доступным и качественным жильем, развитие конкуренции в сфере жилищного строительства, суду, необходимо исходить из приоритета поддержания стабильности развития жилищного строительства отраженного в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

На основании Распоряжения от 19.07.2018 № 1163-р муниципального образования городской округ город Нижневартовска (том 1 л.д. 118-119) проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 7,7459 га, относящегося к категории земель «земли населенных пунктов», кадастровый номер 86:11:0501001:303 для его комплексного освоения в целях жилищного строительства в кварталах B-I.2-B-1.7 первой очереди строительства Старого Вартовска.

По договору уступки прав (цессии) от 07.12.2012 (том 1 л.д. 125-126) по договору на право аренды земельного участка от 22.08.2008 № 65-АЗ/Т. (далее -Договор аренды, л.д. 120-124) Окружному фонду развития жилищного строительства «Жилище» перешли права аренды земельного участка. Согласно пункту 2.6. Договора аренды арендная плата вносится Фондом «Жилище» ежеквартально в следующие сроки 1 кв.-до 01.04, 2 кв.-до 01.07. З кв.-до 01.10. 4 кв.-до 01.12

В соответствии с пунктом 5.4. Договора аренды не внесение арендной платы более одного раза подряд по истечении установленного договором срока платежа является основанием для расторжения договора аренды.

Согласно пункту 3.2.9. Договора аренды «Подготовка проекта планировки территории и проект межевания территории в границах земельного участка осуществляется в течение 6 лете момента подписания Договора»;

Между Фондом «Жилище» и ОАО «Тюменский Промстройпроект» заключен договор подряда от 08.04.2013 № 6812/С/ХМ/Ниж (том 3 л.д. 10-12) на выполнение проектных работ на объекте «Кварталы В 1.2-В 1.7, первой очереди строительства Старого Вартовска, г. Нижневартовск по адресу: Россия, Тюменская обл., ХМАО-Югра. г.Нижневартовск, район ул. Нововартовской и Ханты-Мансийской». Работы выполнены и оплачены Фондом «Жилище».

Согласно части 1 статьи 49 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ - Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

ООО «Межрегиональная негосударственная экспертиза» проведена экспертиза Объекта капитального строительства «Кварталы В 1.2-В 1:7, первой очереди строительства Старого Вартовска. г.Нижневартовск по адресу: Россия, Тюменская обл., ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, район ул. Нововартовской и Ханты-Мансийской».

По результатам проведенной экспертизы Фондом «Жилище» получено положительное заключение негосударственной экспертизы от 21.11.2014 (том 1 л.д. 128).

Между Фондом «Жилище» и ООО «Геопроект» заключен договор подряда от 04.07.2014 №7237/С/ХМ/Ниж  на проведение негосударственной экспертизы проектной документации объект «Кварталы В 1.2-В 1.7, первой очереди строительства Старого Вартовска. г.Нижневартовск по адресу: Россия. Тюменская обл., ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, район ул. Нововартовской и Ханты-Мансийской».

По результатам проведенной экспертизы получено положительное заключение негосударственной экспертизы объекта капитального строительства «Кварталы В 1.2-В 1.7, первой очереди строительства Старого Вартовска, г. Нижневартовск (1, 2, 3 этапы строительства) №2-1-1-0256-14 от 30.01.2015г.

В соответствии со статьей 34 2 «Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Имущественный взнос представленный Фонду «Жилище» в рамках Постановления Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 № 408-п (ред. от 28.08.2015) «О государственной программе Ханты - Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах» эффективно использован, направлен на организацию мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов, которое осуществляется с привлеченными средствами граждан в рамках производственной программы на 2015- 2019 годы»

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, чем является по своей правовой природе грант, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки.

В связи с неиспользованием в полном объеме субсидии (экономия), в установленные сроки, Фонд «Жилите» платежным поручением обеспечил возврат неиспользованных средств субсидии в размере 400 000 руб. (том 1 л.д. 117).

Осуществление незапланированных расходов возможно за счет экономии средств субсидии по итогам определенного периода выполнения задания (письмо Минфина России от 24 июня 2013 г. № 02- 13-10/23799).

Статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) под нецелевым использованием бюджетных средств понимает их использование на цели, не соответствующие условиям получения. Нарушение требований о целевом использовании средств бюджета влечет, в частности, изъятие бюджетных средств, которые использованы юридическим лицом (получателем) не по целевому назначению (разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»)

Возврат субсидии, согласно условиям договора и действующего законодательства Российской Федерации. может быть произведен при условии наличия надлежащих доказательств нецелевого использования бюджетных средств (доказательств направления и использования их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств).

В статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность. целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В рассматриваемом споре, истцом не представлено допустимых и достоверных доказательств в их достаточной совокупности указывающих на нарушения Фондом «Жилище» принципа целевого использования бюджетных средств, результативности направления средств субсидии и нарушения иных норм бюджетного законодательства.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Исходя из принципа состязательности арбитражного судопроизводства, риск наступления последствий не совершения сторонами процессуальных обязанностей по доказыванию своих доводов и возражений лежит на них (часть 2 статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оценив в совокупности и взаимной связи все представленные сторонами доказательства, суд находит требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями110, 150, 167-171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

принять отказ от иска в части 400 000 руб., производство по делу в этой части прекратить.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                  О.В. Зубакина