Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
07 декабря 2015 г.
Дело № А75-12737/2015
Резолютивная часть решения оглашена 02 декабря 2015 г.
Решение изготовлено в полном объеме 07 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Каксиной Д.В. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» к Службе по контролю
и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 12.08.2015
№ 10-61/2015,
при участии представителей сторон:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.01.2015.
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 29.12.2014,
ФИО3 по доверенности от 22.06.2015,
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» (далее - заявитель, Общество, ОАО «РИТЭК») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – административный орган, Служба) об оспаривании постановления
от 12.08.2015 № 10-61/2015 о привлечении к административной ответственности
по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме.
Административный орган поддержал доводы отзыва на заявление. Материалы административного производства представлены в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в Службу, по подведомственности, поступили материалы проверки из Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, содержащие сведения о невыполнении ОАО «РИТЭК» пункта 7.2 статьи 7 приложения № 1 к лицензионному соглашению ХМН 02131ВЭ (Галяновский лицензионный участок), пункта 3.3 статьи 3 приложения № 6
к лицензионному соглашению ХМН 01764 ВЭ (Сергинский лицензионный участок), пункта 6.5 статьи 6 приложения 31 к лицензионному соглашению ХМН 02405 ВЭ (Средне-Назымский лицензионный участок), что является нарушением пункта 1 части
5 статьи 24 Закона Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 17.10.2005 № 82-оз в части обязанности соблюдать условия лицензии.
В целях геологического изучения и добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения на Галяновском лицензионном участке, ОАО «РИТЭК» выдана лицензия на право пользования недрами ХМН 02131 ВЭ, дата выдачи - 13.08.2007, срок окончания действия - 25.04.2027. Неотъемлемой частью лицензии является в том числе лицензионное соглашение.
В ходе проведенной Управлением Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре проверки по исполнению ранее выданного предписания
от 09.07.2014 № 201-ГК/35, которым Обществу предписано в срок до 15.06.2015 обеспечить выполнение условия пункта 7.2 статьи 7 приложения № 1 к лицензии
ХМН 02131 ВЭ, то есть осуществить разработку технического проекта водозабора, исполнено не было.
Данное обстоятельство подтверждается письмом отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Уральскому Федеральному округу от 22.06.2015 № 1507, согласно которому технический проект водозабора на Галяновском лицензионном участке (лицензия № ХМН 02131 ВЭ) от ОАО «РИТЭК» на согласование не поступал.
Фактически, во 2-ом квартале 2015 года, ОАО «РИТЭК» осуществляло добычу подземных вод, по участку недр, представленному означенной лицензией
без утвержденного в установленном порядке технического проекта водозабора пресных подземных вод. Фактический объём забора воды составил 0,003 тыс.м (сведения, полученные в результате учета объема забора водных ресурсов по форме 3.1).
Административный орган, усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, составил протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ от 05.08.2015 № 10-61/2015, согласно которому Обществом нарушены требования статьи 23.2 Закона Российской Федерации
от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», пункта 7.2 статьи 7 Условий пользования недрами
в лицензии ХМН 02131 ВЭ.
12.08.2015 по результатам рассмотрения административного дела административным органом вынесено постановление № 10-61/2015 о назначении административного наказания и о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, наложен административный штраф в размере
300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился
с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), в котором указано, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В соответствии со статьёй 2.3 Закона о недрах участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки относятся
к участкам недр местного значения.
В соответствии с положением о Службе, утвержденным Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 № 299-п Служба является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и водных объектов, региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области лесных отношений), а также функции в области экологической экспертизы на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с лицензией, выданной Обществу, максимальный разрешенный водоотбор на участке недр составляет 248 кубических метров в сутки, то есть участок относится к недрам местного значения, контроль за рациональным использованием которых осуществляется Службой.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии
с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно пункту 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации, порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
В силу статьи 23.2 Закона о недрах, порядок подготовки, согласования
и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Согласно пункту 10 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 (ред. от 26.12.2014), проектная документация на добычу подземных вод для собственных производственных и технологических нужд при осуществлении пользователями недр разведки и добычи иных видов полезных ископаемых или по совмещенной лицензии для геологического изучения, разведки и добычи иных видов полезных ископаемых в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов согласовывается в составе проектной документации на разработку соответствующего вида полезного ископаемого или в виде самостоятельного проекта.
Документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В состав комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, включаются представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Комиссия).
Комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении следующих видов полезных ископаемых: подземные воды, за исключением подземных вод, указанных в пункте 10 настоящего Положения: при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод - проект водозабора (пункты 5, 6, 10 Положения).
Административным органом не учтено, что положения лицензии ХМН 02131 ВЭ
не устанавливают обязанность для ОАО «РИТЭК» по утверждению и разработке проекта водозабора (пункт о его разработке/сроках разработки в лицензии отсутствует).
В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах, в редакции Федерального закона
от 29.12.2014, действующей с 01.01.2015, разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Законодателем с 01.01.2015 исключено требование об обязательном наличии технического проекта при добыче подземных вод для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
Как следует из материалов дела и не оспаривается административным органом, добыча подземных вод Обществом во 2 квартале 2015 года составила всего 3 кубических метра, что не выходит за пределы ограничения, установленного статьёй 23.2 Закона
о недрах для добычи подземных вод без проекта (л. д. 101).
Таким образом, довод заявителя о том, что отсутствие технического проекта при соответствии пользователя недр вышеперечисленным условиям не является противоправным деянием и не влечет ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В действиях Общества отсутствует противоправное деяние.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление административного органа о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, подлежат отмене, в связи с отсутствием в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа
о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление открытого акционерного общества «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» удовлетворить.
Признать постановление Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12.08.2015 № 10-61/2015 о привлечении открытого акционерного общества «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях незаконным и отменить полностью.
Решение вступает в законную силу в течение десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия
в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья О.Г. Чешкова