Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
26 мая 2022 года Дело № А75-1287/2022
Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2022 г.
Решение изготовлено в полном объеме 26 мая 2022 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Дроздова А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Зариповой Ю.А.,рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Сургута об оспаривании решения,
при участии ФИО2, личность установлена по паспорту,
у с т а н о в и л:
в арбитражный суд поступило заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) к администрации города Сургута (далее - администрация) об оспаривании решения о об отказе во внесении изменений в проект межевания и проект планировки территории улично-дорожной сети города, утвержденный постановлением администрации от 20.03.2020 № 1865 в части границ "красных линий" земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101164:90, изложенной в письме от 15.11.2021 № 02-02-9814/1.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены о времени и месте судебного заседания, заявитель явку представителя не обеспечил, заседание проведено в его отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От представителя заявителя поступило ходатайство о проведении судебного заседания в режиме веб-конференции, которое судом удовлетворено, техническая возможность участия в онлайн-режиме обеспечена.
В судебном заседании на основании заявления предпринимателя в соответствии со статьёй 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена ненадлежащего ответчика (заинтересованного лица) надлежащим – Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Сургута (далее – департамент).
По мнению заявителя, Департамент обязан принять решение о переносе красной линии для соблюдения расстояний от построенного заявителем объекта недвижимого имущества до границ красной линии.
Возражая против удовлетворения заявления, Департамент указал, что предприниматель построил объект недвижимого имущества с нарушением градостроительных норм, в связи с чем расстояние до красных линий не соответствует установленным требованиям. Более того, вопрос переноса красных линий уже являлся предметом рассмотрения в рамках дела № А75-17751/2019, решением по которому предпринимателю было отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав представителя Департамента, исследовав представленные доказательства, суд установил следующие фактические обстоятельства.
ИП ФИО1 принадлежит на праве собственности смежные земельные участки с кадастровыми номерами 86:10:0101164:90, 86:10:0101164:909, разрешенное использование: земли запаса (неиспользуемые), расположенные по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, г. Сургут, Северный промрайон, Андреевский заезд, 7. На указанных земельных участках на основании разрешения на строительство от 26.05.2015 №86-ru86310000-56-2015 возведено здание - "Кафе-столовая", площадью 312,3 кв.м., степень готовности 98%.
Согласно разрешению на строительство объект капитального строительства должен быть расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101164:0090.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского округа – Югры с исковым заявлением к предпринимателю о принятии решения о частичном демонтаже построенного объекта «Кафе-столовая. Андреевский заезд, 7 в Северном промрайоне г. Сургута», частично расположенного на земельном участке с кадастровым номером 86:10:0101164:90 по адресу: Андреевский заезд, д. 7, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, а частично - на объекте недвижимого имущества «Дорога автомобильная. Андреевский заезд», назначение: сооружение дорожного транспорта, протяженностью 1021 метр, по адресу: заезд Андреевсикй, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, кадастровый номер 86:10:0000000:5354, до границы земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101164:90, путем сноса части объекта длиной
42 метра, шириной 9 метров, общая площадь 378 кв. метров, за счет ответчика в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
По заявлению администрации возбуждено производство по делу, которому присвоен номер № А75-11210/2018.
В процессе судебного разбирательства по делу № А75-11210/2018 была проведена судебная экспертиза, из заключения которой следует, что контур здания «Кафе-столовая» выходит за красные линии кадастрового квартала 86:10:0101164, определенные постановлением администрации г. Сургута № 463 от 26.01.2017 и утвержденные проектом межевания, где внесены изменения в проект планировки (в части красных линий улиц) территории улично-дорожной сети г. Сургута. По мнению заявителя, эксперт сделал вывод о том, что корректировка изменений в проекте планировки (в части красных линий улиц) выполнена или без учета фактического расположения здания кафе-столовой, или допущена техническая ошибка.
После получения от эксперта заключения по делу № А75-11210/2018 предприниматель обратился в Департамент с письмом об уточнении границ красных линий в кадастровом квартале 86:10:01011164 в части земельного участка № 86:10:010164:90.
Письмом от 22.07.2019 Департамент направил заявителю выкопировку
из Генерального плана города с информацией о проекте межевания и проекте планировки улично-дорожной сети г. Сургута.
Заявитель 16.08.2019 обратился в Департамент с повторной просьбой об уточнении границ, однако не получив ответа, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия департамента по внесению изменений в проект межевания и проект планировки уличнодорожной сети г. Сургута, утвержденный постановлением администрации города Сургута от 26.01.2017 № 463 (с изменениями от 15.02.2019, внесенными постановлением № 1092) в части уточнения границ красных линий кадастрового квартала 86:10:0101164 в части земельного участка № 86:10:0101164:90, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, заезд Андреевский, дом 7 и об обязании внести изменения в проект межевания и проект планировки. Заявление принято к производство и возбуждено производство по делу № А75-17751/2019.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по делу № А75-17751/2019 от 08.07.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Решение оставлено без изменения постановлениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2020 и Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.03.2021.
Определением от 02.08.2021 отказано в передаче кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Предприниматель обратился в администрацию с заявлением о принятии решения о внесении изменений в проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети города Сургута относительно границ красных линий кадастрового квартала 86:10:0101164 в части земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101164:90.
Письмом Департамента от 15.11.2021 исх. № 02-02-98141/1 предпринимателю разъяснено о невозможности внесения изменений по причине установления градостроительного регламента, предусматривающего минимальный отступ от границы красной линии до размещения объектов капитального строительства 3 метра. Изменение границ красных линий не представляется возможным.
Считая отказ в изменении границ красных линий незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридически значимыми обстоятельствами, которые подлежат доказыванию
по данному делу, являются обстоятельства, указывающие на то, что оспариваемое требование: не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данные обстоятельства должны быть установлены арбитражным судом в совокупности.
Порядок утверждения проекта межевания территории установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
В соответствии с части 4 статьи 41 ГрК РФ проект межевания территории является одним из видов документации по планировке территории.
Статьей 46 ГрК РФ установлены особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории городского округа, которым является муниципального образование город Сургут.
Частью 1 статьи 46 ГрК РФ установлено, что решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории городского округа, принимается органом местного самоуправления органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 № 136/13 выражена следующая правовая позиция. По смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
В силу положений статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
При этом разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Из представленного заявителем заключения экспертизы Сургутской торгово-промышленной палаты от 06.06.2019 № 116-02-00386 следует, что объект незавершенного строительства с кадастровым номером 86:10:0101164:949 находится на земельных участках с кадастровыми номерами 86:10:0101164:40 (вид разрешенного использования: под благоустройство территории, является участком, право собственности на который зарегистрировано), 86:10:0101164:90, 86:10:0101164:909 и на землях, входящих в состав кадастрового квартала 86:10:0101164 (земельный участок, государственная собственность на который не разграничена). При этом объект незавершенного строительства расположен в пределах земельных участков следующим образом:
с кадастровым номером 86:10:0101164:90 – 53,9 кв.м.,
с кадастровым номером 86:10:0101164:909 – 2,6 кв.м.,
с кадастровым номером 86:10:0101164:40 – 4,2 кв.м.,
с кадастровым номером 86:10:0101164 – 251,6 кв.м.
Также согласно заключению экспертизы постановлением администрации от 20.08.2014 № 5777 был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101164:90, в соответствии с которым проектируемое здание кафе-столовой (объект незавершенного строительства) должно было располагаться в пределах границ данного земельного участка (стр.59 заключения). Согласно подготовленной экспертом схеме объект незавершенного строительства выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101164:90 и пересекает красную линию.
Постановлением администрации от 26.01.2017 утвержден проект межевания и внесены изменения в проект планировки (в части красных линий улиц) территории улично-дорожной сети города Сургута. Согласно данному документу сформированы границы земельных участков, предназначенных для оформления пр в на участки муниципальных дорог, и установлены красные линии в целях определения допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Согласно информации, размещенной в сети «Интернет» на сайте администрации, и служебной записке № 177/18 от 07.02.2018, имеющейся в материалах дела , постановлением администрации от 26.01.2017 № 463 утвержден проект межевания и внесены изменения в проект планировки (в части красных линий улиц) территории улично-дорожной сети города Сургута. В рамках проведения экспертизы Департаментом предоставлена актуальная ведомость координат поворотных точек красных линий в районе земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101164:90 (стр.59-60 заключения). Согласно схеме расположения объекта недвижимости земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101164:90 (стр.57 заключения).
Поскольку представленное заявителем заключение экспертизы Сургутской торгово-промышленной палаты получено в рамках настоящего дела не в связи с назначением и проведением судебной экспертизы (экспертиза проведена в рамках дела А75-11210/2018) судом данный документ рассматривается в качестве иного доказательства, содержащего сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела (статья 89 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные выше обстоятельства, установленные судебными экспертами, свидетельствуют о том, что красные линии определены вдоль земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101164:90 и не пересекают его, а принадлежащий заявителю объект капитального строительства с кадастровым номером 86:10:0101164:949 построен с нарушением градостроительного плана – за границами земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101164:90.
Следовательно, пересечение красных линий и границ объекта капитального строительства с кадастровым номером 86:10:0101164:949 произошло не вследствие действий Департамента при определении границ красных линий, а в результате нарушения заявителем градостроительного регламента заявителем при строительства вышеназванного объекта.
Изложенные выше обстоятельства также установлены и отражены в решении Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу № А75-17751/2019, в котором суд пришел к аналогичному выводу о нарушении установленной красной линии предпринимателем в результате постройки объекта незавершенного строительства за пределами отведенного для строительства земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101164:90.
Статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, обстоятельства нарушения красных линий допущенное заявителем в результате нарушения градостроительного регламента земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101164:90 при строительстве объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 86:10:0101164:949 подтверждается как представленными в дело доказательствами, так и вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу № А75-17751/2019.
При таких обстоятельствах оспариваемое предпринимателем решение Департамента об отказе в изменении границ красных линий в части границ земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101164:90 не противоречит действующему законодательству, является обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств и допущенного заявителем нарушения, а потому подлежит признанию законным.
Судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170,176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявление отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
В соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Судья А.Н. Дроздов