Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
11 декабря 2018 г. | Дело № А75-13297/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2018 г.
Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2018 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Гавриш С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шавлиной А.Ф., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Департамента имущественных
и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района
(ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 03.08.2005, место нахождения: 628011, Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра, <...>) к администрации сельского поселения Горноправдинск (ОГРН <***>, ИНН <***>,
дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 13.01.2006,
место нахождения: 628520, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
<...>) об обязании передать имущество,
при участии представителей:
от истца – ФИО1 по доверенности от 15.01.2018,
от ответчика - ФИО2 по доверенности от 25.09.2018,
от муниципального предприятия «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района - ФИО3 по доверенности от 10.04.2018,
от муниципального предприятия «КОМПЛЕКС-ПЛЮС» сельского поселения Горноправдинск, администрации Ханты-Мансийского района, Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явились,
установил:
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к администрации сельского поселения Горноправдинск (далее - ответчик) об обязании ответчика передать нежилое здание гаража, расположенного по адресу: ул. Производственная, д. 3, п. Горноправдинск
Ханты-Мансийского района, площадью 1475,9 кв.м., кадастровый номер: 86:02:1211005:2186, в собственность муниципального образования Ханты-Мансийский район.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на необходимость передачи указанного в исковом заявлении имущества муниципальному образованию Ханты-Мансийский район для выполнения им полномочий администрации сельского поселения Горноправдинск по решению вопросов местного значения: по организации в границах поселения тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения населения.
В качестве правового основания для удовлетворения заявленных требований истец указал статьи 15, 50 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 31, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное предприятие «КОМПЛЕКС-ПЛЮС» сельского поселения Горноправдинск, администрация Ханты-Мансийского района, муниципальное предприятие «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района, Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать
в удовлетворении исковых требований.
Муниципальное предприятие «КОМПЛЕКС-ПЛЮС» сельского поселения Горноправдинск представило отзыв на исковое заявление, в котором поддерживает позицию ответчика по делу.
Муниципальное предприятие «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района в своем отзыве поддерживает заявленные истцом требования.
Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представил пояснения по делу.
Администрация Ханты-Мансийского района отзыв на исковое заявление
не представила.
Определением суда от 13.11.2018 судебное разбирательство отложено на 04.12.2018.
Представители сторон в судебное заседание явились.
Представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика иск не признал по доводам отзыва.
Представитель муниципального предприятия «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района поддержал позицию истца по делу.
В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности
и взаимной связи в их совокупности.
Суд, заслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Администрацией сельского поселения Горноправдинск (далее – Администрация поселения) и Администрацией Ханты-Мансийского района (далее – Администрация района) заключены соглашения
от 26.04.2016 № 1, от 19.12.2016 № 1, от 01.11.2017 № 1 о передаче администрацией сельского поселения Горноправдинск осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения администрации Ханты-Мансийского района на 2016 год, на 2017 год и на 2018 год соответственно (далее – Соглашения) (л.д. 25-64).
Согласно Соглашениям Администрация поселения передает Администрации района часть своих полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе по организации в границах поселения тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения (за исключением дождевой канализации).
В соглашениях стороны определили порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов для осуществления передаваемых полномочий и порядок финансирования расходов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также порядок передачи движимого и недвижимого имущества для осуществления органами местного самоуправления переданных (принятых) полномочий.
Распоряжением Администрации сельского поселения Горноправдинск
от 19.05.2016 № 111-р из хозяйственного ведения Муниципального предприятия «Комплекс-Плюс» сельского поселения Горноправдинск в состав казны сельского поселения Горноправдинск было изъято имущество, необходимое для исполнении полномочий по решению вопроса местного значения по организации в границах поселения тепло, - газо- и водоснабжения населения, водоотведения (за исключением дождевой канализации) согласно приложению № 1 к этому распоряжению.
Этим же распоряжением принято решение передать на безвозмездной основе в муниципальную собственность Ханты-Мансийского района вышеуказанное имущество, а также земельные участки под объектами недвижимого имущества согласно приложению № 2 к распоряжению.
Распоряжением Администрации Ханты-Мансийского района от 20.05.2016 № 438-р и приказами Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Ханты-Мансийского района от 01.06.2016 вышеуказанное имущество принято в муниципальную собственность Ханты-Мансийского района.
На основании вышеуказанных распоряжений между Администрацией сельского поселения Горноправдинск (сторона-1) и Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района (сторона-2) был заключен договор безвозмездной передачи имущества от 01.06.2016 № 2-ио, в соответствии с которым сторона-1 передала стороне-2 безвозмездно в собственность имущество, указанное в распоряжении Администрации сельского поселения Горноправдинск от 19.05.2016
№ 111-р, в том числе спецтехнику и оборудование.
Как указывает истец, переданные ему в собственность спецтехника и оборудование с 2016 года находятся (содержатся) в здании гаража, расположенного по адресу:
ул. Производственная, д. 3, п. Горноправдинск Ханты-Мансийского района, площадью 1475,9 кв.м., кадастровый номер: 86:02:1211005:2186 (далее – спорный гараж).
Собственником данного гаража является сельское поселение Горноправдинск. Распоряжением администрации сельского поселения Горноправдинск от 17.03.2017 спорный гараж был передан в хозяйственное ведение Муниципального предприятия «Комплекс-Плюс» сельского поселения Горноправдинск.
Принятое в муниципальную собственность Ханты-Мансийского района имущество приказом Департамента имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района передано в хозяйственное ведение муниципального предприятия «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района.
Ссылаясь на то, что переданное для осуществления отдельных полномочий имущество располагается (содержится) в здании спорного гаража, необходимого истцу для осуществления переданных ему полномочий, а ответчик необоснованно уклоняется ответчика от передачи на безвозмездной основе в собственность муниципального образования Ханты-Мансийский район спорного объекта (гаража), истец обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.
В силу пункта 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения поселений отнесены организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.
Как указывалось выше, такие соглашения между муниципальным образованием сельское поселение Горноправдинск и муниципальным образованием Ханты-Мансийский район на период 2016-2018 годы были заключены.
Муниципальному образованию сельское поселение Горноправдинск на праве собственности принадлежит указанный в иск объект недвижимого имущества (гараж), что подтверждается представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра недвижимости от 03.08.2018 (л.д. 67-68).
Из представленных в материалы дела документов (соглашений, распоряжений, приказов) не следует, что в отношении спорного объекта (гаража) было принято решение о передаче его на безвозмездной основе в собственность муниципального образования Ханты-Мансийский район.
Данный объект передан ответчиком в хозяйственное ведение муниципальному предприятию «Комплекс-Плюс» сельского поселения Горноправдинск, а последним -
в аренду муниципальному предприятию «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района.
Кроме того, как следует из материалов дела, и сторонами не отрицается, часть спорного гаража, переданного в аренду, используется и муниципальным предприятием «Комплекс-Плюс» сельского поселения Горноправдинск для осуществления своей уставной деятельности (для хранения и ремонта техники и оборудования).
Как указано выше, требование истца направлены на обязание ответчика передать в собственность спорное имущество на основании пункта 2 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ.
Вместе с тем, довод истца о том, что спорное имущество подлежит передаче ответчиком в силу прямого указания закона - часть 2 статьи 50 Федерального закона
№ 131-ФЗ, судом отклоняется, как основанный на неправильном толковании соответствующего положения.
Согласно частям 4, 5 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования. Местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.
Исходя из вышеприведенных положений Федерального закона № 131-ФЗ соглашения о передаче полномочий заключаются на определенный срок, т.е. передача полномочий носит временный характер. В таких условиях должна быть обеспечена возвратность имущества, необходимого для осуществления передаваемых полномочий, органу местного самоуправления, передавшему такие полномочия. В случае же передачи имущества в собственность другого муниципального образования на безвозмездной основе, обеспечить такую возвратность невозможно, поскольку новый собственник вправе распорядиться данным имуществом по своему усмотрению, вплоть до отчуждения.
При этом положения статей 15, 50 Федерального закона № 131-ФЗ не подразумевают безусловную передачу имущества по вышеуказанным соглашениям в собственность и не предусматривают возможности обязания в судебном порядке одного муниципального образования передать имущество в собственность другого муниципального образования. Иного правового акта, устанавливающего такую обязанность, истцом не приведено.
Наряду с этим, в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Также одной из возможных форм перераспределения имущества, необходимого для осуществления переданных отдельных полномочий, является передача имущества в безвозмездное пользование, обеспечивающее возможность возвратности имущества и сохранении права собственности на него.
Такая же форма перераспределения имущества, необходимого для осуществления переданных отдельных полномочий, предусмотрена заключенными сторонами соглашениями от 26.04.2016 № 1, от 19.12.2016 № 1, от 01.11.2017 № 1, согласно которым движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности сельского поселения Горноправдинск, необходимое для осуществления переданных полномочий, передается в безвозмездное пользование или в муниципальную собственность Ханты-Мансийскому району.
На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание, что спорное имущество необходимо ответчику и используется учрежденным им муниципальным предприятием для осуществления уставной деятельности, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для обязания ответчика передать истцу в собственность спорное имущество, в связи с чем в иске надлежит отказать.
Статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела
по существу.
Учитывая отказ в удовлетворении исковых требований, освобождение истца
от уплаты государственной пошлины в силу закона, ее распределение судом
не производится.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья С.А. Гавриш