ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-13328/2022 от 14.09.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

14 сентября 2022 г.

Дело № А75-13328/2022

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Заболотина А.Н., при ведении протокола секретарем Гуляевой О. В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании решения государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 04.04.2022 № 860021400001404, а так же по встречному заявлению государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к Департаменту информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о взыскании излишне понесенных расходов по выплате пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет,

с участием представителей: от государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – Титорова А. Е. по доверенности от 10.01.2022; от Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - Садыкова Р. И. по доверенности от 01.09.2022, Гальченко С. А. по доверенности от 13.05.2022,

установил:

Департамент информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - страхователь, ДИТ ХМАО-Югры) обратился в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - региональное отделение, страховщик, ГУ РО ФСС) о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 04.04.2022 № 860021400001404 (далее - решение).

Требование мотивировано отсутствием у ГУ РО ФСС законных оснований для истребования страхового возмещения, выплаченного работнику департамента.

Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре обратилось с встречным заявлением о взыскании с Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры излишне понесенных расходов по выплате пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет.

Требование мотивировано предоставлением департаментом недостоверных сведений о работнике, повлекших неправомерную выплату пособия по уходу за ребенком в сумме 177 602 руб. 88 коп.

Определением суда от 14.09.2022 встречное заявление принято для совместного рассмотрения с первоначальным заявлением.

В судебном заседании представители департамента поддержали первоначальное требование по основаниям, изложенным в заявлении. Относительно встречного требования возражали.

Представитель ГУ РО ФСС возражал относительно требования об оспаривании решения по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает оспоренное решение законным и обоснованным. При этом поддержал требования встречного иска.

Выслушав представителей сторон и изучив представленные доказательства, суд постановил следующий вывод.

Из материалов дела следует, что Департамент информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является страхователем на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе в интересах работника департамента Кравчинской М. В.

Региональным отделением в отношении департамента в период с 06.12.2021 по 02.03.2022 проведена камеральная проверка полноты и достоверности предоставляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, о чем составлен акт от 02.03.2022 № 860021400001402.

При проведении проверки установлено, что Кравчинской М. В. в соответствии с приказом № 214-л от 18.08.2020 года предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 29.08.2020 года по 10.12.2021 года. Приказом от 06.04.2021 года № 88-л Кравчинской М.В. с 01.04.2021 года и до окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет установлен режим служебного времени по следующему графику: понедельник с 09.00 до 17.00; вторник-пятница с 9.00 до 16.00, без предоставления перерывов для кормления ребенка. Пунктом 6 служебного распорядка ДИТ ХМАО-Югры для женщин установлен следующий режим служебного времени: понедельник с 9.00 до 18.00 (8 часов) вторник-пятница с 9.00 до 17.00 (7 часов). Перерыв на обед с 13.00 до 14.00. Режим служебного времени застрахованного лица сокращен на 1 час ежедневно.

Фактически застрахованное лицо осуществляло работу на 86% от штатной ставки. Неполная рабочая неделя для Кравчинской М.В. составляла 31 час в неделю, при норме в 36 часов, утрата заработка составила 14%.

За счет средств Фонда работнику компенсируется 40% среднего заработка (ч. 1 ст. 11.2, ч. 5.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

На основании изложенных обстоятельств ГУ РО ФСС пришло к выводу о том, что сокращение рабочего дня является формальным. Осуществление фактического ухода за ребенком в рабочее время, на которое сокращен рабочий день, невозможно. Размер утраченного заработка является незначительным, в связи с чем Кравчинская М.В. утратила право на получение пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет с момента начала исполнения должностных обязанностей в отпуске по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени, сокращенного на один час ежедневно.

Решением ГУ РО ФСС от 04.04.2022 № 860021400001404, принятым по результатам проверки, департаменту предложено возместить расходы, излишне понесенные Фондом социального страхования Российской Федерации в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения или на возмещение расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в сумме 177 602 руб. 88 коп.

Названное решение оспорено департаментом в судебном порядке.

Неисполнение департаментом решения о возмещении излишне понесенных расходов по выплате пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет послужило основанием для обращения ГУ РО ФСС с встречным исковым заявлением о взыскании 177 602 руб. 88 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая является одним из социальных страховых рисков (пп. 2 п. 1 сг. 7 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ), ч. 1 ст. 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255- ФЗ)).

В силу пункта 1 статьи 22 Закона № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Одним из страховых случаев по обязательному социальному страхованию в связи с материнством является уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет (п. 1.1 ст. 7 Закона № 165-ФЗ, п. 4 ч. 2 ст. 1.3 Закона № 255-ФЗ).

Условия, размеры и порядок обеспечения пособием по уходу за ребенком до 1.5 лег определяются Законом № 255-ФЗ и Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

С 1 января 2021 года назначение и выплата страхового обеспечения в связи с материнством осуществлялась региональным отделением с учетом норм Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2375 (далее - Положение).

В период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно страхователи обязаны были представлять в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения в порядке и сроки, установленные Положением, а также возмещать страховщику суммы излишне понесенных им расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию вследствие представления страхователем недостоверных и (или) неполных сведений (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2020 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

После перехода на назначение и выплату пособий территориальными органами Фонда в соответствии с Положением страхователь, осуществляющий выплату застрахованному лицу ежемесячного пособия по уходу за ребенком, направлял в территориальный орган Фонда документы (сведения), необходимые для начисления и выплаты пособия, либо реестр сведений, а также сведения о расчете пособия, исчисленного на момент наступления отпуска по уходу за ребенком, для продолжения выплаты такого пособия территориальным органом Фонда.

В соответствии с п. 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), указанных в пункте 2 Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом.

После получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия (п. 10 Положения).

В соответствии со ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ) по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации минимальные пределы неполного рабочего времени для неполной рабочей недели не установлены.

Между тем освобождение от выполнения трудовых обязанностей в связи с необходимостью осуществления ухода за ребенком на незначительное количество времени противоречит цели предоставления отпуска по уходу за ребенком, а именно, обеспечению заботы о малолетнем ребенке посредством фактического ухода за ребенком.

Согласно ст. ст. 1.2, 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ и ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" целью выплаты пособия является возмещение утраченного в связи с отпуском по уходу за ребенком заработка, а при сокращении рабочего времени на незначительное количество времени заработок фактически не утрачивается, и указанное пособие является дополнительным доходом.

Незначительное сокращение рабочего времени в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком, повлекшая утрату заработка.

В данной ситуации ежемесячное пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что является злоупотреблением правом.

Данная позиция Фонда согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу установления неполного рабочего дня работникам, изложенной в определениях от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728 по делу N А13-2070/16, от 28.02.2017 N 329-О, от 27.01.2011 N 179-О-П, от 07.06.2011 N 742-О-О и от 13.05.2014 N 983-О соответственно.

Одними из основных принципов осуществления обязательного социального страхования, согласно ст. 4 Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ, являются эквивалентность страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования и ответственность за их целевое использование.

Предусмотренное ч. 2 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ право застрахованных лиц, совмещающих уход за ребенком с работой на условиях неполного рабочего времени, на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.

Таким образом, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком у застрахованного лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, сохраняется за ним только при соблюдении следующих условий: указанное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода; сокращение рабочего времени должно быть установлено в часах; в связи с необходимостью осуществления фактического ухода за ребенком у застрахованного лица возникает реальная утрата в заработке; пособие полностью или частично компенсирует возникшую в связи необходимостью осуществления фактического ухода за ребенком утрату в заработке застрахованного лица.

Ранее судом отмечено, что нормами действующего законодательства Российской Федерации не предусмотрено каких-либо ограничений по продолжительности неполного рабочего времени для застрахованного лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, но при этом право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет сохраняется за ним только при условии, что данное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода.

Материалами проверки подтверждается и департаментом не отрицается, что Кравчинской М. В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 29.08.2020 года по 10.12.2021 года. Приказом от 06.04.2021 года № 88-л с 01.04.2021 года установлен режим служебного времени по следующему графику: понедельник с 09.00 до 17.00; вторник-пятница с 9.00 до 16.00, без предоставления перерывов для кормления ребенка. Пунктом 6 служебного распорядка ДИТ ХМАО-Югры для женщин установлен следующий режим служебного времени: понедельник с 9.00 до 18.00 (8 часов) вторник-пятница с 9.00 до 17.00 (7 часов). Перерыв на обед с 13.00 до 14.00. Режим служебного времени застрахованного лица сокращен на 1 час ежедневно.

Фактически застрахованное лицо осуществляло работу на 86% от штатной ставки. Неполная рабочая неделя для Кравчинской М.В. составляла 31 час в неделю, при норме в 36 часов, утрата заработка составила 14%.

На основании приведенных норм права суд полагает обоснованными выводы ГУ РО ФСС о том, что выплата в адрес работника пособия по уходу за ребенком, работающему на условиях неполного рабочего времени при незначительном сокращении рабочего времени противоречит цели предоставления отпуска по уходу за ребенком, поскольку в таком режиме работник не имеет реальной возможности осуществлять уход за ребенком.

В случае выявления в результате проверки фактов представления страхователем недостоверных сведений и документов или сокрытия сведений, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения или обеспечения по страхованию либо на исчисление размера страхового обеспечения или размера обеспечения по страхованию, территориальный орган страховщика принимает решение о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию и направляет страхователю требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию (ч. 3 ст. 7 Закона № 478-ФЗ, ч. 4 и 7 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ).

Принимая во внимание подтвержденный факт работы Кравчинской М. В. на условиях неполного рабочего времени при незначительном снижении рабочего времени, и отсутствие у работника реальной возможности для осуществления ухода за ребенком, у департамента отсутствовали законные основания для направления в ГУ РО ФСС сведений о работнике для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При таких обстоятельствах ГУ РО ФСС постановил правомерный вывод о предоставлении департаментом недостоверных сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, в связи с чем оспоренное решение ГУ РО ФСС о возмещении излишне понесенных расходов является законным и обоснованным, и не повлекло нарушение прав и законных интересов департамента.

Доводы департамента относительно порочности оспоренного решения ГУ РО ФСС основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не опровергают выводы регионального отделения и не свидетельствуют о незаконности ненормативного акта.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При разрешении встречного заявления о взыскании излишних расходов суд полагает возможным руководствоваться следующим.

За период с момента, когда лицо утратило право на получение пособия, то есть с 01.04.2021 по 30.09.2021 ежемесячно региональное отделение выплачивало Кравчинской М.В. пособие по уходу за ребенком в размере 29 600 руб. 48 коп. Сумма излишне понесенных расходов страховщика за период с 01.04.2021 года по 30.09.2021 года составляет 177 602 руб. 88 коп.

Размер названных выплат департаментом не оспорен и не опровергнут.

Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Согласно части 5 статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ решение о возмещении излишне понесенных расходов вступает в силу по истечении десяти рабочих дней со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено такое решение (его законному или уполномоченному представителю). Решение от 04.04.20222 вручено представителю страхователя 05.04.2022 года.

На основании вступившего в силу решения о возмещении излишне понесенных расходов страхователю или застрахованному лицу в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения направляется требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения (части 7, 10 статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ).

Требование о возмещении излишне понесенных расходов вручается лицу, в отношении которого вынесено решение о возмещении излишне понесенных расходов (его законному или уполномоченному представителю), лично под расписку, либо направляется по почте заказным письмом, либо передается в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня отправления заказного письма (часть 11 статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ).

Требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения № 860022700000501 от 22.04.2022 направлено страхователю почтой заказным письмом 25.04.2022. Согласно сведениям с сайта АО «Почта России» требование получено страхователем 27.04.2022.

Требование о возмещении излишне понесенных расходов должно быть исполнено страхователем или застрахованным лицом в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если в нем не указан более продолжительный период для возмещения указанных расходов.

Страховщик в требовании от 22.04.2022 № 860022700000501 установил срок для возмещения расходов до 16.05.2022. Добровольно требование ДИТ ХМАО-Югры не исполнено.

Пунктом 4 статьи 7 Закона № 478-ФЗ, частями 12, 16 статьи 4.7 Закона № 255-v установлено, что в случае неисполнения страхователем в установленный срок требования с возмещении излишне понесенных расходов, территориальный орган страховщика обращается в суд с заявлением о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования о возмещении излишне понесенных расходов.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Согласно п.1, п.2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В ходе судебного разбирательства подтвержден факт выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в сумме 177 602 руб. 88 коп. на основании недостоверных документов, представленных департаментом, в связи с чем встречное требование ГУ РО ФСС признается судом как обоснованное и подлежит удовлетворению полностью.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

решил:

в удовлетворении заявления Департамента информационных технологий Ханты - Мансийского автономного округа - Югры отказать.

Исковое заявление государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре удовлетворить.

Взыскать с Департамента информационных технологий Ханты - Мансийского автономного округа – Югры в пользу государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты - Мансийскому автономному округу – Югре излишне понесенные расходы по выплате пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет в размере 177 602 руб. 88 коп.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья А. Н. Заболотин