Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
15 апреля 2013 г. Дело № А75-1343/2013
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Истоминой Л.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению прокурора г. Белоярский к муниципальному автономному учреждению культуры Белоярского района «Белоярская централизованная библиотечная система» о привлечении к административной ответственности,
установил:
прокурор г. Белоярский (далее - административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением к муниципальному автономному учреждению культуры Белоярского района «Белоярская централизованная библиотечная система» (далее – МАУК «Белоярская централизованная библиотечная система», учреждение, ответчик)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление деятельности по оказанию телематических услуг без наличия специального разрешения (лицензии).
МАУК «Белоярская централизованная библиотечная система», получив 06.03.2013 определение суда о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, в установленный судом срок представило отзыв, в котором просило в удовлетворении требований отказать.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании установлено, что ответчик МАУК «Белоярская централизованная библиотечная система» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1038602650184 и создано для организации библиотечного обслуживания населения Белоярского района (абонементов, читальных залов, пунктов выдачи, передвижных форм и т.д.), а также вспомогательных структур, обеспечивающих процесс обслуживания (отдела комплектования и обработки литературы).
Учреждение является участником долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Информационное общество - Югра» на 2011 - 2015 годы. В рамках данной программы на базе структурных подразделений учреждения созданы и функционируют Центры общественного доступа к социально значимой информации. Основной целью деятельности библиотек в рамках данной подпрограммы является развитие инфраструктуры публичного (общественного) доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения. Данное направление подразумевает обязательное наличие бесплатного доступа к сети Интернет для населения.
Согласно пункту 5.2 Положения о Центре общественного доступа к социально значимой информации, действующей на базе библиотек Белоярского района к обязательным (бесплатным) услугам отнесены следующие услуги:
- организация доступа к государственным электронным информационным ресурсам, предоставляемым различными общественными, государственными и коммерческими организациями;
- информационное консультирование пользователей в поиске необходимой информации в базе данных и сети Интернет.
Предоставление пользователям бесплатного доступа к утвержденному перечню социально значимых ресурсов является основным требованием к организации работы Центра общественного доступа в соответствии с пунктом 1 Регламента деятельности Центра общественного доступа.
Таким образом, Центр общественного доступа представляет собой типовой аппаратно-программный комплекс, открытый широкому кругу пользователей, в целях доступа к государственным, окружным и муниципальным социально значимым информационным ресурсам, в котором оказываются обязательные (бесплатные) и дополнительные (платные) услуги, в том числе информационное консультирование пользователей в поиске необходимой информации в базах данных и сети Интернет.
Прокуратурой г. Белоярский 28.01.2013 в отношении учреждения проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, в ходе которой административный орган выявил факт отсутствия у ответчика, оказывающего вышеперечисленные услуги, лицензии на оказание телематических услуг связи.
По результатам проверки прокурором г. Белоярский вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 31.01.2013 и в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подано заявление в арбитражный суд о привлечении МАУК «Белоярская централизованная библиотечная система»
к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Анализируя имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения и оснований для привлечения ответчика к административной ответственности.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ
«О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно пункту 16 Перечня наименования услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005
№ 87, к лицензируемому виду услуг связи отнесены также телематические услуги, включающие в себя услуги по предоставлению доступа к информационным системаминформационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет.
Правила оказания телематических услуг регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» (далее – Правила).
В пункте 2 раздела 1 Правил указано, что под предоставлением доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационной сети понимается обеспечение возможности приема и передачи телематических электронных сообщений между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети.
При этом абонентским терминалом является совокупность технических и программных средств, применяемых абонентом или пользователем при пользовании телематическими услугами связи для передачи, приема и отображения электронных сообщений и (или) формирования, хранения и обработки информации, содержащейся в информационной системе, а информационной системой - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Из системного толкования вышеуказанных нормативных актов следует, что субъектом, оказывающим телематические услуги связи, является лицо, именуемое законодателем оператором связи, которое осуществляет деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи.
В функции оператора связи, оказывающего телематические услуги, входит формирование абонентской линии, соединяющей пользовательское (оконечное) оборудование с узлом связи сети передачи данных, или обеспечение возможности подключения к сети передачи данных.
Именно данные действия являются услугами связи, для осуществления которых требуется специальное разрешение (лицензия).
Из материалов дела следует, что учреждение имеет доступ к сети Интернет на основании договора № 165 об оказании телематических услуг связи от 01.01.2013, заключенного с ОАО «Ростелеком» (оператор связи), действующим на основании полномочий, удостоверенных лицензией № 86475 от 06.05.2011, и имеющим для предоставления телематических услуг связи необходимое оборудование, сеть связи.
Ответчик согласно данному договору является абонентом, то есть пользователем телематическими услугами связи, с которым заключен возмездный договор об оказании услуг связи с выделением уникального кода идентификации.
Оказываемые учреждением платные услуги по предоставлению машинного времени для пользования персональным компьютером для получения доступа к сети Интернет не могут быть квалифицированы как услуги связи в том понимании, какое приведено в Законе, - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи.
Следовательно, предоставляя информационные услуги населению ответчик не осуществлял деятельность по предоставлению услуг связи (доступа к сети Интернет) и не являлся оператором связи, а поэтому не должен был иметь разрешение (лицензию) на оказание услуг связи.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по делу № А75-2449/2009.
Таким образом, заявителем, возбудившим дело об административном правонарушении, не представлены в судебное заседания доказательства, подтверждающие наличие у административного органа повода и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
С учетом изложенного требования прокурора г. Белоярский не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
отказать в заявлении прокурора г. Белоярскийк муниципальному автономному учреждению культуры Белоярского района «Белоярская централизованная библиотечная система» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Л.С. Истомина