Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
24 марта 2016 г. | Дело № А75-13445/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2016 г.
Полный текст решения изготовлен 24 марта 2016 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Козицкой И.А., при ведении протокола заседания секретарем Земеровой К.С., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению товарищества собственников жилья «УЮТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628634, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нижневартовский район, поселок городского типа Излучинск, улица Школьная, дом 6) к закрытому акционерному обществу «НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ГРЭС» (ОГРН <***>,
ИНН <***>, место нахождения: 628634, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нижневартовский район, поселок городского типа Излучинск, промзона, Нижневартовская ГРЭС) об урегулировании разногласий при заключении договора, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований в отношении предмета спора: администрация городского поселения Излучинск (место нахождения: 628634, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Энергетиков, 6, ОГРН: <***> от 23.01.2006, ИНН: <***>), Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (место нахождения: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>,
ОГРН: <***> от 30.12.2002, ИНН: <***>), Служба жилищного
и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (место нахождения: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>, ОГРН: <***> от 06.12.2002, ИНН: <***>)
без участия представителей,
установил:
товарищество собственников жилья «УЮТ» (далее – истец) обратилось
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с иском
к закрытому акционерному обществу «НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ГРЭС»
(далее – ответчик) об урегулировании возникших с ответчиком разногласий при заключении договора № ТСЖ-6-15/0068 и считать договор заключенным на условиях истца.
Изложить термин «Исполнитель» - юридическое лицо независимо
от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющий коммунальную услугу собственникам (нанимателям) жилых, нежилых помещений многоквартирного дома».
Изложить термин «Потребитель» - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Пункт 1.8. Приложения № 3 к Договору изложить: «Выполнение Исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации
в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям (Субабонентам), имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги».
Пункты 2.2.16. и 2.3.4. с Приложением № 8 исключить из договора.
Определением суда от 23.12.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований в отношении предмета спора привлечены администрация городского поселения Излучинск, Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Определением суда от 02.03.2016 судебное заседание отложено на15 марта
2016 года в 15 часов 00 минут.
Протокольным определением суда от 15.03.2016 в судебном заседании объявлен перерыв до 17 марта 2016 года в 11 часов 00 минут.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены.
Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело по существу по имеющимся в деле доказательствам
в отсутствие надлежаще извещенных представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле
в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ответчик сопроводительным письмом
от 29.09.2015 № 06/3637 (л.д. 31) направил в адрес истца проект договора теплоснабжения от 01.09.2015 № ТСЖ-6-15/0068 (далее – договор) (л.д. 32 – 44).
Не согласившись с предложенной редакцией договора, истец письмом 01.10.2015 № 123 направил протокол разногласий к договору (л.д. 69, 70), который подписан ответчиком в редакции протокола урегулирования разногласий (л.д. 72 – 74).
В связи с недостижением согласия относительно спорных условий договора истец обратился в суд с настоящим иском.
Ответчик требования истца не признал, представил 15.12.2015 в материалы дела отзыв на исковое заявление (л.д. 96 – 101), в котором сообщил, что с заявленными требованиями не согласен по следующим основания.
Ответчик считает, что Гражданский кодекс Российской Федерации
и Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривают возложение обязанности но содержанию жилого помещении, включай коммунальные услуги, именно на собственника помещении, а не на нанимателя.
По мнению ответчика истцом не учтено, что согласно пунктам 9, 10 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений
в многоквартирных домах и жилых домов»условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений
в многоквартирном доме либо в жилом доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме / собственником жилого дома, или органом управления с управляющей организацией.
- в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом
с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещении
в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив.
А в случае теплоснабжения жилого дома - собственником жилого дома
с соответствующей организацией.
в договорах отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещении в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
При этом в пункте 11 прямо указывается, что условия предоставления коммунальных услуг нанимателю, ссудополучателю по договору безвозмездного пользования помещением, арендатору жилого помещения определяются в соответствующем договоре найма/безвозмездного пользовании/ аренды жилого помещении.
В силу пункта 4 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации именно паймодатель, как лицо ответственное за обеспечение жилого помещения коммунальным ресурсом, обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
По мнению ответчика редакции договора теплоснабжения, предложенная
им в части определения терминов «Исполнитель» и «Потребитель» не только
не противоречит требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации
и Жилищного кодекса Российской Федерации, а также принятыми в соответствии
с ними подзаконными нормативными актами, но и никаким образом не ущемляет права нанимателей жилых помещений, поскольку обязательства перед последними несет именно собственник жилого помещения.
В отношении исключения из текста договора пунктов 2.2.16 и 2.3.4
с Приложением № 8 ответчик пояснил, что в пункте 119 Правил предоставления коммунальных услуг закреплено, что исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничишь или приостановить предоставление такойкоммунальной услуги и порядке, предусмотренным данным пунктом и в случае, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями правительства Российской Федерации пли договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом действительно в подпункте «в» пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что ограничение предоставления коммунального ресурса может быть произведено в отношении всего дома, если невозможно ввести ограничение в отношении конкретного потребителя, за исключением отопления. Иными словами, Правила не запрещают, а разрешают вводить ограничения на подачу тепловой энергии за просрочку, по в отношении конкретных абонентов.
И именно данную оговорку содержит Приложение № 8 к договору, в частности
в абзаце 2 пункта 4 Приложения № 8 закреплено, что в отношении собственников помещений многоквартирного дома, своевременно оплативших тепловую энергию, при введении ограничения Исполнительобязан обеспечить подачу тепловой энергии
в необходимых объемах.
Ответчик считает, что истцом не учтен тот факт, что право теплоснабжающей компании вводить ограничения на подачу тепловой энергии предусмотрено
и Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Так по смыслу статей 2, 22 данного закона теплоснабжающая компания праве ввести ограничения подачи тепловой энергии для потребителей, которыми являются лица, приобретающее тепловую энергию для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющие установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, при условии, что такая возможность установлена договором и ограничение не затронет потребителей, исполнивших свои обязательства по оплате тепловой энергии.
Поскольку положения пунктов 2.2.16, 2.3.4, Приложении № 8 к договору предусматривают ограничении при подаче тепловой энергии исключительно в случае просрочки её оплаты исполнителем и только в отношении абонентов, допустивших такую просрочку, а также с учетом того, что действующее законодательство позволяет вводить режим ограничении теплоснабжении, то требовании истца в данной части
не основаны на нормах закона, и не свидетельствуют об ущемлении каких либо прав добросовестных абонентов и субабонентов.
В отношении вопроса об исключении пункта 2.2.16 договора ответчик пояснил, что в пункте 82 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что приостановление и возобновление подачи тепловой энергии осуществляется за счет потребителя (в данном случае за счет истца) на основании расчета затрат теплоснабжающей организацией, но не может рассматриваться как новое подключение и не требует заключения нового договора.
По мнению ответчика пункт 2.2.16 договора не может рассматриваться в качестве противоречащего закону исключительно в силу доводов истца о неправомерности условия договора о возможности приостановления или прекращения теплоснабжающей компанией поставки тепловой энергии. Данный пункт договора имеет более широкое применение (в том числе например, в случае возникновения аварии по вине истца или замены оборудования) и не противоречит требованиям законодательства.
Также ответчик обращает внимание суда, что заключенный ранее договор теплоснабжения от 01.11.2014 № ТСЖ-115-14/0083, на который ссылается истец, действует в редакции ответчика и содержит все вышеуказанные условия, против которых истец ранее не возражал.
В отношении предложения истца изложить пункт 1.8 Приложения № 3
к договору в новой редакции, ответчик считает, что из приведенных доводов истца не совсем понятно, каким образом редакция пункта 1.8 Приложения № 3 к договору нарушает права истца.
Кроме того истец, предлагая свою редакцию данного пункта, не учитывает, что субъектами договора выступают теплоснабжающая компания и управляющая компания, которую избрали собственники жилых помещений для управления
их домами, то есть взаимные обязательства возникают между сторонами договора,
а не обществом и абонентами. Исключения составляют случаи, когда собственники жилых помещений заключают прямые договоры с обществом, о чем прямо указано
в договоре.
При этом в пункте 26 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг
(утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124) указано, чтов договоре ресурсоснабженияможетбыть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
Как отмечает ответчик, установление такого «особого» правила к порядку взыскания задолженности является диспозитивной нормой, позволяющей теплоснабжающей компании решать, предусматривать ли данный порядок либо нет,
а не обязывает последнего действовать исключительно в рамках правил пункта 26.
Иными словами жилищное законодательство не только устанавливает возможность выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления, но закрепляет минимальные требования к нему, включая права и обязанности управляющей организации.
По мнению ответчика жилищное законодательство прямо возлагает обязанность по ведению исковой работы, стоимость которой входит в тариф
на услуги по управлению, именно на управляющую организацию,
а не на теплоснабжающую.
Ответчику непонятно требование истца, в чьи обязанности в силу закона входит деятельность но взысканию задолженности, и стоимость которой включена в тариф
на ее услуги, установить в договоре обязанность ответчика принять уступку прав требования к абонентам, не исполнившим свои обязательства перед истцом по оплате поставленной тепловой энергии.
Ответчик отмечает, что применительно к рассматриваемой ситуации положения пункта 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и решение собственников многоквартирного дома по улице Энергетиков дом 1 свидетельствует
о том, что абоненты приняли на себя обязательства истца произвести оплату
за поставленный ответчиком истцу коммунальный ресурс (отопление) непосредственно ответчику, то есть обязались исполнить обязательства истца
по оплате поставленной ответчиком тепловой энергии.
Вместе с тем у ответчика в такой ситуации возникла обязанность принять такое исполнение третьего лица, однако это не свидетельствует об изменении правоотношений между истцом и ответчиком по условиям договора теплоснабжения,
и не свидетельствует о переходе к ответчику прав требования в случае невнесения абонентом истцу (или за истца ответчику) установленной платы.
Третье лицо администрация городского поселения Излучинск представила в суд 25.01.2016 в электронном виде отзыв на исковое заявление (л.д. 123 – 127), в котором сообщила, что считает заявленные требования обоснованными по следующим основаниям.
Администрация городского поселения Излучинск считает, что представленные в договоре теплоснабжения от 01.09.2015 № УК-6-15/0059 определения терминов «Исполнитель», «Потребитель» противоречат требованиям действующего законодательства, а именно выводы о наличии у собственника жилого помещения обязанности перед ресурсоснабжающей организацией по внесению платы за коммунальные услуги основаны на неправильном толковании норм права, поскольку собственник жилого помещения несет соответствующие расходы только до вселения в это жилое помещение нанимателя.
По вопросу о необходимости исключения из договора теплоснабжения пунктов 2.2.16 и 2.3.4 вместе с приложением № 8 администрация городского поселения Излучинск пояснила, что это обусловлено требованиями действующего законодательства, а именно пунктом 119 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» определено право исполнителя предоставляющего коммунальные услуги в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги. Исключением является коммунальная услуга - отопление, соответственно исключение указанных выше пунктов считаем обоснованным и не противоречащим действующему законодательству Российской Федерации.
В отношении требований об исключении пункта 1.8 Приложения № 3 договора теплоснабжения, администрация городского поселения Излучинск отмечает, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей компанией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 63 Правил, потребители обязаны своевременно оплачивать коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Однако в соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 64 Правил потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсонабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю.
В свою очередь пунктом 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» определено, что в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса путем уступки в соответствии
с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжаюшей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
По мнению администрации городского поселения Излучинск при включении в пункт 1.8 Приложения № 3 к договору теплоснабжения
№ ТСЖ-6-15/0068 условий о выполнении исполнителем обязательств
по оплате поставленного коммунального ресурса путем уступки
в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации
в пользу ресурсоснабжаюшей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги, не будут нарушены правовые нормы действующего законодательства.
Дополнительно администрация городского поселения Излучинск отмечает, что включение в договор теплоснабжения № ТСЖ-6-15/0068 указанного выше условия обусловлена необходимостью обеспечения соответствующего уровня деятельности товарищества собственников жилья «УЮТ», осуществляющего помимо предоставления коммунальных услуг гражданам обеспечение благоприятных и безопасных условий их проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах, решение вопросов пользования указанным имуществом, что требует достаточных финансовых ресурсов.
Администрация городского поселения Излучинск считает, что взыскание с потребителей-должников задолженности по оплате теплоснабжения происходит в судебном порядке, а затем в порядке исполнительного производства и является длительным процессом, управляющая организация вынуждена производить оплату за отопление ответчику из финансовых ресурсов, распределенных на исполнение обязательств, вытекающих
из договора управления многоквартирным домом.
Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представила в суд отзыв на исковое заявление от 01.02.2016 № 38-12-2016 (л.д. 136 – 142), в котором сообщила, что исходя из буквального толкования пунктов Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 12, «потребителями» являются собственники и пользователи помещений
в многоквартирном доме или жилом доме, которым потребляются коммунальные услуги.
«Исполнитель» - это юридическое лицо независимо от организационно- правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальные услуги.
Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа – Югры полагает, что при таких обстоятельствах требования истца в этой части основаны на законе и подлежат удовлетворении в соответствии с пунктом 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 и пункта 2 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 12, а также пункта 2 Правил предоставления коммунальных услугсобственникам и пользователям помещений
в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Также Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа – Югры считает, что требования об изложении пункта 1.8. Приложения № 3 к договору в редакции истца, а также об исключении пунктов 2.2.16 и 2.3.4 с Приложением № 8 из договора не основаны на законе и удовлетворению подлежат.
По мнению Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры требования истца об изложении пункта 1.8 Приложения № 3 к договору
в предложенной им редакции противоречат статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе договора в соответствии с которой, понуждение
к заключению договора не допускается.
Прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отмечено, что из содержания пункта 2.3.4 договора и Приложения № 8 к договору не следует, что теплоснабжающей организации предоставлено право отключения от теплоснабжения всего дома, без учета прав собственников квартир своевременно оплативших тепловую энергию. Возмещение исполнителем теплоснабжающей организации затрат, связанных с прекращением (ограничением) и возобновлением подачи тепловой энергии предусмотрено действующим законодательством, указанное требование также основано на законе.
Прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры также представлено в материалы дела дополнение к отзыву на исковое заявление
от 01.03.2016 № 38-12-2015 (л.д. 154 – 158), в котором третье лицо указало, что требование истца об исключении пункта 2.2.16 из текста договора не основано
на законе, в связи с чем данное требование удовлетворению не подлежит.
Порядок заключения договоров регулируется нормами глав 27 - 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 445 ГК РФ предусмотрено, что если сторона, для которой
в соответствии с названным Кодексом или иными правовыми актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) определяет правовые основы экономических отношений, возникающих
в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права
и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Статьей 2 указанного Закона определено, что источник тепловой энергии - это устройство, предназначенное для производства тепловой энергии; а тепловая сеть - это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с пунктом 11 данной статьи Закона № 190-ФЗ теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, а теплосетевая организация - это организация, оказывающая лишь услуги по передаче тепловой энергии (пункт 16 статьи 2 Закона № 190-ФЗ).
В силу пункта 12 статьи 2 Закона № 190-ФЗ передача тепловой энергии, теплоносителя есть совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих (помимо поддержания тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям) прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
Из вышеприведенных определений следует, что ответчик, владеющий
и источником тепловой энергии, и тепловой сетью, по смыслу Закона № 190-ФЗ, является по отношению к третьим лицам теплоснабжающей организацией.
В силу статьи 15 Закона № 190-ФЗ потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Пунктом 4 статьи 15 Закона № 190-ФЗ заключение договора оказания услуг
по передаче тепловой энергии, теплоносителя, обязательно для теплосетевых организаций с теплоснабжающей организацией. Теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии
и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу статей 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи на рассмотрение суда разногласий, возникших при заключении договора, спорные условия договора определяются в соответствии с судебным решением.
Истец на основании решения внеочередного собрания собственников (протокол от 11.09.2015) осуществляет управление жилым многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, поселок городского типа Излучинск, переулок Строителей, дом 3.
Из материалов дела следует, что в процессе заключения договора теплоснабжения от 01.09.2015 № УК-6-15/0068 между истцом (исполнитель) и ответчиком (теплоснабжающая организация) возникли разногласия по его условиям.
В соответствии с условиями договора (редакция ответчика) «Исполнитель» - юридические лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющий коммунальную услугу собственникам жилых, нежилых помещений многоквартирного дома, жилых домов (домовладений), находящихся в управлении исполнителя. «Потребитель» - лицо (собственник помещения), пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом (домовладением), потребляющее коммунальную услугу.
Истец просит изложить термины в следующей редакции: «Исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющий коммунальную услугу собственникам (нанимателям) жилых, нежилых помещений многоквартирного дома». «Потребитель» - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Суд принимает во внимание, что согласно ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации определены условия и порядок совершения действий при заключении договора лицами, хотя бы для одной из которых заключение договора обязательно.
В соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен содержать существенные условия, которые названы в законе или иных правовых актах для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Правоотношения сторон в период направления редакции договора регулировались нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, ФЗ «О Теплоснабжении» от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ, более детально - Правилами теплоснабжения в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее - Правила 808), Правилами обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением правительства РФ от 14.02.2012 г. № 124 (далее - Правила 124), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.11 г. № 354 (далее - Правила 354)
и другими нормативными актами.
Согласно положениям п. 15 - 17 Правил 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Существенными условиями договора ресурсоснабжения являются:
а) предмет договора (вид коммунального ресурса);
б) дата начала поставки коммунального ресурса;
в) показатели качества поставляемого коммунального ресурса;
г) порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса;
д) порядок определения цены договора исходя из установленных
на соответствующий период регулирования тарифов (применяемых в соответствующем расчетном периоде цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых
и нежилых помещений, в том числе в зависимости от режима его потребления, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса;
е) порядок оплаты коммунального ресурса. При этом расчетный период принимается равным 1 календарному месяцу;
ж) иные условия, являющиеся существенными в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
При наличии закрепления понятий «Исполнитель» и «Потребитель» в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений
в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, данные понятия в договоре могут быть сформулированы с учетом положений закона или содержать отсылочные сведения
к терминологии нормативных актов.
Ответчик предлагает иное определение данного термина, чем содержится
в названных Правилах. При отсутствии соглашения сторон в указанной части, при том, что такое содержание установлено в Правилах, оно может быть принято судом.
Кроме того истец полагает, что пункт 1.8 Приложения № 3 к договору (неуплата, неполная оплата, несвоевременная оплата потребителями коммунальной услуги (отопление) не освобождает исполнителя от обязанности погашения задолженности
по оплате теплоснабжающей организации поставленного в объект теплоснабжения коммунального ресурса, объем задолженности определяется ежемесячно на основании акта, сформированного и согласованного сторонами за 20-е число месяца, а также
не освобождает исполнителя от уплаты неустойки за просрочку оплаты определенную в соответствии с условиями договора) необходимо исключить.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено,
что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета,
а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров
с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила, устанавливающие обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (потребители) коммунальной услуги соответствующего вида.
В соответствии с пунктом 66 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Обязанность граждан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, установлена также части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил № 253, данный документ определяет обязательные требования, предъявляемые к исполнителю коммунальных услуг при осуществлении им расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, необходимые для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
По смыслу и содержанию указанные требования направлены на немедленное
и своевременное перечисление исполнителем коммунальных услуг денежных средств, собираемых им с потребителей соответствующей коммунальной услуги.
Суд установил, что истец является управляющей организацией, в обслуживании которой находится жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, поселок городского типа Излучинск, переулок Строителей, дом 3.
В связи с этим, на истца как на исполнителя коммунальных услуг в отношениях
с ресурсоснабжающей организацией возлагается обязанность по оплате стоимости оказанных услуг теплоснабжения в установленный срок, оплата собственниками жилья коммунальных услуг несвоевременно и не в полном объеме не освобождает истца
от этой обязанности.
Пункт 5 Правил № 253 регулирует движение денежных средств от исполнителя
к ресурсоснабжающей организации, фактически полученных от потребителей коммунальных услуг, устанавливая для исполнителя обязанности в отношении поступивших ему от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежных средств по их перечислению ресурсоснабжающей организации в определенном размере и порядке. Наличие данных требований не влияет на объем обязательств по оплате исполнителя (истца) перед ресурсоснабжающей организацией, не меняет срок исполнения такого обязательства, меры ответственности за его ненадлежащее исполнение и не регулируют случаи, когда потребители коммунальных услуг нарушают обязательства по своевременной оплате перед исполнителем коммунальных услуг.
Таким образом, исключение спорного пункта договора лишит ресурсоснабжающую организацию в случае бездействия истца или третьих лиц (потребителей) права требовать уплаты задолженности за поставленный коммунальный ресурс, гарантированного ей действующим законодательством, в силу которых оплате подлежит весь объем оказанных услуг вне зависимости от размера сумм, поступивших от населения.
Законодательство допускает возможность принятия жильцами многоквартирных домов решения о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, однако исполнитель коммунальных услуг продолжает оставаться стороной договора ресурсоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплачивать коммунальные ресурсы (пункт 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Истец является управляющей организацией. Внесение собственниками помещений и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме платы
за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям не освобождает его
от обязанности быть исполнителем коммунальных услуг для собственников
и нанимателей многоквартирного дома, находящегося в управлении управляющей компании, и оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
В одном многоквартирном жилом доме может быть только один способ управления, только одна управляющая компания, которая обязана оказывать весь комплекс коммунальных услуг (статьи 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации). Поэтому при наличии управляющей компании прямые расчеты граждан
не меняют схему отношений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией как исполнителем коммунальных услуг и не освобождают последнего
от обязанности оплачивать поставленную в дом энергию. Приобретение ресурсоснабжающей организации статуса исполнителя коммунальных услуг обусловлено выбором непосредственного способа управления многоквартирным домом.
При таких обстоятельствах исключение истцом пункта 1.8. Приложения № 3 является не обоснованным.
Также истец полагает, что пункты 2.2.16 и 2.3.4 с Приложением № 8 к договору необходимо исключить.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации
по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.
О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
В пункте 2 части 1 статьи 4 Закона № 190-ФЗ определено, что к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся, в частности утверждение правил организации теплоснабжения.
Правила № 808 устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения
и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения
и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.
В пунктах 76, 77 Правил № 808 установлено, что ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в случаях, установленных названными Правилами, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии может определяться договором теплоснабжения с учетом положений названных Правил.
Из содержания пунктов 93, 94 Правил № 808 следует, до введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения 2-го периода платежа или в случае неустранения нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок. Теплоснабжающей организации предоставлено право вводить ограничение режима и прекращение потребления тепловой энергии, в том числе в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя при условии соблюдения определенной процедуры. Теплоснабжающая организация должна известить об ограничении подачи тепловой энергии потребителя не менее чем за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры. Если
по истечении 5 дней со дня введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность или не устранены нарушения условий договора о количестве теплоснабжающая организация прекращает подачу тепловой энергии и теплоносителя, письменно уведомив потребителя не менее чем за 1 сутки о дате и времени полного прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с пунктом 82 Правил № 808 ограничение режима потребления тепловой энергии может быть полным или частичным. Полное ограничение режима потребления влечет за собой прекращение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю путем осуществления переключений на тепловых сетях. При отсутствии такой возможности прекращение подачи тепловой энергии осуществляется путем отсоединения теплопотребляющих установок потребителя от тепловой сети. Возобновление режима потребления после введения полного ограничения режима потребления осуществляется за счет потребителя на основании расчета затрат теплоснабжающей организацией, но не может рассматриваться как новое подключение и не требует заключения нового договора о подключении к системе теплоснабжения,
за исключением случаев введения ограничения режима потребления в результате самовольного подключения теплопотребляющих установок к тепловым сетям.
Частичное ограничение режима потребления влечет за собой снижение объема или температуры теплоносителя, подаваемого потребителю, по сравнению с объемом или температурой, определенными в договоре теплоснабжения, или фактической потребностью (для граждан-потребителей) либо прекращение подачи тепловой энергии или теплоносителя потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца.
Статьей 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя в размере, превышающем размер платы более чем за один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя
в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается
в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с пунктом 119 Правил № 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: а) исполнитель
в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом
(с описью вложения); б) при непогашении потребителем-должником задолженности
в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной
в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку; в) при отсутствии технической возможности введения ограничения
в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Таким образом, ограничение подачи тепловой энергии - горячей воды возможно только в случае соблюдения указанных выше норм права.
Пункт 100 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012
№ 808 (далее - Правила), предусматривает, что теплоснабжающая организация вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке компенсации потребителем затрат, понесенных ею вследствие введения ограничения режима потребления и восстановления такого режима, относится к ситуации, когда указанное ограничение вводится в связи с наличием задолженности потребителя
по оплате тепловой энергии.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что условия, содержащиеся
в пунктах 2.2.16 и 2.3.4 с Приложением № 8 не противоречат положениям пункта 100 Правил № 808, предусматривающего право теплоснабжающей организации требовать возмещение фактически понесенных ею расходов, связанных с введением ограничения или прекращения и возобновления поставки теплоэнергии.
Таким образом требования истца в данной части удовлетворению не подлежат.
Статьёй 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела
по существу.
В связи с частичным удовлетворением заявленных истцом требований и в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку требования истца носят неимущественный характер, государственная пошлина пропорциональному распределению не подлежит, и в полном объеме относится
на ответчика в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,
РЕШИЛ:
исковые требования товарищества собственников жилья «УЮТ» удовлетворить частично.
Изложить термины «Исполнитель» и «Потребитель» при заключении договора № ТСЖ-6-15/0068 в редакции истца.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества «НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ГРЭС»
в пользу товарищества собственников жилья «УЮТ» государственную пошлину
в размере 6 000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.