ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-1349/16 от 21.04.2016 АС Ханты-Мансийского АО


Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

27 апреля 2016 г.

Дело № А75-1349/2016

Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля  2016 года

В полном объеме решение изготовлено 27 апреля  2016 года

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г. при ведении протокола заседания секретарём судебного заседания Каксиной Д.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации Кондинского района к обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» о взыскании необоснованно полученной субсидии в размере
3 000 000 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 70 026 рублей 67 копеек,

при участии представителей сторон:

от истца – ФИО1 по доверенности от 14.01.2016, 

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 12.03.2016,

установил:

Администрация Кондинского района (далее – истец, Администрация) обратилась
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к  обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» (далее – ответчик, Общество,
ООО «Жилкомсервис») о взыскании необоснованно полученной субсидии в размере
3 000 000 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 70 026 рублей 67 копеек.

Как на правовое основание своих требований истец ссылается на статьи 310, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 78, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также на условия договоров.

Истец поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик с исковыми требованиями не согласен, просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав представителей сторон, изучив доводы иска и отзывов на него, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Муниципальной программой Кондинского района «Комплексное социально- экономическое развитие Кондинского района на 2013-2015 годы», утвержденной Постановлением администрации Кондинского района от 16.12.2013 № 2703
«О муниципальной программе Кондинского района «Комплексное социально-экономическое развитие Кондинского района на 2013-2015 годы», разработанной
в целях повышения уровня социально- экономического развития, повышения качества стратегического планирования и управления, а также формирования благоприятного инвестиционного климата в Кондинском районе, предусмотрена финансовая помощь участникам Программы. Финансовая помощь оказывается в виде предоставления субсидий на реализацию инвестиционных проектов, отвечающих целям вышеуказанной Программы.

На основании Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением администрации Кондинского района № 1792 от 26.08.2013 «Об утверждении порядка предоставления субсидии на частичное возмещение расходов при реализации инвестиционного проекта в рамках долгосрочной целевой программы «Комплексное социально-экономическое развитие Кондинского района на 2013-2015 годы»
(далее - Порядок предоставления субсидий, Постановление № 1792), Распоряжения администрации Кондинского района от 25.12.2013 № 733-р Администрацией заключено
с ООО «Жилкомсервис» соглашение от 24.12.2013 № 13 «О предоставлении субсидии
на частичное возмещение затрат при реализации инвестиционного проекта «Приобретение и монтаж линии по розливу и бутылированию воды в пгт. Мортка, мощностью 62,5 тысяч далл в год» в рамках долгосрочной целевой программы «Комплексное социально-экономическое развитие Кондинского района на 2013-2015 годы» (далее - Соглашение от 24.12.2013 № 13, Соглашение, т. 1 л. д. 73) о предоставлении субсидии в размере 3 000 000 рублей.

Субсидия Обществу перечислена в полном объёме, что не оспаривается сторонами.

В период с 17.06.2015 по 30.06.2015 Контрольно-ревизионным отделом Администрации проведено контрольное мероприятие с целью проверки целевого использования субсидии получателем субсидии и обеспечения получателем субсидии достижения целевых показателей от реализации инвестиционного проекта. В ходе проверки установлено, что по Соглашению от 24.12.2013 № 13 Обществу предоставлена субсидия на возмещение 50 процентов фактических затрат на реализацию инвестиционного проекта «Приобретение и монтаж линии по розливу и бутылированию воды в пгт. Мортка, мощностью 62,5 тысяч далл. в год.

Согласно пункту 2.3 раздела 2 Соглашения получатель субсидии обязуется:

-использовать субсидию на возмещение части фактических расходов
при реализации инвестиционного проекта;

-создать (сохранить) высокопроизводительные рабочие места в количестве 5 мест, сроком не менее 5 лет;

-информировать казенное учреждение ХМАО - Югры «Междуреченский центр занятости населения» о созданных рабочих местах в рамках реализации инвестиционного проекта;

-обеспечить своевременную уплату налогов и сборов в соответствии
с действующим законодательством;

-предоставлять в уполномоченный орган ежеквартально копии налоговой отчетности с отметкой налогового органа;

-обеспечить среднемесячную заработную плату работников на вновь созданные рабочие места, не менее установленной минимальной заработной платы
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, согласно реализуемому инвестиционному проекту, в размере не менее 15 тысяч рублей.

В ходе проверки орган контроля пришёл к выводу, что целевые показатели, предусмотренные Соглашением, не достигнуты, а именно:

-не созданы (сохранены) высокопроизводительные рабочие места в количестве 5 единиц; следовательно, не обеспечена среднемесячная заработная плата работников на вновь созданные рабочие места в размере, не менее 15 тысяч рублей;

-не обеспечена своевременная уплата налогов и сборов.

В соответствии с бизнес-планом фактически приобретено оборудование по разливу воды по договору поставки, монтажа и пуско-наладки оборудования № 11.13 от 18.11.2013. Согласно подпункту 4.2.1 пункта 4.2 данного договора приемка выполненых работ производится в следующем порядке: Поставщик передает Покупателю оформленные со своей стороны Акты выполненных работ по форме КС-2 и КС-3.
В ходе проверки ООО «Жилкомсервис» не представлены КС-2 и КС-3, а предъявлены следующие документы: товарная накладная № 19121 от 19.12.2013 на сумму 4 713 220,00 рублей (конвейерная система, полуавтомат для наружной мойки, моноблок розлива, фильтры, трубы); акт № 19121 от 19.12.2013 года на сумму 210 000,00 рублей (транспортные услуги); счет-фактура от 24.12.2013 № 24122, акт от 24.12.2013 № 24122
на сумму 1 785 000,00 рублей (тех.условия, спец.тех. заданий, установка УФ, нусконаладочные работы). Фактические расходы, согласно представленным на проверку документам составили 6 708 220 рублей.

Администрация считает, что ООО «Жилкомсервис» выполнены не все обязательства, предусмотренные в Соглашении от 24.12.2013 № 13.

В связи с выявленными нарушениями, Администрация направила 06.10.2015 в адрес Общества требование о возврате субсидии в полном объёме.

Поскольку ответчик в добровольном порядке в установленный срок полученную субсидию не возвратил, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с настоящим исковым заявлением.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи
71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной
и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов
в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии
с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом 2 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе субъектам предпринимательства на поддержку инвестиционных проектов, реализуемых на территории Кондинского района в соответствии с долгосрочной целевой программой «Комплексное социально-экономическое развитие Кондинского района 2013-2015 годы», не более 50 процентов от фактических расходов, произведенных при реализации инвестиционного проекта.

Пунктом 13.5 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что в соглашении
о предоставлении субсидии должен быть предусмотрен порядок возврата субсидии.

Пунктом 3.3 Соглашения предусмотрено, что получатель субсидии возвращает субсидию в полном объеме в случае неисполнения п.п.2.3.3, п.п.2.3.7 Соглашения,
в соответствии с пунктом 16 Порядка.

Согласно пункту 2.3.3 Соглашения получатель субсидии обязуется создать (сохранить) высокопроизводительные рабочие места в количестве 5 сроком не менее 5 лет.

В соответствии с пунктом 2.3.7 Соглашения получатель субсидии обязан обеспечить среднемесячную заработную плату работников на вновь созданные рабочие места
не менее установленной минимальной заработной платы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, согласно реализуемому инвестиционному проекту в размере не менее 15 тыс. рублей.

Как следует из искового заявления, требования о возврате субсидии в размере
3 000 000 рублей обусловлены ссылкой на пункт 3.3 и невыполнением пунктов 2.3.3 и 2.3.7 Соглашения.

Вместе с тем, доводы истца полностью опровергаются материалами дела.

Так, в подтверждение исполнения условий Соглашения, ответчиком 18.11.2013 был заключен договор № 11.13 поставки, монтажа и пуско-наладки оборудования
(далее по тексту договор). В соответствии с пунктом 1.1 договора Поставщик по заданию Покупателя обязуется выполнить работы по поставке, монтажу и пуско-наладке оборудования по розливу воды в количестве и номенклатуре оборудования согласно технического задания и расчету стоимости изделий и работ, которое является Спецификацией №№ 1,2 к договору, отгрузка оборудования, (пуско-наладочные работы) произведены по товарной накладной № 19121 от 19.12.2013, актам №№ 1921, 24122
от 19.12.2013, 24.12.2013 соответственно.

Во исполнение пункта 4.2.1 договора стороны договора оформили акты выполненных работ по форме № КС-2 от 26.12.2013 и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 от 26.12.2013, которые представлены в материалы дела (т. 2 л. д. 21-23).

На приобретенное оборудование по розливу воды у ответчика имеется техническая документация:

-сертификат соответствия на оборудование (№ С-RUH003.B.00201 TP0962305
с приложениями
TP0192662, 0192667, 0192669, 0192677, 0192687, 0192088, 019299, 0192702;

-паспорт и руководство по эксплуатации на Контейнерную систему WP-CS;

-паспорт и руководство по эксплуатации на Полуавтомат наружной мойки бутылей WP- WM120;

-Журнал по эксплуатации Полуавтомат наружной мойки бутылей WP-WM120;

-паспорт и руководство по эксплуатации на Аппарат для термоусадки накидного колпачка WP-SMТ;

-паспорт и руководство по эксплуатации Моноблок розлива воды WPspring75;

-паспорт на установку водоподготовки;

-санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.01.05.224. п.027457.04.10
от 28.04.2010.

Вышеуказанное оборудование по розливу и бутилированию воды в сборном виде находится по адресу гпт. Мортка, пер.Свердлова, д.6, что подтверждается сделанными фотоснимками, представленными для приобщения к материалам дела.

Фактическое приобретение ответчиком оборудования по розливу и бутилированию воды, его установки (монтажа) и несения части денежных затрат в соответствии
с Соглашением и Программой, истцом не опровергается и подтверждено материалами дела, что свидетельствует о целевом характере использования средств субсидии.

Условия Соглашения получения субсидии ответчиком выполнены, в том числе
по созданию (сохранению) рабочих мест (пункт 2.3.3 Соглашения) и по уровню заработной платы (пункт 2.3.7 Соглашения), что подтверждается:

- выпиской из штатного расписания ООО «Жилкомсервис» № 1 от 11.03.2016, которая указывает на численный состав работников Станции водоподготовки ВОС-1200
в количестве 7 штатных единиц, т.е до даты 30.08.2013 введения дополнительных рабочих мест в рамках Инвестиционного (бизнес-плана) проекта и Соглашения в рамках долгосрочной целевой программы «Комплексное социально-экономическое развитие Кондинского района на 2013- 2015годы»;

-выпиской из штатного расписания ООО «Жилкомсервис» № 2 от 11.03.2016, которая указывает, что с 01.09.2013 в Станции водоподготовки ВОС-1200 вводится участок по розливу воды с дополнительным численным составом работников в количестве 5 (пяти) штатных единиц, в рамках выполнения Инвестиционного (бизнес-плана) проекта и Соглашения долгосрочной целевой программы «Комплексное социально-экономическое развитие Кондинского района на 2013-2015 годы».

01.09.2013 в состав подразделения станции водоподготовки ВОС 1200 участка
по розливу воды вводится численный состав
в количестве 5 (пяти) человек по должностям согласно штатного расписания в рамках Инвестиционного (бизнес-плана) проекта и Соглашения.

Вышеуказанное изменение в штатном расписании подтверждено Приказом № 17
от
26.08.2013 «О внесении изменений в штатное расписание», которым введены новые должности с указанием количества штатных единиц -5 (пять), с указанием размера должностного оклада; Приказом № 18 от 30.08.2013г. «Об утверждении штатного расписания», согласно которому с 01.09.2013 действует штатное расписание, в которое включены рабочие места численным составом в количестве 5 (пяти) человек, наименованием должностей, профессий.

Трудовые отношения между ответчиком и вновь принятыми работниками на новые должности в подразделение станции водоподготовки ВОС-1200 участок по розливу воды, согласно штатного расписания от 01.09.2013, и во исполнение Соглашения в рамках долгосрочной целевой программы «Комплексное социально-экономическое развитие Кондинского района на 2013-2015годы» в период с 2014 по 2015 годы, подтверждаются:

- трудовым договором (по совместительству) № 4 от 02.06.2014 с ФИО3, сроком на 5 лет, приказ № 18 от 02.06.2014 о приеме на работу, личным заявлением работника о приеме на работу от 02.06.2014;

- трудовым договором (по совместительству) № 1 от 11.09.2014 с ФИО4, сроком на 5 лет, приказ № 21 от 11.09.2014 о приеме на работу, личным заявлением работника о приеме на работу от 10.09.2014;

- трудовым договором (по совместительству) № 2 от 11.09.2014 с ФИО5 сроком на 5 лет, приказ № 22 от 11.09.2014 о приеме на работу, личным заявлением работника о приеме на работу от 10.09.2014;

- трудовым договором (по совместительству) № 3 от 11.09.2014 с ФИО6 сроком на 5 лет, приказ № 23 от 11.09.2014 о приеме на работу, личным заявлением работника о приеме на работу от 10.09.2014;

- трудовым договором (по совместительству) № 5 от 01.08.2015 с ФИО7, сроком на 5 лет, приказ № 12 от 01.08.2015 о приеме на работу, личным заявлением работника о приеме на работу от 01.08.2015.

Оплата труда вышеуказанным работникам, произведена из установленного оклада
в соответствии со штатным расписанием, в размере не менее 15 000 руб., с учетом отработанного времени, что подтверждается платежными ведомостями по каждому
из работников за период с момента приема на работу работников по настоящее время.

С вышеуказанными работниками у ответчика трудовые отношения не прекращены и продолжаются по настоящее время, и подтверждаются выпиской из штатного расписания ООО «Жилкомсервис» № 3 от 11.03.2016, выпиской из штатного расписания
ООО «Жилкомсервис» № 4 от 11.03.2016,
которые свидетельствуют о сохранении вновь созданных 5 (пяти) рабочих мест (штатных единиц) с 01.09.2013, на 2015-2016 годы
( по настоящее время).

Согласно Справкам №№ 3593, 9318, 886, 1540, 10175, 11192, 23451 от 28.08.2013,
от 27.09.2013, от 06.11.2013, от 20.02.2014, от 17.12.2014, от 18.11.2015 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, выданные Межрайонной ИФНС России № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу –Югре задолженность по уплате налогов отсутствует.

Согласно Справки от 18.11.215 о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, выданной Пенсионным фондом задолженность по страховым взносам отсутствует.

Согласно Справки от 24.11.2015 № 142, выданной Фондом социального страхования задолженность по начисленным и уплаченным страховым взносам по состоянию на 24.11.2015 отсутствует.

Как следует из акта проверки от 30.06.2015, Контрольно-ревизионным отделом Администрации проверялись документы, послужившие основанием для выдачи Обществу субсидии и представленные по состоянию на дату, предшествующую получению субсидии.

Выводы Контрольно-ревизионного отдела Администрации о невыполнении условий Соглашения строятся на Приказе от 24.12.2013 № 19-од «О переводе на консервацию объекта основного средства».

Вместе с тем, срок действия Соглашения определен с даты подписания до полного исполнения обязательств (пункт 4). Соглашение не содержит сроков выполнения конкретных его условий.

Как следует из представленных в дело ответчиком доказательств на дату проведения проверки Контрольно-ревизионного отдела Администрации, а так же на дату рассмотрения дела в суде, все условия Соглашения получателем субсидии выполнены.

Нецелевое использование средств бюджета не нашло своего подтверждения.

Доказательства обратного истцом не представлены, доводы ответчика документально не опровергнуты.

Пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено,
что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Данная норма предполагает недобросовестное поведение получателя субсидии и его вину в неправомерной выплате субсидии уполномоченным органом.

Материалами дела не подтверждается недобросовестное поведение Общества при обращении с заявлением и при предоставлении документов для получения субсидии, а так же получение субсидии с нарушением условий, установленных при её предоставлении
в результате иных неправомерных действий ООО «Жилкомсервис».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец не представил доказательств наличия оснований для возврата ответчиком перечисленной ему субсидии, предусмотренных условиями договоров и вышеприведенных федеральных
и муниципальных нормативных правовых актов, в связи  чем  в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

При подаче иска государственная пошлина не уплачена, поскольку администрация освобождена от данной обязанности в силу закона.

Таким образом, вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины судом не разрешается.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении искового заявления отказать полностью.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                  О. Г. Чешкова