ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-13508/20 от 19.11.2020 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

20 ноября 2020 г.

Дело № А75-13508/2020

          Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2020 года

          Полный текст решения изготовлен 20 ноября 2020 года

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Заболотина А. Н., при ведении протокола секретарём Гуляевой О. В., рассмотрев
в открытом судебном заседании дело по заявлению
Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к обществу  с ограниченной ответственностью «Центр 112» (ОГРН 1123536001489, ИНН 3510009006,  адрес: 162510, Вологородская область, Кадуйский район, поселок Рабочий, улица Промышленная, дом 2) об оспаривании отказа согласования расписания выездов подразделений пожарного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно – спасательных работ, с участием в деле Администрации города Сургута в качестве заинтересованного лица, 

            с участием представителей сторон: от заявителя: Морозов М. Д. по доверенности от 10.04.2020, Григорьева Н. Е. по доверенности от 11.12.2019, от общества – Гусев А. А. по доверенности от 07.10.2020, Кузнецов С. А. по доверенности от 07.10.2020, от Администрации города Сургута посредством веб – конференции – Дорошенко С. А. по доверенности от 16.07.2020,

установил:

Главное Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – заявитель, управление, ГУ МЧС РФ) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об оспаривании отказа общества с ограниченной ответственностью «Центр 112» (далее – общество, ООО «Центр 112») в согласовании расписания выездов подразделений Сургутского местного пожарно – спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно – спасательных работ на территории городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – расписание выездов), а так же о возложении на общество обязанности согласовать расписание выездов в редакции, представленной ГУ МЧС, с установлением для общества подрайона выездов, включающего Западную зону территории района выезда 118 ПСЧ 1 ОФПС.

         Требование мотивировано наличием у общества, как у подразделения пожарной охраны, обязанности выезжать на тушение пожаров в порядке предусмотренном расписанием выездов, утвержденном Главой города Сургута. Уклонение общества от согласования расписания выездов препятствует утверждению такого документа  в установленном порядке.

         Представители ГУ МЧС РФ, а так же представитель Администрации города Сургута  в судебном заседании поддержали требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

         Представители общества в судебном заседании возражали относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве. В обоснование возражений указали, что общество является частной пожарной охраной и осуществляет охрану объектов на основании договора, в связи с чем подрайоном выезда для такой охраны может быть только территория, непосредственно прилегающая к территории охраняемого объекта.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и изучив представленные доказательства, суд постановил следующий вывод.

         Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Центр 112» создано решением единственного учредителя – ПАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии». В числе основных видов деятельности общества предусмотрены организация и осуществление профилактики пожаров, спасение людей и имущества при пожарах, организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно – спасательных работ (т. 2 л.д. 76-100). На основании договора от 28.12.2017 № 22-10/18-107 общество оказывает для ПАО «ОГК – 2» услуги по обеспечению пожарной безопасности в п. Кедровый, г. Сургут, территория филиала ПАО «ОГК – 2» - Сургутская ГРЭС-1 (т. 2 л.д. 101-104).

         Из представленных доказательств следует, что ГУ МЧС РФ предложено обществу согласовать расписание выездов пожарно – спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно – спасательных работ на территории городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в котором для ООО «Центр 112» установлен район выездов, включающий территорию города Сургута в границах основного охраняемого периметра комплекса зданий и сооружений электростанции филиала ПАО «ОГК-2» - Сургутская ГРЭС, и территорию зданий и сооружений, принадлежащих ПАО «ОГК-2» на праве собственности; а так же установлен подрайон выездов, включающий Западную зону территории района выезда 118 ПСЧ 1 ОФПС (т. 1 л.д. 49-141).

         Письмом от 28.02.2020 общество заявило отказ в согласовании расписания выездов в связи с несогласием с территорией подрайона выездов, так как такая территория не является непосредственно прилегающей к территории охраняемого объекта.

         Названное обстоятельство послужило основанием для обращения ГУ МЧС за разрешением спора в судебном порядке.

         Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, а так же отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане), урегулированы нормами Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

         Статьями 1, 4 названного Закона определено, что пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. При этом пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана.

         В соответствии со статьей 12.1 упомянутого Закона частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

         Согласно определению, приведенному в статье 1 Закона № 69-ФЗ, все органы управления, подразделения и организации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ, расположенные на определенной территории, понимаются как пожарно – спасательный гарнизон.

         В силу статьи 22 Закона «О пожарной безопасности» тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

         Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

         Из приведенных норм права следует, что ООО «Центр 112» являясь подразделением частной пожарной охраны, расположенным на территории города Сургута, обязано без всяких условий выезжать для тушения пожаров.

         Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

         В целях реализации названной нормы приказом МЧС России от 25.10.2017 № 467, утвержден Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно – спасательных работ (далее – АСР).

         Пунктами 56, 76, 78, 79 обозначенного Порядка установлено, что такой Порядок устанавливается документами, в том числе расписаниями выездов подразделений гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР. Обязательными приложениями к Расписанию выезда являются, кроме прочего, описание территориальных границ районов и подрайонов выезда подразделений, зон ответственности, пожарных поездов, границ акваторий для пожарных судов, а также условий, при которых они направляются в подрайоны выезда по первому сообщению о пожаре (ЧС). 79. Расписание выезда подлежит согласованию с руководителями подразделений ведомственной и частной пожарной охраны, территориальных и объектовых добровольных пожарных команд, с руководителями организаций, предоставляющих силы и средства для тушения пожаров и проведения АСР на территории муниципальных образований, с руководителями привлекаемых аварийно-спасательных формирований. Срок рассмотрения расписания выезда не должен превышать 30 дней с момента его поступления в указанные организации и подразделения. Расписание выезда на территории муниципального образования утверждается главой муниципального образования.

         В силу пунктов 63, 64, 65 Порядка привлечения сил и средств  система реагирования в местных гарнизонах формируется исходя из следующих принципов: разделение территорий муниципальных образований на районы выезда подразделений, с учетом оптимальной дислокации подразделений, прибытия первого подразделения в наиболее удаленную точку района выезда в максимально короткое время; обеспечение возможности в максимально короткое время сосредоточения на месте пожара сил и средств местного гарнизона в количестве, необходимом для локализации пожара; возможность привлечения объектовых подразделений пожарной охраны.

         При этом уточнено, что к объектовым подразделениям пожарной охраны относятся, в том числе, подразделения частной пожарной охраны, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения АСР в организациях и оснащенные основными пожарно – спасательными автомобилями. Привлечение подразделений частной пожарной охраны к тушению пожаров и проведения АСР за пределами территории охраняемого объекта допускается при наличии в боевом расчете два и более основных пожарно-  спасательных автомобиля.

         Для каждого подразделения гарнизона расписанием выезда определяется территория, в границах которой предусмотрено первоочередное направление сил и средств этого подразделения, по первому сообщению о пожаре (ЧС) (далее - район выезда). На территории района выезда подразделения гарнизона предусматриваются подрайоны выезда для ближайших подразделений (далее - подрайон выезда). Подрайоном выезда подразделения гарнизона может являться как часть территории, так и вся территория района выезда другого подразделения гарнизона. Районом выезда для объектового подразделения пожарной охраны является территория охраняемой организации, подрайоном выезда - территория (часть территории) муниципального образования, непосредственно прилегающая к территории охраняемой организации.

         Из представленных доказательств следует, что ООО «Цетнтр 112» оборудовано более, чем двумя пожарно – спасательными автомобилями, и расположено в п. Кедровый, г. Сургут, в районе филиала ПАО «ОГК – 2» - Сургутская ГРЭС-1. Данное обстоятельство обществом не оспаривается.

         Представленным расписанием выездов закреплено, что районом выезда для общества закреплена территория города Сургута в границах основного охраняемого периметра комплекса зданий и сооружений электростанции филиала ПАО «ОГК-2» - Сургутская ГРЭС, и территория зданий и сооружений, принадлежащих ПАО «ОГК-2» на праве собственности. Такой район выезда соответствует пункту 65 Порядка привлечения сил и средств и обществом согласован. Подрайоном выезда для общества закреплена Западная зона территории района выезда 118 ПСЧ 1 ОФПС, которая включает в себя территорию, ограниченную условной линией, проходящей: - от железнодорожного моста через реку Черная ветки Тюмень – Нижневартовск до путепровода на улице Аэрофлотской; - на юго – восток  вдоль железнодорожной ветки, ведущей на станцию Сургут – Порт, до примыкания с ул. Глухова; - по ул. Глухова на  северо – восток до ул. Энергостроителей; по ул. Энергостроителей на запад до перекрестка у здания № 13 на ул. Энергостроителей; - по проезду на север до КПП и далее вудоль ограждения ГРЭС – 2 до реки Черная; - по руслу реки Черная до железно – дорожного места через реку Черная (т. 1 л.д. 74).

         В силу пункта 66 первоочередное выдвижение подразделения для тушения пожара и проведения АСР в подрайон выезда, являющийся районом выезда другого подразделения, в том числе при нахождении указанных подразделений в составе разных гарнизонов (территориального, местного), осуществляется при нахождении в районе выезда подразделения различных препятствий (разводные мосты, железнодорожные переезды, водные переправы и иные препятствия), которые могут затруднить своевременное прибытие подразделения к месту пожара (ЧС). При прибытии подразделения на место пожара (ЧС) в закрепленный район выезда, подразделение, для которого указанное место пожара (ЧС) находится в подрайоне выезда, убывает в место постоянной дислокации, за исключением случаев, когда прибывшее подразделение по своим тактическим возможностям не может самостоятельно обеспечить условия для ликвидации пожара (ЧС).

         Из представленной схемы разграничения районов и подрайонов выезда на территории города Сургута следует, что Западная зона района выезда 118 ПСЧ 1 ОФПС, которая установлена для ООО «Центр 112» в качестве подрайона выездов, ограничена железно – дорожными путями и рекой, которые затрудняют своевременное прибытие 118 ПСЧ 1 ОФПС к месту пожара. При этом такая территория расположена в районе нахождения ПАО «ОГК-2» - Сургутская ГРЭС и является для ООО «Центр 112» наиболее близко расположенной по сравнению с другими подразделениями пожарной охраны пожарно – спасательного гарнизона города Сургута.

         При таких обстоятельствах выезд пожарно – спасательного автомобиля ООО «Центр 112» в Западный район выездов 118 ПСЧ 1 ОФПС обеспечит прибытие первого подразделения в максимально короткое время для спасения людей, имущества, ликвидации пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

         Доводы ООО «Центр 112» о том, что подрайон выезда не является территорией, непосредственно прилегающей к территории охраняемого объекта, судом отклоняется, так как нормативными актами не установлены правила определения таких территорий в целях обеспечения пожарной безопасности. В спорном правоотношении подрайон выезда территориально расположен в местности, где расположены объекты ПАО «ОГК-2», в связи с чем такая территория является прилегающей к району выезда ООО «Центр 112».

         Оценив в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных норм права, суд пришел к выводу об отсутствии у ООО «Центр 112» законных оснований для отказа в согласовании расписания выездов подразделений Сургутского местного пожарно – спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно – спасательных работ на территории городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

         При этом суд полагает необходимым отметить, что возложение на ООО «Центр 112» обязанности выезжать на тушение пожаров в подрайон выездов не ограничивает предпринимательскую и иную экономическую деятельность общества, поскольку при создании общества и осуществлении деятельности в сфере пожарной безопасности общество должно осознавать особую значимость такого вида деятельности и должно было знать о наличии дополнительных обязательств по защите жизни, здоровья граждан и их имущества.

         В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону
или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

            Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

решил:

            заявление удовлетворить.

            Признать незаконным отказ общества с ограниченной ответственностью «Центр 112» в согласовании расписания выездов подразделений Сургутского местного пожарно – спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно – спасательных работ на территории городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

            Обязать общество с ограниченной ответственностью «Центр 112» в течение 30 календарных дней со дня вступления решения в законную силу согласовать расписание выездов подразделений Сургутского местного пожарно – спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно – спасательных работ на территории городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в редакции, представленной Главным Управлением МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в том числе с установлением для общества с ограниченной ответственностью «Центр 112» района выездов, включающего территорию города Сургута в границах основного охраняемого периметра комплекса зданий и сооружений электростанции филиала ПАО «ОГК-2» - Сургутская ГРЭС, и территорию зданий и сооружений, принадлежащих ПАО «ОГК-2» на праве собственности; а так же с установлением подрайона выездов, включающего Западную зону территории района выезда 118 ПСЧ 1 ОФПС.

            Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

            В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

            Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

            По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                  А. Н. Заболотин