ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-13590/20 от 03.11.2020 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

10 ноября 2020 г.

Дело № А75-13590/2020

Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2020 г.

Решение изготовлено в полном объеме 10 ноября 2020 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Истоминой Л.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемовой Ю.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Россети Тюмень» (ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185, адрес: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Университетская, д. 4)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об ненормативных правовых актов, с привлечением
к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Бабанина Антона Сергеевича,

с участием представителей сторон:

от заявителя  - Иваницкая М.Н. по доверенности от 09.01.2019 № 46988, диплом о высшем юридическом образовании от 04.05.1999, регистрационный номер 12,

от заинтересованного лица - Мустафина Л.С. по доверенности от 22.11.2019 № 20, диплом о высшем юридическом образовании от 23.06.2017, регистрационный номер 299,

от третьего лица - не явились,

установил:

акционерное общество «Россети Тюмень» (далее - АО «Россети Тюмень», общество, заказчик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, Ханты-Мансийское УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительными:

- решения по жалобе № 086/07/3-1316/2020 по результатам рассмотрения жалобы предпринимателя Бабанина А.С. на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ в части признания жалобы предпринимателя Бабанина  А.С. обоснованной в части, касающейся доводов о неправомерности, необоснованности. избыточности предъявления заказчиком
к участникам конкурса требований о наличии квалифицированных кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов; в части неправомерности требования о наличии опыта выполнения работ, требования о наличии у субподрядчика действующей выписки из реестра членов СРО, подтверждающей наличие права выполнять работы в области реконструкции объектов капитального строительства по договору подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в части неправомерности ограничения на привлечение субподрядчиков/соисполнителей/ субпоставщиков для выполнения работ на 30%, а также требования о подтверждении наличия соглашения о намерениях заключить договор между участником и каждым привлекаемым субподрядчиком, выполняющим 5% и более объема поставок, работ, услуг; - предписания № 54 от 14.08.2020 в части исключения из числа требований к участникам  конкурса:

         требования к наличию материально-технических ресурсов (п. 3 приложения № 3
к конкурсной документации);

         требования о наличии квалифицированных кадровых ресурсов (п. 4 приложения № 3 к конкурсной документации);

         требования о наличии у субподрядчика действующей выписки из реестра членов СРО, подтверждающей наличие права выполнять работы в области реконструкции объектов капитального строительства по договору подряда, заключаемому
с использованием конкурентных способов заключения договоров (п. 9 приложения № 3
к конкурсной документации);

         ограничение на привлечение субподрядчиков/соисполнителей/субпоставщиков
для выполнения работ на 30%, а также требования о подтверждении наличия соглашения о намерениях заключить договор между участником и каждым привлекаемым субподрядчиком, выполняющим 5% и более объема поставок, работ, услуг.

Определением суда от 08.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Бабанин А.С.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица просил суд отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не обеспечило явку своих представителей в суд, отзыв на заявление
не представило.

Суд, заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Закупочная деятельность АУ «Россети Тюмень» регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети», утвержденным решением Совета директоров
ПАО «Россети» согласно протоколу от 17.12.2018 № 334) (далее - Положение о закупке, Стандарт закупок). 

21.07.2020 на официальном сайте - www.zakupki.gov.ru заказчик опубликовал извещение № 32009338044 и документацию о проведении открытого конкурса
в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого
и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по расширению просек ВЛ-110 кВ Тобольского ТПО (ВЛ 110 кВ Горная - Уват с отпайками, ВЛ 110 кВ Горная - Косач с отпайкой на ПС Кирсарай, ВЛ 110 кВ Иртыш  КС-9-1, ВЛ 110 кВ Иртыш - КС-9-2, ВЛ 110 Кутарбитка - Байкалово, отпайка на ПС Ингаир от ВЛ 110 кВ Менделеево - КС-8) Тобольского ТПО филиала АО «Россети-Тюмень»-«Тюменские электрические сети».

Требования к участником закупки установлены пунктом 1.4 документации
о закупке. Согласно подпункту 1.4.3 документации о закупке для того, чтобы принять участие в закупке, участник закупки должен удовлетворять требованиям, установленным в части2 «Информационная карта закупки» (далее - информационная карта).

Из пункта 12 информационной карты следует, что требования к участникам закупки устанавливаются согласно приложению № 3 к документации о закупке.

Приложение № 3 к документации о закупке содержит единые квалификационные требования к участникам закупки:

- опыт выполнения аналогичных работ на воздушных линиях электропередачи (далее - ВЛ) на уровне напряжения от 35 кВ;

- наличие квалификационных кадровых ресурсов;

- наличие основных материально-технических ресурсов.

Согласно пункту 4 приложения № 3 к документации о закупке заказчик установил следующие требования к наличию квалификационных кадровых ресурсов:

- инженерно-технические работники - не менее 2 чел. с группой по ЭБ не ниже
5 разряда и не ниже 3 группы при работе на высоте, с правами ответственного
за безопасное производство работ с подъемными сооружениями;

- бригадир-производитель работ - не менее 3 чел. с группой по ЭБ не ниже 5 разряда и не ниже 2 группы при работе на высоте;

- вальщик леса - не менее 10 чел. не ниже 2 разряда и 3 группы по ЭБ;

- водитель-тракторист - не менее 8 чел. не ниже 3 разряда и 2 группы по ЭБ, категория  В,С, Е;

- водитель автомобиля бригадного - не менее 3 чел. категории В;

- машинист грузового автомобиля-тягача - не менее 2 чел. не ниже 3 разряда
и 2 группы по ЭБ, категория С-Е;

- геодезист - не менее 1 чел.;

- специалисты, внесенные в национальный реестр специалистов в области строительства, с указанием регистрационных данных этих специалистов - не менее 1 чел. в штате.

Для подтверждения соответствия вышеуказанному требованию участник закупки должен представить в составе заявки следующие документы:

1) справку о кадровых ресурсах, планируемых к привлечению для выполнения договора, составленную по форме, установленной в закупочной документации;

2) документы, перечисленные в документации о закупке, подтверждающие право
и квалификацию специалистов, связанных с выполнением договора;

В пункте 9 приложения № 3 к документации о закупке указано, что к участнику закупки предъявляется требование о наличии разрешительных документов в случаях, предусмотренных законом.

Так, для участия в закупке участник должен представить действующую на дату подачи заявки выписку из реестра членов саморегулируемой организации СРО, подтверждающую право выполнять работу по реконструкции объектов капитального строительства по договору подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров. Выписка представляется по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации», в виде сканкопии.

Согласно пункту 5 приложения № 3 к документации о закупке заказчиком установлено требование к участнику закупки о наличии основных материально-технических ресурсов, а именно:

- автомобиль бригадный - не менее 3 ед.;

- гусеничный вездеход - не менее 2 ед.;

- снегоболотоход с мульчерным оборудованием с возможностью преодоления водных преград и колесной формулой 4х4 - не менее 1 ед.;

- мульчер - не менее 2 ед.;

- харвестер - не менее 2 ед.;

- валочно-пакетирующая машина - не менее 2 ед.;

- трелевочный трактор - не менее 5 ед.;

- корчеватель-собиратель на базе трактора - не менее 2 ед.;

- тягач седельный с тралом - не менее 2 ед.;

- электронный тахеометр - не менее 1 ед.

Соответствие указанному требованию подтверждается путем представления участником закупки в составе заявки следующих документов:

1) справки о материально-технических ресурсах, планируемых к привлечению для выполнения договора по форме, установленной в закупочной документации;

2) документов, подтверждающих наличие МТР, сертификацию и/или аттестацию, связанных с выполнением договора (заверенные участником копии ПТС и договоров аренды или письмо о намерении привлечь требуемые МТР для выполнения работ
по договору.

В Ханты-Мансийское УФАС поступила жалоба ИП Бабанина А.С. на действия заказчика при проведении конкурса в электронной форме.

В жалобе ИП Бабанин А.С. полагал, что заказчик в нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) установил в документации необоснованные, избыточные требования к участникам закупки, чем ограничил круг участников закупки и нарушил его права и законные интересы заявителя как потенциального участника закупки.

Решением 14.08.2020 по жалобе № 086/07/3-1316/2020 антимонопольный орган признал жалобу ИП Бабанина А.С. частично обоснованной (т. 1 л.д. 40-52).

В соответствии с пунктом 2 решения АО «Россети Тюмень» выдано предписание
№ 54 от 14.08.20209, которым  заказчику в целях устранения нарушений, допущенных
при проведении конкурса в электронной форме, предписано совершить следующие действия:

1.1 внести изменения в закупочную документацию с учетом решения комиссии Ханты-Мансийского УФАС от 14.08.2020 по жалобе № 086/07/3-1316/2020;

1.2 разместить информацию о внесенных изменениях в ЕИС в сфере закупок в сети интернет по адресу www.zakupki.gov.ru.

1.3 продлить срок приема заявок на участие в закупке № 32009338044 в соответствии с положениями части 11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, подпунктами «в». «г» пункта 4.2.1 Единого стандарта закупок ПАО «Россети»;

и представить информацию об исполнении предписания в срок до 01.09.2020
(т. 1 л.д. 53-54).

Не согласившись с решением и предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования
к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей
18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Частью 11 статьи 3 Закона № 223-ФЗ определено, что в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации
о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в жалобе ИП Бабанин А.С., ссылаясь на требования Закона № 223-ФЗ, привел доводы о том, что документация
о закупке составлена заказчиком с нарушением действующего законодательства, возлагает на него дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, при этом данная жалоба была подана до истечения срока подачи заявок (дата окончания подачи заявок была продлена заказчиком до 24.08.2020).
          Таким образом, вопреки позиции заявителя, у антимонопольного органа имелись правовые основания для рассмотрения жалобы третьего лица.

Из жалобы ИП Бабанин А.С. следует, что он не согласен с установлением квалификационных требований к участникам закупки, полагает что заказчик необоснованно установил помимо прямо указанных им в жалобе еще ряд обязательных квалифицированных требований к участникам закупки, которые излишни и ограничивают круг участников закупки, необходимость их установления не оправдана.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что Ханты-Мансийское УФАС, оценив действия заказчика по установлению обязательных требований
к участникам закупки, рассмотрело жалобу ИП Бабанина А.С. в пределах предмета обращения и не нарушило пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В силу части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Законом, другими федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми
в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Законом № 223-ФЗ в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества
и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования
к закупке товаров, работ, услуг.

Так, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств
на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных
на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи
3 Закона № 223-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные
с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно
и включаются в положения о закупке.

Как было выше указано, в соответствии с документацией о закупке участник закупки должен иметь опыт выполнения аналогичных работ на воздушных линиях электропередачи на уровне напряжения от 35 кВ; наличие квалифицированных кадровых ресурсов; наличие основных материально-технических ресурсов.

Согласно пункту 3.4.1 документации о закупке заявка участника должна содержать сведения и документы, указанные в информационной карте. В случае неполного представления документов, перечисленных в информационной карте, закупочная комиссия отклоняет поданную на участие в закупке заявку.

Вместе с тем установленные заказчиком требования не влияют на возможность надлежащего исполнения обязательств по договору, приводят к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку потенциальный участник закупки может на момент подачи заявки не иметь опыта выполнения работ, не иметь в штате квалифицированный кадровый ресурс и не обладать необходимыми материально-техническими ресурсами, равным образом являясь участником рынка, выполняющим требуемые работы надлежащим образом.

Из закупочной документации следует, что заказчик установил при оценке заявки одним из отборочных критериев «опыт выполнения аналогичных работ/услуг/поставок», определив его весовое значение 20 %. Таким образом, у АО «Россети Тюмень» отсутствовала необходимость включения опыта работ как дополнительного обязательного требования к участникам закупки.

Предъявленные к участникам требования сами по себе не могут гарантировать надлежащего исполнения обязательства по выполнению работ по расширению просек,
и учитывая возможность участника закупки привлечь субподрядчиков для исполнения договора, приводят к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие
в конкурентных процедурах закупки.

Выводы антимонопольного органа о необоснованном ограничении конкуренции, которые поддерживает арбитражный суд, подтверждаются содержанием жалобы
ИП Бабинина А.С., в которой он указал, что является субъектом малого предпринимательства, не имеет в собственности дорогостоящей техники, перечисленной
в документации о закупке, может привлечь субподрядчика, обладающего необходимыми материально-техническими средствами, однако в документации установлено также ограничение для привлечения субподрядчиков к выполнению работ.

Пунктом 8 Информационной карты закупки допускается привлечение субподрядчиков (соисполнителей, сопоставщиков) только для выполнения 30 % работ.

В случае, если участник предусматривает привлечение субподрядчика (соисполнителя, сопоставщика), ему требуется подтвердить наличие соглашения
о намерениях заключить договор с привлекаемым субподрядчиком, выполняющим 5 %
и более объема поставок, работ, услуг.

Наличие такового соглашения подтверждается представлением сведений
о распределении объемов поставок, работ (услуг) между участником и субподрядчиком
в объеме выполняемых поставок, работ, услуг по форме, установленной в документации
о закупке.

Установление в документации о закупке требований к составу заявки участника, направленных на контроль распределения объемов выполненных работ между подрядчиком и субподрядчиком, является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору, не влияет на надлежащее исполнение им своих обязанностей
по договору, налагает на участника закупки (субъекта малого и среднего предпринимательства) дополнительные обязательства до заключения договора.

Арбитражный суд также находит обоснованными выводы Ханты-Мансийского УФАС в оспариваемом решении о том, что заказчик неправомерно установил требование о наличии у субподрядчиков разрешительных документов (выписки из реестра членов саморегулируемой организации).

Согласно положениям Закона о закупках заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки, в связи с чем условия и порядок привлечения третьих лиц - субподрядчиков должны определяться исполнителем по договору самостоятельно.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации выполнение работ по капитальному ремонту, реконструкции объектов капитального строительства вправе выполнять лица (генподрядчики), являющиеся членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

При этом работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенные с иными лицами (договоры субподряда), могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющиеся членами таких саморегулируемых  организаций.

Таким образом, исходя из смысла пункта 2 статьи 152 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заказчик неправомерно установил требование для субподрядчика о наличии у него разрешительных документов.

          Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу
о соответствии оспоренных решения и предписания требованиям законодательства
и об отсутствии в спорном правоотношении нарушений прав и законных интересов заявителя.

          Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления  отказать.

            Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд
в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.       

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

          Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

          Судья                  Л.С. Истомина