ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-1380/14 от 14.05.2015 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

19 мая 2015 г.

Дело № А75-1380/2014

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2015 г.

Полный текст решения изготовлен 19 мая 2015 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Федорова А.Е., при ведении протокола заседания секретарём Ощепковой И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации города Нягани к Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании о взыскании                               1041000 руб.,

при участии представителей:

от истца – Иванов М.В. по доверенности от 26.12.2014 № 25, Мейстер О.Н.                           по доверенности от 30.12.2014 № 28,  Папаскири Н.И. по доверенности от 02.02.2015                      № 20,

от ответчика – Минина С.В. по доверенности от 20.01.2015 № 20,

от третьего лица – Фролов А.А. по доверенности от 30.06.2014 № 339,

установил:

администрация города Нягани (далее - администрация) обратилась с исковым заявлением к Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  (далее – Департамент финансов) о взыскании убытков в размере 1041000 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент социального развития).

Решением от 25.04.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 25.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.                                С Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Департамента финансов                     за счет казны Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу администрации взыскано 1041000 руб. убытков.

Постановлением от 19.12.2014 Федерального арбитражного суда
Западно-Сибирского округа решение суда первой инстанции от 25.04.2014                                 и постановление суда апелляционной инстанции от 25.08.2014 по делу                                     № А75-1380/2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

При этом суд кассационной инстанции указал, что вывод судов о том, что бездействие ответчика, выраженное в неисполнении обязательств по выделению финансовых средств на осуществление переданного государственного полномочия, повлекло причинение истцу убытков, сделан при неисследованности значимых обстоятельств, при неправильном толковании и применении норм права.

Представители заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.

Представитель ответчика против удовлетворения требований возражал.

Представитель третьего лица просил в удовлетворении заявления отказать.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил.

Из материалов дела следует, что решением Няганьского городского суда                     от 20.02.2012 на администрацию возложена обязанность предоставить Радионовой Л.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Во исполнение названного решения суда из муниципального жилищного фонда Радионовой Л.А. по договору социального найма от 07.05.2013 N 47/05 передано жилое помещение.

Переданная в социальный наем квартира являлась собственностью муниципального образования.

В соответствии с отчетом от 16.07.2013 N 06/07 общества с ограниченной ответственностью "АГАТ-Оценка" рыночная стоимость переданной квартиры составляет 1 041 000 руб.

Поскольку исполнение решения суда общей юрисдикции произведено за счет муниципального жилищного фонда, администрация обратилась в арбитражный суд                 с иском по настоящему делу.

Исходя из подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999                 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных)                       и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных учреждениях), отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации                        детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных учреждениях) жилые помещения                                по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования.

Согласно пункту 8 статьи 12 Закона Ханты-Мансийского автономного                округа - Югры от 09.06.2009 N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон N 86-оз) органы местного самоуправления на неограниченный срок наделяются отдельными государственными полномочиями, в том числе                               по предоставлению лицам, указанным в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 13 Закона N 86-оз отдельными государственными полномочиями, предусмотренными в статье 12 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления перечисленных муниципальных образований, в том числе города Нягани.

Пункт 5 статьи 5 Закона N 86-оз предусматривает, что приобретение (строительство) жилых помещений с целью их дальнейшего предоставления                 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств                            на соответствующий финансовый год, предусмотренных на указанные цели законом                      о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с учетом статьи 14 настоящего Закона, которая предусматривает способ (методику) расчета объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета автономного округа для осуществления органами местного самоуправления передаваемых отдельных государственных полномочий.

Указанная норма предусматривает, что объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета автономного округа для осуществления органами местного самоуправления передаваемых отдельных государственных полномочий, определяется по определенной формуле.

В частности, годовой объем средств на реализацию настоящего Закона, предоставляемых отдельному муниципальному образованию для осуществления органами местного самоуправления передаваемого отдельного государственного полномочия по предоставлению в соответствии с законодательством Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам                    из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иным лицам жилых помещений специализированного жилищного фонда, определяется                 по формуле Ос4, в которой учитываются: общая площадь представляемого жилого помещения специализированного жилого фонда на одиноко проживающего гражданина в размере 33 кв.м, норматив (показатель) средней рыночной стоимости                   1 кв.м общей площади жилого помещения в капитальном исполнении                                   в соответствующем муниципальном образовании, утвержденный уполномоченным органом государственной власти  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры               на третий квартал текущего финансового года, а также численность детей-сирот                        и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц: которые включены в список                            и у которых право на предоставление жилых помещений возникло и не реализовано             до начала очередного финансового года, а также возникнет в очередном финансовом году; которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на основании вступивших в законную силу судебных решений.

Из данных норм следует, что обязанности по осуществлению рассматриваемого государственного полномочия распределены между муниципальным образованием                      и субъектом Российской Федерации, при этом содержанием обязательств последнего является выделение средств субвенции, объем которой определяется как годовой                       и зависит от численности лиц, имеющих право на льготу, определение объема выделяемых средств не поставлено в зависимость от времени вступления в силу решения суда об обеспечении детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, а лица, право которых не было реализовано до начала очередного финансового года, учитываются при определении объема субвенции                    на следующий год.

Судом установлено, что во исполнение решения суда из муниципального жилищного фонда предоставлено жилое помещение Радионовой Л.А. с заключением договора социального найма от 07.05.2013 N 47/05.

Предоставление жилого помещения именно в таком порядке, а не за счет субвенции 2012 года обусловлено длительностью процедуры приобретения жилья                          в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ, бездействием уполномоченного органа по выделению финансовых средств и необходимостью исполнить решение суда в установленные сроки.

При этом, возместить расходы, возникшие с исполнением судебного решения                 о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения из муниципальной собственности, за счет субвенций, выделенных для обеспечению жилой площадью детей-сирот, администрация не имеет возможности, поскольку такие субвенции могут быть израсходованы только на установленные цели.

Исковые требования о возмещении расходов на приобретение жилого помещения сформулированы администрацией как требование о взыскании убытков.

В порядке пункта 1 статьи 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков на основании статьи 15 ГК РФ необходимо доказать наличие противоправных действий ответчика, факт несения убытков и их размер, причинно-следственную связь между действиями ответчика и наступившими для истца неблагоприятными последствиями.

Согласно нормам статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 05.08.2011 года № 3285, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нягани (далее - Департамент) был назначен уполномоченным органом                       по исполнению переданного отдельного государственного полномочия                               по использованию средств бюджета автономного округа, передаваемых муниципальному образованию на приобретение квартир для"предоставления                          на условиях социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

В 2011 году денежные средства в размере 15325200 руб. переданы Департаменту на приобретение квартир. Были заключены муниципальные контракты на приобретение 10 квартир для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, право предоставления жилого помещения у которых наступило                              в 2011 году:

- муниципальный контракт на приобретение жилых помещений (квартир)                  в г.Нягани посредством долевого участия в строительстве от 14.12.2011 №16-мк                   на общую сумму 14083192,80 руб. на приобретение 9 квартир;

- муниципальный контракт на приобретение жилых помещений (квартир)                         в г.Нягани посредством долевого участия в строительстве от 14.12.2011 № 31-мк                         на общую сумму 1524604 руб. на приобретение одной квартиры

По условиям контрактов, заключенных Департаментом в целях приобретения жилых помещений, производится перечисление платежей:

- авансового платежа в размере 30% от цены контракта после государственной регистрации контракта в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав;

-  дополнительных платежей после предоставления документа, подтверждающего строительную готовность объекта долевого строительства в размере 80% и 90%;

- окончательный расчет после регистрации права собственности.

В соответствии с условиями контрактов, денежные средства в сумме                         5 444 641,68 руб. перечислены застройщику в 2011 году. В декабре 2011 года был произведен возврат окружных средств в размере  9880558,32 руб., так как согласно условиям контрактов дополнительные платежи производятся при предоставление документа, подтверждающего строительную готовность объекта. Данный документ                      в 2011 году застройщиком предоставлен только по одному муниципальному контракту. Средства в размере 9880558,32 руб. необходимы были Департаменту в 2012 году для оплаты обязательств по ранее заключенным муниципальным контрактам.

Всего в течение 2012 года в Департамент, для приобретения жилья для вышеуказанной категории лиц поступили денежные средства в сумме                                  49276200 руб.(из них 10125800 руб. -  возвращенные средства 2011 года, под которые                 в 2011 году также были заключены муниципальные контракты), следовательно, объем денежных средств 2012 года составил 39 150 400 рублей): 10.02.2012 - 5634000 руб.; 06.03.2012 - 4225000 руб.; 06.04.2012г - 305000 руб.; 17.04.2012 - 8718000 руб.; 05.06.2012 - 4678100 руб.; 14.06.2012 - 4678100 руб.; 08.10.2012 - 21038000 руб.

Всего на денежные средства выделенные в 2012 году было заключено                             8 муниципальных контрактов на приобретение 24 квартир на общую сумму 38087803,59 руб.

Как следует из пояснений администрации, всего в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по состоянию                           на 01.01.2012 составило 13 детей.

Дополнительно, в течение 2012 года, по решениям Няганского городского суда был сформирован дополнительный список, в него включено 22 человека                                из вышеуказанной категории лиц. В связи с чем, в 2012 году обеспечению жилыми помещениями подлежали 35 человек. На денежные средства, выделенные в 2012 году, было приобретено 24 квартиры, следовательно, на конец года дополнительная потребность в финансовых средствах составила 23595000 руб. на приобретение                    11 квартир для обеспечения лиц из дополнительного списка.

24.08.2012 Департаментом направлен реестр и сделана заявка в Департамент экономического развития на выделение денежных средств. Письмом от 05.09.2012 запрошены 24 887 655руб.

Департамент социального развития письмо от 25.09.2012 № 15-исх-10299 указал, что заявка направлена в Департамент финансов.

04.10.2012 поступили денежные средства в сумме 21 038 000,00 рублей для квартир детям из дополнительного списка. Указанная сумма достаточна для приобретения 11 квартир. Письмом от 29.10.2012 № 5241 администрация запросила                   5940000 руб. в связи с недостаточностью полученных денежных средств. На что был получен ответ от 05.12.2012 15исх-13423 что проводится анализ и в случае экономии будет рассмотрен вопрос о дополнительном финансировании.

Решением Няганьского городского суда от 20.02.2012 на администрацию возложена обязанность предоставить Радионовой Л.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В список Радионову Л.А. включили 10.08.2012 под номером 11 (после вступления решения суда в законную силу).

24.08.2012 Департаментом направлен реестр и сделана заявка в Департамент экономического развития на выделение денежных средств.

После неоднократных обращений истца только в декабре 2013 года уполномоченным органом были выделены дополнительные средства в сумме                    13104000 руб. (письмо Департамента социального развития от 13.11.2013                        № 15-исх- 15272).

Предоставив 07.05.2013 жилое помещение Радионовой Л.А., администрация                 в силу жилищного законодательства за счет жилого помещения находящегося                                      в муниципальной собственности не может исполнить собственные обязательства. При этом, поскольку исполнение судебного решения  не должно ставиться в зависимость                   от действий тех или иных государственных органов, умаляя сущность судебной защиты, администрация не могла отказать Радионовой Л.А. в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.

Соответственно, убытки администрации составляют рыночную стоимость квартиры, предоставленной администрацией Радионовой Л.А.

Убытки в сумме  1041000 руб. определены истцом исходя из отчета от 16.07.2013 N 06/07.

Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями               и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 настоящей статьи Кодекса.

Указанное подтверждается разъяснениями, изложенными в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации                         от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами Бюджетного кодекса Российской Федерации".

Поскольку распорядителем бюджетных средств субъекта Российской Федерации, в данном случае субвенций, выделенных для обеспечения жилой площадью                    детей-сирот, является Департамент финансов, то администрация заявила исковые требования к надлежащему ответчику; доводы Департамента финансов о том, что                  он является ненадлежащим ответчиком по делу, судом отклоняются.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры полномочия                           по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления города Нягани и финансируются из бюджета субъекта.

Данные выводы, а также обстоятельства предоставления жилого помещения, размер убытков стороны не оспаривают.

Муниципальное образование город Нягань понесло убытки в размере рыночной стоимости предоставленной квартиры, возмещение которых должно производиться                  за счет казны субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Учитывая указанные обстоятельства, суд исходит из наличия                           причинно-следственной связи между понесенными истцом расходами на приобретение жилья для передачи его Радионовой Л.А. и обязанностью ответчика в силу закона возместить данные расходы, а также доказанностью размера понесенных истцом убытков.

Доводы ответчика о нарушение сроков предоставления жилья, в связи с чем                    у ответчика отсутствуют основания для перечисления в адрес истца суммы субвенции, не могут быть приняты судом, поскольку предметом настоящего спора является именно взыскание убытков, а не обязание предоставления субвенции.

При указанных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.

Суд не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска, поскольку истец и ответчик освобождены от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-171, 176 Ханты-Мансийского автономного              округа - Югры Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Р Е Ш И Л:

взыскать с Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за счет казны                        Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу администрация города Нягани 1041000 руб. убытков.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                                                                             А.Е. Фёдоров