ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-13825/2021 от 15.11.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

20 ноября 2021 г.

Дело № А75-13825/2021

Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 20 ноября 2021 года

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола заседания секретарём судебного заседания Штогрин В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Горизонт» (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 06.12.2014, ИНН: <***>, КПП: 861801001, место нахождения: 628520, ХМАО-Югра, <...>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительным решения от 18.01.2021 № 395,

заинтересованное лицо - Управление Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1 по доверенности  от 24.08.21, ФИО2  по доверенности 24.08.2021, диплом ВСВ 000588 от 13.0.2006

от налогового органа: ФИО3. по доверенности от 01.06.2021(УФНС), по доверенности 12.08.2019 (МИФНС №1),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Горизонт» (далее - заявитель, общество, ООО «Горизонт») обратилось в арбитражный суд с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительным решения от 18.01.2021 № 395.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному
округу – Югре (далее - Управление).

В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, полагая,
что налоговый орган не обоснованно отказал обществу в праве на налоговый вычет
по НДС при фактической доказанности отраженных в счетах-фактурах хозяйственных операций с ООО «Стандарт-Нефтепродукт», несогласие налогового органа
с правильностью оформления книги покупок не влияет на право налогоплательщика
на возмещение НДС; неполнота отражения сведений в книге покупок либо ошибки
в её заполнении при наличии первичных документов свидетельствует о нарушении порядка ведения книги, а не начисления налога.

Представители налоговых органов не согласны с доводами заявителя, полагают,
что заявитель не был лишен возможности представить уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в случае технической ошибки и заявить налоговый вычет по счету-фактуре № 150, который ранее не был отражен
в представленной налоговой декларации, но не воспользовался своим правом. Предоставление налогового вычета без отражения первичного документа, достоверность которого не оспаривается, в книге покупок создаёт риск повторного заявления налогового вычета по тому же документу.

Доводы налоговых органов изложены в отзывах.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка ООО «Горизонт» на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2020 года, представленной обществом 27.07.2020.

По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией составлен акт
от 11.11.2020 № 4388 (далее - АКТ) и вынесено решение от 18.01.2021 № 395
о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения,
в соответствии с которым ООО «Горизонт» привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ, Налоговый кодекс, Кодекс) в виде взыскания штрафа в размере
168 045 руб., обществу предложено уплатить недоимку в сумме 840 027 руб.

Не согласившись с решением Инспекции, общество обратилось с жалобой
в Управление.

Решением Управления от 09.04.2021 № 07-15/05616 жалоба общества оставлена без удовлетворения.

Общество обратилось с жалобой в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС), которая рассмотрев жалобу общества отказала в удовлетворении её полностью (решение от 06.08.2021 № СД-4-9/11157@.

Не согласившись с принятым Инспекцией и поддержанным вышестоящими налоговыми органами решением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью
2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа
или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Суд рассматривает заявленные требования в пределах доводов заявления.

Общество ссылается на то, что в результате технической ошибки в книге покупок отражен один счет-фактура от 30.04.2020 № 151 на сумму 5 895 787,69 руб. (в том числе НДС - 982646,45 руб.) вместе двух счетов-фактур, выставленных ООО «Стандарт-Нефтепродукт»: от 30.04.2020 № 151 на сумму 854 519,08 руб. (в том числе НДС - 142 419,85 руб.) и от 30.04.2020 № 150 на сумму 5 041 359,61 руб. (в том числе НДС - 840 226,60 руб.).

При этом ООО «Стандарт-Нефтепродукт» в книге продаж отражены счета-фактуры от 30.04.2020 № 150 и № 151 на сумму 5 895 878,69 руб. (в том числе НДС - 982 646,45 руб.), что подтверждается выпиской из книги продаж, представленной данным контрагентом по запросу ООО «Горизонт». Корреспондирующая обязанность
по исчислению и уплате НДС в бюджет ООО «Стандарт-Нефтепродукт» исполнена.

Таким образом, по мнению заявителя отражение обществом в книге покупок НДС, подлежащего вычету по взаимоотношениям с ООО «Стандарт-Нефтепродукт» одной суммой в размере 982 646,45  руб. не привело к занижению ООО «Горизонт» НДС
по уплате в бюджет за 2 квартал 2020 года.

Пояснения в отношении допущенной технической ошибки представлены обществом в Инспекцию в ответ на требование от 24.08.2020 № 8394.

По мнению ООО «Горизонт», у общества отсутствует обязанность
по представлению в Инспекцию уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2020 года, поскольку представление уточненной налоговой декларации при обнаружении недостоверных сведений или ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

В соответствии со статьёй 80 Налогового кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

В силу пункта 3 статьи 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой
(за исключением камеральной налоговой проверки на основе заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса) выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщики, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений не по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, или на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

В соответствии со статьёй 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления (включая суммы налога, уплаченные или подлежащие уплате налогоплательщиком по истечении 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны
в Калининградской области), переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Статьёй 169 Кодекса установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 169).

В соответствии со статьёй 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика (пункт 5.1 ст. 174).

Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ утверждены формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядок ее заполнения,
а также формат представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме (далее - Порядок).

Пунктом 4 Порядка установлено, что декларация составляется на основании книг продаж, книг покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур
и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика (налогового агента),
а в случаях, установленных Кодексом, на основании данных регистров налогового учета налогоплательщика (налогового агента).

В соответствии с пунктом 45 Правил раздел 8 декларации заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами, за исключением налоговых агентов, указанных в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 Кодекса) в случаях возникновения права на налоговые вычеты за истекший налоговый период в порядке, установленном статьей 172 Кодекса.

Приложение 1 к разделу 8 декларации заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами, за исключением налоговых агентов, указанных в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 Кодекса Российской Федерации) в случаях внесения изменений в книгу покупок по истечении налогового периода, за который представляется декларация (пункт 46 Правил).

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» утверждены Правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил, покупатели ведут на бумажном носителе либо
в электронном виде книгу покупок, применяемую при расчете по налогу на добавленную стоимость (далее - книга покупок), предназначенную для регистрации счетов-фактур
(в том числе корректировочных, исправленных), и документов (чеков) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость, выставленных (оформленных) продавцами,
в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

При необходимости внесения изменений в книгу покупок (после окончания текущего налогового периода) аннулирование записи по счету-фактуре, корректировочному счету-фактуре и документу (чеку) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость производится в дополнительном листе книги покупок за налоговый период, в котором зарегистрированы счет-фактура и корректировочный счет-фактура до внесения в них исправлений либо документ (чек) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость (пункт 4 Правил).

Пунктом 24 Правил определено, что контроль за правильностью ведения книги покупок и дополнительных листов книги покупок, составленных на бумажном носителе или в электронном виде организацией, осуществляется руководителем организации (уполномоченным им лицом), составленных индивидуальным предпринимателем - индивидуальным предпринимателем.

Вышеуказанные нормы являются обязательными для налогоплательщика.

Таким образом, как верно указывают налоговые органы, при получении требования налогового органа о представлении пояснений, направленного в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ в случае, когда ошибка в налоговой декларации не повлияла на сумму НДС, налогоплательщику следовало представить пояснения с указанием корректных данных
в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному Приказом ФНС России
от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. При этом, представленные на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными, согласно Приказу. Так же налогоплательщику рекомендуется представить уточненную налоговую декларацию.

Применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительных характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в Главе 21 НК РФ условий.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 № 23/11 само по себе наличие
у налогоплательщика документов, подтверждающих право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов
в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате
в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не заменяет их декларирования.

Такой подход исключает возможность неоднократного принятия к вычету сумм налога по одному и тому же документу.

Как следует из материалов камеральной налоговой проверки, обществом 27.07.2020 в Инспекцию представлена налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2020, согласно которой сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет, составляет 98 887 485 руб.

Инспекцией установлено, что в книге покупок ООО «Горизонт» за 2 квартал 2020 отражен счет-фактура от 30.04.2020 № 151 на сумму 5 895 878,69 (в том числе НДС 982 646,45 руб.), выставленный ООО «Стандарт-Нефтепродукт».

При этом ООО «Стандарт-Нефтепродукт» в разделе 9 «Сведения из книги продаж
об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» налоговой декларации
по НДС за 2 квартал 2020 по счету-фактуре от 30.04.2020 № 151 отражена реализация
на сумму 854 519,08 руб. (в том числе НДС - 142 419,85 руб.).

В связи с установленными расхождениями Инспекцией обоснованно, в соответствии с положениями статьи 88 НК РФ в адрес ООО «Горизонт» и ООО «Стандарт-Нефтепродукт» направлены требования о представлении пояснений.

В ответ на требование налогового органа ООО «Стандарт-Нефтепродукт» подтвердило достоверность сведений, отраженных в разделе 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший период» представленной им налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2020 года.

ООО «Горизонт» в ответ на требование Инспекции сообщило, что внесение изменений в раздел 8 налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2020 будет проведено после проведения мониторинга.

С возражениями на Акт проверки обществом в Инспекцию представлены следующие счета-фактуры, выставленные ООО «Стандарт-Нефтепродукт»: - от 30.04.2020 № 151 на сумму 854 519,08 руб. (в том числе НДС - 142 419,85 руб.); от 30.04.2020 № 150 на сумму 5 041 359,61 руб. (в том числе НДС - 840 226,60 руб.).

Общество так же представило письмо ООО «Стандарт-Нефтепродукт» от 07.12.2020, в котором данная организация подтверждает выставление в адрес ООО «Горизонт» счетов-фактур от 30.04.2020 № 150 и № 151, с приложением книги продаж
ООО «Стандарт-Нефтепродукт» за 2 квартал 2020 года.

Таким образом, как верно указывает налоговый орган, зарегистрированный
ООО «Горизонт» в книге покупок за 2 квартал 2020 счет-фактура № 151 выставлен
ООО «Стандарт-Нефтепродукт» на сумму реализации в размере 854 519,08 руб.
(в том числе НДС 142 419,85 руб.).

Счет-фактура от 30.04.2020 № 150 на сумму 5 041 359,61 руб. (в том числе НДС - 840226,60 руб.) обществом в книге покупок за 2 квартал 2020 не отражен.

Изменения в книгу покупок обществом до конца проверки и вынесения оспариваемого решения не внесены, уточненная налоговая декларация по НДС
за 2 квартал ООО «Горизонт» в Инспекцию не представлена. Пояснения с указанием корректных данных в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи,
как этого требует установленный Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ Порядок, так же не представлены.

При таких обстоятельствах суд полагает, что у заявителя нет оснований для утверждения, что обществом в декларации по НДС за 2 квартал 2020 года был заявлен
к вычету налог по счету-фактуре от 30.04.2020 № 150 на сумму 5 041 359,61 руб.
(в том числе НДС - 840 226,60 руб.).

Наличие и достоверность счетов-фактур у налогоплательщика не свидетельствуют об обратном.

Обществом не соблюден порядок реализации права на заявление налогового вычета по НДС на сумму 840226,60 руб. по счету-фактуре от 30.04.2020 № 150, при этом ссылка на техническую ошибку, которая не повлияла на правильное исчисление налога, является несостоятельной.

Как верно утверждают налоговые органы и сам налогоплательщик, применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика и носит заявительный характер, поэтому у Инспекции не было оснований полагать, что налогоплательщик воспользовался своим правом на налоговый вычет по счету-фактуре от 30.04.2020 № 150, который не отражен в книге покупок общества.

Общество не было лишено права уточнить налоговую декларацию, внести изменения в книгу покупок, в случае технической ошибки, о которой указано в заявлении, но не воспользовалось своим правом.

При таких обстоятельствах, налоговый орган сделал правомерный вывод о том,
что сумма налога 840 227,00 руб. была заявлена к вычету необоснованно, что повлекло доначисление налога на эту сумму и привлечение общества к налоговой ответственности.

В качестве доводов о правильности своей позиции заявитель ссылается на судебные акты с иными фактическими обстоятельствами. В данном случае, по верному утверждению налогового органа основанием для принятия решения послужило
не наличие технической ошибки в книге покупок налогоплательщика, ненадлежащая реализация права на налоговый вычет.

Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, оспариваемое решение налогового органа является законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, расходы по уплате государственной относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 16, 67, 68, 71, 167-170, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд
в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок
со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                  О.Г. Чешкова