ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-13864/15 от 11.04.2016 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

18 апреля 2016 г.

Дело № А75-13864/2015

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2016 г.

Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2016 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Касумовой С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Артеменко И.И., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Метахим» (ОГРН 1067746651950  от 31.05.2006, ИНН  7722578594, место нахождения: 105066, г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, корп. 20, оф. 16) к открытому акционерному обществу «Югорская Коммунальная Эксплуатирующая Компания - Белоярский» (ОГРН  1098611000058 от 12.02.2009, ИНН  8611008230, место нахождения: 628162, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Белоярский, мкр. 3, д. 27А), к обществу с ограниченной ответственностью «ХАРВЕСТ» (ОГРН 1075903009236, ИНН 5903082557, место нахождения: 614031, г. Пермь, ул. Докучаева, 33 оф. 418), о признании закупки у единственного поставщика и решения о заключении договора незаконными, обязании провести процедуру торгов, без участия представителей сторон,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Метахим» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Югорская Коммунальная Эксплуатирующая Компания - Белоярский» (далее – ответчик) о признании незаконными закупки у единственного поставщика и решения о заключении договора с единственным поставщиком от 05.10.2015 № 20, обязании ответчика провести конкурентную процедуру торгов в электронной форме.

Определением суда от 29.02.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «ХАРВЕСТ» (далее - соответчик); судебное заседание отложено на 06.04.2016 на 14 часов 30 минут.

В ходе судебного заседания судом на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11.04.2016 до 15 часов 00 минут, о чем размещена информация на сайте Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Ответчиком представлен отзыв на иск (т. 2 л.д. 88-90), в котором ответчик возражает против удовлетворения исковых требований, указывает на отсутствие нарушений при проведении закупки.

Соответчиком представлен отзыв на иск (т. 3 л.д. 100-101), в котором соответчик также возражает против удовлетворения исковых требований.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 21.10.2015 ответчиком было опубликовано извещение о закупке № 31502876420 «Поставка оксихлорида алюминия «ХАРВЕСТ-48», способ закупки: у единственного поставщика (т. 1 л.д. 30-31).

Согласно решению о заключении договора с единственным поставщиком от 05.10.2015 № 20 единственным поставщиком на поставку закупаемого товара выбран соответчик (т. 1 л.д. 27-28); по предмету закупки между ответчиком и соответчиком заключен договор поставки от 07.10.2015 № 6/2015 (т. 2 л.д. 91-94).

Полагая, что способ закупки у единственного поставщика направлен на ограничение конкуренции, а также ссылаясь на злоупотребление ответчиком правом закупки у единственного поставщика, истец обратился в суд с настоящим иском.

Вопросы закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе автономными учреждениями регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с положениями статьи 2 указанного выше Федерального закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Таким образом, специальная норма Закона № 223-ФЗ предоставляет заказчику право указать в положении о закупке иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки.

Как следует из материалов дела, решением совета директоров ОАО «ЮКЭК-Белоярский» от 26.11.2011 утверждено положение о закупках ОАО «Югорская Коммунальная Эксплуатирующая компания – Белоярский» (далее – положение ОАО «ЮКЭК-Белоярский» о закупках) (т. 2 л.д. 99-150, т. 3 л.д. 1-47).

Положение ОАО «ЮКЭК-Белоярский» о закупках разработано ответчиком во исполнение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (раздел «Предмет и цели регулирования»).

В разделе «Виды процедур закупки и условия их использования» Положения ОАО «ЮКЭК-Белоярский» определено, что основной закупочной процедурой является процедура закупки у единственного поставщика. Конкурс проводится только в случаях прямо предусмотренных законом или по решению заказчика; иные способы закупки: редукцион, запрос ценовых котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры применяются только по решению заказчика.

В разделе «Закупки у единственного поставщика, Размещение заказа у единственного поставщика» Положения ОАО «ЮКЭК-Белоярский» определено, что размещение заказа у единственного поставщика, без использования конкурентных процедур закупки может осуществляться, в том числе если возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем, применение других видов процедур закупки невозможно или нецелесообразно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения.

Ответчик в отзыве на иск указывает на срочную необходимость в приобретении товара, являющегося предметом оспариваемой закупки у единственного поставщика, в том числе со ссылкой на закрытие навигационного периода, что подтверждено соответствующим документом (т. 3 л.д. 58).

В данном случае действия ответчика по проведению закупки у единственного поставщика основаны на прямом законодательном разрешении и в силу этого не могут быть признаны незаконными; злоупотребления правом на закупку у единственного поставщика судом не установлено.

Истец указывает, что включение в положение о закупках условий закупки у единственного поставщика ограничивает конкуренцию и противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ограничений относительно установления порядка проведения закупки не установлено. То есть заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.

Иными словами способами закупки могут являться, например, закупки у единственного поставщика, закупки способом запроса котировок, конкурентные переговоры, другие способы, установленные заказчиком в положении о закупке.

Следовательно, само по себе включение в положение о закупках такого способа размещения заказа как закупка у единственного поставщика не противоречит положениям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

На момент рассмотрения настоящего дела положение ОАО «ЮКЭК-Белоярский» о закупках в установленном порядке недействительным (полностью либо в соответствующей части) не признано.

С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьями 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на истца, как на лицо,
 не в пользу которого принят судебный акт.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 8, 9, 64, 65, 67, 68, 70, 71, 75, 110, 112, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья С.Г. Касумова