ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-13884/18 от 12.11.2018 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

19 ноября 2018 г.

Дело № А75-13884/2018

Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2018 г.

Полный текст решения изготовлен 19 ноября 2018 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания секретарем Варфоломеевой А.Р.,   рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600514821,
ИНН 8601003258, место нахождения: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, дом 14А) к профсоюзной организации работников культуры города Урая (ОГРН  1118600001255, ИНН 8606999610, место нахождения: 628285, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Урай, микрорайон 1а, дом 69а)
о взыскании 700 000 руб.
,

третье лицо, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество Банк «Югра» в лице государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»,

при участии представителей:

от истца – Плаксунов Е.В., доверенность от 07.09.2018 № 4 (до перерыва),

от ответчика – не явились,

от третьего лица – не явились,

установил:

Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к профсоюзной организации работников культуры города Урая (далее - ответчик) о взыскании 700 000 руб. субсидии по договору от 10.04.2017
№ 60
.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество Банк «Югра» (далее – ПАО «Банк Югра») в лице государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».

Ответчик отзыв на исковое заявление не представил. В представленных пояснениях по делу не оспаривает необходимость возврата субсидии, ссылаясь на то, что денежные средства находятся на счете ответчика в ПАО «Банк Югра, у которого отозвана лицензия и в отношении которого открыта процедура банкротства – конкурсное производство
( л.д. 47).

Третьим лицом отзыв на иск не представлен.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что между Департаментом и ответчиком (получатель субсидии) заключен договор от 10.04.2017 № 60 о предоставлении субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на реализацию проекта в области культуры и искусства на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с пунктом 1.1. договора Департамент безвозмездно передает денежные средства (далее – субсидия) для целевого использования получателем субсидии, а получатель субсидии обязуется принять субсидию и распорядиться ею исключительно в соответствии с целями, условиями и в порядке, закрепленными настоящим договором.

Согласно пункту 1.2 договора субсидия предоставляется с целью реализации проекта «Х Открытый региональный фестиваль любительского циркового искусства «Палитра юных» в соответствии с календарным планом работ (приложение 1 к настоящему договору), являющимся неотъемлемой частью договора.

Размер субсидии составляет 700 000 рублей в соответствии со сметой расходов (приложение 2 к договору), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 2.1 договора).

В силу пункта 5.3. договора получатель субсидии обязуется предоставлять Департаменту отчетность по форме и в сроки, установленные договором, а согласно пункту  5.4.6. - перечислить  Департаменту субсидию в течение 30 дней по его требованию в случае расторжения договора в соответствии с пунктом  10.1 настоящего договора.

Разделом 6 договора определены формы отчетности и сроки ее предоставления получателем субсидии в Департамент, в том числе заключительный отчет о целевом использовании  с предоставлением подтверждающих документов.

В соответствии с пунктом 7.3 договора получателем субсидии предоставляются для подписания в Департамент в срок до 15 декабря 2017 года заключительный отчет об использовании средств субсидии в и финансовый отчет об использовании средств субсидии в соответствии с формами, установленными приложением 3 и приложением 4 к настоящему договору, заверенные получателем субсидии копии всех первичных документов.

Пунктами 9.1.3., 9.2. договора установлено право Департамента на односторонний отказ от исполнения договора в случаях, предусмотренных пунктом 10.1. договора.

Пункт 10.1 определяет случаи возврата субсидии:

1)нарушение получателем условий договора,

2)установление факта нецелевого использования субсидии;

3)наличие письменного заявления получателя об отказе в получении субсидии;

4)нахождение получателя в процессе реорганизации, банкротства или ликвидации;

5)выявление недостоверных сведений в документах, представленных получателем

6)уклонение получателя от контроля (проверок) Департамента по  соблюдению получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Аналогичные случаи (за исключением шестого) определены Порядком предоставления грантов в форме субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на реализацию проектов в области культуры и искусства на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (приложение 3 к государственной программеХанты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года»), утвержденным Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 № 427.

 Пункт 21 указанного Порядка и пункт  10.2 договора предусматривают в случае принятия Департаментом решения о возврате субсидии направление получателю соответствующего  требования.

Пункт 10.3 договора устанавливает, что Департамент имеет паво потребовать возврат субсидии в любое время до окончания рсока действия договора, если будет установлено, что получатель субсидии  не выполняет условий настоящего договора.

Согласно условиям договора ответчику предоставлена субсидия
в размере
700 000 руб.

Субсидия перечислена платежным поручением от 19.04.2017
№ 288 (л.д. 27) на счет получателя в банке по указанным в заявке получателя реквизитам от 09.02.2017 (л.д. 100-101).

Департаментом а адрес ответчика направлено требование от 06.06.2018 № 09-Исх-2556 о возврате перечисленной субсидии в размере 700 000 руб. в течение 30 календарных дней с момента получения требования.

Из искового заявления и содержания требования  о возврате субсидии следует, что ответчик в нарушение пункта 7.3 договора, не предоставил в Департамент заключительный отчет о целевом использовании субсидии и финансового отчета об использовании средств субсидии с предоставлением заверенных копий первичных документов.

Неисполнение ответчиком обязательств по предоставлению отчетов о целевом использовании полученной субсидии в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца  в арбитражный суд с настоящим иском.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной
и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи
с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии
с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В пункте 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены требования к содержанию региональных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий, согласно которым региональные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг, определяют в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Как следует из части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации
в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат
в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 вышеуказанного договора истец принял
на себя обязательство предоставить ответчику субсидию из бюджета Ханты-Мансийского района.

Условия, сроки и размер предоставления субсидии были определены сторонами
в договоре.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований  в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства,
на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно отметке на платежном поручении от 19.04.2017 № 288 оно исполнено  19.04.2017. Лицензия на осуществление  банковских операций отозвана у ПАО «Банк Югра»  с 28.07.2017 согласно приказу ЦБ РФ от 28.07.2017 № ОД-2138.

Таким образом, материалами дела подтверждается исполнение истцом обязательств по перечислению  700 000 рублей субсидии и возможность ответчика распоряжаться денежными средствами на своем расчетном счете  до отзыва лицензии у банка.

Доводы ответчика о невозможности возврата субсидии вследствие отзыва лицензии у банка (третьего лица  по делу) не являются основанием для отказа в иске.

Письмом от 09.11.2017 № 701-06/3790-ВА временная администрация по управлению кредитной организацией ПАО Банк «Югра» сообщила ответчику об  отзыве у банка соответствующей лицензии и невозможности перечисления денежных средств в размере 699 250 руб., находящихся на расчетном счете Профсоюзной организации работников культуры города Урая (л.д. 50).

Вместе с тем, требования Профсоюзной организации работников культуры города Урая в размере 699 250 руб. включены в третью очередь реестр требований кредиторов, о чем  временная администрация банка уведомила ответчика письмом от 09.11.2017 № 1089/ВА (л.д. 51).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2018 по делу
№ А40-145500/17  124-202Б ПАО «Банк Югра» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на год.

В пункте 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерацииустановлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 7.3 договора установлен срок предоставления отчета о целевом использовании субсидии и финансового отчета об использовании средств субсидии с предоставлением заверенных копий первичных документов до 15.12.2017.

Ответчик в соответствии с условиями договора не представил в Департамент отчет об использовании средств субсидии.

Доказательств того, что предоставленная субсидия была использована ответчиком на цели, предусмотренные в пункте 1.2 договора, не представлено.

Учитывая изложенное, суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика суммы  в размере 700 000 рублей.

Правовых оснований для взыскании субсидии непосредственно с ПАО «Банк Югра» не имеется, поскольку спорные правоотношения возникли между истцом и ответчиком, денежные средства были перечислены ответчику и он имел реальную возможность распоряжения ими до момента отзыва лицензии у кредитной организации. Правоотношения между ответчиком и третьим лицом в настоящее время регулируются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», задолженность банка перед ответчиком включена в реестр требований кредиторов.

Принимая во внимание вышеизложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу статьи 110  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит судебные расходы по уплате государственной пошлины на ответчика.

Руководствуясь статьями110, 167-170, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с профсоюзной организации работников культуры города Урая в  пользу Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 700 000 руб. задолженности.

Взыскать с профсоюзной организации работников культуры города Урая в доход федерального бюджета 17 000  руб. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                  О.В. Зубакина