Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
29 апреля 2009 г.
Дело № А75-1400/2009
Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2009 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Шабановой Г.А., при ведении протокола заседания секретарем Журавлевой О.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Няганьнефтемаш» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании недействительным решения от 05.12.2008 № 12-27/112,
с участием представителей сторон:
от заявителя – ФИО1 по доверенности № 13 от 02.02.2009; ФИО2 по доверенности № 12 от 02.02.2009;
от ответчика – ФИО3 по доверенности № 03-01/ от 25.07.2008;
установил:
закрытое акционерное общество «Няганьнефтемаш» (далее – ЗАО «Няганьнефтемаш», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – Инспекция ФНС РФ, налоговый орган) о признании недействительным решения от 05.12.2008 № 12-27/112 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления: налога на прибыль в сумме 388 026, 72 руб.; налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 291 020, 04 руб.; единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 1 229 551 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 662 003 руб.; а также соответствующих сумм пени и штрафов.
В отзыве на заявление Инспекция ФНС РФ не соглашается с предъявленными Обществом требованиями, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Общества и налогового органа поддержали доводы, изложенные в заявлении и отзыве, а также в письменных пояснениях, соответственно.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС РФ проведена выездная налоговая проверка ЗАО «Няганьнефтемаш» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 31.12.2007, результатам которой оформлены актом № 23 от 29.10.2008 (т.3 л.д.1-102).
По результатам рассмотрения материалов проверки, в том числе представленных налогоплательщиком возражений Инспекцией ФНС РФ принято решение № 12-27/112 от 05.12.2008 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.2 л.д.1- 163).
Согласно указанному решению Общество доначислено и предложено уплатить 388 026 рублей 72 копейки налога на прибыль за 2007 год, 291 020 рулей 04 копейки НДС за 2007 год, 1 229 551 рубль ЕСН за 2006 и 2007 г.г. и 662 003 рубля страховых взносов на ОПС за 2006 и 2007 г.г., а также соответствующие суммы пени и штраф по пункту 1 статьи 122 и пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в общей сумме 252 168 рублей 96 копеек.
Не согласившись с указанным решением, ЗАО «Няганьнефтемаш» обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 14.01.2009 № 11/004 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения (т.3 л.д. 142-154).
Полагая, что решение налогового органа от 05.12.2008 № 12-27/112 в части доначисления налога на прибыль в сумме 388 026, 72 руб., НДС в сумме 291 020, 04 руб., ЕСН в сумме 1 229 551 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 662 003 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафов не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, ЗАО «Няганьнефтемаш» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в указанной части.
Суд, заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, считает, что требования Общества подлежат частичному удовлетворению.
1. Согласно оспариваемому решению основанием для доначисления налога на прибыль в сумме 388 026 рублей 72 копеек, соответствующих сумм пеней и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 77 605 рублей 34 копейки послужил вывод налогового органа о том, что затраты ЗАО «Няганьнефтемаш» по транспортным услугам документально не подтверждены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам относятся, в частности транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).
В обоснование правомерности включения затрат по транспортным услугам в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль ЗАО «Няганьнефтемаш» представило: договор № 62/Р-35 от 07.12.2006, заключенный с ООО «Автотранссервис», заявки на автомобили, счета-фактуры, акты выполненных работ, реестры (с указанием номера машины, количества отработанных часов, даты работы машины, суммы оплаты по тарифу согласно расценок), талоны заказчика к путевому листу, ТТН по тем транспортным средствам, которые участвовали в перевозке грузов.
Однако Инспекция ФНС РФ не приняла затраты Общества по транспортным услугам по договору № 62/Р-35 от 07.12.2006, заключенному с ООО «Автотранссервис», указав на отсутствие ТТН и несоответствие представленных отрывных талонов установленной унифицированной форме № 4-п, в связи с отсутствием в них графы в отношении ТТН, ТТД, не указания количества ездок, перепробега, тонны, Т-км. Кроме того, не заполнены графы о прибытии и выбытии к/от заказчика, отсутствуют показания спидометра.
Согласно пункту 1.1. договора № 62/Р-35 от 07.12.2006 (т.5 л.д. 80-93), заключенного между ЗАО «Няганьнефтемаш» (Заказчик) и ООО «Автотранссервис» (Исполнитель) Исполнитель обязуется оказать Заказчику собственными силами и средствами транспортные услуги и осуществить перевозку грузов в соответствии с Приложением № 1, являющимся неотъемлемой часть договора, а Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги. Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что Исполнитель может оказывать дополнительный объем услуг.
Из пунктов 2.2-2.5 договора № 62/Р-35 от 07.12.2006 следует, что услуги оказываются Исполнителем на основании заявок Заказчика.
Принятие груза к перевозке подтверждается оформлением ТТН (пункт 2.7 договора).
В силу пункта 2.8 договора оформление путевых листов производится Заказчиком с указанием пробега транспортного средства, времени работы специального оборудования, верхнего оборудования, времени нахождения транспортного средства в распоряжении Заказчика.
Исполнитель подекадно предоставляет Заказчику: оригинал счета-фактуры, реестр автотранспортных услуг с указанием пробега автотранспортного средства, талоны Заказчика; акты выполненных работ. При этом основанием для оформления акта и выписки счетов-фактур служат данные талонов Заказчика к путевым листам за фактически отработанное транспортным средством (спецтехникой) время и фактический суточный пробег, заверенные подписью и штампом Заказчика.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете, Закон № 129-ФЗ) и пункта 12 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее – Положение по ведению бухгалтерского учета), все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется учет.
Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» утвержден перечень первичной документации при работе с автотехникой, а также порядок ее применения.
Согласно указанному Постановлению в случае перевозки грузов к путевому листу должна прилагаться товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т), которая предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом и является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей-заказчиков автотранспорта с организациями-владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями-владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Требование об обязательном наличии ТТН при заключении договора перевозки содержится также в пункте 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации
Таким образом, оформление ТТН по форме № 1-Т является обязательным только при перевозке грузов (ТМЦ).
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, транспортные средства по договору № 62/Р-35 от 07.12.2006, заказывались использовались ЗАО «Няганьнефтемаш» не только для перевозки грузов, но и для собственных нужд для работы внутри производственных баз, для вывоза строительного и бытового мусора и перемещения оборудования из цеха в цех по потребности производственного процесса.
В подтверждение указанных обстоятельств Обществом в качестве приложений к заявлению представлены договор № 77П/р-48 на прием и утилизацию промышленных отходов 4 и 5 класса опасности (т.5 л.д.94-96), контрольные талоны к актам приемки-сдачи отходов (т.4 л.д.14, 22, 41, 111-113, 127-128, 144-145, 162-163, 176-177, 188, 208-209, 225-226), заявки на транспортные средства (т.6).
По транспортным средствам, участвовавшим в перевозках грузов ЗАО «Няганьнефтемаш» ТТН были оформлены и представлены в Инспекцию ФНС РФ.
Отсутствие в данном случае товарно-транспортных накладных, при наличии иных оправдательных документов, по мнению суда, не свидетельствует о том, что налогоплательщиком не выполняются требования пункта 1 статьи 252 НК РФ и не является препятствием для отнесения затрат по транспортным услугам в состав расходов для целей налогообложения налогом на прибыль.
Согласно Постановлению Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 (раздел 2) путевой лист является основным документом первичного учета и служит для определения показателей учета работы подвижного состава и водителя, для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.
Если организация перевозит грузы на условиях сдельной оплаты, используется форма № 4-с, если на условиях повременной оплаты – форма № 4-п.
Путевой лист формы № 4-п имеет отрывной талон, который заполняется заказчиком и служит основанием для предъявления организацией-владельцем автотранспорта счета заказчику. К счету прилагают соответствующий отрывной талон. Путевой лист остается в организации-владельце автотранспорта, в нем повторяются идентичные записи о времени работы автомобиля у заказчика и служат основанием для учета работы автомобиля в течение рабочего дня.
В случае, когда при повременной оплате за работу автомобиля будут перевозиться товарно-материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и прилагается один экземпляр этих товарно-транспортных документов, по итогу которых указывается количество перевезенных тонн груза и другие показатели, отражающие работу автомобиля и водителя.
Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации - владельца автотранспорта и заказчики.
Путевые листы по формам №4-с и № 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы.
Выданный путевой лист должен обязательно иметь дату выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.
Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители организации, а также лица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие в заполнении документа.
Путевые листы хранятся в организации совместно с товарно-транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки.
Из пункта 2 Постановления Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» следует, что ведение первичного учета по указанным в п. 1 унифицированным формам первичной учетной документации является обязательным только для автотранспортных организаций.
Следовательно, иные организации могут разрабатывать свою форму первичного документа. Однако в силу пункта 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ первичные документы должны содержать ряд обязательных реквизитов: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что транспортные услуги Обществу оказывались на условиях повременной оплаты (стоимостью 1 машино/час).
Из материалов дела следует, что ЗАО «Няганьнефтемаш» при разработке формы отрывных талонов использовало форму, разработанную Госкомстатом России (Постановление от 28.11.1997 № 78). При этом, с учетом особенностей использования техники, в данную форму были внесены изменения, что не противоречит действующему законодательству, поскольку форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться (абзац 4 Порядка применения унифицированных форм учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 № 20).
В отрывных талонах к путевым листам указаны наименования организаций (автопредприятия и заказчика), дата выдачи, номер путевого листа, марка и государственный регистрационный номер автомобиля, время прибытия и убытия транспортного средства к/от заказчика, количество отработанных часов, показания спидометра и/или пробег, тариф, сумма к оплате.
Все отрывные талоны заказчика к путевым листам, предъявленные работниками ООО «АТС» в ЗАО «Няганьнефтемаш» подписаны уполномоченными лицами, проштампованы печатью и приняты по окончанию отчетных периодов с приложением реестра к оплате согласно договору.
Таким образом, отрывные талоны к путевым листам, на основании которых организация-владелец автотранспорта выставила счет непосредственно ЗАО «Няганьнефтемаш», содержат все необходимые реквизиты, предусмотренные статьей 9 Закона о бухгалтерском учете.
Кроме того, аналогичным образом оформленные отрывные талоны к путевым листам, представленные Обществом по иным транспортным средствам (по которой оформлены ТТН и по спецтехнике), были приняты Инспекцией ФНС РФ без указания на какие-либо недостатки.
Как следует из оспариваемого решения (стр.8), налоговым органом осуществлялась проверка факта оказания данных услуг, их оплаты, в ходе которой получены соответствующее подтверждение от ООО «Автотранссервис».
Согласно положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений; обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
При этом возложение обязанности доказывания законности принятия оспариваемого решения и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, на налоговый орган, не освобождают заявителя, оспорившего решение, представлять доказательства заявленных оснований недействительности решения государственного органа, опровергающие доводы налогового органа относительно правомерности доначисления налогов.
Поскольку возможность применения расходов по налогу на прибыль носит заявительный характер, то именно на налогоплательщика возложена обязанность доказать правомерность и обоснованность уменьшения налогооблагаемой прибыли, в том числе путем представления документов, подтверждающих соответствие заявленных расходов критериям, установленным статьей 252 Налогового кодекса РФ.
По смыслу указанной статьи затраты налогоплательщика, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, должны быть реально понесенными и документально подтвержденными, а документы должны содержать достоверные сведения об участниках и условиях хозяйственных операций.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании вышеизложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе: договор № 62/Р-35 на оказание транспортных услуг и перевозку грузов, счета-фактуры, акты выполненных работ, реестры (с указанием номера машины, количества отработанных часов, даты работы машины, суммы оплаты по тарифу согласно расценок), талоны заказчика к путевому листу, арбитражный суд считает, что данные документы в совокупности подтверждают произведенные ЗАО «Няганьнефтемаш» расходы.
При этом Инспекция ФНС РФ не оспаривает факт оплаты Обществом оказанных ему услуг, равно как и не ставит по сомнение достоверность содержащихся в представленных документах сведений.
В связи с этим, выводы налогового органа о неправомерности уменьшения Обществом налоговой базы по налогу на прибыль за 2007 год следует признать необоснованными.
2. Согласно оспариваемому решению основанием для доначисления НДС в сумме 291 020 рублей 04 копеек, соответствующих сумм пеней и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ послужил вывод налогового органа о неправомерном принятии ЗАО «Няганьнефтемаш» к вычету НДС, уплаченного за оказанные транспортные услуги и услуги по перевозке грузов, которые документально не подтверждены.
В статье 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ вычеты.
При этом вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров, приобретаемых для осуществления производственной деятельности и иных операций, признаваемых объектами налогообложения, и товаров, приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со статьей 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В подтверждение правомерности заявленных вычетов ЗАО «Няганьнефтемаш» были представлены: договор № 62/Р-35 от 07.12.2006, заключенный с ООО «Автотранссервис», заявки на автомобили, счета-фактуры, акты выполненных работ, реестры (с указанием номера машины, количества отработанных часов, даты работы машины, суммы оплаты по тарифу согласно расценок), талоны заказчика к путевому листу, ТТН по тем транспортным средствам, которые участвовали в перевозке грузов.
Учитывая, что причины отказа в принятии заявленных Обществом налоговых вычетов аналогичны основаниям непринятия расходов по налогу на прибыль - ненадлежащее оформление первичных документов (несоответствие путевых листов унифицированным формам, отсутствие в представленных формах необходимых реквизитов, отсутствие ТТН), суд считает, что решение Инспекции ФНС РФ в части доначисления НДС, соответствующих сумм пени и штрафа также является необоснованным по основаниям, изложенным выше в отношении налога на прибыль.
3. Согласно оспариваемому решению основанием для доначисления ЕСН в сумме 1 229 551 рубль и 662 003 рублей страховых взносов на ОПС, соответствующих сумм пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ послужил вывод налогового органа о том, что ЗАО «Няганьнефтемаш» занизило налогооблагаемую базу на суммы произведенных единовременных вознаграждений физическим лицам – работникам ко Дню работников нефтяной и газовой промышленности и поощрений в честь юбилеев.
Объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для их начисления согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являются объект налогообложения и база, облагаемая единым социальным налогом, установленные главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 236 и 237 НК РФ, объектом обложения ЕСН для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые этими налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
В пункте 3 статьи 236 НК РФ установлено исключение из общего правила, согласно которому перечисленные в пункте 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся, а также от вида заключенного договора - трудовой или гражданско-правовой) не признаются объектом обложения ЕСН, если такие выплаты не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 № 106, при рассмотрении дел, касающихся правильности определения налоговой базы по ЕСН, необходимо иметь ввиду, что пункт 3 статьи 236 НК РФ не предоставляет налогоплательщику права выбора, по какому налогу (ЕСН или налогу на прибыль) уменьшать налоговую базу на сумму соответствующих выплат. При этом выплаты, которые не могут быть отнесены к расходам на оплату труда и не уменьшают налог на прибыль организаций в силу положений главы 25 «Налог на прибыль», не подлежат обложению ЕСН.
В силу статьи 255 НК РФ расходы налогоплательщика на оплату труда признаются расходами, связанными с производством и реализацией, и уменьшают полученные налогоплательщиком доходы.
В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда относятся в частности начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, и начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда.
В пункте 25 статьи 255 НК РФ указано, что к названным расходам относятся и другие виды расходов, произведенных в пользу работников, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
При этом не все выплаты, связанные с оплатой труда, могут быть отнесены к расходам, уменьшающим облагаемую налогом на прибыль базу.
В статье 270 НК РФ «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» приведен перечень расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Согласно пункту 1 данной статьи не учитываются расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм после налогообложения
В пункте 21 указано, что не учитываются при определении налоговой базы расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов). Согласно пункту 22 этой же статьи не учитываются при определении налоговой базы расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
Правовое регулирование отношений по оплате труда работников осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Как следует из статьи 129 ТК РФ, заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера (в редакции до 05.10.2006). В редакции указанной статьи, действующей с 06.10.2006, заработная плата (оплата труда работника) определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Такие системы могут устанавливаться также коллективным договором (статья 144 ТК РФ). В статье 191 ТК РФ указано, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
В пунктах 5.2 трудовых договоров, заключенных Обществом с физическими лицами (т.5 л.д.97-100), указано, что выплата доплат, надбавок и премий производится в соответствии с действующими в ЗАО «Няганьнефтемаш» Положением о премировании и коллективным договором, социальные выплаты и льготы осуществляются на основании действующего коллективного договора.
Коллективными договорами на 2006-2007 г.г. по ЗАО «Няганьнефтемаш» (т.5 л.д.101-143), установлено, что оплата труда работников производится в соответствии с действующим Трудовым кодексом РФ, Коллективным договором, действующими в Обществе «Положением о порядке образования и расходования фонда оплаты труда ЗАО «Няганьнефтемаш» и «Положением о премировании работников ЗАО «Няганьнефтемаш», регулирующими вопросы оплаты труда работников, согласованными с Профсоюзом (пункт 5.1).
Согласно пунктам 7.1 и 7.2 Коллективных договоров работодатель предоставляет работникам пакет социальных гарантий и компенсаций, которые направлены на обеспечение высокого уровня мотивации работников, сохранение их здоровья, формирование внутреннего имиджа и корпоративной культуры Общества с учетом его социальной ответственности, в том числе:
- Работодатель выплачивает премию Работникам Общества в связи с юбилейными датами (50 и далее каждые 5 лет) в зависимости от общего трудового стажа в обществах и предприятиях, вошедших при акционировании в ПО «Красноленинскнефтегаз», ОАО «Кондпетролеум», ЗАО «Насосы нефтедобычи», ОАО «ТНК-Нягань», ЗАО «Няганьнефтемаш» и при отсутствии нарушений трудовой и производственной дисциплины (п.7.3.17 и п.7.3.18);
- Работодатель выплачивает денежные вознаграждения в честь государственных и профессиональных праздников Дня работника нефтяной и газовой промышленности, Дня машиностроителя (п.7.3.18 и п.7.3.19).
В Положении о порядке образования и расходования фонда оплаты труда ЗАО «Няганьнефтемаш», утвержденного Управляющим директором Общества и согласованного Председателем Профкома 31.03.2006, определено, что Положение вводится с целью усиления материальной заинтересованности работников в выполнении плана по ремонту и обслуживанию оборудования, систематизации оплаты труда работников ЗАО «Няганьнефтемаш» в соответствии с выполняемыми обязанностями по Единой 13-разрядной тарифной сетке, действующей в Обществе, и устанавливает единый порядок образования и расходования фонда оплаты труда (пункт 1.1).
Структура фонда заработной платы (ФЗП) состоит из двух частей: постоянной и переменной.
Согласно пункту 4.2. переменная часть ФЗП направлена на стимулирование работников к выполнению производственных показателей и регулируется от степени их исполнения. Размер переменной части фонда оплаты труда зависит от конечных результатов работы предприятия в целом – выполнении плана по объему услуг.
Переменная часть ФЗП направляется на текущее премирование работников (п.4.2.1.), выплату стимулирующих надбавок (п.4.2.2.), премирование по результатам производственно-хозяйственной деятельности за период (п.4.2.3.), выплату единовременных и поощрительных выплат (п.4.2.4.): денежная компенсация за неиспользованный отпуск, выплату вознаграждения по итогам работы за год и премии и вознаграждения в связи с праздничными и юбилейными датами.
Разовое поощрение производится с целью поощрения работников за безупречный многолетний труд на предприятии: в связи с юбилейными датами, в том числе предприятия; в честь Дня нефтяника; в честь Дня машиностроителя; в честь Дня защитника отечества; в честь 8 Марта.
Как следует из материалов дела, ЗАО «Няганьнефтемаш» в 2006-2007 г.г. производило начисление и выплату работникам премий ко Дню нефтяной и газовой промышленности и поощрений в честь юбилеев на основании приказов «О премировании», которые базировались на положениях коллективного договора.
Из содержания приказов (т.5 л.д.144-166) следует, что премии ко Дню работников нефтяной и газовой промышленности выплачивались работникам, имеющим стаж в ЗАО «Няганьнефтемаш» не менее месяца и не имеющим нарушений трудовой дисциплины (прогулов); премии к юбилейным датам выплачивались за профессиональный и безупречный труд.
При этом выплата премий к юбилейным датам в соответствии с пунктами 7.3.17 (2006 год) и 7.3.18 (2007 год) коллективного договора обусловлена общим трудовым стажем в обществах и предприятиях, вошедших при акционировании в ПО «Красноленинскнефтегаз», ОАО «Кондпетролеум», ЗАО «Насосы нефтедобычи», ОАО «ТНК-Нягань», ЗАО «Няганьнефтемаш», а также отсутствием нарушений трудовой и производственной дисциплины.
На основании вышеизложенного арбитражный суд приходит к выводу, что премии, выплаченные ЗАО «Няганьнефтемаш» к юбилейным датам и профессиональным праздникам, предусмотрены трудовым договором, в котором имеется ссылка на коллективный договор, коллективным договором, обусловлены производственной деятельностью работников (стаж работы на предприятии, отсутствие нарушений трудовой дисциплины), произведены за счет фонда оплаты труда, то есть относятся к выплатам стимулирующего характера и, следовательно, подлежат обложению ЕСН и страховыми взносами на ОПС.
Доводы Общества об осуществлении указанных выплат за счет чистой прибыли предприятия и средств специального назначения судом отклоняются, как неподтвержденные документально и опровергающиеся материалами дела.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания решения Инспекции ФНС РФ от 05.12.2008 № 12-27/112 недействительным в части доначисления ЕСН, страховых взносов, соответствующих сумм пени и штрафа.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная Обществом при подаче заявления государственная пошлина подлежит возврату заявителю.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
требования закрытого акционерного общества «Няганьнефтемаш» удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 05.12.2008 № 12-27/112 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления и предложения уплатить 388 026 рублей 72 копейки налога на прибыль организаций, 291 020 рублей 04 копеек налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пени и штрафов.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Возвратить закрытому акционерному обществу «Няганьнефтемаш» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 (две тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 30.01.2009 № 75.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Г.А. Шабанова