Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
24 января 2022 г. | Дело № А75-14222/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2022 г.
Полный текст решения изготовлен 24 января 2022 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Бухаровой С.В., при ведении протокола заседания секретарем Муртазиной А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального казенного предприятия муниципального образования город Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>) к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Нягани (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628181, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) о взыскании 111 688 руб. 01 коп.,
при участии представителей сторон:
от истца – ФИО1 по доверенности от 31.12.2021,
от ответчика – не явились,
установил:
муниципальное казенное предприятие муниципального образования город Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Нягани (далее – ответчик) о взыскании 111 688 руб. 01 коп. стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии за период с 14.04.2020 по 30.06.2021.
В обоснование исковых требований истец ссылается на ненадлежащее исполнение обязательств ответчиком по оплате потребленных коммунальных ресурсов.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО2.
Представитель истца в судебное заседание явился, на удовлетворении требований настаивал.
Ответчик в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение передано по договору социального найма нанимателю ФИО3, в связи с чем, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возлагается на нанимателя жилого помещения.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, муниципальное казенное предприятие муниципального образования город Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» (далее - МКП МО г.Нягань «НРК», РСО) является единой теплоснабжающей организацией в соответствии с постановлением администрации города Нягань № 3325 от 01.10.2019.
МКП МО г.Нягань «НРК» осуществляет поставку коммунального ресурса тепловой энергии (теплоснабжения) гражданам, проживающим по адресу: <...>.
Собственником жилого помещения кв. № 4 расположенного по адресу: <...> является муниципальное образование в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Нягань.
Распоряжением администрации города Нягань от 22.03.2019 № 120-р жилой дом № 15 по улице Первостроителей признан аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из искового заявления, в соответствии с предварительным договором найма жилого помещения маневренного жилищного фонда № 19/03 от 26.03.2020 семье Б-вых, проживавших ранее по договору социального найма в квартире № 4 дома № 15 по улице Первостроителей, предоставлено жилое помещение по адресу: <...>. При этом жители квартир № 1, 2, 3 дома № 15 по улице Первостроителей продолжали проживать в аварийных жилых помещениях.
Актом № 1120 от 14.04.2020, составленном специалистами МКП МО г.Нягань «НРК», установлен факт отсутствия жильцов в квартире № 4 дома № 15 по улице Первостроителей.
При этом, как указывает истец, трубопровод системы отопления в квартиры № 1, 2, 3 проходил через квартиру № 4, отключить последнюю от отопления не имеется технической возможности.
В дальнейшем семье Б-вых предоставлено жилое помещение по адресу: <...> по договору найма жилого помещения от 19.06.2020 №28/06.
Таким образом, как полагает истец, в связи с переселением семьи Б-вых из аварийного жилого помещения и заключения нового договора найма жилого помещения, ответственным за оплату тепловой энергии, потребляемой в квартире № 4 дома № 15 по улице Первостроителей, стал собственник жилого помещения - муниципальное образование в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Нягань.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
Согласно частям 1, 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации
по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании части 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 29 статьи 2 Закона о теплоснабжении бездоговорным потреблением тепловой энергии является потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
Частью 7 статьи 22 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления.
Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства. Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал.
Теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий).
При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими (часть 8 статьи 22 Закона о теплоснабжении).
В силу части 9 указанной статьи расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Статьей 65 АПК РФ установлена обязанность сторон доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение факта бездоговорного потребления тепловой энергии ответчиком истец представил акт от 14.04.2020.
Однако таковой акт не является доказательством наличия бездоговорного потребления на момент его составления, поскольку в нем лишь отмечено отсутствие приборов учета. При этом не приведено указание, в чем заключается бездоговорное потребление в соответствии с пунктом 29 статьи 2 Закона о теплоснабжении, учитывая, что потребление ресурса без оборудования объекта прибором учета к таковому в силу приведенной нормы права не относится.
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Таким образом, в силу требований закона заключение договора теплоснабжения в отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств абонента к тепловым сетям невозможно.
Само по себе потребление тепловой энергии при отсутствии заключенного договора теплоснабжения (при условии произведенного надлежащим образом технологического присоединения энергопринимающих устройств к тепловым сетям) не свидетельствует о бездоговорном потреблении тепловой энергии по смыслу пункта 29 статьи 2 Закона о теплоснабжении.
При изложенных выше обстоятельствах отношения сторон в спорный период следует квалифицировать в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ГК РФ как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Доводы истца об обратном основаны на неверном понимании сложившихся между сторонами правоотношений, а также норм права, акт от 14.04.2020 не подтверждает бездоговорное потребление (на момент его составления таковое в принципе отсутствовало), а, по сути, является фиксацией потребления при фактически сложившихся между сторонами договорных отношениях.
Исковые требования истца подлежат квалификации в качестве потребления ответчиком энергии как фактического, за которое истцом и начислена к оплате задолженность за тепловую энергию, поскольку отсутствие письменного документа - договора между сторонами в рассматриваемом случае не освобождает ответчика от оплаты фактически поставленного ресурса (статьи 539, 541, 544 ГК РФ).
Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно расчету истца размер задолженности составляет 111 688,01 руб.
Произведенный истцом расчет объема и стоимости подлежащего оплате ресурса, а также примененный тариф ответчиком не оспаривается.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылается, что спорное жилое помещение было передано нанимателю ФИО3 и членам её семьи по договору социального найма, в связи с чем, полагает, что обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возлагается на нанимателя жилого помещения.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Положениями части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 № 15066/12.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение принадлежит на праве собственности муниципальное образование город Нягань в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Нягань.
Как указывает ответчик, 21.02.2018 между администрацией города Нягани и ФИО3 был заключен договор социального найма, в связи с тем, что впоследствии дом был признан аварийным, до момента улучшения жилищных условий, нанимателю и её семье было предоставлено другое жилое помещение, считает отсутствие нанимателя и его членов семьи временным, в связи, с чем за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма по спорному жилому помещению.
Между тем, судом установлено, что в соответствии с предварительным договором найма жилого помещения маневренного жилищного фонда № 19/03 от 26.03.2020, семье Б-вых, проживавших ранее по договору социального найма в квартире № 4 дома № 15 по улице Первостроителей, предоставлено жилое помещение по адресу: <...>.
Далее, семье Б-вых предоставлено жилое помещение по адресу: <...> по договору найма жилого помещения от 19.06.2020 №28/06.
Из актов приема-передачи к указанным договорам следует о передачи освобождаемых жилых помещений собственнику, в связи с переселением в другие жилые помещения.
Из акта № 1120 от 14.04.2020, составленном специалистами МКП МО г.Нягань «НРК», установлен факт отсутствия жильцов в квартире № 4 дома № 15 по улице Первостроителей.
Согласно письму администрации г. Нягань от 14.12.2021 жилое помещение маневренного жилищного фонда предоставлено ФИО3 до расселения аварийного дома в рамках муниципальной программы «Улучшение жилищных условий населения муниципального образования г. Нягань», в связи с невозможностью проживания в муниципальном жилом помещении жилого дома № 15 по ул. Первостроителей из-за его аварийности и опасности для жизни.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 24, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что согласно части 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии. Члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: бессрочно пользоваться жилым помещением (часть 2 стать 60 Кодекса); сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (статья 71 Кодекса); участвовать в решении вопросов: переустройства и перепланировки жилого помещения (пункт 5 части 1 статьи 26 Кодекса), вселения в установленном порядке в жилое помещение других лиц (статья 70 Кодекса), обмена жилого помещения (статья 72 Кодекса), сдачи жилого помещения в поднаем (статья 76 Кодекса), вселения временных жильцов (статья 80 Кодекса), переселения в жилое помещение меньшего размера (статья 81 Кодекса), изменения договора социального найма (статья 82 Кодекса), расторжения договора социального найма (часть 2 статьи 83 Кодекса).
Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма (обязательства по сохранности жилого помещения и поддержанию его в надлежащем состоянии, по текущему ремонту жилого помещения, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 Жилищного кодекса Российской Федерации). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании часть 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
В данном случае, из материалов дела усматривается, что отсутствие нанимателя жилого помещения и членов его семьи в спорной квартире не носит временный характер.
Сам факт того, что дом № 15 по улице Первостроителей признан аварийным и подлежит сносу, предполагает расселение из него граждан для последующего сноса, а не для повторного заселения.
Учитывая изложенное, суд полагает, что довод ответчика о том, что обязанность по оплате коммунальных услуг в данном случаележит на нанимателе несостоятелен, в связи, с чем суд считает предъявленные истцом требования о взыскании задолженности с собственника жилого помещения обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая отсутствие доказательств оплаты тепловой энергии за спорный период ответчиком, исковые требования подлежат удовлетворению в заявленном размере 111 688,0 руб. как стоимости потребленной тепловой энергии в рамках фактически сложившихся договорных отношений теплоснабжения.
В связи с удовлетворением исковых требований, на основании статей 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,
Р Е Ш И Л:
исковые требования муниципального казенного предприятия муниципального образования город Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» удовлетворить.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Нягани в пользу муниципального казенного предприятия муниципального образования город Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» 111 688,01 руб. задолженности, 4 351 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья С.В. Бухарова