ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-14294/15 от 09.02.2016 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина, 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

12 февраля 2016 г.

Дело № А75-14294/2015

Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2016 г.

Полный текст решения изготовлен 12 февраля 2016 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Фёдорова А.Е., при ведении протокола заседания секретарем Ощепковой И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «СибурТюменьГаз» (ОГРН 1037200611612, ИНН 7202116628, место нахождения: 628606, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск, ул. Омская 1)
 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (ОГРН 1048600010140, ИНН 8601018550, место нахождения: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Мегион, ул. Ленина, 7) о признании незаконным решения,

при участии представителей:

от заявителя – Пучков В.М. по доверенности от 21.12.2015,

от заинтересованного лица – Копалина Е.М. по доверенности от 16.01.2016, Имашева Е.Р. по доверенности от 08.02.2016,

от третьего лица – Першина З.Н. по доверенности от 26.12.2014,

установил:

акционерное общество «СибурТюменьГаз» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением
 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 12.05.2015 № 14.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – третье лицо, управление).

Представитель общества в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представители инспекции поддержали доводы отзыва, в удовлетворении требований просили отказать.

Представитель третьего лица поддержал доводы отзыва, в удовлетворении требований просил отказать.

В ходе судебного заседания представитель общества в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования, пояснил, что не оспаривает пункт 5.1 (резолютивная часть) решения от 12.05.2015 № 14.

Арбитражный суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив и всесторонне исследовав материалы дела, установил.

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2011 по 31.12.2012.

По результатам проверки составлен акт от 24.11.2014 № 39.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, возражений налогоплательщика инспекцией вынесено решение от 12.05.2015 № 14, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), за неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций за 2011 год, пунктом 2 статьи 120 НК РФ за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, в виде штрафа в общей в сумме 49 310 руб. Обществу начислены пени в общей сумме 10 794 843 руб., предложено уплатить недоимку по налогам в сумме 43 304 987 руб. Указанным решением обществу уменьшены убытки по налогу на прибыль организаций за 2012 год в сумме 39 778 597 руб. и уменьшена сумма налога, излишне заявленного к возмещению (акцизы) в сумме 1 169 140 руб.

Заявитель обратился с апелляционной жалобой на решение инспекции, по результатам рассмотрения которой решением управления 20.08.2015 № 07/306, апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением инспекции от 12.05.2015 № 14 общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Пункт 1.2 решения инспекции.

В соответствии с пунктом 9 статьи 258 НК РФ в целях главы 25 НК РФ амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со статьей 257 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей главой. Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 НК РФ.

Если налогоплательщик использует указанное право, суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, изменяют первоначальную стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со статьей 259 НК РФ, за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) таких сумм.

Пунктом 3 статьи 272 Кодекса установлено, что расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные пункт 9 статьи 258 Кодекса, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.

Учитывая изложенное, расходы в виде капитальных вложений в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов) расходов, понесенных в случаях реконструкции (модернизации) основного средства, признаются расходами того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата изменения его первоначальной стоимости.

Расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные пунктом 9 статьи 258 НК РФ, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с главой 25 НК РФ приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения (пункт 3 статьи 272 НК РФ).

Как установлено в ходе выездной налоговой проверки, у закрытого акционерного общества «Ноябрьский ГПК» на балансе имелось следующие основные средства - агрегат трубокопрессорный ТКА-2 (инвентарный номер 116480-2), агрегат трубокопрессорный ТКА-3 (инвентарный номер 116480) и ЗРУ 10 Квт (инвентарный номер 11600367).

Согласно актам по форме ОС-3 от 31.12.2011 данные основные средства были модернизированы и введены в эксплуатацию 31.12.2011.

Первоначальная стоимость основного средства - агрегат трубокопрессорный ТКА-2 (инвентарный номер 116480-2) в связи с модернизацией в декабре 2011 года была увеличена на 57 248 588,56 руб., в 2012 году данное основное средство, согласно акта по форме ОС-3 от 12.03.2012, еще раз модернизировано и первоначальная стоимость увеличена еще на 844 012,47 руб.

Первоначальная стоимость основного средства - агрегат трубокопрессорный ТКА-3 (инвентарный номер 116480) в связи с модернизацией в декабре 2011 года была увеличена на 57 484 280,57 руб., в 2012 году данное основное средство, согласно акта по форме ОС-3 от 12.03.2012, было еще раз модернизировано и первоначальная стоимость увеличена еще на 367 522,15 руб.

Согласно акта по форме ОС-3 от 31.12.2011 основное средство - ЗРУ 10 Квт (инвентарный номер 11600367) модернизировано и введено в эксплуатацию 31.12.2011, в 2012 году модернизация данного основного средства не проводилось, следовательно, оснований для применения амортизационной премии в январе 2012 года у общества отсутствовали.

Согласно сводному регистру «Расчет сумм амортизационных начислений по бухгалтерскому и налоговому учету за 2012 год», обществом в отношении указанных выше основных средств применена амортизационная премия в размере 30% в сумме 17 427 780,31 руб., 17 355 540,82 руб., и 559 258,50 руб., соответственно.

У закрытого акционерного общества «Южно-Балыкский ГПК» на балансе имелось основное средство - компрессор К-890-121 (инвентарный номер 6125). Согласно акту по форме ОС-3 от 29.12.2011 № 1 указанное основное средство модернизировано и введено в эксплуатацию 29.12.2011 года, стоимость выполненного объема работ по модернизации составила 1 005 780 руб. Согласно сводному регистру «Расчет сумм амортизационных начислений по бухгалтерскому и налоговому учету за 2012 год» в отношении указанного выше основного средства применена амортизационная премия в размере 30% в сумме 301 734 руб.

У открытого акционерного общества «Губкинский ГПК» на балансе имелось основное средство - здание котельной 671 кв.м часть здания - зал теплообменника (инвентарный номер 1786). Согласно акту по форме ОС-3 от 31.12.2011 основное средство с инвентарным номером 1786 модернизировано и введено в эксплуатацию в декабре 2011 года. Согласно сводному регистру «Расчет сумм амортизационных начислений по бухгалтерскому и налоговому учету за 2012 год» в отношении указанного выше основного средства применена амортизационная премия в размере 10% в сумме 314 980,70 руб., в январе 2012 года.

У открытого акционерного общества «СибурТюменьГаз» на балансе имелось основное средство - участок магистрального газопровода БГПЗ НГПЗ ПК-380 ПК440 (инвентарный номер 00501438). Согласно акту по форме ОС-3 от 29.12.2011 № 43 указанное основное средство модернизировано и введено в эксплуатацию 29.12.2011 года, стоимость выполненного объема работ по модернизации в 2011 году составила 20 756 929,70 руб. Согласно сводному регистру «Расчет сумм амортизационных начислений по бухгалтерскому и налоговому учету за 2012 год» в отношении указанного выше основного средства применена амортизационная премия в размере 10% в сумме 2 075 692,97 руб., в январе 2012 года.

Применение указанной амортизационной премии в последующих налоговых периодах к остаточной стоимости амортизируемого объекта основных средств положениями пункта 9 статьи 258 Кодекса не предусмотрено.

Довод общества о том, что налоговым органом в составе расходов не учтена сумма начисленной амортизации с учетом установленной амортизационной группы, судом отклоняется поскольку документально не подтвержден, доказательств исчисления амортизации основного средства за проверяемый период в меньшем размере не представлено, соответствующих расчетов и документов, позволяющих установить указанные обстоятельства, материалы дела не содержат.

Пункт 1.3 решения инспекции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 258 Кодекса амортизируемые основные средства (имущество) объединяются в амортизационные группы, в том числе:

ко второй группе относится имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет;

к третьей группе относится имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;

к четвертой группе - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;

к пятой группе - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;

к шестой группе - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;

Согласно пункту 3 статьи 259 Кодекса начисление амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования. Пункт 4 статьи 259 Налогового кодекса устанавливает, что при применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 259 Кодекса начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числе месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию в соответствии с классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1.

В ходе выездной налоговой проверки инспекцией установлено, что общество 31.12.2010 ввело в эксплуатацию основные средства – АСУ ТП и АСУ ТП УПГ-1.

Указанным основным средствам обществом присвоен код ОКОФ 14 3313100 «Оборудование для контроля технологических процессов», соответствующий 2-ой амортизационной группе. В то же время согласно паспорту Автоматизированной системы управления технологическими процессами данная система предназначена для автоматического и дистанционного управления работой технологического оборудования. Исходя из предназначения, данные основные средства, относятся к коду ОКОФ 143520580 «Аппаратура и устройства специализированные для автоматизации технологических процессов» относятся к 5 амортизационной группе.

Доводы общества, связанные с переквалификацией функций указанных основных средств, отраженных как в наименовании паспорта, так и его назначении, не нашли своего документального подтверждения.

Согласно представленным обществом паспортам автоматизированных систем управления технологическими процессами установлено, что указанные автоматизированные системы предназначены для автоматического и дистанционного управления работой технологического оборудования. Срок службы системы не менее 10 лет.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 1 от 01.01.2002 (с изменениями и дополнениями, действующими в проверяемом периоде) ОКОФ 14 3520580 относится к подразделу «Машины и оборудование».

Таким образом, исходя из предназначения, данные основные средства относятся к коду ОКОФ 14 3520580 «Аппаратура и устройства специализированные для автоматизации технологических процессов» со сроком службы от 10 до 15 лет и должны соответственно относиться к 5 амортизационной группе.

Кроме того, из допроса свидетеля Галиакбарова Т.А., специалиста обладающего специальными познаниями (протокол допроса от 24.03.2015 № 2/ДМНК) следует, что автоматизированные системы управления технологическим процессом предназначены для контроля и управления технологическим процессом.

Таким образом, доводы общества относительно предназначения вышеуказанных автоматизированных систем управления лишь для контроля являются несостоятельными.

Относительно доводов общества о том, что Сети технологические (инвентарный номер 16332) являются трубопроводами наружными, металлическими и находятся на территории цеха по переработке газа ОАО «Губкинский ГПК».

Технология газопереработки на предприятии включает в себя следующие этапы:

- подготовку газа к переработке (очистка от механических примесей и осушка);

- компримирование газа до давления, необходимого для его переработки;

- очистку газа от сернистых соединений и углекислоты;

- глубокую осушку газа;

разделение нестабильного бензина, вырабатываемого на заводе и поступающего извне, на стабильный газовый бензин и индивидуальные технически чистые углеводороды (пропан, азот), компримирование газа, прошедшего все стадии переработки (сухого газа), для его транспортирования по магистральным газопроводам.

Как следует из материалов дела, ОАО «Губкинский ГПК» включает в себя 2 очереди компримирования и переработки газа УПГ-1 Установка компримирования и осушки газа (УКГ-1) и УПГ-2 (УКГ-2) с проектной мощностью по 1070 млн. куб.м/год каждая из установок.

В состав УКГ-1 входят: узел сепарации (площадка нефтеконденсатоотделителей); компрессорная сырого газа; осушка сырого газа и газа регенерации; дожимная компрессорная. Проектная мощность компримирования и осушки газа составляет 1,070 млрд. мЗ/год (при 0,1033 МПа и 20 °С). Установка компримирования сырого газа с осушкой и дожимной компрессорной (установка переработки газа №1, УПГ-1) предназначена для компримирования нефтяного сырого газа с 0,01..0,25 до 3,6 МПа с месторождений, его осушки и подачи на установку НТК-1, с целью получения отбензиненного газа, дожатия отбензиненного газа до 7,6 МПа и подачи его в магистральный газопровод. Установка введена в действие в IV квартале 1988 года.

В состав УКГ-2 входят: узел сепарации (площадка нефтеконденсатоотделителей); компрессорная сырого газа; осушка сырого газа и газа регенерации; дожимная компрессорная. Проектная мощность компримирования и осушки газа составляет 1,070 млрд. куб.м/год (при 0,1033 МПа и 20 °С). Установка компримирования сырого газа с осушкой и дожимной компрессорной (установка переработки газа №2, УПГ-2) предназначена для компримирования нефтяного сырого газа с 0,01..0,25 до 3,6 МПа с месторождений, его осушки и подачи на установку НТК-2, а также дожатия отбензиненного газа до 7,6 МПа и подачи его в магистральный газопровод. Установка введена в действие в II квартале 1991 года.

Фактически до середины 2005 года ОАО «Губкинский ГПК» работало только в режиме компримирования, осушки газа и подачи его в магистральный газопровод. И только в июле 2005 года была достроена и пущена в работу установка низкотемпературной конденсации на I очереди завода (НТК-1). Институт проектировщик - ОАО «Научно-исследовательский и проектный институт по переработке газа» (ОАО «НИПИгазпереработка»). Проектная производительность 1,5 млрд. куб.м/год по сырью. При завершении строительства установки переработки газа I очереди (УПГ-1) в проект Губкинского ГПК был внесен ряд изменений.

В связи с тем, что на ОАО «Губкинский ГПК» поступает несколько потоков газа с различным содержанием целевых компонентов СЗ+выше, было принято решение провести перераспределение потоков газа на установке дополнительной сепарации (УДС), в результате чего, на I очередь комплекса поступает «тяжелый» газ с содержанием целевых углеводородов 220 + 260 г/ст. куб.м, а на II очередь - «легкий» газ с содержанием углеводородов свыше на уровне 70... 100 г/ст. куб.м.

Установка дополнительной сепарации (УДС) с узлом сбора и утилизации конденсата и воды предназначена для: подготовки уловленной нефтяной эмульсии в приёмных сепараторах и углеводородного компрессата с УКГ-1 и УКГ-2, перераспределения потоков газа на УКГ-1 и УКГ-2, сепарации взвешенных частиц нефти и воды из попутного нефтяного газа, поступающего с месторождений, а также для отделения воды из компрессата, возвращённого с УКГ-1, УКГ-2 на УДС; сбора нефти и воды в сепараторах С-1/1-4 для последующей откачки в автобойлеры ООО «РН-Пурнефтегаз»; разделения фаз в емкости Е-2 с дальнейшей дегазацией воды и откачкой на КОС, а углеводородного конденсата - в емкость Е-3 с последующей откачкой в продуктопровод.

Источником сырья УКГ-1 является попутный нефтяной газ ООО «РН-Пурнефтегаз», куда поступает: около 840 млн. куб.м/год газа Тарасовского месторождения (с содержанием целевых углеводородов СЗ+в 280+320 г/куб.м; около 300 млн. куб.м/год газа Комсомольского месторождения (с содержанием СЗ+в 110+135 г/куб.м); ООО «Пурнефть» с Присклонного месторождения 34 млн. куб.м/год (с содержанием СЗ+в 170+220 г/куб.м).

В смеси содержание целевых углеводородов составляет 200+240 г/куб.м, далее осушенный газ поступает на переработку установки низкотемпературной конденсации (НТК-1). Коэффициент извлечения целевых углеводородов 94,5% на установке НТК-1.

Источником сырья УКГ-2 является попутный нефтяной газ ООО «РН-Пурнефтегаз» куда поступает: около 615 млн.куб.м/год газа Комсомольского месторождения (с содержанием СЗ+в 110+135 г/куб.м); около 621 млн. куб./год газа Барсуковского месторождения (с содержанием СЗ+в 48+50 г/куб.м).

Осушенный газ, перемешиваясь с отбензиненным газом с установки НТК-1 поступает на переработку установки НТК-2, в смеси содержание целевых углеводородов составляет 55+75 г/куб.м. Коэффициент извлечения целевых углеводородов 98,0% на установке НТК-2.

Осушка газа регенерации на УКГ-1, УКГ-2 производится в адсорберах К-202/1,2, которые, предназначены для осушки углеводородного конденсата, образующегося при компримировании нефтяного газа до давления 3,6 МПа.

На Губкинском ГПК имеются 5 сырьевых компрессоров К-890-121-1: на УКГ-1 установлены 3 компрессора (2 рабочих + 1 резервный), на УКГ-2 установлены 2 рабочих компрессора.

Из вышеизложенного следует, что сети технологические являются межцеховыми. Согласно ОКОФ 12 0001110 к четвертой амортизационной группе отнесены технологические сети кроме внутрицеховых.

Таким образом, обществом неверно определена амортизационная группа в отношении вышеуказанных основных средств, в связи с чем завышена сумма начисленной амортизации по спорным основным средствам за 2012 год.

Пункт 1.4 решения инспекции.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ, в целях главы 25 настоящего Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу статьи 253 НК РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ, амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

На основании пункта 1 статьи 257 НК РФ под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

В пункте 2 статьи 257 НК РФ определено, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях главы 25 НК РФ к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Таким образом, для целей налогообложения прибыли проведение работ по достройке, дооборудованию, модернизации, техническому перевооружению и реконструкции влечет изменение первоначальной стоимости основных средств, стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Все иные виды работ, которые не приводят к появлению признаков достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, не увеличивают стоимости основных средств.

В пункте 5 статьи 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

Как установлено в ходе выездной налоговой проверки и отражено в оспариваемом решении между ОАО «Губкинский ГПК» и ООО «СибурГазМонтаж» заключен договор от 07.12.2009 № СТГ.2408/09/СГМ. 156/09, на осуществление ремонтно-монтажных работ на объектах ОАО «Губкинский ГПК» согласно ведомости ремонтно-монтажных работ. Согласно счету-фактуре от 31.07.2012 № 120731/0030 стоимость оказанных услуг составила 25 869 921,71 руб., в том числе налог на добавленную стоимость в сумме 3 946 259,24 руб. Согласно справки КС-3 от 31.07.2012 № 33 и КС-2 от 31.07.2012 № 33/1 ремонтно-монтажные работы произведены по 10 объектам основных средств: замена рабочих колес на ГАЦ АВО Т-102/3 на композитное рабочее колесо ГАЦ-28-8М2 по ТУ 3612-001-18193100- 2005, а также произведены регулировка угла атак и токарные работы.

Из протоколов допроса главного энергетика Вынгапуровского ГПЗ - филиала ОАО «СибурТюменьГаз» Завьялова Сергея Николаевича (протокол от 13.02.2014 № 2). Из показаний свидетеля установлено, что ОАО «Губкинский ГПК» произвело замену металлических колес УК- 2М на рабочие колеса из композитных материалов ГАЦ-28-8М2 АВО Т-102/3 - поскольку композитный материал более легкий и уменьшает нагрузку на электродвигатель.

Согласно официальным сайтам заводов-изготовителей ОАО «НКО-Химмаш» и ООО «Борнефтемаш» установлено, что в случае применения композитных рабочих колес вместо металлических достигаются следующие преимущества:

- аэродинамическая эффективность (КПД) данных колес выше других аналогов более, чем на 15%;

- композитные материалы, облегчающие колесо влияют на увеличение КПД вентилятора (с 0,6 до 0,8) , также существенно уменьшают затраты на электроэнергию на 20-25%;

- значительно продлевается срок эксплуатации подшипников электродвигателя благодаря легкости колеса и сниженному уровню вибрации;

- уменьшение сроков монтажа АВО благодаря удобному креплению колеса и сниженной массе;

- уменьшение массы рабочего колеса в 4 раза, что приводит к большему межремонтному пробегу вентилятора и к меньшей пусковой нагрузке на электродвигатель.

В результате установки композитных колес ГАЦ-28-8М2 достигается 40% экономия электроэнергии при том же расходе воздуха или возможность на 12-14% увеличить эффективный расход воздуха при номинальной нагрузке электродвигателя, в частности, достигается оперативный простор для маневрирования глубиной охлаждения воздуха, то есть можно устанавливать лопасти рабочего колеса на больший угол и обеспечивать большую глубину охлаждения газа в АВО или устанавливать лопасти рабочего колеса на меньший угол и экономить электроэнергию.

Таким образом, понесенные расходы общества должны быть отнесены на увеличение стоимости объектов основных средств и относиться на расходы при исчислении налога на прибыль организаций путем амортизационных отчислений.

Кроме того, в ходе выездной налоговой проверки установлено, что между ООО «Ноябрьский ГПК» и ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» (далее - ОАО «КМПО») заключен договор от 03.02.2012 № 25-12/3850 на выполнение работ по капительному ремонту и модернизации газотурбинного двигателя НК-16СТД зав. А16284002ДНЭ/АСТ284025 с доведением мощностных характеристик до 18 МВт (НК-16-18СТД) с увеличением назначенного ресурса до 100 000 часов и межремонтного интервала (ресурса) до 25 000 часов.

Анализом технических характеристик двигателей с официального сайту ОАО «КМПО» (www.kmpo.ru) установлено, что газотурбинный двигатель НК-16-18СТД является усовершенствованным (модернизированным) вариантом двигателя НК- 16СТД, так как улучшены характеристики компрессора и подвески двигателя, а также изменена конструкция камеры сгорания и топливно-регулирующей аппаратуры, обеспечена мощность на валу свободной турбины с 16МВт до 18МВт и увеличен, с 29 до 31%, коэффициент полезного действия двигателя НК 16-18СТД, что также подтверждается показаниями главного механика общества Пачковского Д.С. (протокол допроса от 13.02.2014 № 1). Из показаний свидетеля следует, что изменения приводят к увеличению срока службы двигателя, а с учетом малоэмиссионного блока камеры сгорания, к увеличению мощности двигателя с 16МВт до 18МВт.

Таким образом, вывод инспекции, что проведенные обществом работы по доведению мощностных характеристик газотурбинного двигателя НК-16СТД до 18 МВт (НК-16-18СТД) с увеличением назначенного ресурса до 100 000 часов и межремонтного интервала (ресурса) до 25 000 часов, в результате которых произошло улучшение, усовершенствование изначальных технико-экономических характеристик основного средства обоснован, следовательно, понесенные расходы должны быть отнесены на увеличение стоимости объектов основных средств и относиться на расходы при исчислении налога на прибыль организаций путем амортизационных отчислений.

Кроме того, из материалов дела следует, что обществом и ЗАО «ТД Оборудование и материалы» (далее по тексту - Поставщик) заключен договор от 13.06.2011 № СТГ.1166/11. Согласно приложению № 7 от 01.08.2012 к указанному договору Поставщик осуществляет поставку Установки для разделения (механичексой фильтрации) МЗ модели «Криброл М» от воды и механических примесей в комплекте с фильтрующими элементами (далее по тексту Установка Криброл М). Согласно акту о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме ОС-3 от 29.12.2012 № 1055 стоимость текущего ремонта вышеуказанного основного средства составила 1 398 305 руб. и единовременно списана в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций в 2012 году.

Согласно акту от 18.10.2012 комиссия общества решила реализацию проекта «Сбор и вовлечение в переработку углеводородного конденсата, поступающего с ПНГ с Вынгаяхинской КС и Вынгапуровского месторождения» по результатам отчета ОАО «НИПИгазпереработка» считать нецелесообразной, в связи, с высокой стоимостью внедрения проекта, исхода из предложенных схем без учета стоимости транспортировки оборудования на площадку заказчика, запорной и регулирующей арматурой и СМР. Комиссией предложено альтернативное решение по вовлечению углеводородного конденсата в производство собственными силами с применением фильтра «Криброл-М». Целью применения «Криброл-М» является сокращение потерь сырья при переработке на Вынгапуровской КС и увеличение выработки ШФЛУ.

Данный факт также подтверждается и показаниями свидетеля - главного механика ОАО «СибурТюменьГаз» Панковского Д.С. (протокол от 13.02.2014 № 1). Из показаний свидетеля следует, что Установка для разделения (механичексой фильтрации) МЗ модели «Криброл-М» от воды и механических примесей в комплекте с фильтрующими элементами установлена с целью качественного очищения конденсата. Ранее ОАО «НИПИгазпереработка» предлагала внедрить другую технологию. Но это был дорогостоящий проект. Нашли альтернативное решение - установка фильтра Криброл-М, который ранее не применялся.

Таким образом, доводы общества о том, что установка фильтра на основное средство «Блок низкотемпературной сепарации (НТС) газа, стабилизации конденсата» обусловлена необходимостью поддержания данного оборудования в рабочем состоянии отклоняется, т.к. конденсат очищался и ранее. Дефектная ведомость, составленная до проведения ремонта, а также смета на выполнение работ по текущему ремонту составлены после установления комиссией альтернативного решения по вовлечению углеводородного конденсата в производство собственными силами с применением фильтра «Криброл-М».

Данные работы действительно не привели к изменению назначения ремонтируемого объекта основного средства «Блок низко-температурной сепарации (НТС) газа, стабилизации конденсата», однако, в результате произведенных работ достигнута другая цель - качественное очищение конденсата в результате установки ранее не применявшегося фильтра Криброл-М.

Таким образом, в результате произведенных работ по внедрению Установки «Криброл-М» на основное средство «Блок НТС газа стабилизации конденсата» общество, внедрив ранее не применявшуюся Установку «Криброл-М» для качественного очищения конденсата, тем самым осуществило техническое перевооружение данного основного средства, следовательно, понесенные расходы должны быть отнесены на увеличение стоимости объектов основных средств и относиться на расходы при исчислении налога на прибыль организаций путем амортизационных отчислений.

Следовательно, доводы общества о необоснованном выводе инспекции о занижении налога на имущество организации за 2012 год в связи с изложенным подлежит отклонению.

Таким образом, налоговым органом правомерно доначислены обществу налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, а также соответствующие суммы пени и штрафов.

Между тем, как следует из текста оспариваемого решения инспекции, основанием для привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 НК РФ, в виде штрафа в сумме 30 000 рублей, явилось грубое нарушение организаций правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения по налогу на доходы физических лиц, выразившееся в составлении регистров налогового учета по налогу на доходы физических лиц за 2011 год, 2012 год без обязательных реквизитов для их заполнения, либо с неправильными данными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 120 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей.

Пунктом 2 статьи 120 НК РФ установлена ответственность за те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика согласно абзаца 3 пункта 3 статьи 120 НК РФ.

Однако, отсутствие обязательных реквизитов в регистрах налогового учета не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения, установленного статьей 120 НК РФ. Иного налоговым органом не доказано.

Более того, в случаях, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнить реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. Налоговые органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения инспекции в части привлечения заявителя к ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, указанный в статье 112 НК РФ судом не установлен.

Нарушений, допущенных налоговым органом в ходе проведения налоговой проверки, а также при рассмотрении управлением апелляционной жалобы налогоплательщика, которые привели или могли привести к принятию неправомерного решения, судом не установлено.

С учетом изложенного, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине, понесенные обществом, взыскиваются с налогового органа.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

требования акционерного общества «СибурТюменьГаз» удовлетворить частично.

Признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 12.05.2015 № 14 недействительным в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.

В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу акционерного общества «СибурТюменьГаз» 3 000 руб. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья А.Е. Федоров