ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-14442/20 от 09.11.2020 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

16 ноября 2020 г.

Дело № А75-14442/2020

Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2020 г.

Решение изготовлено в полном объеме 16 ноября 2020 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Истоминой Л.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемовой Ю.П., рассмотрев посредством системы «онлайн-заседание» в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Пыть-Яха исполнительно-распорядительного органа муниципального образования городской округ город Пыть-Ях
к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
об оспаривании решения, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Шутурова Башира Аюповича,

с участием представителей лиц, участвующих в деле:

от заявителя - Чулакова Т.Н. по доверенности от 09.01.2020 № 03, диплом рег. № 47094
от 24.12.2004,

от заинтересованного лица, третьего лица – не явились,

установил:

Администрация города Пыть-Яха исполнительно-распорядительного органа муниципального образования городской округ город Пыть-Ях (далее - заявитель, администрация города Пыть-Яха) обратилась в арбитражный суд с заявлением
к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, Департамент строительства) о признании незаконным отказа
от 30.07.2020 № 34-Исх- 6447 в согласовании заявки на кассовый расход на перечисление межбюджетных трансфертов в форме субсидии для реализации мероприятий
по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в бюджет муниципального образования городской округ город Пыть-Ях под фактическую потребность для предоставления субсидии Шутурову Баширу Аюповичу в рамках реализации мероприятия «Ликвидация
и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе», утвержденной постановлением администрации города Пыть-Яха от 10.12.2018 № 429-па. В качества способа устранения нарушенных прав и законных интересов просила обязать Департамент согласовать заявку на кассовый расход на перечисление межбюджетных трансфертов
в форме субсидии для реализации мероприятий по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в бюджет муниципального образования городской округ город Пыть-Ях под фактическую потребность для предоставления субсидии Шутурову Баширу Аюповичу в рамках реализации мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных
на территории муниципального образования г.Пыть-Ях» муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе», утвержденной постановлением администрации города Пыть-Яха от 10.12.2018 № 429-па.

Определением суда от 18.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Шутуров Башир Аюпович.

Департамент строительства в отзыве на заявление просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что Шутурову Б.А. и Таутиевой Ф.В. 28.04.2011 из бюджета автономного округа предоставлена субсидия на состав семьи 4 человека, включая детей Шутурову М.Б. и Шутурову Х.Б., в размере 521 094 руб. 37 коп.
на приобретение квартиры в соответствии с подпрограммой «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы», в связи с чем в соответствии с пунктом 3.6 механизма реализации муниципальной программы администрация города Пыть-Яха должна принять решение об отказе
в признании Шутурова М.Б. участником муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе». По мнению заинтересованного лица, решение Пыть-Яхского городского суда от 05.12.2019 не возлагает обязанности по предоставлению поддержки
в виде субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета автономного округа, не было не обжаловано заявителем, несмотря на наличие оснований. Согласование заявки на финансирование не представляется возможным, поскольку данные действия приведут к сверхнормативному расходованию средств бюджета автономного округа и нарушению условий муниципальной программы. Считает,
что распоряжение администрации города Пыть-Яха от 16.07.2020 № 1278-ра должно быть исполнено за счет средств администрации города.

Шутуров Б.А., привлеченный к участию в качестве третьего лица
без самостоятельных требований, в отзыве на заявление указал, что решением Пыть-Яхского городского суда от 05.12.2019 за ним признано право на участие в мероприятии «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» подпрограммы 2 Содействие развитию жилищного строительства». Доводы, положенные Департаментом строительства в основу отказа в согласовании заявки администрации города Пыть-Яха, о том, что из бюджета автономного округа ранее предоставлялась субсидия, исследовались городским судом, им дана юридическая оценка. В гарантийном письме от 16.06.2020 № 48 администрация города Пыть-Яха гарантировала предоставление субсидии на сумму 1 488 432 руб. для приобретения жилья
в собственность на территории Уральского федерального округа Тюменской области
в районе 100 % от расчетной стоимости жилья, после чего 02.07.2020 был заключен договор купли-продажи 2-хкомнатной квартиры площадью 56,8 кв.м. стоимостью 3 120 000 руб., продавцу перечислены собственные денежные средства в размере 1 631 568 руб. Распоряжением главы города от 16.07.2020 № 1278-ра Шутурову Б.А. предоставлена субсидия в размере 1 488 432 руб. Однако администрация города Пыть-Яха распоряжение и условия гарантийного письма не исполнила.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Заинтересованное лицо и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей в суд.

Заслушав представителя заявителя и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 05.10.2018 № 346-п утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» (далее - Программа «Развитие жилищной сферы»), которой предусмотрены мероприятия по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений (Подпрограмма II «Содействие развитию жилищного строительства»).

В соответствии с подпунктом 2.4 пункта 2 приложения № 2 Программы «Развитие жилищной сферы» под ликвидацией приспособленных для проживания строений понимается выведение их из эксплуатации путем отключения от систем тепло-, водо-, газо- и энергоснабжения, разбора, демонтажа, разрушения всех конструкций, вывоза
и утилизации (уничтожения).

Направляемая муниципальными образованиями автономного округа субсидия используется на ликвидацию приспособленных для проживания строений, включенных
в реестр таких строений на 1 января 2012 года, включая строения, право собственности
на которые оформлено в судебном порядке в период с 1 января 1995 года до 1 марта 2005 года, а также расселенных в соответствии с мероприятием «Переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока» государственной программы, в размере, указанном в программах муниципальных образований автономного округа.

Направляемая муниципальными образованиями автономного округа субсидия используется на расселение приспособленных для проживания строений, включенных
в реестр таких строений на 1 января 2012 года, включая строения, право собственности
на которые оформлено в судебном порядке в период с 1 января 1995 года до 1 марта 2005 года, в размере, указанном в программах муниципальных образований автономного округа.

Способы и порядок расселения граждан, вселенных в строения до 1995 года и после 1 января 1995 года, не имеющих жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма
на территории Российской Федерации, включенных в реестры строений на 1 января 2012 года, за исключением строений, расселяемых в соответствии с мероприятием «Переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных
в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока» государственной программы, устанавливаются в программах муниципальных образований автономного округа.

Согласно пункту 4 приложения 2 Программы «Развитие жилищной сферы» субсидия из бюджета автономного округа предоставляется бюджету муниципального образования автономного округа в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета автономного округа в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных для реализации государственной программы,
при выполнении определенных условий, в том числе при условии заключения
до 1 февраля текущего года соглашения между Департаментом строительства
и муниципальным образованием о предоставлении субсидии, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств,
в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность
за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (далее - соглашение).

Соглашением предусматриваются: размер предоставляемой субсидии из бюджета автономного округа и объем финансирования из местного бюджета; цель, условия предоставления и расходования субсидии; сроки перечисления субсидии; целевые показатели результативности использования субсидии; условия и сроки предоставления документов для перечисления субсидии, отчетов о реализации соглашения; обязательства муниципальных образований по обеспечению приемки приобретаемых жилых помещений в соответствии с частью 6 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с включением в состав комиссий представителей общественности.

Расселение приспособленных для проживания строений, включенных в реестр таких строений на 1 января 2012 года, расположенных в городе Пыть-Ях, осуществляется
в рамках мероприятий «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории города Пыть-Ях» подпрограммы 2 «Содействие развитию жилищного строительства» муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации города Пыть-Яха
от 10.12.2018 № 429-па.

27.01.2020 между Департаментом строительства и администрацией города Пыть-Яха заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №11-ЖС/20202 в целях софинансирования расходных обязательств города Пыть-Яха в соответствии с перечнем мероприятий, утвержденным постановлением администрации города Пыть-Яха
от 10.12.2018 № 429-па «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе» (далее - соглашение).

Согласно пункту 2.2 соглашения размер субсидии, предоставляемой из бюджета автономного округа в бюджет города, определен в 2020 году в размере 93 % от общего объема бюджетных ассигнований.

В соответствии с пунктом 4.1 соглашения на Департамент строительства возложена обязанность обеспечить предоставление субсидии в порядке и при соблюдении администрацией города Пыть-Яха условий предоставления субсидии, установленных соглашением, в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2020-2022 годы, доведенных Департаменту строительства.

В силу пункта 4.3.9.1 соглашения администрация города Пыть-Яха направляет заявки на перечисление субсидий в адрес Департамента финансов автономного округа после согласования с Департаментом строительства информации к заявке по форме, установленной Департаментом финансов автономного округа.

Для согласования информации к заявке на перечисление субсидии администрация города Пыть-Яха предоставляет Департаменту строительства следующие документы:
при реализации мероприятий по ликвидации и расселению приспособленных
для проживания строений: копии решений о предоставлении субсидий (выплат) гражданам с приложением договоров приобретения гражданами жилых помещений,
а также документов, послуживших основанием признания граждан участниками мероприятия.

28.07.2020 письмом исх. № 12-Исх-1757 Управление по жилищным вопросам администрации города Пыть-Яха направило в адрес Департамента строительства информацию к заявке на кассовый расход на перечисление межбюджетных трансфертов
в форме субсидии для реализации мероприятий по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в бюджет муниципального образования городской округ город Пыть-Ях, а также копии документов на предоставление субсидии Шутурову Б.А.

Письмом от 30.07.2020 исх. № 34-Исх-6447 Департамент строительства отказал
в согласовании указанной заявки со ссылкой на пункт 3.6 механизма реализации муниципальной программы. Указал, что ранее 28.04.2011 Шутурову Б.А. предоставлялась государственная поддержка на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с подпрограммой «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы», утвержденной Законом автономного округа
от 11.11.2005 № 103-оз.

Считая отказ в согласовании заявки незаконным, администрация города Пыть-Яха обратилась в арбитражный суд.

Арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, 07.06.2019 администрация города Пыть-Яха отказала Шутурову Б.А. в признании участником муниципальной программы, в связи
с чем Шутуров Б.А. обратился в Пыть-Яхский городской суд с требованиями о признании за ним и его несовершеннолетней дочерью права на участие в мероприятии «Ликвидация
и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» со способом расселения в виде предоставления субсидии для приобретения жилого помещения
в собственность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
в размере 70 % от расчетной стоимости жилья.

Решением Пыть-Яхского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.12.2019 по делу №2-643/2019 исковые требования Шутурова Б.А. удовлетворены частично, за ним признано право на участие в муниципальной программе.

При рассмотрении дела суд дал оценку доводам администрации города Пыть-Яха
о том, что Шутурову Б.А. ранее предоставлялась государственная поддержка. Судом было учтено, что истец с супругой получили государственную поддержку на двух детей, за счет чего приобрели квартиру. В 2011 году брак был расторгнут, бывшая супруга с детьми выехала в приобретенную квартиру. Свою долю в праве собственности на квартиру истец
в 2012 году подарил детям, ухудшив свои жилищные условия. Сам, работая в г. Пыть-Яхе с 1992 года, жилья не имеет. В соответствии с пунктом 3.6.5 приложения № 2
к муниципальной программе «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе» ухудшение участником мероприятия жилищных условий путем продажи, дарения, либо отчуждения иным способом имеющихся в собственности жилых помещений является основанием
для отказа в признании заявителя участником мероприятия в случае, если указанные гражданско-правовые сделки по отчуждению совершены с 01.12.2019.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Право третьего лица на участие в муниципальной программе установлено вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции и на основании вышеприведенных норм права наличие указанного права не подлежит доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела.

С учетом изложенного, у Департамента строительства отсутствовали правовые основания для отказа в согласовании заявки на кассовый расход на перечисление межбюджетных трансфертов в форме субсидии.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, в случае признания оспариваемого акта недействительным или решения незаконным, должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

При этом требование заявителя об обязании уполномоченного органа совершить какие-либо действия не является самостоятельным и рассматривается лишь в качестве предлагаемой им меры по восстановлению нарушенных прав. Суд не связан требованием заявителя о способе устранения его нарушенных прав и может самостоятельно сформулировать соответствующий способ с учетом действующего законодательства
и установленных им фактических обстоятельств по делу, не ограничивая при этом прав
и обязанностей компетентного органа.

В связи с изложенным, суд полагает возможным указать в резолютивной части
на обязанность заинтересованного лица в течение месяца со дня вступления решения
в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, путем повторного рассмотрения заявки администрации города Пыть-Яха на кассовый расход
на перечисление межбюджетных трансфертов в форме субсидии.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.07.2020 № 34-Исх-6447 в согласовании заявки
на кассовый расход на перечисление межбюджетных трансфертов в форме субсидии
для реализации мероприятий по ликвидации и расселению приспособленных
для проживания строений из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
в бюджет муниципального образования городской округ город Пыть-Ях под фактическую потребность для предоставления субсидии Шутурову Баширу Аюповичу в рамках реализации мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» муниципальной программы «Развитие жилищной сферы
в городе Пыть-Яхе», утвержденной постановлением администрации города Пыть-Яха
от 10.12.2018 № 429-па.

Обязать Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу повторно рассмотреть заявку администрации города Пыть-Яха исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления на кассовый расход на перечисление межбюджетных трансфертов в форме субсидии для реализации мероприятий
по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в бюджет муниципального образования городской округ город Пыть-Ях под фактическую потребность для предоставления субсидии Шутурову Баширу Аюповичу в рамках реализации мероприятия «Ликвидация
и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе», утвержденной постановлением администрации города Пыть-Яха от 10.12.2018 № 429-па.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд
в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья Л.С. Истомина