ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-14445/2022 от 19.10.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

25 октября 2022 г.

Дело № А75-14445/2022

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2022 г.

Полный текст решения изготовлен 25 октября 2022 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Штогрин В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Среда Комфорта» (628403, ХМАО-Югра, г. Сургут,
ул. Университетская, дом 11, офис 4.4, ОГРН: 1158617009660, Дата присвоения ОГРН: 06.10.2015, ИНН: 8602261653, КПП: 860201001) к Инспекции федеральной налоговой службы России по г.Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным бездействия и отказа в предоставлении возможности ознакомления с материалами проверки, а именно с приложением к акту проверки от 25.05.2022 № 23930 - документами, прилагаемыми к акту проверки; об обязании предоставить возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки, а именно с приложением к акту проверки от 25.05.2022 № 23930 - документами, прилагаемыми к акту проверки,

заинтересованное лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,

при участии представителей:

от заявителя – Куминова Ю.Н. по доверенности от 10.02.2022 (посредством веб-конференции),

от заинтересованных лиц: от Инспекции федеральной налоговой службы России по г.Сургуту посредством веб-конференции - Воронова Ю.А. по доверенности от 19.05.2022, Соснина  Н.Ю. по доверенности от 12.10.2022; от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Першина З.Н.
по доверенности от 01.06.2022 (представители посредством веб-конференции),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Среда Комфорта» (далее - заявитель, общество, ООО «Среда Комфорта») обратилось в арбитражный суд с заявлением
к Инспекции федеральной налоговой службы России по г.Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) о признании незаконным бездействия и отказа в предоставлении возможности ознакомления с материалами проверки, а именно с приложением к акту проверки
от 25.05.2022 № 23930 - документами, прилагаемыми к акту проверки; об обязании предоставить возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки, а именно
с приложением к акту проверки от 25.05.2022 № 23930 - документами, прилагаемыми
к акту проверки.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление ФНС).

Заявитель в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении, полагает, что его право на полное и объективное рассмотрение материалов налоговой проверки было нарушено в результате незаконных действий налогового органа, выразившихся в непредоставлении обществу в полном объеме материалов выездной налоговой проверки, подтверждающих факты нарушений налогового законодательства;
в фактическом отказе в предоставлении возможности ознакомления с материалами налоговой проверки; в ограничении представителя налогоплательщика в выборе способа ознакомления с материалами проверки, ограничения во времени ознакомления,
что выразилось в предоставлении значительного объема документации к ознакомлению
в конце рабочего дня в дату ознакомления, назначенную налоговым органом.

Управление и Инспекция с заявленными требованиями не согласны по мотивам, изложенным в отзывах на заявление, представили документы, подтверждающие предоставление заявителю в полной мере возможности ознакомиться с материалами выездной налоговой проверки.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, налоговым органом в отношении ООО «Среда Комфорта» в период с 29.09.2021 по 25.03.2022 проведена выездная налоговая проверка на основании решения от 29.09.2021 № 24.

По результатам выездной налоговой проверки в соответствии с пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекцией составлен акт налоговой проверки от 25.05.2022 № 23930 (далее - Акт ВНП), который направлен налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) 01.06.2022
и получен обществом 14.06.2022.

Общество утверждает, что ему не были в полном объеме представлены для ознакомления все приложенные к Акту ВНП материалы, полученные в ходе налоговой проверки, не смотря на неоднократные обращения в налоговый орган для предоставления этих материалов, что послужило основанием для обжалования бездействия Инспекции
в Управление ФНС и затем, после получения отказа в удовлетворении апелляционной жалобы решением от 15.08.2022 № 07-15-12883, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью
2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа
или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц установлен главой 19 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации
и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее так же - НК РФ, Налоговый кодекс), по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен
в установленной форме акт налоговой проверки (пункт 1).

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок (пункт 3.1).

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются
от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки,
и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.
В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма (пункт 5).

Согласно представленной налоговым органом с отзывом от 05.10.2022 информации, Акт ВНП направлен обществу 01.06.2022 в форме электронного документа и получен обществом по ТКС 14.06.2022, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа и не оспаривается обществом.

Кроме того, акт направлен обществу по почте по месту нахождения налогоплательщика, приложение к акту, в связи с большим его объемом, сформировано
в электронном виде на электронном носителе (DVD-R диск с описью вложения),
что подтверждено приложением к почтовой квитанции и описью вложения (приложение № 3 к отзыву).

Согласно почтовому идентификатору, почтовое отправление № 62840750202084 получено налогоплательщиком 10.06.2022.

17.06.2022 обществом направлено в налоговый орган заявление об ознакомлении
с материалами налоговой проверки.

Инспекция письмом от 23.06.2022 № 14-05/16565 проинформировала налогоплательщика о возможности ознакомления с материалами ВНП 27.06.2022 в 10-00
в административном здании Инспекции.

Представители налогоплательщика Кучеров М.В. и Кучерова О.В. в период
с 27.06.2022 по 06.07.2022 ознакомились с материалами налоговой проверки в налоговом органе с использованием технического средства (фотоаппарата), предоставлено для ознакомления 1 520 документов.

По результатам ознакомления с материалами ВНП Инспекцией составлено восемь протоколов от 27.06.2022, от 28.06.2022, от 29.06.2022, от 01.07.2022, от 06.07.2022 
№№ 1-8 (приложения 10-16 к отзыву), в которых поименованы документы, с которыми произведено ознакомление, имеются росписи представителей налогоплательщика, отметки о фотографировании.

06.07.2022 от представителей общества в Инспекцию поступили замечания относительно отсутствия документов, поименованных в описи (протокол № 8).

Кроме того, от заявителя в адрес налогового органа поступили заявления
от 07.07.2022, от 08.07.2022 (2 заявления, вх. № 37526 и 37527), от 11.07.2022
(2 заявления, вх. № 37747, 37748), в которых общество указывало на необходимость представления на бумажном носителе подписанного всеми лицами, проводившими проверку, Акта ВНП с приложением документов.

Инспекция письмом от 14.07.2022 (приложение 7 к отзыву), направленным через личный кабинет налогоплательщика, пригласила налогоплательщика для получения Акта ВНП с приложениями 18.07.2022 в 14-00 часов.

18.07.2022 генеральный директор Матицин А.П. отказался получать акт ВНП
с приложениями на 617 листах, мотивируя свой отказ тем, что опись приложенная к акту составлена не по порядку подшитых и представленных на 617 листах в 3-х томах документов.

Акт ВНП на бумажном носителе вручен генеральному директору ООО «Среда Комфорта» 21.07.2022, о чем свидетельствует подпись на сопроводительном письме (приложение № 6 к отзыву).

04.08.2022 приложения к Акту ВНП в электронном виде вручены генеральному директору общества с описью вложения, и приняты последним, о чем свидетельствует его подпись на описи вложений (приложение № 19 к отзыву Инспекции).

Обществом неоднократно направлялись возражения на акт проверки,
что подтверждается приложениями к отзыву Инспекции.

Согласно представленной заявителем и налоговым органом информации, проверка
в настоящее время не завершена, поскольку проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля, решение по результатам рассмотрения Акта ВНП и материалов налоговой проверки Инспекцией не вынесено.

Таким образом, вопреки доводам заявителя, налоговым органом в полной мере обеспечена реализация права налогоплательщика на ознакомление с материалами налоговой проверки.

Сроки ознакомления с материалами налоговой проверки не регламентированы,
но должны обеспечивать возможность налогоплательщику мотивировано возражать на акт проверки, что было обеспечено заявителю.

Кроме того, заявитель не представил доказательств того, что действиями (бездействием) налогового органа нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку общество
не лишено возможности представлять свои возражения на акт проверки, проверка
не завершена, решение по её результатам не вынесено, акт проверки не является самостоятельным предметом обжалования.

В ходе судебного разбирательства суд не установил со стороны налогового органа нарушение норм закона, а так же нарушение прав и законных интересов заявителя,
что свидетельствует об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований заявителя, в соответствии со статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.

Заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Поскольку заявлено одно самостоятельное требование, подлежащее оплатой государственной пошлиной в сумме 3 000 руб., так как обязание устранить нарушенное право является способом восстановления в правах и не оплачивается государственной пошлиной, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3 000 руб. подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 16, 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Среда Комфорта» излишне уплаченную платежным поручением от 01.08.2022 № 723 государственную пошлину
в сумме 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд
в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                  О.Г. Чешкова