ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-14613/2021 от 21.12.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

27 декабря 2021 года

Дело № А75-14613/2021

Резолютивная часть решения оглашена 21 декабря 2021 г.

Решение изготовлено в полном объеме 27 декабря 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Дроздова А.Н. при ведении протокола заседания помощником судьи Сариповой Л.С.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью "Техпромсервис" к администрации города Сургута  об оспаривании решения,

без участия представителей сторон,

у с т а н о в и л:

в арбитражный суд поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Техпромсервис" (далее – заявитель, общество) к администрации города Сургута (далее - администрация):

         об оспаривании решения, оформленного письмом от 21.07.2021 № 01-02-7418/1 об отказе в предоставлении обществу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101039:13, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли запаса (неиспользуемые), площадью 2295 кв.м., местоположение: г.Сургут, Северный промрайон, Нефтеюганское шоссе, территориальная зона П.1.15;

         об обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества и в течение 1 месяца со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, подготовить и направить подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101039:13, площадью 2295 кв.м., местоположение: г. Сургут, Северный промрайон, Нефтеюганское шоссе, территориальная зона П.1.15.

Заявленные требования мотивированы тем, что в  соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. При этом, часть 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами, в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Вид разрешенного использования земельного участка непосредственно связан с характером эксплуатации земельного участка, обязательно учитывающим, какие объекты находятся на земельном участке, в случае их размещения на нем.

Администрация в представленном отзыве изложила возражения против удовлетворения заявления, указав, что для предоставления земельного участка для целей эксплуатации объектов недвижимости необходимо установление вида разрешенного использования в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

Суд, исследовав письменные доказательства, установил следующие обстоятельства.

08.10.2013 года между заявителем и администрацией заключен договор аренды земельного участка № 689.

По условиям договора, арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, расположенный по адресу: город Сургут, Северный промрайон, Нефтеюганское шоссе, территориальная зона П. 1.15, категория земель участка — земли населенных пунктов, кадастровый номер участка 86:10:0101039:13, общей площадью         2 295 кв.м. Срок аренды установлен с 25.10.2013 по 24.10.2016, с преимущественным правом заключения договора аренды на новый срок.

Согласно пункту 1.4 договора, участок предоставляется для строительства базы подготовки производства с административно-бытовым корпусом и складскими помещениями. Приведенное описание целей земельного участка является окончательным, изменение названных условий использования участка допускается исключительно с согласия арендодателя.

Как следует из заявления, в период действия договора аренды, на указанном земельном участке заявитель построил два объекта недвижимого имущества, а, именно:

-нежилое здание «Административно-бытовой корпус со складскими помещениями», общей площадью 456.8 кв. м. с кадастровым номером 86:10:0000000:20571;

-одноэтажное нежилое здание, гараж, площадью 313,6 кв.м с кадастровым номером 86:10:0101039:263.

Право собственности на нежилое здание «Административно-бытовой корпус складскими помещениями», общей площадью 456,8 кв. м. с кадастровым номером 86:10:0000000:20571 было зарегистрировано в установленном законом порядке.

Для регистрации права собственности на одноэтажное нежилое здание гаража общество 07.10.2016  обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство и ввода объекта в эксплуатацию.

В связи с отказом администрации в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию право собственности общества на здание гаража признано решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.03.2019 по делу № А75-1428/2018. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2019 решение оставлено без изменения.

06.07.2021 заявитель обратился в администрацию с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, расположенного под его находящимися в собственности объектами недвижимого имущества, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, Северный промрайон, Нефтеюганское шоссе, территориальная зона П. 1.15, с кадастровым номер 86:10:0101039:13.

Письмом № 01-02-7418/1 от 21.07.2021 заявителю отказано в заключении договора аренды по причине фактического использования земельного участка не в соответствии  со сведениями, внесенными в Единый государственный реестр прав недвижимости, и по причине несоответствия виду разрешенного использования земельного участка. Кроме того, администрация разъяснила, что решением Думы города Сургута от 26.02.2016          № 838-V ДГ спорный земельный участок был переведен в территориальную зону ОД.З «Зона размещения объектов торгового назначения и общественного питания», в соответствии с действующим генеральным планом города. Расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости должны соответствовать видам разрешенного использования - деловое управление (Код 4.1) и служебные гаражи (Код 4.9), в связи с чем, до приведения в соответствие вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка его фактическому использованию, принять решение о предоставлении земельного участка не представляется возможным.

Считая отказ незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в суд.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Данное положение согласуется с установленным в пункте 5 статьи 1 ЗК РФ принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют  судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В заявлении о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101039:13, заявитель сослался на необходимость эксплуатации находящихся на испрашиваемом земельного участке нежилых объектов капитального строительства - нежилого здания «Административно-бытовой корпус складскими помещениями» с кадастровым номером 86:10:0000000:20571 и гараж, назначение: нежилое здание с кадастровым номером86:10:0101039:263 адрес (местоположение) объектов: Ханты- Мансийский автономный округ - Югра, <...> находящихся в собственности заявителя.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19.11.2021 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101039:13 – для строительства базы подготовки производства с административно-бытовым корпусом и складскими помещениями.

Размещение объектов недвижимости на данном земельном участке подтверждено выписками из ЕГРН и сторонами не оспаривается.

Единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду является несоответствие вида разрешенного использования фактическому использованию, при этом в качестве правового основания для отказа в предоставлении земельного участка ссылается на подпункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ.

Согласно данной норме уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Вместе с тем, администрацией при принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду не было учтено следующее.

В соответствии с пунктом 35 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если земельный участок предназначен для строительства или реконструкции зданий, сооружений, использование такого земельного участка для эксплуатации указанных зданий, сооружений может осуществляться без внесения изменений в правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на такой земельный участок.

Следовательно, использование земельного участка «для эксплуатации объекта недвижимости» допускается при установлении вида разрешенного использования «для строительства» исходя из того, что цель использования испрашиваемого земельного участка не противоречит разрешенному использованию, поскольку вид разрешенного использования «для строительства» одновременно предполагает и последующую эксплуатацию соответствующего объекта недвижимости.

Несоответствие вида разрешенного использования земельного участка, установленного в результате внесения изменений в Правила землепользования и застройки в городе Сургуте, не может являться основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов собственнику объекта недвижимости, построенного в соответствии с положениями градостроительного законодательства и на момент строительства которых земельный участок был предоставлен такому лицу в целях строительства данных объектов недвижимости.

Обратное являлось не соответствовало бы принципу предсказуемости и обоснованности деятельности органов публичной власти, нарушало бы права собственников недвижимым имуществом на пользование возведенными на законных основаниях объектами недвижимости и приводило к необоснованному возникновению условий для привлечения к ответственности субъектов предпринимательской деятельности при условий создания таких условий в результате действий органа местного самоуправления, принимающих решения об изменении видов разрешенного использования земельных участков путем внесения изменений в правила землепользования и застройки.

Изложенная в решении правовая позиция соответствует позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 309-ЭС19-6493.

Оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая приведенные правовые выводы, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению.

При обращении в суд с заявлением обществом дважды уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей, при этом первоначально – с неверными реквизитами, в связи с чем, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению заявителю.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

требования удовлетворить.

Решение администрации г. Сургута, оформленное письмом от 21.07.2021 № 01-02-7418/1, об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Техпромсервис" на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101039:13, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли запаса (неиспользуемые), площадью 2295 кв.м., местоположение: г.Сургут, Северный промрайон, Нефтеюганское шоссе, территориальная зона П.1.15, признать незаконным.

         Обязать администрацию г. Сургута устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Техпромсервис" путем направления в течение месяца со дня вступления решения в законную силу  подписанного проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101039:13, площадью 2295 кв.м., местоположение: г. Сургут, Северный промрайон, Нефтеюганское шоссе, территориальная зона П.1.15.

Взыскать с администрации г. Сургута в пользу общества с ограниченной ответственностью "Техпромсервис" судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Техпромсервис" ошибочно уплаченную по платежному поручению от 01.10.2021 № 725 государственную пошлину в размере 3000 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья                                                                                                Дроздов А.Н.