ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-14631/19 от 25.12.2019 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

30 декабря 2019 г.

Дело № А75-14631/2019

Резолютивная часть решения объявлена 25 декабря 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 30 декабря 2019 года

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Гавриш С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шавлиной А.Ф., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута (ОГРН 1028600619750,
ИНН 8602003130, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 28.07.2000, место нахождения: 628404, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
г. Сургут, ул. Восход, д. 4) к акционерному обществу «ЮГОРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ» (ОГРН 1057747307507, ИНН 7724547224, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.06.2005, место нахождения: 628002, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 118/1, кв. 1) о приведении жилых помещений в прежнее состояние,

без участия представителей сторон и третьих лиц,

установил:

Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута
(далее – истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с иском к акционерному обществу «ЮГОРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ» (далее – ответчик) с требованием о возложении обязанности привести самовольно перепланированные и переустроенные жилые помещения, расположенные по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, ул. Ивана Захарова, д. 9, кв. №№ 1-7, в состояние, существовавшее до перепланировки жилых помещений в соответствии с техническим планом помещений.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийский автономный округ – Югре, Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, общество с ограниченной ответственностью «ЮТЕРРА», публичное акционерное общество «СБЕРБАНК РОССИИ».

Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
от 28.11.2019 судебное разбирательство отложено на 25.12.2019.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

Ответчик отзыв на исковое заявление не представил.

От истца поступил частичный отказ от иска к акционерному обществу «ЮГОРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ» о приведении жилых помещений в прежнее состояние в части квартир №№ 1-2, расположенных по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, ул. Ивана Захарова, д. 9.

Руководствуясь статьей 49 АПК РФ, суд принял частичный отказ от иска; производство по делу в указанной части подлежит прекращению.

Исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ответчик является собственником квартир
№№ 1-7, расположенных по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
г. Сургут, ул. Ивана Захарова, д. 9.

19.07.2017 в адрес Департамента поступило заявление ответчика о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных по адресу: г.Сургут, ул. Ивана Захарова, д.9, кв. №№ 1, 2.

Письмом Департамента от 10.07.2017 № 02-02-4888/17-0 в перепланировке отказано.
Актом обследования жилого помещения после перепланировки (или) или перепланировки от 05.02.2019 № 6 установлено, что квартиры №№ 6,7,3 по адресу: г.Сургут, ул. Ивана Захарова, 9, используются под офис; при входе в квартиры №№ 6,7 демонтированы входные стены, тем самым выполнено объединение двух квартир и коридора общего пользования; установлены также иные виды работ по перепланировке (переустройству) квартир №№ 1-7.

Департаментом в адрес ответчика направлено уведомление от 08.02.2019 № 12
(с дополнением от 11.02.2019 № ОГ-02-02-4/19-0), в соответствии с которым ответчик обязан был в течение двух месяцев привести самовольно перепланированные помещения в прежнее состояние, привести помещения в соответствии с согласованным проектом.

Уведомление получено ответчиком 19.02.2019.

Актом обследования жилого помещения после переустройства (или) перепланировки от 20.05.2019 № 6-1/19 установлено, что требования уведомления не исполнены.

В связи с чем Департамент вынужден был обратиться в арбитражный суд с рассматриваемым иском (уточненным в ходе судебного разбирательства).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Допустимые способы защиты предусмотрены статьей 12 ГГК РФ. Среди них указаны такие способы защиты, как восстановления положения, существовавшего до нарушения права и присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В силу части 1 статьи 53 ГК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц (часть 2 статьи 53 Кодекса).

Пунктом 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Подпунктами 6 пунктов 1 статей 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального жилищного контроля отнесено к вопросам местного значения городского поселения и городского округа.

В соответствии с пунктом 6 статьи 20 ЖК РФ орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

Таким образом, Департамент вправе обратиться в суд с рассматриваемым иском.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу части 2 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных названным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Частью 4 названной статьи ЖК РФ предусмотрено, что объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

В силу части 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно статье 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

В соответствии с пунктом 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, переоборудование (переустройство, перепланировку) жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения (часть 5 статьи 26 ЖК РФ).

Этот документ (согласование) является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения (часть 6 статьи 26 ЖК РФ)

Статьей 28 ЖК РФ определено, что завершение переустройства и (или) перепланировки помещения подтверждается актом приемочной комиссии, который должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (части 1 и 2 названной статьи).

Согласно частям 1-3 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

В силу частей 5,6 статьи 26, части 1 статьи 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ.

Согласно части 3 статьи 29 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

В соответствии со статьей 29 ЖК РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003
№ 170, в целях обеспечения сохранности и безопасной эксплуатации жилищного фонда на территории города Сургута разработан порядок приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения в прежнее состояние или в состояние. соответствующее проекту переустройства и (или) перепланировки, утверждённый постановлением Администрации города Сургута от 16.05.2008 № 1509 (далее - Порядок).

Согласно пунктам 2.4 и 2.5 Порядка в трехдневный срок с момента получения акта обследования жилого помещения после переустройства и (или) перепланировки Департамент направляет заказным письмом с уведомлением о вручении или вручает под роспись собственнику или нанимателю жилого помещения уведомление от имени Администрации города Сургута о приведении жилого помещения в прежнее состояние, в котором указываются конкретный срок и перечень работ по приведению жилого помещения в прежнее состояние. В соответствии с уведомлением собственник или наниматель жилого помещения обязан в срок, указанный в уведомлении, но не превышающий двух месяцев с момента получения уведомления, привести самовольно переустроенное и (или) перепланированное жилое помещение в прежнее состояние.

Осуществленные ответчиком перепланировка и переустройство жилых помещений №№ 3-7 по адресу: г. Сургут, ул. Ивана Захарова, д. 9, произведены без получения соответствующего разрешения (согласования) компетентного органа, выданного в установленном законом порядке, то есть самовольно (часть 1 статьи 29 ЖК РФ).

Согласие на переустройство и перепланировку помещений, являющихся местами общего пользования, у лиц, проживающих в многоквартирном доме, в нарушение положений статьи 26 ЖК РФ, ответчиком не получалось. Доказательства иного в материалы дела не представлены.

Как указывает Департамент и следует из материалов дела, перепланировкой квартир нарушены права и законные интересы собственников жилых помещений, расположенных по адресу: г.Сургут, ул. Ивана Захарова, д.9. В частности, в результате установки в тамбур квартир №№ 6-7 железной двери, произошло уменьшение общего имущества многоквартирного дома. Направленное в адрес ответчика требование Департамента об устранении выявленных нарушений, ответчиком в полном объеме не исполнено. Доказательства иного в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах, исковые требования Департамента подлежат удовлетворению.

При удовлетворении иска суд учитывает то обстоятельство, что ответчик не представил суду возражений по существу заявленных исковых требований и не воспользовался правом на состязательность в арбитражном процессе. Согласно статье 9 АПК РФ лицам, участвующим в деле, гарантируется право представлять арбитражному суду доказательства. Сторона, не представившая доказательства, несет риск наступления последствий не совершения процессуальных действий.

В связи с удовлетворением исковых требований суд относит судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего иска на ответчика в размере 6 000 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

принять отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута от иска к акционерному обществу «ЮГОРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ» о приведении жилых помещений в прежнее состояние в части квартир №№ 1-2, расположенных по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, ул. Ивана Захарова, д. 9; производство по делу в указанной части прекратить.

В остальной части исковые требования удовлетворить.

Обязать акционерное общество «ЮГОРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ» в течение 30 дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу привести самовольно перепланированные
и переустроенные жилые помещения, расположенные по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, ул. Ивана Захарова, д. 9, квартиры №№ 3-7,
в состояние, существовавшее до перепланировки жилых помещений в соответствии с техническим планом помещений.

Взыскать с акционерного общества «ЮГОРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб. 00 коп.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья С.А. Гавриш