Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
07 декабря 2018 г.
Дело № А75-14923/2018
Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2018 года
Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2018 года
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Заболотина А.Н., при ведении протокола секретарем Долговой О. В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Управляющая компания «Городское домо управление 5» к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным предписания от 11.07.2018 № НЮ-179/п,
при участии представителей сторон: от заявителя – не явились, от контрольного органа – Простяков Д.С. по доверенности от 07.06.2018,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Управляющая компания «Городское домо управление 5» (далее – заявитель, общество, АО УК «ГДУ 5») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об оспаривании предписания Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.07.2018 № НЮ-179/п (далее – контрольный орган).
Заявленные требования мотивированы незаконностью выводов контрольного органа о перерасчете оплаты за водоснабжение и водоотведение в случае не проживания потребителя, при отсутствии прибора учета, но при наличии технической возможности установки такого прибора.
Заявитель явку представителя для участия в судебном разбирательстве не обеспечил. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Телефонограммой просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества.
Представитель контрольного органа в судебном заседании возражал относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнениях к отзыву (л.д. т. 1 л.д. 91-95). Полагает оспоренное предписание законным и обоснованным.
На основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя.
Из материалов дела следует, что АО УК «ГДУ 5» на основании протокола общего собрания собственников от 07.01.2013 № 19 и договора управления от 19.08.2013 № 19 осуществляет управление многоквартирным домом в г. Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, микрорайон 11, дом № 54 (т. 1 л.д. 107-128).
По данным сайта «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru) жилой дом № 54 в 11 микрорайоне г. Нефтеюганска признан аварийным, введен в эксплуатацию в 1985 году. Количество этажей – 2, количество подъездов – 2, количество жилых помещений – 16. Материал стен – деревянные, тип перекрытий – деревянные. Общая степень износа – 72 процента. Система горячего водоснабжения центральная, открытая. Система холодного водоснабжения центральная. Система теплоснабжения центральная.
На основании распоряжения от 06.07.2018 № НЮ-179 должностным лицом контрольного органа в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка с целью осуществления лицензионного контроля на предмет соблюдения обязательных требований, о чем составлен акт от 11.07.2018 № НЮ- 179/а (т. 1 л.д. 14-17, 20-25).
В результате проверки установлено, что управляющая компания отказалась произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, а так же по водоотведению собственнику квартиры 6 в МКД за период отсутствия в жилом помещении двух потребителей, что является нарушением пункта 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354).
В целях устранения выявленного нарушения в адрес общества выдано предписание от 11.07.2018 № НЮ – 179/п о выполнении в срок до 15.09.2018 перерасчета (в форме возврата) жильцам квартиры 6 дома 54 в 11 микрорайоне г. Нефтеюганска за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению за период с 11.05.2018 по 11.07.2018 без учета двух, фактически проживающих по адресу 9-25-68, несовершеннолетних детей заявителя (т. 1 л.д. 12-13).
Названное предписание оспорено обществом в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 названного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено обязательное условие об учете производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом требования об организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
В приложении к письму заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 «Информации об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением изменений, внесенных в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» разъяснено, что поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ требования об оснащении приборами учета воды, электрической энергии, тепловой энергии не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, то в соответствующих случаях не применяются повышающие коэффициенты исполнителем коммунальных услуг и теплоснабжающей организацией. Применение указанных исключений в Законе N 261-ФЗ не требует от исполнителя проведения технического обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Из приведенных норм права и разъяснений следует, что вопрос об установке индивидуальных приборов учета в ветхом или аварийном доме решается по усмотрению жильцов такого МКД, что так же свидетельствует о наличии у жильцов добровольного выбора порядка оплаты за коммунальные услуги (по нормативам или по приборам учета).
Частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, урегулирован разделом 8 Правил № 354.
Пунктом 86 Правил № 354 определено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что многоквартирный дом № 54 в 11 микрорайоне города Нефтеюганска распоряжением администрации города Нефтеюганска от 12.09.2014 № 165-р признан аварийным.
В период с апреля 2018 года по июнь 2018 года начисление за услуги водоотведения, холодного и горячего водоснабжения, производились с учетом двух несовершеннолетних жильцов.
Приказами Управления опеки и попечительства Администрации города Нефтеюганска над несовершеннолетними Андреевым А. А., 2003 года рождения, и Дубининым Е. С., 2006 года рождения, установлена опека, в связи с чем несовершеннолетние проживают и зарегистрированы по месту пребывания в г. Нефтеюганске, 9 микрорайон, дом 25, кв. 68 (т. 1 л.д. 101-106,142-145).
10.04.2018 опекун несовершеннолетних обратилась в управляющую компанию с заявлением о перерасчете коммунальных услуг в связи с не проживанием несовершеннолетних по месту жительства. В перерасчете отказано так как не подтверждено отсутствие технической возможности установки приборов учета в квартиру № 6 в МКД № 54 в 11 микрорайоне города Нефтеюганска.
Поскольку нормами права не урегулирован вопрос о порядке перерасчета коммунальных услуг в аварийных и ветхих домах, в целях разрешения спорного правоотношения суд полагает возможным и обоснованным руководствоваться частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Названной нормой предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Учитывая необязательный характер установки приборов учета коммунальных услуг, поставляемых в ветхие и аварийные дома, суд полагает обоснованным разрешить спор на основании норм права, регулирующих сходные отношения, то есть в порядке, предусмотренном для исчисления коммунальных услуг в аварийных домах при отсутствии приборов учета.
При предложенном правоприменении, в случае временного отсутствия жильцов в аварийном или ветхом доме и при отсутствии приборов учета, управляющая компания обязана произвести перерасчет стоимости коммунальных услуг независимо от наличия или отсутствия технической возможности установки приборов. Такое правоприменение не требует от исполнителя проведения технического обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а так же сохраняет установленное законом правило добровольности установки приборов в аварийных и ветхих домах.
На основании изложенного ООО УК «ГДУ 5» обязано произвести перерасчет коммунальных услуг жильцам квартиры № 6 в доме № 54 в 11 микрорайоне г. Нефтеюганска, так как проживание несовершеннолетних детей в ином жилом помещении подтверждено доказательствами и обществом не опровергнуто.
Оценив представленные доказательства, с учетом приведенных норм права, суд пришел к убеждению, что оспоренное предписание основано но нормах закона, направлено на устранение выявленного нарушения и не умаяляет законные права и интересы ООО УК «ГДУ 5».
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
решил:
в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья А. Н. Заболотин