ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-15178/19 от 24.10.2019 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

31 октября 2019 г.

Дело № А75-15178/2019

Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2019 г.

Полный текст решения изготовлен 31 октября 2019 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Цанько Ю.Н., рассмотрев в судебном заседании дело № А75-15178/2019 по заявлению акционерного общества «Нижневартовскавиа» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании недействительными решения № 02/МГ-4707 от 06.06.2019 и предписания № 02/МГ-4708 (47) от 06.06.2019, при участии заинтересованных лиц - индивидуального предпринимателя ФИО1, общества с ограниченной ответственностью «Гравитон» и общества
с ограниченной ответственностью «Полиграфика»,

при участии представителей сторон:

от ответчика – ФИО2, доверенность №8 от 05.07.2019,

от иных лиц – не явились, извещены,

у с т а н о в и л :

акционерное общество «Нижневартовскавиа» (далее - заявитель,
АО «Нижневартовскавиа») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - антимонопольный орган, Управление) о признании недействительными решения № 02/МГ-4707
от 06.06.2019 и предписания № 02/МГ-4708 (47) от 06.06.2019.

Заявленные требования мотивированы незаконностью и необоснованностью выводов антимонопольного органа о нарушении АО «Нижневартовскавиа» части 1
статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при отклонении заявки ИП ФИО1.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1), общество с ограниченной ответственностью «Гравитон» (далее – ООО «Гравитон»)
и общество с ограниченной ответственностью «Полиграфика» (далее –
ООО «Полиграфика»).

Управление в отзыве на заявление просят в удовлетворении заявленных требований отказать (т.1 л.д. 75-78).

ООО «Полиграфика» в отзыве на заявление поддержал доводы заявления
АО «Нижневартовскавиа» (т.5 л.д. 65-67).

Лица, привлеченные к участию в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы отзывов на заявление.

Заслушав представителя антимонопольного органа, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, закупочная деятельность АО «Нижневартовскавиа» регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Нижневартовскавиа», утвержденным решением совета директоров АО «НВА» согласно протоколу от 26.12.2018 № 137 (далее – Положение о закупках).

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29.04.2019 заказчиком опубликовано извещение № 31907830850 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку картриджей для оргтехники.

Согласно извещению о проведении конкурентной закупки № 48-ЭЗК/2019 вместе с заявкой участник закупки должен представить ряд документов, в том числе – копию годовой бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату с приложениями (с отметкой налогового органа о приеме); если участником закупки годовая бехгалтерская отчетность не предоставлялась (в случаях, установленных законодательством), участником должно быть представлено письмо с указанием причин такого непредставления, а также копия налоговой отчетности в зависимости от выбранного режима налогообложения.

Согласно протоколу от 13.05.2019 № 48-ЭЗК/2019-1 заявка одного из участников ИП ФИО1 не допущена к дальнейшему участию в связи с непредставлением письма участника закупки о причинах непредставления годовой бухгалтерской отчетности (т.5, л.д. 40-43).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ИП ФИО1 на действия аукционной комиссии заказчика АО«Нижневартовскавиа» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку картриджей для оргтехники. В жалобе участник ссылался на то, что ИП ФИО1 в составе поданной заявки представил отчет по форме 3-НДФЛ, то есть исполнил требования Положения о закупке и извещения о закупке (т.5, л.д. 48-49).

По результатам рассмотрения жалобы ИП ФИО1 антимонопольным органом приняты оспариваемые решение № 02/МГ-4707 от 06.06.2019, согласно которому в действиях заказчика установлены нарушения требований части 1 статьи 3 Закона о закупках, что выразилось в необоснованном признании заявки ИП ФИО1
не соответствующей требованиям документации (т.1, л.д. 13-17).

В соответствии с принятым решением Управление выдано предписание
№ 02/МГ-4708 (47) от 06.06.2019 в котором АО«Нижневартовскавиа» указано в срок до 20.06.2019 отменить протоколы, составленные в ходе проведения запроса котировок в электронной форме (извещение № 31907830850) и вернуть запрос котировок на стадию рассмотрения заявок участников.

Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, АО«Нижневартовскавиа» обратилось с настоящим заявлением в суд.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд
с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают,
что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта (решения) закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.

Недоказанность хотя бы одного из указанных обстоятельств является основанием для отказа в удовлетворении требований.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закон о закупках указанный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1)осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2)неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3)предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4)осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5)неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что подпунктом 2 пункта 14 извещения о проведении спорной конкурентной закупки индивидуальному предпринимателю необходимо представить:

2.1 Копии документов, удостоверяющих личность.

2.2 Копию свидетельства о регистрации участника закупки либо копия листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

2.3 Копию свидетельства о постановке участника закупки на налоговый учет.

2.4 Выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданную не ранее, чем за 6 месяцев до даты размещения закупки
в единой информационной системе (в виде скана документа) или оригинал в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа; надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за 6 месяцев до даты размещения закупки в единой информационной системе.

2.5 Копию годовой бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату
с приложениями (с отметкой налогового органа о приеме). Если участником закупки годовая бухгалтерская отчетность не предоставлялась (в случаях, установленных законодательством), участником должно быть представлено письмо с указанием причин такого непредставления, а также копия налоговой отчетности в зависимости
от выбранного режима налогообложения.

2.6 Сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Законом
№ 209-ФЗ. В случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона № 209-ФЗ (форма 3 приложение №2 к настоящему извещению).

2.7 Справка (или заверенная копия такой справки) налогового органа (код по КНД 1120101) об отсутствии у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, подписанная налоговым органом.

В случае если у участника имеется задолженность, то он должен предоставить также справку (или заверенную копию такой справки) о состоянии расчетов
по начисленным налогом, сборам и иным обязательным платежам (код по КНД 1160080).

Материалами дела подтверждается и заявителем по существу не оспаривается, что в составе поданной ИП ФИО1 заявки была представлена налоговая декларация по налогу на физических лиц (форма 3-НДФЛ), код категории налогоплательщика 720 (индивидуальный предприниматель), составленная в соответствии с Приказом ФНС России от 03.10.2018 №ММВ-7-11/569@ и содержащая сведения о суммах налога, подлежащих уплате (доплате в бюджет/возврату из бюджета; расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке; доходы, полученные от предпринимательской деятельности, адвокатской деятельности и частной практики, а также расчет профессиональных налоговых вычетов, установленных пунктами 2,3 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как указывает заявитель, основанием для отклонения заявки ИП ФИО1 явилось непредставление письма участника с указанием причин непредставления годовой бухгалтерской отчетности.

Суд соглашается с доводами антимонопольного органа, что отклонение заявки ИП ФИО1 по указанному основанию противоречит требованиям Закона о закупке, поскольку представленные участником документы позволяли аукционной комиссии заказчика установить причину непредставления годовой бухгалтерской отчетности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести: индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Согласно статьям 143, 207, 289, 372 Налогового кодекса Российский Федерации учет индивидуального предпринимателя, находящегося на общем режиме налогообложения, состоит из книги учета доходов и расходов, декларации по форме
3-НДФЛ, 4-НДФЛ, декларации на НДС и на имущество.

Индивидуальным предпринимателям, находящимся на общей системе налогообложения, подается налоговая декларация по НДФЛ. Декларация
по форме 3-НДФЛ, в соответствии с Приказом ФНС России от 03.10.2018
№ ММВ-7- 11/569@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме», отражает все полученные доходы индивидуального предпринимателя.

Таким образом, из представленных ИП ФИО1 документов (налоговая декларация по налогу на физических лиц (форма 3-НДФЛ), код категории налогоплательщика 720 (индивидуальный предприниматель) прямо усматривалась причина отсутствия годовой бухгалтерской отчетности.

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Требование о предоставлении в рассматриваемом случае пояснительной записки о причинах отсутствия годовой бухгалтерской отчетности (с учетом предоставления копия налоговой отчетности в зависимости от выбранного режима налогообложения) не связано с дополнительными гарантиями выполнения победителем закупки своих обязательств, не направлено на оценку финансовой состоятельности участника и способности выполнить объем работ, предусмотренных закупкой, не характеризует квалификационный уровень участника закупки, не связано с техническими или функциональными характеристиками товара.

В рассматриваемом случае заказчик, установив в качестве обязательного требования к участнику представление в составе не только копии налоговой отчетности в зависимости от выбранного режима налогообложения, но и пояснительной записки о причинах отсутствия годовой бухгалтерской отчетности, нарушил принцип равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, поскольку представленные индивидуальными предпринимателями налоговые декларации по НДФЛ свидетельствуют о причинах отсутствия у них годовой бухгалтерской отчетности.

На основании вышеизложенного, суд соглашается с выводами антимонопольного органа о том, что заявка участника ИП ФИО1 соответствовала требованиям документации и ее отклонение по вышеупомянутым основаниям являлось необоснованным.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Управления и принятое на его основании предписание об устранении допущенных заказчиком нарушений, основаны
на нормах действующего законодательства в сфере осуществления закупок и не нарушают права и законные интересы заявителя, что свидетельствует об отсутствии оснований
для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья Е.А. Голубева