ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-15333/2021 от 20.12.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

27 декабря 2021 г.

Дело № А75-15333/2021

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола заседания секретарем Штогрин В.В., рассмотрев
в судебном заседании дело по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Заречное» (628449, ХМАО-Югра, Сургутский район, г.Лянтор, № 29 (тер. ПСОК Заречное), дом 814, ОГРН: 1218600005920, Дата присвоения ОГРН: 03.06.2021, ИНН: 8617038658) к Главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
о признании недействительным предписания № 53/1/1 от 30.06.2021,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация поселка городского типа Лянтор,

при участии представителей:

от заявителя - Подлесная А.Н. по доверенности от 04.06.2021 № 01; Подлесная О.Н. - председатель СНТСН на основании устава (посредством системы видеоконференцсвязи);

от заинтересованного лица - Никифоров Р.А. по доверенности от 04.12.2020 № 236 (посредством системы видеоконференцсвязи), Егоров Е.Ю. по доверенности от 04.12.2020 № 105;

от третьего лица – Паршин А.С. по доверенности № 66069 от 24.09.2021 (посредством системы веб-конференции),

установил:

садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Заречное» (далее - заявитель, товарищество, СНТСН «Заречное») обратилось в арбитражный суд
с требованием к Главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление, заинтересованное лицо, ГУ МЧС) о признании недействительным предписания № 53/1/1 от 30.06.2021.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Администрацию поселка городского типа Лянтор (далее - Администрация п.г.т. Лянтор).

Лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей в судебное заседание обеспечили. Судебное заседание проведено с использование системы видеоконференцсвязи при содействии Сургутского районного суда (представители заявителя и заинтересованного лица) и посредством системы онлайн-конференции информационной системы Картотека арбитражных дел (представитель третьего лица).

Представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме, полагают, что оспариваемое предписание предъявлено к ненадлежащему лицу.

Представители заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласны
по мотивам, изложенным в отзыве на заявление. Представитель третьего лица
с заявленными требованиями не согласен по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, поддерживает позицию Управления.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения главного (заместителя главного) государственного инспектора Сургутского района по пожарному надзору от
15.06.2021 № 53, в период с 22.06.2021 по 30.06.2021 проведена внеплановая выездная проверка заместителем начальника отдела - начальником отделения госпожнадзора отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по Сургутскому району) управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС майором внутренней службы Никифоровым Романом Александровичем в отношении СНТСН «Заречное».

Товариществу выдано предписание № 53/1/1 от 30.06.2021 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.09.2022, выявленных в ходе проверки, а именно:

1. На территории СНТСН «Заречное» максимальная протяженности тупиковых проездов превышает 150 метров, при этом не предусмотрены площадки для разворота, расположенные на расстоянии не более 150 метров друг от друга, а именно:

- 70 тупиковый проезд протяженностью 286 метров;

- 69 тупиковый проезд протяженностью 286 метров;

- 68 тупиковый проезд протяженностью 294 метров;

- 67 тупиковый проезд протяженностью 294 метров;

- 64 тупиковый проезд протяженностью 276 метров;

- 63 тупиковый проезд протяженностью 259 метров;

- 62 тупиковый проезд протяженностью 236 метров;

- 61 тупиковый проезд протяженностью 169 метров.

Нарушены требования следующих норм: статьи 7, 5, 14, 18 Федерального закона
от 29.07.2017 № 217-ФЗ, статей 4, 6, 90 Федерального закона от 04.07.2008 № 123-ФЗ, пунктов 8.13 СП 4.13130.2013; пункта 5.7 СП 53.133230.2019; пункта 2.9 СНиП
2.07.0.-89*; СНиП 30-02-97*.

2. Тупиковые проезды СНТСН «Заречное» не имеют разворотных площадок размером не менее 12*12 м, а именно: 10 проезд с юго-восточной стороны от центральной дороги, 11 проезд с юго-восточной стороны от центральной дороги.

Нарушены требования следующих норм: статьи 7, 5, 14, 18 Федерального закона
от 29.07.2017 № 217-ФЗ, статей 4, 6, 90 Федерального закона от 04.07.2008 № 123-ФЗ, пунктов 8.13 СП 4.13130.2013; пункта 5.7 СП 53.133230.2019; пункта 2.9 СНиП
2.07.0.-89*; пункта 5.8 СНиП 30-02-97*.

3. У въезда на территорию СНТСН «Заречное» отсутствует схема с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения.

Нарушены требования следующих норм: статьи 7, 5, 14, 18 Федерального закона
от 29.07.2017 № 217-ФЗ, пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

4. На территории СНТСН «Заречное» не предусмотрены источники наружного противопожарного водоснабжения. Для обеспечения пожаротушения, при отсутствии централизованного водоснабжения, на территории земельных участков общего назначения садоводства должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары объемом, в м. куб. при числе участков: до 300 от 25 до 60 (водоемы или резервуар); при 301 участке и более - 60 (водоем).

При каждом водоеме следует предусматривать площадки для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей.

Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:

- при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м.

- при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).

Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 СП 8.13130.2020 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности».

Нарушены требования следующих норм: статьи 7, 5, 14, 18 Федерального закона
от 29.07.2017 № 217-ФЗ, статей 4, 6, 62 Федерального закона от 04.07.2008 № 123-ФЗ, пунктов 5.8, 8.5 СП 53.13130.2019; пункта 7.6, 12.2 СП 31.13330.2012; пункта 10.4 СП 8.13130.2020; пункта 5.8 СНиП 30-02-97*; пункта 9.30 СНиП 2.04.02-84*.

Не согласившись с вынесенным ненормативным актом, товарищество обратилось
в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов
в сфере экономической деятельности, в результате возложения незаконных требований
по проведению работ, которые должны выполняться за счет собственников объектов недвижимости. По мнению заявителя, требования предписания являются неопределенными, неисполнимыми и не конкретными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
(далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

В силу статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
(далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане). Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 69-ФЗ федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся
в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Пунктом 5 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290
(далее - Положение о государственном пожарном надзоре) установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции в том числе организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты; производят в соответствии
с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам
о нарушениях требований пожарной безопасности.

Специальные положения статьи 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ устанавливают, что предметом проверки в сфере федерального государственного пожарного надзора является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.

В силу статьи 6 Федерального закона № 69-ФЗ, а также подпункта «е» пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре государственные инспекторы
по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания
об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

По смыслу вышеназванных норм следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые
к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон
№ 247-ФЗ) обязательные требования устанавливаются в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей.

В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона № 247, перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, подлежит размещению на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, с текстами действующих нормативных правовых актов. Порядок размещения и актуализации перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с перечнем нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора, утвержденным МЧС России, опубликованным на официальном сайте МЧС России https://www.mchs.gov.ru/, положения статьи 1, 2, 4 - 6, Главы 14 - 20, 22, 26, 30, 31, Таблицы 12 - 25, 27 - 30 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; все пункты Правил противопожарного режима входят в обязательный перечень требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом
«О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом
«О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона № 123 к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона № 123 к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.07.2020
№ 1190 утвержден перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В данный перечень СП 4.13130.2013, СП 8.13130.2020 внесены в полном объеме, следовательно, в Предписании № 53/1/1 указаны требования действующих обязательных для исполнения норм в области пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 1.1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (далее - СП 4.13130.2013), данный свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим ограничение распространения пожара не только при проектировании и строительстве, но и при эксплуатации зданий и сооружений, таким образом по верному утверждению органа надзора положения данного СП устанавливают требования в области пожарной безопасности в том числе к садоводческим (огородническим) товариществам.

В своих доводах заявитель указывает, что все нормативные документы, указанные
в Предписании № 53/1/1 введены в действие после образования (создания) товарищества правопреемником которого является СНТСН «Заречное».

При этом согласно части 4 статьи 4 Федерального закона № 123 в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона,в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

Анализ пунктов СП 4.13130.2013, СП 8.13130.2020, указанных в Предписании
№ 53/1/1 свидетельствует о том, что данные положения не устанавливают более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления
в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, как указывает заинтересованное лицо, п. 5.8, п. 5.9* СНиП 30-02-97*, п. 2.9* СНиП 2.07.01-89*, п. 9.30 СНиП 2.04.02-84*. Положения СНиП 30-02-97*, СНиП 2.07.01-89*, СНиП 2.04.02-84* указаны в Предписании № 53/1/1 для подтверждения выполнения части 4 статьи 4 Федерального закона № 123.

В соответствии с положением части 1 статьи 6 Федерального закона № 123, в связи
с тем, что расчет пожарного риска на объект защиты - СНТСН «Заречное» не проводился, следовательно, пожарная безопасность объекта защиты будет считаться обеспеченной при условии того, что в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с частью 2 статьи 78 Федерального закона № 123 для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно- технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Сведений о разработке и согласования в установленном порядке специальных технических условий на СНТСН «Заречное» заявителем не представлено.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 217), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 217 одной из целей создания и деятельности товарищества является обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества.

В соответствии с подпунктом 5 части 5 статьи 14 Федерального закона № 217, членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные
с указанной нормой, в том числе с охраной территории садоводства или огородничества
и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности.

В свою очередь частью 7 статьи 18 Федерального закона № 217-ФЗ определено,
что к полномочиям правления товарищества относится, в том числе, обеспечение пожарной безопасности и иная деятельность, направленная на достижение целей товарищества (пункт 5).

Аналогичные положения определены Уставом СНТСН «Заречное», так
в соответствии с п. 3.2 Устава целью товарищества является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение электрической энергией, обращение с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территорий садоводства, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства).

Также в соответствии с п. 4.12.1 Устава, к полномочиям правления товарищества относится принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими обеспечение пожарной безопасности и иная деятельность, направленная на достижение целей товарищества.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 247, обязательные требования должны быть исполнимыми.

Суд отклоняет довод заявителя о том, что предписание не отвечает требованию исполнимости, у СНТСН «Заречное» отсутствуют реальные возможности устранить указанные в предписании нарушения.

При проведении проверки присутствовал председатель СНТСН, который в акте по результатам её проведения проверки не указал на неисполнимость или неясность требований.

Кроме того, орган надзора не уполномочен указывать конкретный способ устранения выявленного нарушения, фиксируя лишь сам факт такого нарушения
со ссылкой на норму закона или обязательных для исполнения требований.

Статьями 62 и 90 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы
(в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

Для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство: пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами; противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров).

В соответствии с пунктом 8.13 СП 4.13130.2013  Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (далее - СП 4.13130.2013), тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

В случае, когда длина проезда для пожарных автомобилей превышает указанный размер необходимо предусмотреть еще одну или несколько площадок для разворота, расположенных на расстояниях не более 150 м друг от друга.

Пунктом 5.7 Свода правил СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (далее - СП 53.13330.2019) предусмотрено, что на проездах, ширина которых должна быть не менее 3,0 м следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м, включая ширину проезжей части. Расстояние между разъездными площадками, а также между разъездными площадками и перекрестками должно быть не более 200 м. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 м. Тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размерами не менее 15x15 м, которые не должны занимать площадь стоянки автомобилей. Для стоянки автомобилей разворотные площадки использовать не допускается.

Пунктом 5.8 указанного Свода правил установлено, что для обеспечения пожаротушения, при отсутствии централизованного водоснабжения, на территории земельных участков общего назначения садоводства должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары объемом, м, при числе участков: - до 300 - от 25 до 60 (водоемы или резервуар); - при 301 участке и более - 60 (водоем).

При каждом водоеме следует предусматривать площадки для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей.

Число водоемов (резервуаров) и их расположение определяются требованиями СП 31.13330.

В противопожарных целях садоводства должны иметь в зависимости от количества участков: - до 300 - одну переносную мотопомпу; - от 301 до 1000 - одну прицепную мотопомпу; - более 1000 - не менее двух прицепных мотопомп.

Для хранения мотопомп (и противопожарного инвентаря) следует предусматривать помещение площадью не менее 10 м.

Пунктом 8.5 СП 53.13330.2019 предусмотрено, что территории ведения садоводства должны быть обеспечены противопожарным водоснабжением путем подключения
к наружным водопроводным сетям либо путем устройства противопожарных водоемов или резервуаров с учетом 5.10.

На наружных водопроводных сетях через каждые 100 м следует устанавливать соединительные головки для забора воды пожарными автомобилями.

Водонапорные башни, расположенные на территории ведения садоводства, должны быть оборудованы устройствами (соединительными головками и т.п.) для забора воды пожарными автомобилями.

Расход воды для пожаротушения следует принимать в соответствии с требованиями СП 8.13130.

Нормы расхода воды на наружное пожаротушение, требования к расчетному количеству одновременных пожаров, свободным напорам в наружной водопроводной сети, размещению пожарных гидрантов и другие требования пожарной безопасности, необходимые для проектирования систем водоснабжения, обеспечивающих противопожарные нужды, а также требования к пожарным резервуарам и водоемам установлены СП 8.13130.2020 «Наружное пожарное водоснабжение».

С учетом обязательных для применения норм противопожарной безопасности, приведенных выше, орган надзора обоснованно предъявил требования к товариществу, поскольку обеспечение соблюдения данных норм полностью находится в компетенции СНТ, вопреки доводам заявителя.

Как верно указывает заявитель, в силу положений нормы статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности
в границах населенных пунктов поселения.

Вместе с тем данная норма не исключает обязанности товарищества в соответствии
с его компетенцией принимать меры, направленные на обеспечение требований пожарной безопасности, изложенных в предписании.

При этом вопрос о содействии органа местного самоуправления в решении вопросов, которые не могут быть разрешены товариществом самостоятельно, в том числе в связи с необходимостью выделения дополнительных земельных участков либо обустройства существующего водоема вблизи застройки должны решаться путем обращения товарищества к уполномоченному органу с соответствующим заявлением
в установленном законом порядке, что так же следует из отзыва третьего лица.

Федеральным законом № 69 даны определения: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствие со статьей 34 Федерального закона № 69 граждане имеют право
на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Обеспечение пожарной безопасности территории садоводства является целью деятельности СНТСН «Заречное» (п. 3.2 Устава).

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона № 69 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Таким образом, суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, основано на законе, предъявлено к надлежащему лицу, содержит ссылки на конкретные нормы, требования которых нарушены, что делает предписание понятным для исполнения.

О неразумности срока для устранения выявленных нарушений (до 01.09.2022) заявитель не указал и соответствующих доказательств не представил.

Само по себе несогласие с результатами проверки и выданным предписанием не свидетельствует о его незаконности.

Учитывая вышеизложенное, у суда оснований для отмены предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 30.06.2021 № 53/1/1 не имеется.

Заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 15, 167-170, 177, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству участвующих в деле лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                              О.Г. Чешкова