ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-15878/2021 от 25.01.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

01 февраля 2022 г.

Дело № А75-15878/2021

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2022 года.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Заболотина А.Н., при ведении протокола помощником судьи Горбуновой Е. Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Западная сибирь» (ОГРН 1028601441978, ИНН 8608048498) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об оспаривании постановления № 299-ГН о назначении административного наказания от 08.09.2021,

с участием представителей сторон: от заявителя – Гайнулин С. Р. по доверенности от 30.03.2021; от административного органа – Дэль А. С. по доверенности от 08.04.2021, Мурашко Н. И. по доверенности от 04.02.2021,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Лукойл – Западная сибирь» (далее - общество, ООО «Лукойл – Западная сибирь)) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - административный орган, Управление Росприроднадзора) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 08.09.2021 № 299-ГН в части выводов административного органа о нарушении законодательства при сдаче отчета по работе №71100-20-5689 «Оценка (переоценка) запасов подземных вод в пределах лицензионных участков ООО «Лукойл-Западная сибирь» (Потанай - Картопьинское, Восточно- Каюмовское месторождения Потанай-Картопьинского л.у. Куртамышский водоносный горизонт).

Требование мотивировано отсутствием события правонарушения, так как общество своевременно представило соответствующую геологическую информацию в ТФГИ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требование полностью по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители административного органа в судебном заседании возражали относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают оспоренные решение и постановление законными и обоснованными.

Выслушав представителей сторон и изучив представленные доказательства, суд постановил следующий вывод.

Как следует из материалов дела, общество осуществляет разработку Потанай-Картопьинского нефтяного месторождения в Советском и Кондинском районах ХМАО-Югры в границах лицензионных участков, предоставленных по лицензиям ХМН 14416 НЭ сроком действия до 28.03.2039, ХМН 00771 HP сроком действия до 31.12.2048.

В соответствии с приказом от 09.06.2021 № 1029 в отношении общества проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт № 122 от 19.07.2021.

В ходе проверки административный орган, кроме прочего выявил, что общество в в срок до 24.03.2021 не представило в ТФГИ отчёт по работе № 71100-20-5689 (лицензия ХМН 14416 НЭ) «Оценка (переоценка) запасов подземных вод в пределах лицензионных участков ООО "Лукойл-Западная сибирь" (Потанай-Картопьинское, Восточно-Каюмовское месторождения Потанай-Картопьинского л.у. Куртамышский водоносный горизонт», что является нарушением пункта 9.1. статьи 9 Условий пользования недрами (приложение №1 к лицензии ХМН 14416 НЭ). Фактически отчёт сдан (принят на хранение) 15.07.2021 в Ханты-Мансийский филиал «ФБУ «ТФГИ по УрФО»(Извещение №8020 от 15.07.2021).

Усмотрев в действиях ООО «Лукойл – Западная сибирь» признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление Росприроднадзора составило в отношении общества протокол об административном правонарушении № 421-ГН от 25.08.2021.

Постановлением № 299-ГН от 31.08.2021 общество привлечено
к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Не согласившись с постановлением в части выводов административного органа о нарушении законодательства при нарушении сроков сдачи отчета по работе №71100-20-5689 «Оценка (переоценка) запасов подземных вод в пределах лицензионных участков ООО «Лукойл-Западная сибирь» (Потанай - Картопьинское, Восточно- Каюмовское месторождения Потанай-Картопьинского л.у. Куртамышский водоносный горизонт),, общество обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами,
и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч
до пятисот тысяч рублей.

Правоотношения в сфере использования недр Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

В соответствии со статьей 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит
из Закона о недрах и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов
и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование,
в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии
с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти
и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

На основании статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

Статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Специальным законодательством установлены отдельные требования к содержанию лицензии, а именно обязательное содержание в лицензии условий выполнения требований, установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ. Такими стандартами, нормами и правилами являются, соблюдение отдельных положений которых зафиксировано в Лицензионном соглашении заявителя.

Таким образом, пользование недрами осуществляется на основании лицензии,
в соответствии с условиями пользования, изложенными в приложениях к лицензии,
а также на основании технических проектов.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 9 Условий пользования недрами (приложение №1 к лицензии ХМН 14416 НЭ) геологическая информация о недрах, полученная пользователем недр при проведении работ на участке недр, подлежит предоставлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в порядке, предусмотренном законодательством Российской федерации о недрах.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах» № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить «соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр».

Согласно пункту 4 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах» № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.

Порядок представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации утверждён приказом Минприроды России от 04.05.2017 N 216 (далее Порядок).

Согласно абзаца 3 пункта 9 Порядка срок сдачи интерпретированной геологической информации о недрах о результатах работ по геологическому изучению недр, проведенных на участке недр, и соответствующей ей первичной геологической информации, - не позднее 6 месяцев с даты завершения указанных работ в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектной документацией на проведение указанных работ, прошедшей экспертизу в порядке, предусмотренном статьей 36.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", или с даты выдачи заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр по результатам завершенных работ, проведенных на участке недр, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила раньше.

Таким образом, срок сдачи отчётов по оценке (переоценке) запасов - не позднее 6 месяцев с даты завершения указанных работ в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектной документацией на проведение указанных работ, прошедшей экспертизу в порядке, предусмотренном статьей 36.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", или с даты выдачи заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр по результатам завершенных работ, проведенных на участке недр, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила раньше.

По убеждению общества, из буквального толкования приведенной нормы следует, что при рассмотрении вопроса своевременного предоставления геологической информации в ТФГИ, необходимо сравнить две даты: дату завершения работ по геологическому изучению недр в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектной документацией на проведение указанных работ, прошедшей экспертизу в порядке, предусмотренном статьей 36.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах» и дату выдачи заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр по результатам завершенных работ, проведенных на участке недр.

В зависимости от того, какая дата наступила раньше, с данной даты будет отчитываться 6 - ти месячный срок для предоставления в ТФГИ интерпретированной геологической информации о недрах о результатах работ по геологическому изучению недр.

Общество отметило, что дата истечения срока предоставления информации в ГФГИ поставлена в зависимость не от даты завершения работы №71100-20-5689 «Оценка (переоценка) запасов подземных вод в пределах лицензионных участков ООО «Лукойл-Западная сибирь» (Потанай - Картопьинское, Восточно-Каюмовское месторождения Потанай- Картопьинского л.у. Куртамышский водоносный горизонт), а от даты завершения работ по геологическому изучению недр в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектной документацией на проведение указанных работ.

Срок завершения работ по геологическому изучению недр согласно дополнению №2 к проекту доразведки Потанай-Картопьинского лицензионного участка», на которое получено положительное заключение экспертизы №156-02-07/2019 от 13.06.2019г. - декабрь 2026г.

С учетом приведенных суждений общество утверждает, что в поставленном перед судом правоотношении срок предоставления в ТФГИ отчета по вышеназванной работе следует отчитывать с даты утверждения заключения государственной экспертизы запасов (протокол №6621), а именно с 15.02.2021г., как наступившей раньше.

В целях разрешения спорного правоотношения суд полагает обоснованным отметить следующее.

Пунктом 2 Правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 352, закреплено, что работы по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией.

Подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных методических подходов, технических и технологических решений, обеспечивающих достижение цели регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, или разведки месторождений полезных ископаемых и решение поставленных геологических задач, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

Пунктами 6, 31 названных Правил установлено, что в состав проекта включаются следующие разделы: а) общие сведения об объекте геологического изучения; б) общая характеристика геологической изученности объекта; в) методика проведения геологоразведочных работ; г) мероприятия по охране окружающей среды; д) сводный перечень проектируемых работ; е) ожидаемые результаты работ и требования к получаемой геологической информации о недрах; ж) список использованных источников; з) текстовые приложения; и) графические приложения.

При обосновании отдельных видов геологоразведочных работ, в том числе входящих в состав общего комплекса работ, приводятся следующие сведения и данные по каждому виду работ: а) наименование вида работ; б) обоснование проведения проектируемого вида работ для решения поставленных геологических задач; в) сведения о конкретных местах проведения работ на объекте; г) описание порядка проведения работ; д) качественные и количественные параметры работ; е) описание сопутствующих видов работ (при наличии); ж) перечень технических средств и оборудования, используемых при проведении работ; з) картографические и иные графические материалы, обосновывающие проведение работ и размещение работ по площади объекта.

Из приведенных норм права следует, что работы по геологическому изучению недр включают в себя в том числе выполнение отдельных геологоразведочных работ.

При таких обстоятельствах выполнение отдельных работ, предусмотренных проектом на проведение геологических работ по изучению недр, возможно квалифицировать как работы по геологическому изучению недр.

Поскольку положениями абзаца 3 пункта 9 Порядка срок сдачи интерпретированной геологической информации о недрах не установлена зависимость представления геологической информации от факта выполнения всего комплекса работ, предусмотренного проектом на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых, суд полагает обоснованным согласиться с позицией административного органа, согласно которой геологическая информация должна предоставляться в ТФГИ в течение 6 месяцев со дня выполнения каждой отдельной работы, предусмотренной проектом.

В спорном правоотношении работы по подсчёту запасов приняты протоколом ГТС ООО «Лукойл- Западная сибирь» от 24.09.2020, «Оценка (переоценка) запасов технических подземных вод куртамышского водоносного горизонта Потанай-Картопьинского месторождения в Кондинском и Советском районах ХМАО-Югры утверждено протоколом ГКЗ от 12.02.2021 №6621.

Срок 6 месяцев с даты завершения указанных работ в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектной документацией на проведение указанных работ, прошедшей экспертизу в порядке, предусмотренном статьей 36.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» истёк 24.03.2021. Соответственно срок сдачи отчета по работе №71100-20-5689 «Оценка (переоценка) запасов подземных вод в пределах лицензионных участков ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" (Потанай-Картопьинское, Восточно-Каюмовское месторождения Потанай-Картопьинского л.у. Куртамышский водоносный горизонт)» до 24.03.2021.

Фактически отчёт сдан (принят на хранение) 15.07.2021 в Ханты-Мансийский филиал «ФБУ «ТФГИ по УрФО»(Извещение №8020 от 15.07.2021).

Статьей 49 Закона РФ «О недрах» определено, что лица, виновные в нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 25.08.2021 № 421-ГН с приложениями и другими материалами административного дела.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что ООО «Лукойл – Западная сибирь» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, суду не представлены.

Оценив в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных норм права, суд пришел к убеждению, о том, что выводы административного органа, изложенные в оспоренном постановлении, основаны на требованиях закона.

Процедура привлечения общества к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении, и 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, административным органом соблюдены, права заявителя, установленные статьей 25.1 КоАП РФ, иные права, обеспечены и не нарушены.

Наказание обществу назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 7.3 часть 2 КоАП РФ.

В силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Пунктом 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Оценив характер совершенного административного правонарушения, степень общественной опасности с учетом объекта посягательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что оспоренное постановление является законным и обоснованным, основания для освобождения общества от административной ответственности и прекращения производства по делу об административном правонарушении отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Согласно ст. 208 ч. 4 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

решил:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня изготовления решения в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья А. Н. Заболотин