ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-15889/17 от 06.12.2017 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (34671) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

07 декабря 2017 г.

Дело № А75-15889/2017

Резолютивная часть решения оглашена 06 декабря 2017 г.

Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2017 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Заболотина А. Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Долговой О. В., рассмотрев в судебном заседании заявление товарищества собственников недвижимости садово-огороднический кооператив «Садовый» (ОГРН 1178617003069, ИНН 8601064155) к Администрации города Ханты-Мансийска о признании государственного акта на право собственности на землю № ХМ0128136 недействительным,

при участии представителей сторон: от заявителя – Павлов А.Н. по паспорту, Сагиров В. С. по доверенности от 04.12.2017; от Администрации города Ханты - Мансийска – Филиппович М.Ю. по доверенности от 10.11.2016 года

установил:

товарищество собственников недвижимости садово – огороднический кооператив «Садовый» (далее – заявитель, кооператив, ТСН СОК «Садовый») обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Администрации города Ханты – Мансийска о признании недействительным государственного акта на землю под № ХМ0128136, зарегистрированного в книге записей государственных актов за № 8426.

Заявленные требования мотивированы несоответствием названного акта оригиналу государственного акта № ХМ012 8426, выданному садово – огородническому кооперативу «Садовый», в части номера акта и чертежей к акту с границами отведенного земельного участка.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали требование в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации города Ханты – Мансийска в судебном заседании возражал относительно заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве. В обоснование возражений указал о наличии в органах местного самоуправления города Ханты – Мансийска государственного акта о предоставлении земельного участка садово – огородническому кооперативу «Садовый» с номером ХМ0128136 и отсутствием сведений об иных выданных актах.

Выслушав представителей сторон и изучив представленные доказательства, суд постановил следующий вывод.

Из материалов дела следует, что решением Главы администрации города Ханты – Мансийска от 10.12.1992 № 735 садово – огородническому кооперативу «Садовый» предоставлен земельный участок для садоводства и огородничества площадью 7,60 га, в том числе: в собственность 7,30 га; в коллективную совместную собственность 0,70 га; в коллективную долевую собственность 6,60 га.

В подтверждение прав на землю СОК «Садовый» выдан государственный акт № ХМ0128426, зарегистрированный в книге записей государственных актов за № 8426 (л.д. 14-20).

Наряду с изложенным архивом города Ханты – Мансийска в адрес представителя ТСН СОК «Садовый» представлен государственный акт № ХМ0128136, зарегистрированный в книге записей государственных актов за № 8426.

При сопоставлении актов представителем заявителя установлено отсутствие в акте № ХМ0128136 схемы земельных участков, на которой расположены пожарные водоемы, что послужило выводом о недействительности акта и причиной обращения за защитой нарушенного права в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными действий и решений должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 31 (части 1, 2) Земельного кодекса РСФСР (действовавшего в спорный период), право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждалась Советом Министров РСФСР.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" утверждены формы государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан (форма N 1), предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма N 2). Согласно приложениям N 1 и N 2 к постановлению Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 в государственном акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей указывалось на предоставление названному в нем собственнику, владельцу или пользователю земельного участка соответствующего размера в границах, указанных на чертеже. Последний прилагался к государственному акту.

Согласно инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации 9 марта 1992 года, Государственный акт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой местной администрации и скрепляется гербовой печатью (пункт 1.11). Первый экземпляр государственного акта выдается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации.

Пунктом 3.1 названной инструкции определено, что государственные акты на право собственности на землю, владения, пользования землей выдаются руководителям предприятий, организаций, учреждений, гражданам, уполномоченным представителям коллективов граждан председателем районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам или его заместителем, а в населенных пунктах - главой или его заместителем сельской, поселковой, городской администрации. Лицо, которому выдается государственный акт, расписывается в его получении в книге записей государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования и на третьей странице второго экземпляра государственного акта, который остается в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации.

Согласно пункта 3.3 упомянутой инструкции в книгу записей государственных актов при регистрации вносится номер государственного акта, выдаваемого собственнику земли, владельцу, землепользователю. Номера государственных актов присваиваются в порядке очередности записей в книге.

Из приведенной нормы следует, что обязательным реквизитом государственного акта на землю является номер, который присвоен при записи сведений о таком акте в книгу регистрации.

В судебном заседании судом осмотрены оригинальные государственные акты, находящегося в распоряжении ТСН СОК «Садовый» с номером на первой страницу ХМ 0128426, и находящегося в распоряжении Администрации города Ханты – Мансийска, с номером на первой странице ХМ 0128136.

При осмотре судом установлено, что такие акты выданы на основании одного и того же распорядительного документа с указанием одинаковых площадей, чертежей и списком собственников, а так же зарегистрированы в книге записей государственных актов за № 8426.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют, что в распоряжении ТСН СОК «Садовый» и Администрации города Ханты – Мансийска имеются первый и второй экземпляры одного и того же государственного акта на землю. При этом указание на первых страницах различных номеров не влечет недействительность какого – либо из актов, так как такие различия не изменяют содержание и обязательные реквизиты актов, не препятствуют для применения актов и не умаляют их юридической силы.

При осмотре чертежей границ к государственным актам судом установлено, что на чертеже к акту, находящемуся в распоряжении Администрации города Ханты – Мансийска, нанесен участок № 22а.

Между тем такое различие так же не влечет недействительность акта, поскольку не повлекло изменение границ земельного участка.

Так, пунктом 3.4 инструкции определено, что изменения, происшедшие в землевладении, землепользовании, фиксируются на странице 6 (форма N 1) или 8 (форма N 2) государственного акта и наносятся на чертеж границ. Новые границы вычерчиваются сплошными линиями черной тушью, а старые перечеркиваются короткими штрихами красной тушью. Изменения вносятся одновременно в оба экземпляра государственного акта.

Какие – либо изменения границ и размеров земельных участков, находящихся в собственности, владении, пользовании в акте, находящемся в распоряжении Администрации города Ханты – Мансийска, не зафиксированы, в том числе отсутствуют сведения о документах о внесении изменений.

Учитывая отсутствие в спорном правоотношении сведений о проведении работ по межеванию и отсутствием границ земельного участка, предоставленного в собственность СОК «Садовый», отражение в чертеже участка № 22а за пределами границ изначально предоставленного кооперативу земельного участка, отсутствием сведений о собственнике участка № 22а в списке собственников, а так же отсутствие сведений об изменении границ в соответствующей таблице, суд пришел к выводу, что изменение чертежа границ земель посредством включения участка № 22а не повлекло изменение границ СОК «Садовый».

Доводы заявителя о порочности государственного акта, находящегося в распоряжении Администрации города Ханты – Мансийска, в связи с отсутствием схемы с указанием пожарных водоемов являются необоснованными и не свидетельствуют о недействительности государственного акта на землю.

Так, из материалов дела следует, что соответствующие выводы постановлены заявителем на основании схемы, имеющейся в распоряжении ТСН СОК «Садовый».

Вместе с тем такая схема выполнена 31.03.1994 году, не является приложением к государственному акту на землю, в связи с чем не доказывает расхождения в осмотренных в судебном заседании актах.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для выводов о недействительности государственного акта на землю, находящегося в распоряжении Администрации города Ханты – Мансийска.

Наряду с изложенным следует отметить, что с 20.04.1998 отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а так же правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения, урегулированы Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Статьей 6 названного закона определено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием такого объединения на русском языке или на русском языке и государственном языке соответствующей республики.

В силу статьи 53 упомянутого закона уставы садоводческих, огороднических и дачных товариществ и садоводческих, огороднических и дачных кооперативов, созданных до вступления в силу Федерального закона № 66-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами такого закона в течение пяти лет со дня его официального опубликования.

Из приведенных норм права следует, что садоводческие товарищества должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица.

Кроме того, с 01.07.2002 вступил в действие Федеральный закон от 08.08.2001
№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Пунктом 3 статьи 26 названного закона установлена обязанность юридических лиц, зарегистрированных до вступления в силу названного федерального закона, в течение шести месяцев со дня вступления в силу упомянутого Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ.

В целях реализации положений закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» постановлением Правительства РФ N 439 от 19.06.2002 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, в том числе форма N Р17001 - "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" (приложение N 6).

Из приведенных норм права следует, что садовое товарищество, созданное до 2002 года, должно быть зарегистрировано в качестве юридического лица и сведения о таком юридическом лице должны быть внесены в ЕГРЮЛ на основании сообщения по форме Р17001.

В спорном правоотношении ТСН СОК «Садовый» зарегистрирован в ЕГРЮЛ 01.03.2017 в связи с созданием на основании заявления по форме Р11001 от 22.02.2017. При изложенных обстоятельствах заявитель не доказал надлежащими и допустимыми доказательствами о создании ТСН СОК «Садовый» в результате перерегистрации СОК «Садовый» и тем самым не доказал правопреемственности по правам СОК «Садовый».

На основании изложенного суд пришел к убеждению, что оспоренный государственный акт на землю, зарегистрированный за № 8426, не подтверждает права ТСН СОК «Садовый» на земельные участки, предоставленные в собственность СОК «Садовый», в связи с чем какие – либо изменения прав на землю, удостоверенные таким актом, не затрагивают прав и законных интересов заявителя, что так же является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Оценив в совокупности представленные доказательства суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ТСН СОК «Садовый».

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

решил:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья А. Н. Заболотин