Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
27 апреля 2022 г. | Дело № А75-15997/2021 |
Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 27 апреля 2020 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Бухаровой С.В., при ведении протокола заседания секретарем Муртазиной А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску администрации города Нижневартовска (628602, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к акционерному обществу «Городские электрические сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628615, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) о взыскании 7 481 488, 08 руб.,
при участии представителей сторон:
от истца – ФИО1 по доверенности от 09.08.2021,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 08.12.2020,
установил:
администрации города Нижневартовска (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к акционерному обществу «Городские электрические сети» (далее – общество) о взыскании 7 481 488,08 руб. неустойки за период с 01.01.2020 по 28.12.2020.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на просрочку выполнения ответчиком работ по концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем между муниципальным образованием г. Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, акционерным обществом «Городские электрические сети» и Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой от 18.09.2019.
Истец заявленные требования и доводы искового заявления поддержал.
Ответчик требования истца не признал, ссылаясь на то, что при заключении концессионного соглашения планировался срок выполнения работ с 01.07.2019; период с 01.01.2020 по 11.05.2020 подлежит исключению из расчета, поскольку выполнение работ на тепловых сетях в отопительный период не представлялось возможным.
В судебном заседании 26.04.2022 ответчик пояснил, что устное ходатайство о назначении экспертизы не поддерживает.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между муниципальным образованием город Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (концедент), обществом (концессионер) и Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем от 18.09.2019.
Согласно пункту 1.1 концессионного соглашения концессионер принял на себя обязательства за свой счет и (или) за счет привлеченных средств в порядке, в сроки и на условиях, предусмотренных концессионным соглашением, создать и реконструировать имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту (применительно к имуществу, подлежащему созданию), осуществлять на территории концедента деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, указанного в разделе 2 концессионного соглашения, по производству и распределению горячей воды, подключению (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, горячего водоснабжения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения и иным имуществом, указанным в разделе 3 концессионного соглашения, для осуществления указанной деятельности.
Объектом концессионного соглашения является совокупность объектов теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, указанных в приложении 1 к концессионному соглашению, объектов, подлежащих созданию и реконструкции, предназначенных для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 концессионного соглашения (далее - объект соглашения). Объекты, входящие в состав объекта соглашения, подлежащие созданию, реконструкции, указаны в приложении 4 к концессионному соглашению (далее - объекты) (пункт 2.1 концессионного соглашения).
Согласно пункту 6.1 концессионного соглашения концессионер обязан за свой счет создать, реконструировать объекты, осуществить их ввод в эксплуатацию в срок, указанный в пункте 11.3 концессионного соглашения.
В соответствии с пунктом 11.3 концессионного соглашения срок ввода в эксплуатацию созданных, реконструированных объектов указан в приложении 4 к концессионному соглашению.
По результатам контроля за исполнением концессионером мероприятий, предусмотренных концессионным соглашением (приложение 4 к концессионному соглашению), за 2019 год концедентом выявлено неисполнение в установленный срок обязательств по реконструкции объектов по восьми мероприятиям, что подтверждается актом о результатах контроля за исполнением концессионером мероприятий, предусмотренных концессионным соглашением, от 04.06.2021, а именно:
№ п/п | Наименование мероприятия | Дата реализации мероприятия | |
в соответствии с условиями Концессионн ого соглашения (приложение 4) | фактическое исполнение | ||
3.1.1.1 | Участок магистральных теплосетей от УТ-77А до УТ-130А по ул. Интернациональной (выход УТ- 77А, проход компенсатор - 1шт), контур котельной №ЗА | 31.12.2019 | 28.12.2020 |
3.1.1.2 | Участок магистральных теплосетей от УТ-130А до УТ-130Б (неподвижной опоры, НО 3) по ул. Интернациональной (проход УТ-131, ввод УТ-130Б, проход компенсатора - 1шт, проход Н.О. -2шт), контур котельной №ЗА | 31.12.2019 | 28.12.2020 |
3.1.1.3 | Участок магистральных тепловых сетей от УТ-72 до УТ-72А по ул. Чапаева (от точки А (угол поворота 3) до точки Б (вход компенсатора)), контур котельной №ЗА | 31.12.2019 | 28.12.2020 |
3.1.1.5 | Участок магистральных тепловых сетей от Уз.1 до Уз.2 по улице Нефтяников, переход под ул. Интернациональной (от врезки 1 до врезки 2), (участок от врезки I до угла поворота УП 4), контур котельной №ЗА | 31.12.2019 | 28.12.2020 |
3.1.1.6 | Участок внутриквартальных тепловых сетей от УТ- 16-1 ЗОБ до ж.д. Интернациональная, 2/1, ЮГ мкр., инв. № 3966 | 31.12.2019 | 28.12.2020 |
3.1.1.7 | Участок внутриквартальных тепловых сетей от ТК6 - ТК36 до ж.д. Ханты-Мансийская, 45А, 13 микрорайон №5838 | 31.12.2019 | 28.12.2020 |
3.1.1.8 | Участок внутриквартальных тепловых сетей от ТК- 4 до детского сада №50 "Лесная сказка" (Интернациональная, 24Б), 13 микрорайон №5824 | 31.12.2019 | 28.12.2020 |
3.1.1.9 | Участок внутриквартальных тепловых сетей от ТК- 9 до ж.д. Ханты-Мансийская, 37Б, 13 микрорайон №5854 | 31.12.2019 | 28.12.2020 |
Таким образом, по мнению истца, срок просрочки исполнения обязательств концессионера составил 363 дня (с 01.01.2020 по 28.12.2020).
Ссылаясь на просрочку исполнения ответчиком обязательств по концессионному соглашению, администрация обратилась с иском в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В силу части 4 статьи 8 Закона № 115-ФЗ концедент обязан передать в установленный концессионным соглашением срок концессионеру объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество.
В силу части 1 статьи 16 Закона №115-ФЗ стороны концессионного соглашения несут имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по концессионному соглашению, предусмотренную настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и концессионным соглашением.
Согласно абзацу второму пункта 16.7 концессионного соглашения в случае нарушения концессионером обязательств, предусмотренных, в том числе пунктом 6.1 концессионного соглашения, концессионер обязуется уплатить по требованию концедента неустойку в размере 0,001 (ноль целой, одной тысячной) процента от итогового годового предельного размера расходов концессионера, суммированного по таблицам 5.1 и 5.2 приложения 5 к концессионному соглашению, за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного концессионным соглашением.
По расчету истца, из таблиц 5.1 и 5.2 приложения 5 к концессионному соглашению следует, что предельный размер расходов на создание и реконструкцию объектов, которые планировалось осуществлять концессионером, за 2019 год составляет 257 627 000 рублей: 247 458 000 рублей (в сфере теплоснабжения) + 10 169 000 рублей (в сфере горячего водоснабжения).
Таким образом, неустойка за период с 01.01.2020 по 28.12.2020 составляет 7 481 488 рублей 08 копеек, исходя из следующего расчета:
-0,001% х 257 627 000 руб. х 363 дня = 935 186,01 рублей (за нарушение срока реализации одного мероприятия);
-935 186,01 руб. х 8 (количество мероприятий) = 7 481 488,08 рублей (за нарушение сроков реализации восьми мероприятий).
Представленный истцом расчет неустойки ответчиком не оспорен, контррасчет неустойки не представлен. В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что расчет истца является правильным.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик ссылался на то, что стороны, определяя в ходе переговоров условия договора, в том числе условия о сроке окончания спорных мероприятий, планировали, что уже 01.07.2019 общество будет иметь утвержденный тариф на горячую воду и тепловую энергию, что позволило бы с указанной даты приступить к осуществлению деятельности по горячему водоснабжению потребителей города Нижневартовска и подготовке объектов теплоснабжения к отопительному сезону. Между тем, концессионное соглашение подписано сторонами 18.09.2019.
По Закону № 115-ФЗ заключение концессионного соглашения в порядке частной инициативы - это длительный многостадийный процесс. Применительно к концессионному соглашению от 18.09.2019 процесс заключения договора состоял из следующих обязательных этапов: 1) представление предложения о заключении концессионного соглашения (часть 4.2 статьи 37 закона № 115-ФЗ); 2) направление муниципальным образованием в адрес субъекта Российской Федерации для согласования долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения) и метода регулирования тарифов (часть 3 статьи 52 закона № 115-ФЗ); 3) принятие решения о возможности заключения концессионного соглашения (часть 4.4. статьи 37 закона № 115-ФЗ); 4) проведение переговоров об условиях концессионного соглашения, представление откорректированного по результатам переговоров предложения о заключении концессионного соглашения и размещение предложения в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 4.8 статьи 37 закона № 115-ФЗ); 5) принятие решения о заключении концессионного соглашения (часть 4.10 статьи 37 закона № 115-ФЗ); 6) подписание соглашения между концедентом, концессионером и третьей стороной субъектом Российской Федерацией, в границах территории которого находится имущество, передаваемое по концессионному соглашению (часть 1 статьи 39, часть 2 статьи 40 Закона № 115-ФЗ).
Общество инициировало процедуру заключения концессионного соглашения в порядке частной инициативы, направив 01.08.2018 в адрес администрации предложение о заключении концессионного соглашения от 31.07.2018 № И-НГ-2018-1189. Для рассмотрения частной концессионной инициативы управление инвестиций администрации г. Нижневартовска создало рабочую группу (приказы от 10.08.2018 № 18/41-01 -П, от 29.08.2018 № 19/41-01-11).
30.08.2018 по результатам заседания рабочей группы принято решение о возможности заключить концессионное соглашение с обществом на иных условиях, оформленное соответствующим приказом. При этом в протоколе заседания рабочей группы отмечено, что Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - РСТ) вернуло документы, направленные для согласования значений долгосрочных параметров регулирования тарифов и метода регулирования тарифов без рассмотрения.
В период с сентября по октябрь 2018 года между сторонами осуществлялись состоялись переговоры для согласования условий концессионного соглашения.
04.10.2018 Дума города Нижневартовска принято решение № 389 об обращении к губернатору Ханты-Мансийского автономного округа Югры с инициативой об установлении с 01 июля 2019 года предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере, превышающем индекс по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, поскольку финансовая модель концессионного соглашения предусматривала рост тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение в размере, превышающем прогнозный предельный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги, что в силу пункта 47 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федераций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400.
Таким образом, стороны, определяя в ходе переговоров условия договора, в том числе условия о сроке окончания спорных мероприятий, планировали, что уже 01.07.2019 общество будет иметь утвержденный тариф на горячую воду и тепловую энергию, что позволило бы с указанной даты приступить к осуществлению деятельности по горячему водоснабжению потребителей города Нижневартовска и подготовке объектов теплоснабжения к отопительному сезону. Данный вывод, кроме решения Думы г. Нижневартовска от 04.10.2018 № 389, подтверждается также письмом администрации г. Нижневартовска от 21.02.2019 № 4- исх-149, в котором обращается внимание, что для начала осуществления деятельности по концессионному соглашению с 01.07.2019 концессионное соглашение должно быть заключено не позднее 01.06.2019.
Однако фактически концессионное соглашение заключено 18.09.2019, объекты теплоснабжения, составляющие предмет соглашения переданы ответчику по акту приема- передачи 15.11.2019, тарифы на тепловую энергию и горячую воду для концессионера установлены 18.11.2019, приказы об установлении тарифов опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации 21.11.2019 и вступили в силу только 01 декабря 2019 года.
Задержка между планируемым и фактическим началом осуществления концессионной деятельности обусловлена субъектным составом концессионного соглашения (условия подлежали согласованию не только между истцом и ответчиком, но и с третьей стороной соглашения - Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой), длительным согласованием инвестиционной программы концессионера, долгосрочных параметроврегулирования и метода регулирования тарифов с РСТ, а также соблюдением всех нормативно установленных этапов по заключению соглашения, что подтверждается представленной в материалы дела перепиской.
Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах», при разрешении споров, возникающих из договоров, в случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом цели договора, в том числе исходя из текста договора, предшествующих заключению договора переговоров, переписки сторон, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, а также последующего поведения сторон договора (статья 431 ГК РФ), толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что установленный в концессионном соглашении срок окончания спорных работ до 31.12.2019, отражает волю сторон при начале осуществления концессионной деятельности с 01.07.2019.
Таким образом, срок выполнения спорных работ составляет 6 месяцев.
Как следует из материалов дела, общество по концессионному соглашению, кроме обязательства по реконструкции и модернизации тепловых сетей, приняло на себя обязательства по производству, передаче и распределению тепловой энергии, производству и распределению горячей воды; не приостанавливать (не прекращатьэту деятельность без согласия концедента; обеспечивать возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; предоставлять оказываемые услуги по теплоснабжению, горячему водоснабжению по регулируемым ценам (тарифам) (пункты 10.1, 10.7, 10.8 концессионного соглашения).
Раздел 5 проектной документации «Проект организации строительства» предусматривает следующие этапы выполнения работ: земляные работы, демонтажные работы, прокладка сетей теплоснабжения, благоустройство.
Отопительный период в г. Нижневартовске начался 19.09.2019 (распоряжение от 18.09.2019 № 1231 -р «О начале отопительного периода 2019-2020 годов в жилищном фонде и па объектах социальной сферы города Нижневартовска») и окончился 11.05.2020 (постановление администрации г. Нижневартовска от 08.05.2020 № 403 «Об окончании отопительного периода 2019-2020 годов»).
Объекты теплоснабжения, составляющие предмет концессионного соглашения, переданы ответчику 15.11.2019, т.е. уже после начала отопительного периода.
Таким образом, выполнение спорных работ в отопительный период привело бы к прекращению подачи тепловой энергии потребителям г, Нижневартовска, что противоречит цели заключения концессионного соглашения от 18.09.2019, поэтому пункты 3.1.1.1, 3.1.1.2, 3.1.1.3, 3.1.1.5, 3.1.1.6, 3.1.1.7, 3.1.1.8 и 3.1.1.9 приложения № 4 к концессионному соглашению не могут быть истолкованы как обязывающие ответчика выполнять работы в отопительный период.
Концессионное соглашение обязывает общество осуществлять теплоснабжение бытовых потребителей, отношения с которыми регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила № 354).
Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
Обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях - не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31°С и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2014) (пункт 15 Приложения № 1 к Правилам № 354).
Допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°С до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения. Подпунктом «а» пункта 149 Правил № 354 установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг (пункт 14 Приложения № 1 к Правилам № 354).
Согласно пункту 6.1 «ГОСТ Р 51617-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования» (утв. Приказом Госстандарта от 11.06.2014 №544-ст) коммунальная услуга теплоснабжения (в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать теплоснабжение помещений, входящих в состав многоквартирного дома. Услуга теплоснабжения должна оказываться круглосуточно, непрерывно в течение отопительного периода, то сеть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, установленную в приложении № 1 Правил № 354.
Между тем, спорные работы могли выполняться только с одновременным прекращением теплоснабжения потребителей в разгар отопительного сезона, что противоречило бы пунктам10,1, 10.7, 10.8 концессионного соглашения, обязывающим общество осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии, производству и распределению горячей воды; не приостанавливать (не прекращать) эту деятельность без согласия концедента; обеспечивать возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; предоставлять оказываемые услуги по теплоснабжению, горячему водоснабжению по регулируемым цепам (тарифам).
Согласно письму союза «Саморегулируемая организация «Организация профессиональных участников строительного рынка» от 20.01.2022 выполнение спорных работ в отопительный период без прекращения подачи тепловой энергии потребителям невозможно.
Доказательств обратного истцом не представлено. Ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что ответчик мог приступить к выполнению спорных работ с 12.05.2020, то есть после окончания отопительного сезона.
Учитывая срок выполнения спорных работ – 6 месяцев, работы ответчиком должны быть выполнены не позднее 12.11.20202.
Между тем, фактически работы выполнены 28.12.2020, что подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривает.
Следовательно, с ответчика подлежит взысканию неустойка за период с 13.11.2020 по 28.12.2020 (46 дней).
Согласно методике расчета истца размер неустойки составляет 948 067,36 руб. 0,001% х 257 627 000 руб. х 46= 118 508,42 руб. (за нарушение срока реализации одного мероприятия);
118 508,42 руб. х 8 = 948 067,36 руб.
Ходатайство о снижении размере неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ ответчиком не заявлено.
Таким образом, требования истца подлежат частичному удовлетворению.
В остальной части неустойка взысканию не подлежит в связи с необоснованностью.
В соответствии со статьями 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание предоставленную истцу отсрочку в уплате государственной пошлины за рассмотрение иска, государственная пошлина за рассмотрение искового заявления в доход федерального бюджета подлежит взысканию с ответчика в сумме 21 961 руб.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,
Р Е Ш И Л:
исковые требования администрации города Нижневартовска удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества «Городские электрические сети» в пользу администрации города Нижневартовска 118 508,42 руб. неустойки.
Взыскать с акционерного общества «Городские электрические сети» в доход федерального бюджета 956,86 руб. государственной пошлины.
В остальной части иска отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья С.В. Бухарова