Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
17 февраля 2016 г.
Дело № А75-16031/2015
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Заболотина А. Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Долговой О. В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (ОГРН <***>,
ИНН <***>, адрес места нахождения: 628486, <...>
д. 20) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности № 1140-ГН/34 от 10.12.2015 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре,
при участии представителей: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 15.09.2015 № 581/15, ФИО2 по доверенности от 13.02.2016 № 291/16; от административного органа – ФИО3 по доверенности от 24.11.2015 № 66, ФИО4 по доверенности от 28.12.2015 № 26,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (далее – заявитель, общество, ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 10.12.2015 № 1140-ГН/34, принятого должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – административный орган) по факту совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В обоснование заявленных требований общество указало об отсутствии события и состава административного правонарушения, а так же об истечении сроков давности привлечения к ответственности.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении. Полагают оспоренное решение о привлечении к административной ответственности незаконным и подлежащим отмене. При этом отметили, что законодательными и иными нормативными правовыми актами, а так же лицензией не установлены сроки сдачи отчетных документов в фонды геологической информации, в связи с чем несоблюдение таких сроков не является нарушением лицензии на пользование недрами. Кроме того отметили, что при включении работ по геологическому изучению недр в государственный реестр обществом самостоятельно установлены сроки сдачи отчетной документации и неисполнение обязанности по представлению отчетов не свидетельствует о нарушении условий лицензии при пользовании недрами. Кроме того правонарушение является оконченным с даты, когда не представлены отчеты, что свидетельствует об истечении сроков давности привлечения к ответственности.
Представители административного органа в судебном заседании возражали относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают оспоренное решение законным и обоснованным.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и изучив представленные доказательства, суд постановил следующий вывод.
ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» на основании лицензии ХМН 11591 НЭ от 09.07.2003 является обладателем права пользования недрами в пределах Западно-Тугровского лицензионного участка в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для добычи нефти и газа.
В период с 15.09.2015 по 10.11.2015 на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 02.09.2015 № 1360 должностными лицами административного органа в отношении
ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» проведена выездная проверка, о чем составлен акт от 13.11.2015 № 251. В результате проверки установлено, что в установленные сроки не сданы отчеты по следующим работам: № 50-05-85/17 «Технико – экономическое обоснование коэффициентов извлечения нефти Западно-Тугровского месторождения;
№ 71100-15-3020 «Проведение комплекса специальных исследований керна с целью подготовки литолого-петрофизической базы для составления геолого-гидродинамических моделей и ТЭО КИН из скважин разведываемых месторождений ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Западно-Тугровский лицензионный участок; № 71100-15-3088 «Комплексное литолого-петрофизическое исследование керна и шлама из скважин разведываемых месторождений ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Западно-Тугровский лицензионный участок, скв. 34Р, 35Р, 28Р», что является нарушением пункта 9.1 дополнения № 2 от 04.06.2015 к лицензионному соглашению, пунктов 4.10 части 2 статьи 22 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
В связи с обнаружением данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 1475-ГН/17 от 26.11.2015.
Постановлением от 10.12.2015 № 1140-ГН/34 о назначении административного наказания общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Названное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа регулируются Федеральным законом от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах".
Согласно статье 11 указанного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. В силу положений пункта 4 части 2 статьи 22 Закона "О недрах" пользователи недр обязаны обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 названного закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения. Аналогичная обязанность предусмотрена статьей 6 приложения № 1 к лицензии (срок действия до 13.10.2014), пунктом 6.2 статьи 6, статьей 7 дополнения к лицензии № 1 (срок действия до 04.06.2015), пунктом 9.1 статьи 9 дополнения № 2 к лицензии.
Согласно статьи 27 Федерального закона «О недрах» под геологической информацией о недрах понимаются информация о геологическом строении недр, о находящихся в них полезных ископаемых (в том числе о специфических минеральных ресурсах, подземных водах), об условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр (в том числе о подземных полостях естественного или искусственного (техногенного) происхождения), данные наблюдений, полученные при осуществлении пользования недрами, при охране недр, при использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, при осуществлении в соответствии с другими федеральными законами видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, и представленные на бумажном или электронном носителе либо на иных материальных носителях (в образцах горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и на иных материальных носителях первичной геологической информации о недрах).
Статьей 28 Федерального закона «О недрах» предусмотрен обязательный государственный учет и ведение государственного реестра работ по геологическому изучению недр в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр. Подпунктами 7,8 пункта 26 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по предоставлению государственной услуги по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а так же в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами, утвержденного приказом Минприроды России от 03.04.2013, предусмотрено, что работы по геологическому изучению недр включаются в государственный реестр при наличии заявления пользователя недр, в котором указывается в том числе срок сдачи отчетных документов в фонды геологической информации (квартал, год).
Из приведенных норм права следует, что пользователи недр проводят работы по геологическому изучению недр, по результатам которых обязаны представить в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды геологическую информацию о недрах в срок, заявленный при включении работы в государственный реестр работ по геологическому изучению недр.
Из материалов дела следует, что в реестре работ по геологическому изучению недр Ханты – Мансийского филиала Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Уральскому федеральному округу» зарегистрированы работы
№ 50-05-85/17 «Технико – экономическое обоснование коэффициентов извлечения нефти Западно-Тугровского месторождения, сроком окончания работ в 4 квартале 2005 года и сроком сдачи отчета – 1 квартал 2006 года; № 71100-15-3020 «Проведение комплекса специальных исследований керна с целью подготовки литолого-петрофизической базы для составления геолого-гидродинамических моделей и ТЭО КИН из скважин разведываемых месторождений ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Западно-Тугровский лицензионный участок, сроком окончания работ во 2 квартале 2014 года и сроком сдачи отчета – 3 квартал 2014 года; № 71100-15-3088 «Комплексное литолого-петрофизическое исследование керна и шлама из скважин разведываемых месторождений ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Западно-Тугровский лицензионный участок, скв. 34Р, 35Р, 28Р» сроком окончания работ во 2 квартале 2014 года и сроком сдачи отчета – 3 квартал 2014 года.
Между тем отчеты (геологическая информация) по работам на дату проверки не сданы. Данное обстоятельство подтверждается письмом Ханты – Мансийского филиала Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Уральскому федеральному округу» от 09.10.2015 № 1724, а так же не оспаривается обществом.
При изложенных обстоятельствах в период с 01.04.2006 ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» допустило нарушение сроков сдачи геологической информации и осуществляло пользование недрами при наличии неисполненной обязанности, обязательность которой установлена Федеральным законом «О недрах» и пунктом 9.1 статьи 9 дополнения № 2 к лицензии ХМН 11591 НЭ на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Западно-Тугровского лицензионного участка, расположенного в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре, в связи с чем данное обстоятельство правильно квалифицировано административным органом как пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Доводы представителя заявителя об отсутствии в законодательных, иных нормативных правовых актах и в лицензии сроков предоставления геологической информации, а так же доводы о том, что неисполнение такой обязанности не является нарушением лицензионных требований, основаны на неверном толковании норм материального права и не опровергают противоправность совершенного деяния.
Так, определение сроков предоставления геологической информации, полученной при проведении работ по геологическому изучению недр, является обязательным условием для включения работы в государственный реестр работ, в связи с чем становятся обязательными для пользователя недр после включения работы в названный реестр. Иное толкование противоречит положениям статьи 22, статьи 27 Федерального закона «О недрах» в части обязательности предоставления геологической информации, полученной по результатам проведения работ по геологическому изучению недр.
Наряду с изложенным несостоятельными являются доводы представителя в части исчисления сроков привлечения к ответственности. В спорном правоотношении обществу вменяется пользование недрами с нарушением условий лицензии. Как было отмечено ранее, такое правонарушение имело место в период с 01.04.2006 до момента проверки. Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся. Указанная правовая позиция подтверждена Президиумом ВАС РФ от 26.02.2008
№ 9199/07.
Материалами подтверждается составление протокола об административном правонарушении 26.11.2015, то есть в пределах срока давности привлечения к ответственности с момента выявленния правонарушения.
Кроме прочего обществом заявлены доводы об истечении срока привлечения к ответственности, так как информация о непредставлении геологической информации поступила в адрес административного органа 07.10.2015 в письме Ханты – Мансийского филиала Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Уральскому федеральному округу», в связи с чем 07.12.2015 срок привлечения к ответственности истек.
Из материалов следует, что правонарушение зафиксировано в акте проверки от 13.11.2015, который составлен по результатам проверки деятельности общества. Согласно пункту 6 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 29.12.2008 № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверкой является совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, в котором указываются в том числе сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
Из приведенных норм права следует, что днем обнаружения правонарушения, выявленного в результате проверки, является дата составления акта проверки, так как только в акте дается оценка соответствия деятельности подконтрольного лица требованиям законодательства. Поскольку в рассматриваемом правоотношении акт проверки составлен 13.11.2015 привлечение общества к ответственности 10.12.2015 имело место в пределах установленного законом срока давности.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении судом не выявлены. О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Административный орган, учитывая положения статьи 4.1 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, назначил наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному, соотносится с характером и степенью общественной опасности совершенного правонарушения, так как правонарушение совершено в сфере недропользования, которая является одной из основ благосостояния страны.
На основании установленных обстоятельств суд считает оспоренное постановление законным, требования заявителя - не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
решил:
в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в полном объеме. Жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Судья А. Н. Заболотин