ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-1606/2021 от 29.04.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

05 мая 2021 г.

Дело № А75-1606/2021

Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2021 г.

Решение изготовлено в полном объеме 05 мая 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г. при ведении протокола заседания помощником судьи
Веретенниковой З.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к администрации городского поселения Советский о взыскании 6 444 297, 80 руб. ущерба, причиненного бюджету Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

третье лицо - администрация Советского района,

при участии представителей сторон:

от истца – Зарубин А.О. по доверенности от 11.01.2021,

от ответчика – Туктасынова Т.Н. по доверенности № 20 от 24.02.2021,

от третьего лица – Соколова О.А. по доверенности от 21.04.2021, Толмачева Н.Б. по доверенности от 11.01.2021 (по веб-конференции)

установил:

Служба контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - истец, Служба контроля) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации городского поселения Советский (далее - администрация г.п. Советский, ответчик) о взыскании 6 444 297, 80 руб. ущерба, причиненного бюджету Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Советского района.

В судебном заседании истец поддержал требования в полном объеме, ссылаясь
на подтвержденные нарушения бюджетного законодательства со стороны ответчика.

Ответчик возражал относительно удовлетворения иска, полагая, что является ненадлежащим ответчиком.

Третье лицо представило отзыв, оставило разрешение спора на усмотрение суда, высказав позицию, что вопреки доводам ответчика администрация Советского района
не может быть ни истцом, ни ответчиком по делу.

Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии с приказом Службы контроля от 17.01.2019 № 32-Пр-6 в отношении администрации г.п. Советский проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами, в том числе по вопросу соблюдения целей, порядка и условий предоставления иных межбюджетных трансфертов, за период с 01.01.2018 по 17.01.2019.

По результатам проверки составлены справка о результатах плановой выездной проверки от 01.02.2019 и акт от 27.02.2019.

В ходе проверки установлено, что в рамках исполнения Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.11.2017 № 75-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 418-п, муниципальной программы «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог общего пользования местного значения в Советской районе на 2017 - 2020 годы», утвержденной постановлением Администрации Советского района от 25.09.2017 № 3907, (с учетом изменений от 21.03.2018, 31.10.2018) (далее - муниципальная программа № 3907), Соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.03.2018 № 19, заключенного
между Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Администрацией Советского района (с учетом изменений от 05.10.2018, 07.11.2018), решения Думы Советского района от 20.12.2017 № 134
«О бюджете Советского района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», муниципальной программы «Развитие транспортной системы городского поселения Советский на 2018 - 2020 годы», утвержденной постановлением Администрации
г.п. Советский от 30.11.2017 № 1452, в соответствии с решением Совета депутатов городского поселения Советский от 19.12.2017 № 104-IV «О бюджете городского поселения Советский на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Соглашением о предоставлении иных межбюджетных трансфертов бюджету городского поселения Советский из бюджета Советского района от 16.11.2018 Администрация Советского района уведомлениями от 27.09.2018 № 0867, от 23.10.2018 № 0986 довела
до Администрации г.п. Советский (исполнителя муниципальной программы № 3907) лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) в размере 58 453 911 руб. 76 коп. - средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Иные межбюджетные трансферты (ИМБТ) перечислены Администрации
г.п. Советский платежными поручениями от 16.11.2018 № 954, от 27.11.2018 № 998,
от 17.12.2018 № 1065 по коду бюджетной классификации расходов: глава 050 «Финансово-экономическое управление Администрации Советского района», раздел «Национальная экономика», подраздел 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)», целевая статья 1800182390 «Строительство (реконструкция), капитальный ремонт
и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в рамках муниципальной программы № 3907, вид расходов 540 «Иные межбюджетные трансферты» КОСГУ 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» на ремонт дорог г. Советский протяженностью 2,972 км и ремонт автодороги по ул. Северо-Восточная объездная (в границах улиц Трассовиков д. 12 - железнодорожный переезд ТЦ «АМБАР») протяженностью 1,735 км.

Согласно результатов проверки установлены нарушения, одно из которых (пункт 2.5 акта проверки) заключается в частности в том, что в нарушение Порядка проведения проверки сметной стоимости проектно-изыскательских работ, работ по капитальному и текущему ремонту, финансирование которых планируется осуществлять за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.06.2011 № 192-п, Администрацией г.п. Советский при заключении контракта и дополнительного соглашения № 1 к нему не проведена проверка сметной стоимости работ по капитальному (текущему) ремонту.

В ходе проверки сметной стоимости строительно-монтажных работ при осуществлении ремонта автодороги по ул. Северо-Восточная объездная (в границах улиц Трассовиков д. 12 - железнодорожный переезд ТЦ «АМБАР»), указанных в локальных сметных расчетах к муниципальному контракту от 11.09.2018 № 0187300002818000115-0178128-01 и дополнительному соглашению № 1 к нему, установлено превышение сметной стоимости работ в размере 6 444 297 руб. 80 коп. (в том числе НДС 18%).

По результатам проверки Службой контроля выдано предписание об устранении нарушений бюджетного законодательства от 10.04.2019 № 32-Исх-546, в соответствии
с которым Администрации г.п. Советский требуется обеспечить возмещение ущерба, причиненного бюджету в результате оплаты работ по ремонту автодороги по ул. Северо-Восточная объездная (в границах улиц Трассовиков д. 12 - железнодорожный переезд ТЦ «Амбар») по завышенной сметной стоимости, в размере 6 444 297 руб. 80 коп.

Не согласившись с выданным предписанием, Администрация г.п. Советский обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Решением от 16.07.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 16.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.01.2021, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Поскольку требование предписания по возмещению ущерба бюджету округа администрацией г.п. Советский добровольно не исполнено, Служба контроля обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на полномочия, предоставленные пунктом 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.13 Положения о Службе контроля, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Положение № 356-п).

Статьей 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусматривается, что методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.

Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий
по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых
и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета
и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

Результаты проверки, ревизии оформляются актом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органов государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 265 БК РФ).

В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов.

Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт
3 статьи 270.2 БК РФ).

В соответствии с Положением № 356-п Служба контроля является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по внутреннему государственному финансовому контролю
в сфере бюджетных отношений и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрольной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как следует из приказа от 17.01.2019 № 32-Пр-6, Службой контроля проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт
и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами, в отношении Администрации
г.п. Советский, которая является в соответствии со статьей 266.1 БК РФ объектом государственного финансового контроля как финансовый орган публично-правового образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные трансферты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 266.1 БК РФ органы государственного финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

В рамках исполнения Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 23.11.2017 № 75-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 418-п, соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета автономного округа от 15.03.2018 № 19 Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры довел до финансово-экономического управления Администрации Советского района лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования) на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в размере 86 328 300 руб.

Как указано в пункте 3.2 Порядка предоставления субсидий на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения (Приложение 10 к государственной программе), муниципальные районы автономного округа могут предоставлять субсидию городским
и сельским поселениям в составе муниципальных районов в соответствии с порядками (правилами), установленными органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с пунктом 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2008 № 132-оз «О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее - Закон № 132-оз) под субсидиями местным бюджетам из бюджета автономного округа понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных районов (городских округов) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа полномочий
по решению вопросов местного значения.

При этом в соответствии с пунктом 4 Закона № 132-оз субсидии местным бюджетам, подлежащие перечислению в бюджеты городских и сельских поселений, входящих
в состав соответствующего муниципального района, направляются муниципальными районами в форме иных межбюджетных трансфертов на те же цели.

Финансово-экономическим управлением Администрации Советского района
в соответствии с решением Думы Советского района от 20.12.2017 № 134 «О бюджете Советского района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», муниципальной программой «Развитие транспортной системы городского поселения Советский на 2018 - 2020 годы», утвержденной постановлением Администрации г.п. Советский от 30.11.2017 № 1452, Соглашением о предоставлении иных межбюджетных трансфертов бюджету городского поселения Советский из бюджета Советского района от 16.11.2018 доведены до Администрации г.п. Советский лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) в форме ИМБТ в размере 58 453 911 руб. 76 коп.

Таким образом, проверка в отношении Администрации г.п. Советский проведена уполномоченным органом государственного финансового контроля.

Вопреки доводам заявителя Администрация г.п. Советский являлась получателем бюджетных средств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что следует
из пункта 1.5 Перечня мероприятий муниципальной программы № 3907, соисполнителем которой она является, Соглашением о предоставлении иных межбюджетных трансфертов бюджету городского поселения Советский из бюджета Советского района от 16.11.2018 (пункт 2.1.2 соглашения), а также уведомлений о предоставлении Администрации
г.п. Советский иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, от 27.09.2018 № 0867, от 23.10.2018 № 0986 (графа «межбюджетный трансферт»).

Факты выявленных нарушений бюджетного законодательства, основания предъявления требования о возмещении ущерба бюджету округа к администрации
г.п. Советский, а так же полномочия Службы контроля по проведению проверки, выдаче предписания и предъявления соответствующего требования были предметом исследования и оценки при оспаривании администрацией предписания Службы контроля от 10.04.2019 № 32-Исх-546, указанного в качестве основания предъявления настоящего иска.

Суды в рамках судебного дела № А75-12475/2019 учитывая правовую природу предписания, в том числе руководствуясь статьями 265, 266.1, 267.1, 269.2, 270.2 БК РФ, постановлением от 22.09.2012 № 356-п Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, пришли к выводу, что поскольку заявитель являлся получателем иных межбюджетных трансфертов, источником которых являлись средства бюджета автономного округа, проверка в отношении Администрации поселения проведена уполномоченным органом государственного финансового контроля (Службой контроля), проверка проведена в пределах компетенции, с соблюдением установленной процедуры, по указанным в приказе Службы контроля от 17.01.2019 № 32-Пр-6 вопросам.

В силу положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим
в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу,
не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Не исполнив требование предписания от 10.04.2019, обязывающее администрацию г.п. Советский возместить причиненный ущерб бюджету округа путем возврата в бюджет 6 444 297,80 руб., ответчик по сути приводит в возражениях на иск те же доводы, которые заявлялись им и оценивались судами при рассмотрении требования о признании незаконным предписания, а именно - об отсутствии у Службы контроля полномочий по проведению проверки и предъявления иска о возмещении ущерба бюджету, о том что администрация г.п. Советский является ненадлежащим ответчиком по делу.

Однако, как было указано, в соответствии со статьёй 69 АПК РФ суд не оценивает установленные ранее судебными актами обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого спора.

Суд предлагал истцу рассмотреть в порядке статьи 47 АПК РФ вопрос о замене ненадлежащего ответчика надлежащим, однако истец отказался это сделать, указывая, что администрация г.п. Советский является надлежащим ответчиком по делу.

В деле № А75-12475/2019 было указано, что получателем межбюджетных трансфертов явился бюджет муниципального образования г.п. Советский в лице администрации поселения, в связи с чем при установлении факта нецелевого использования денежных средств именно на нём лежит обязанность по возврату в бюджет потраченной суммы.

Суд полагает, что ответчик истцом определен верно.

В соответствии с пунктом 4 статьи 270.2 БК РФ неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

В силу прямого указания пункта 5.13 Положения № 356-п, Служба контроля представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы автономного округа по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Службы, в том числе выступает в качестве представителя ответчика по искам к автономному округу о возмещении вреда, причиненного физическим и (или) юридическим лицам в результате незаконных действий (бездействия) Службы или ее должностных лиц, обращается в суд с исковыми заявлениями о возмещении причиненного автономному округу ущерба в случае неисполнения предписания Службы о возмещении такого ущерба.

Таким образом, Служба уполномочена на обращение в суд с исками о возмещении ущерба бюджету, в случае неисполнения предписаний по результатам контроля.

Вопрос механизма возмещения бюджетных средств не относится к предмету спора и не имеет правового значения для его разрешения.

Кроме того, как верно указывает истец, ответчик не лишен права и возможности обратиться в суд с иском к юридическому лицу или иному лицу, чьи действия (бездействие) непосредственно повлекли причинение ущерба, в целях восполнения расходов бюджета муниципального образования г.п. Советский, связанных с исполнением предписания.

Суд отказал ответчику в отложении судебного разбирательства для получения разъяснений по исполнению решения суда по делу № А75-12475/2019, поскольку данное обстоятельство не будет иметь значение для настоящего спора.

С учетом изложенных обстоятельств, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению полностью, доводы ответчика судом отклоняются как несостоятельные.

Поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины в бюджет, судебные расходы не распределяются.

Руководствуясь статьями 15, 67, 167-170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Взыскать с администрации городского поселения Советский в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 6 444 297, 80 руб. ущерба, причиненного бюджету Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья О.Г. Чешкова