ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-16328/2021 от 19.01.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

19 января 2022 г.

Дело № А75-16328/2021

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Заболотина А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания
Гуляевой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «РН-Няганьнефтегаз» (ОГРН 1028601496725, ИНН 8610010727, адрес: 628183, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нягань, ул. Сибирская, д. 10, корпус 1)
к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования об оспаривании решения и постановления о назначении административного наказания,

        с участием представителей сторон: от заявителя – не явились; от административного органа – Комушева В. А. по доверенности от 04.02.2021, Мурашко Н. И. по доверенности от 04.02.2021,

установил:

акционерное общество «РН-Няганьнефтегаз» (далее - общество, АО «РН-Няганьнефтегаз») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - административный орган, Управление Росприроднадзора)
о признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания от 31.08.2021 № 264-ГН, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, а также решения по жалобе
на постановление по делу об административном правонарушении от 31.08.2021 № 265-ГН.

            Требование мотивировано отсутствием состава и события правонарушения.

            Заявитель явку представителей для участия в судебном разбирательстве не обеспечил. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. О причинах неявки не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил. Иных ходатайств не заявил.

            Представители административного органа в судебном заседании возражали относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают оспоренное решение законным и обоснованным.

            На основании части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заявителя.

            Выслушав представителей административного органа и изучив представленные доказательства, суд постановил следующий вывод.

            Как следует из материалов дела, АО «РН-Няганьнефтегаз» осуществляет пользование недрами на Ем-Еганском + Пальяновском (западная часть) лицензионном участке Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основании лицензии ХМН 16002 НЭ, срок действия до 31.12.2120. Целевое назначение лицензии - для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых в Октябрьском
районе  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

            В соответствии с приказом от 16.06.2021 № 1064 в отношении общества проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт № 124 от 20.07.2021.

            В ходе проверки административный орган выявил, что общество осуществляет пользование недрами с нарушением законодательства о недрах, пункта 9.1 статьи
9 Условий пользования недрами (приложение № 1 к лицензии ХМН 16002 НЭ), обществом не сданы на хранение в территориальный фонд геологической информации (ТФГИ) (не поступали) и не зарегистрированы в кадастре подземных вод учетные карточки буровых скважин на воду по 3 поглощающим скважинам и по 14 водозаборным скважинам.

            Усмотрев в действиях АО «РН-Няганьнефтегаз» признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление Росприроднадзора составило в отношении общества протокол об административном правонарушении № 386-ГН от 18.08.2021.

            Постановлением № 265-ГН от 31.08.2021 общество привлечено
к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

            Решением по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении № 3-ГН от 23.09.2021 вышеуказанное постановление оставлено
без изменения.

            Не согласившись с постановлением и решением по жалобе, общество обратилось
в арбитражный суд.

            В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

            Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами,
и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч
до пятисот тысяч рублей.

            Правоотношения в сфере использования недр Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

            В соответствии со статьей 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит
из Закона о недрах и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов
и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

            В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование,
в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии
с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

            Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти
и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

            На основании статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

            Статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

            Специальным законодательством установлены отдельные требования к содержанию лицензии, а именно обязательное содержание в лицензии условий выполнения требований, установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ. Такими стандартами, нормами и правилами являются, соблюдение отдельных положений которых зафиксировано в Лицензионном соглашении заявителя.

            Таким образом, пользование недрами осуществляется на основании лицензии,
в соответствии с условиями пользования, изложенными в приложениях к лицензии,
а также на основании технических проектов.

            Как указано выше, общество является владельцем лицензии ХМН 16002 НЭ
с целевым назначением и видами работ - для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых в Октябрьском
районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Срок действия лицензии до 31.12.2120.

            Неотъемлемой составной частью лицензии являются условия пользования недрами (приложение № 1 к лицензии).

            В соответствии с пунктом 9.1 статьи 9 Условий пользования недрами (приложения № 1 к лицензии ХМН 16002 НЭ) геологическая информация о недрах подлежит представлению в федеральный и территориальные фонды геологической информации
в установленном порядке.

            В соответствии со статьей 10 Условий пользования недрами (приложения №1
к лицензии ХМН 16002 НЭ) пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

            Согласно пункту 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.

            Статьей 19.1 Закона о недрах предусмотрено, что пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку
и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии
с Законом участков недр имеют право на основании утвержденного технического проекта размещать в пластах горных пород попутные воды и воды, использованные для собственных производственных и технологических нужд, в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

            Указанный порядок утверждён приказом Министерства природных ресурсов
и экологии Российской Федерации № 997 от 01.12.2020 (далее - Положение № 997).

            Согласно пункту 4 Положения № 997 пользователь недр лично, почтовым отправлением или с использованием Портала недропользователей и геологических организаций «Личный кабинет недропользователя» на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» направляет уведомление о размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных
и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведке
и добыче таких полезных ископаемых, и вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных
и магниевых солей, в границах предоставленного ему участка недр на основании утвержденного технического проекта (далее - уведомление) в территориальный фонд геологической информации по месту нахождения участка недр.

            Уведомление направляется пользователем недр не позднее 15 рабочих дней до дня осуществления размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработке технологий геологического изучения, разведки
и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведке и добыче таких полезных ископаемых, и вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку
и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, в границах предоставленных ему участка недр на основании утвержденного технического проекта.

            Действующий проектный документ на закачку «Проект опытно-промышленной эксплуатации по закачке попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд на Ем-Еговском+Пальяновском участке недр согласован протоколом ТКР-Югра-недра № 719В от 29.11.2019.

            Уведомление о размещении излишков подтоварных вод № 78 от 28.12.2019 зарегистрировано в ТФГИ.

            Проектным документом утверждена схема участков размещения, включающая
5 поглощающих скважин и 2 наблюдательных. Максимальный объем закачки
4000 м3/сут.

            Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
от 24.10.2016 № 555 утверждён перечень первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, предоставляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых.

            Согласно пункту «ж» приложения № 1 к указанному Приказу геологическая документация горнопроходческих и буровых работ (учётная карточка скважины) включена в перечень первичной геологической информации о недрах.

            Кадастр подземных вод является сводкой кратких сведений о естественных выходах подземных вод, буровых скважинах и горных выработках, вскрывших подземные воды на территории России. Кадастром подземных вод учитываются следующие водные объекты: буровые скважины, родники, колодцы, шахты, водосборные галереи, кяризы, штольни.

            При этом буровые скважины, вскрывшие подземные воды или безводные,
но представляющие интерес для оценки гидрогеологических условий района, учитываются независимо от назначения бурения. Основными составными частями кадастра подземных вод являются учётные карточки, составляемые на каждый объект, взятый на учёт. В учётной карточке буровой скважины на воду содержится первичная геологическая информация о недрах.

            Порядок представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации утверждён приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.05.2017 № 216 (далее Порядок).

            Согласно абзаца 3 пункта 9 Порядка интерпретированная геологическая информация о недрах о результатах работ по геологическому изучению недр, проведенных на участке недр, и соответствующая ей первичная геологическая информация, - представляется не позднее 6 месяцев с даты завершения указанных работ в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектной документацией на проведение указанных работ, прошедшей экспертизу в порядке, предусмотренном статьей 36.1 Закона о недрах, или с даты выдачи заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых
в пользование участках недр по результатам завершенных работ, проведенных на участке недр, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила раньше.

            Согласно актам на сдачу скважин из капитального ремонта перевод скважин
в поглощающий фонд осуществлён в следующие сроки: 556 (04.03.2014), 334 (11.10.2016), 6434 (01.02.2018). Скважины № 3811 и № 6470 в поглощающий фонд не переведены и находятся в нагнетательном фонде.

            Таким образом, срок 6 месяцев с даты завершения указанных работ (срок сдачи учётных карточек) по скважинам истёк: 04.10.2014 (скв. № 556); 12.04.2017 (скв.
№ 334); 02.08.2018 (скв. № 6434).

            Со следующего дня после истечения срока общество, не сдав учётную карточку буровой скважины, вскрывшей водоносный горизонт, продолжило пользование недрами
с нарушением условий пользования недрами (пункт 9.1 статьи 9 приложения № 1
к лицензии ХМН 16002 НЭ).

            Согласно статье 19.1 Закона о недрах пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с Законом участков недр имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу подземных вод в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

            Указанный порядок утверждён приказом Министерства природных ресурсов
и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 № 996 (далее - Положение № 996).

            Согласно пункту 2 Положения № 996 в соответствии с частью второй статьи
19.1 Закона о недрах пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки
и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им участков недр имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу подземных вод.

            Пунктом 5 Положения № 996 предусмотрено, что пользователь недр лично, почтовым отправлением или с использованием Портала недропользователей
и геологических организаций «Личный кабинет недропользователя» на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - Личный кабинет недропользователя) направляет учетную карточку буровой скважины на воду в территориальный фонд геологической информации по месту нахождения участка недр.

            Учетная карточка буровой скважины на воду направляется пользователем недр
не позднее 15 рабочих дней до дня осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд.

            Геологическая документация горнопроходческих и буровых работ (учётная карточка скважины) включена в перечень первичной геологической информации о недрах (пункт «ж» приложения № 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.10.2016 № 555).

            В нарушение абзаца 3 пункта 9 Порядка обществом не были сданы на хранение
в ТФГИ (не поступали) и не зарегистрированы в кадастре подземных вод учётные карточки буровых скважин на воду для временного технического водоснабжения
№№ 4875, 138-1, 138-2, 5154, 140-1, 125-1, 125-2, 125-2, 126-1, 126-2, 63-1, 9бис В, 26б, 334, 20б  (письмо ТФГИ от 22.06.2021 № 824). Факт добычи подземных вод подтверждается отчетом о работе водозаборных скважин за май 2021.

            Согласно актам приёма-сдачи водозаборных скважин скважина № 4875 окончена бурением 16.09.2020; скважина 138-1 окончена бурением 17.12.2018; скважина 138-2 окончена бурением 25.11.2019; скважина 5154 окончена бурением 31.03.2020; скважина 140-1 окончена бурением 12.02.2019; скважина 125-1 окончена бурением 25.05.2019; скважина 125-2 окончена бурением 07.01.2020; скважина 126-1 окончена бурением 11.03.2020; скважина 126-2 окончена бурением 17.05.2020; скважина 63-1 окончена бурением 21.04.2020; скважина 9бис окончена бурением 19.02.2020; скважина 26б окончена бурением 04.03.2020; скважина 334 окончена бурением 18.06.2021; скважина 20б окончена бурением 14.10.2020.

            Таким образом, срок 6 месяцев с даты завершения указанных работ (срок сдачи учётных карточек) по скважинам истёк: 16.03.2021 (скв. № 4875); 17.06.2019 (скв.
№ 138-1); 25.05.2020 (скв. № 138-2); 30.09.2020(скв. № 5154); 12.08.2019 (скв. № 140-1); 25.11.2019 (скв. № 125-1); 07.06.2020 (скв. № 125-2); 11.09.2020 (скв. № 126-1); 17.11.2020 (скв. № 126-2); 21.10.2020 (скв. № 63-1); 19.08.2020 (скв. № 9бисВ); 04.09.2020 (скв.
№ 26б); 14.04.2021 (скв. № 20б).

            Со следующего дня после истечения срока общество, не сдав учётную карточку буровой скважины, вскрывшей водоносный горизонт, продолжило пользование недрами
с нарушением условий пользования недрами (пункт 9.1 статьи 9 приложения № 1
к лицензии ХМН 16002 НЭ).

            Факт правонарушения подтверждается совокупностью добытых административным органом и представленных в суд доказательств, в том числе документами, подтверждающими устранение обществом допущенных нарушений
и свидетельствующими о снятии с контроля предписания, выданного по результатам плановой выездной проверки.

            Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о недрах, общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать
о существовании обязанностей, вытекающих из данного законодательства,
но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры
для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости
и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.

            Сведений, указывающих на наличие объективно непредотвратимых обстоятельств, либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица, препятствовавших соблюдению правил и норм обществом, материалы административного дела не содержат.

            Рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок пользования недрами, порядок контроля, порядок учета их использования, нарушает основы комплексного рационального использования и охраны недр, что свидетельствует о существенной угрозе охраняемым интересам, поскольку ограничивает государство в контроле национального достояния — недр Российской Федерации.

            Указанные нарушения образуют в действиях АО «РН-Няганьнефтегаз» событие
и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи
7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Доводы общества об отсутствии события и состава административного правонарушения основаны на неверном толковании норм материального права, опровергаются представленными доказательствами, в связи с чем не устраняют виновность общества в совершенном правонарушении.

            С учетом изложенного, административный орган правомерно признал общество виновным и привлек его к административной ответственности, предусмотренной частью
2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение, составляющий в соответствии со статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях один год, при вынесении оспариваемого постановления был соблюден.

            Нарушения процессуальных норм при привлечении общества к административной ответственности и рассмотрении его жалобы на постановление не установлено.

            Административное взыскание в виде административного штрафа в сумме
300 000 рублей назначено в минимальном размере, предусмотренной санкцией статьи, является адекватным и соразмерным правонарушению, совершенному заявителем.

            Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности противоправного деяния заявителя, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для квалификации допущенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основания для назначения штрафа ниже низшего предела либо замены административного наказания
в виде административного штрафа предупреждением судом также не установлены.

            Таким образом, основания для признания незаконным и отмены оспариваемых  обществом постановления и решения отсутствуют.

            Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении требований.

          Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его принятия
в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

          В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

          Судья                                                                                                  А.Н. Заболотин