Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
26 ноября 2019 г. Дело № А75-16331/2019
Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2019 г.
Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2019 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г. при ведении протокола заседания секретарём Фролковой Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Национальная Родовая община «Колмодай» к администрации Ханты-Мансийского района об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии за произведенную и реализованную пищевую продукцию в апреле 2019 года,
заинтересованное лицо: Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 доверенность от 15.08.2019, ФИО2 генеральный директор по паспорту,
от заинтересованных лиц – (от администрации) ФИО3 доверенность от 20.03.2019 № 01-Исх-844/2019,
от других лиц - не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Национальная Родовая община «Колмодай» (далее – заявитель, ООО НРО «Колмодай», Общество) обратилось в суд с заявлением к администрации Ханты-Мансийского района (далее – заинтересованное лицо, администрация) об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии за произведенную и реализованную пищевую продукцию в апреле 2019 года.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент).
Лица, участвующие в деле, о времени и места судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание обеспечили.
Определением суда от 09.10.2019 принято уточнение заявленных требований, в котором заявитель оспаривает решение об отказе в предоставлении субсидии за произведенную и реализованную пищевую продукцию в апреле 2019 года, изложенное в письме № 07-исх-1185/2019 от 22.05.2019.
Заинтересованное лицо (администрация) с заявленными требованиями не согласно по мотивам, изложенным в отзыве на заявление (т. 2 л. д. 3).
Заинтересованное лицо (Департамент) с заявленными требованиями не согласно по мотивам, изложенным в отзыве на заявление (т. 1 л. д. 158).
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлялся перерыв. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда с участием тех же представителей.
Заслушав представителей лиц, участвующих, в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО НРО «Колмодай» является рыболовство пресноводное.
Субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии: при предоставлении получателем в Уполномоченный орган пакета документов в соответствии с Порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением, а также иных документов, определенных Порядком предоставления субсидии (пункт 3.1.2 соглашения).
Согласно пункту 4.1.1 соглашения Уполномоченный орган обязуется обеспечивать предоставление субсидии в соответствии с разделом 3 данного соглашения.
Уполномоченный орган обязуется совместно с органами муниципального финансового контроля осуществлять обязательную проверку (контроль) соблюдения получателем целей, условий и Порядка предоставления субсидии, путем проведения плановых и внеплановых проверок: по месту нахождения получателем путем
осуществления документального и фактического анализа операций, связанных с предоставлением субсидии согласно Плану контрольных мероприятий, предусмотренных в приложении № 4 (пункт 4.1.6.2 соглашения).
ООО НРО «Колмодай» обратилось с заявлением в администрацию о предоставлении субсидии за произведенную и реализованную пищевую рыбную продукцию в апреле 2019 года с приложением документов.
Так, согласно справке-расчету за апрель 2019 года ООО НРО «Колмодай» реализовало товарной пищевой и пищей рыбной продукции 44,442 тонны, из них мороженой – 42,238 тонн, что подтверждается товарными накладными.
Кроме того, согласно справке о вылове, закупе рыбы из водоемов округа за апрель 2019 года ООО НРО «Колмодай» закупило и выловило в апреле 2019 года 69,139 тонн рыбы-сырец, что подтверждается товарными накладными, а также ветеринарными свидетельствами. Остаток рыбной продукции (мороженой рыбы) по состоянию на 01.05.2019 составляет не менее 20 тонн рыбной продукции (свежемороженая рабы).
Дополнительно, ООО НРО «Колмодай» направило в администрацию справку о вылове, закупе рыбы из водоемов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра за март 2019 года, из которой следует, что Общество закупило и выловило в марте 2019 года 68,393 тонн рыбы-сырец, что подтверждается товарными накладными, а также ветеринарными свидетельствами.
Письмом администрации № 07-исх-1185/2019 от 22.05.2019 Обществу было отказано в предоставлении субсидии за апрель 2019 года в связи предоставлением объемов и видов реализованной продукции, указанных в п. 1.6 Порядка предоставления субсидий (рыба мороженая, закупленная у рыбодобывающих организаций и реализованная без дальнейшей переработки) (т. 1 л. д. 12).
Не согласившись с данным отказом, ООО НРО «Колмодай» обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие
одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югры, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», от 9.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», постановлением Правительства Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры от 05.10.2018 № 344-п утверждена Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса» (далее - Государственная программа»).
Приложением № 18 к Государственной программе утвержден Порядок расчета и предоставления субсидий на повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса (далее - Порядок).
Порядок предусматривает принятие Департаментом решения о включении в перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством рыбной продукции (далее - перечень производителей рыбной продукции).
Пунктом 1.7.1 Порядка предусмотрены документы, которые представляются сельскохозяйственными товаропроизводителями в Департамент для включения их в перечень производителей рыбной продукции, в числе которых указаны: заявление, копии сертификатов или деклараций соответствия на рыбную продукцию.
Пунктом 1.7.2 Порядка предусмотрено, что Департамент самостоятельно в течение 1 рабочего дня запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия, установленного Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по необходимости следующие документы: выписку из ЕГРЮЛ, (ЕГРИП); сведения о праве пользования, аренды или собственности на объект для производства пищевой рыбной продукции; копию заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы объекта по производству рыбной продукции о соответствии требованиям санитарных норм и правил. Указанные документы могут быть представлены получателем самостоятельно в день подачи заявления на включение в перечень.
Приказом Департамента от 04.05.2017 № 67-п Общество включено в перечень производителей рыбной продукции, в рамках реализации Государственной программы (т. 2 л. д. 22-24), из чего следует, что все необходимые для этого условия были им соблюдены.
Пунктом 1.2 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются при осуществлении деятельности: по вылову и реализации пищевой рыбы; по производству и реализации искусственно выращенной пищевой рыбы; по производству и реализации пищевой рыбной продукции.
Пунктом 2.1.2 Порядка о предоставлении субсидии предусмотрено, что на производство и реализацию пищевой рыбной продукции получатели предоставляют следующие документы: заявление о предоставлении субсидии; реквизиты банковского счета получателя; справку-расчет по форме, утвержденной департаментом; копии
декларации о соответствии (или сертификата соответствия) на пищевую рыбную продукцию; копии декларации о соответствии (сертификата соответствия) представляются при наличии обязательных требований, установленных действующим законодательством, об обязательном проведении процедуры сертификации (декларирования) соответствующих видов произведенной и реализованной продукции; копии документов, подтверждающих приобретение и (или) (собственный вылов) сырья для производства пищевой рыбной продукции (договоров купли-продажи, договоров поставки, договоров комиссии, договоров оказания услуг (при оптовой и мелкооптовой торговле), платежных документов, предусмотренных действующим законодательством, товарных накладных соответствующих унифицированных форм и (или) иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, копии ветеринарных сопроводительных документов в соответствии с законодательством о ветеринарии на приобретенное сырье для производства пищевой рыбной продукции; копии ветеринарных сопроводительных документов представляются при наличии обязательных требований, установленных ветеринарным законодательством, об обязательном сопровождении ветеринарными сопроводительными документами соответствующих видов произведенной и реализованной продукции.
Предоставленные ООО НРО «Колмодай» в Уполномоченный орган отчетные документы за апрель 2019 года соответствуют перечню, установленному пунктом 2.1.2 Приложения № 18 к Порядку предоставления субсидии.
Доказательства обратного администрацией не представлены и по существу полнота и достоверность представленных документов так же не оспаривается.
Из материалов дела следует, что заявителю было отказано в предоставлении субсидии за апрель 2019 года в связи с предоставлением объемов и видов реализованной продукции, указанных в пункте 1.6 Порядка (рыба мороженная, закупленная у рыбодобывающих организаций и реализованная без дальнейшей переработки).
Согласно доводам администрации, местом нахождения Общества (получателя) является с. Цингалы Ханты-Мансийского района, ул. Молодежная, 5, кв. 1. Объект по производству (переработке) рыбной продукции находится в с. Цингалы на праве аренды имущества – холодильного оборудования по договору № 4. Данный объект был включен в План контрольных мероприятий и сведениями о наличии у Общества других объектов на праве собственности или аренды Уполномоченный орган не располагает. Однако заявитель в подтверждение переработки рыбы предоставил ветеринарные
свидетельства, в которых указано место выработки рыбной продукции, а именно: пгт. Приобье Октябрьского района, сведениями о котором администрация не располагает.
Как следует из пункта 1.6 Порядка в редакции, действовавшей в спорный период, субсидии не предоставляются в том числе: на рыбу мороженную, закупленную у рыбодобывающих организаций и реализованную без дальнейшей переработки (т. 2 л. д. 39).
Понятие «переработка» Порядком не расшифровывается, при этом, как заявитель, так и администрация допускают в качестве факта переработки, в том числе, производство мороженной рыбы, если она не была закуплена в таком виде у других лиц.
Согласно справке-расчету за апрель 2019 года ООО НРО «Колмодай» реализовало товарной пищевой и пищей рыбной продукции 44,442 тонны, из них мороженой – 42,238 тонн, что подтверждается товарными накладными.
Согласно справке о вылове, закупе рыбы из водоемов округа за апрель 2019 года ООО НРО «Колмодай» закупило и выловило в апреле 2019 года 69,139 тонн рыбы-сырец, что подтверждается товарными накладными, а также ветеринарными свидетельствами. Остаток рыбной продукции (мороженой рыбы) по состоянию на 01.05.2019 составляет не менее 20 тонн рыбной продукции (свежемороженая рабы).
Дополнительно, ООО НРО «Колмодай» направило в администрацию справку о вылове, закупе рыбы из водоемов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра за март 2019 года, из которой следует, что Общество закупило и выловило в марте 2019 года 68,393 тонн рыбы-сырец, что подтверждается товарными накладными, а также ветеринарными свидетельствами.
Таким образом, в 1 квартале 2019 года Общество как самостоятельно осуществляло вылов рыбы, так и закупало рыбу-сырец не переработанную у сторонних лиц: Община коренных малочисленных народов севера «Приобье», ООО КФХ Национальная община «Полюс», ООО «УЛАН», ООО «Иртышские Зори» и др.
Объем реализованной мороженной рыбы не превышает объем закупленной сырой и выловленной Обществом.
В отношении закупаемой продукции представлены товарные накладные, платежные документы, ветеринарные свидетельства, где в наименование товара указана рыба-сырец различных видов (том 1 л. д. 70-150).
Одновременно с этим представлены документы на реализацию продукции: «свежемороженная рыба», где покупателями указаны ООО «Рыбный промысел», ИП «ФИО4, ИП ФИО5, а поставщиком ООО НРО «Колмодай» (т. 1 л. д. 27-66).
На реализованный Обществом товар так же представлены ветеринарные справки, где указан отправитель (Общество), получатели продукции, а так же цель реализации «в пищу людям».
В ветеринарных справках указаны адреса выработки продукции: пгт. Приобье, ул. Береговая, д. 11; холодильник <...>.
Общество в ходе судебного заседания представило документы, согласно которых холодильное оборудование, расположенное в пгт. Приобье, ул. Береговая, 11 предоставлено ООО НРО «Колмодай» во временное пользование на праве аренды по договору от 23.12.2010 № 02-03/2006-31.
Кроме того, в пгт. Приобье Общество арендует земельный участок, на котором расположено данное холодильное оборудование, что подтверждается договором аренды от 01.09.2018, заключенным с ООО «Рыбный промысел».
Вопреки доводам администрации предоставление документов, подтверждающих наличие оборудования для переработки пищевой рыбной продукции при подаче заявления о предоставлении субсидии не предусмотрено, не является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии.
Уполномоченный орган в силу условий Соглашения обязуется осуществлять проверку (контроль) соблюдения получателем целей, условий и порядка предоставления субсидии путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок.
Соглашение, заключенное между администрацией и ООО НРО «Колмодай» не предусматривает производство рыбной продукции по адресу регистрации получателя субсидии или по какому-либо иному конкретному адресу, а так же ни из Соглашения, ни из Порядка предоставления субсидий не следует, что изменение адреса производства рыбной продукции является основанием для отказа от предоставления субсидии, либо для возврата уже выплаченной суммы субсидии.
Адрес осуществления производства и переработки рыбной продукции не является определяющим условием получения субсидии, а так же не свидетельствует о том, что переработка фактически не осуществлялась.
Кроме того, Уполномоченный орган не был лишен возможности проверить сведения, содержащиеся в представленных Обществом первичных документах, в которых указаны адреса используемого Обществом оборудования, покупатели продукции и вид реализуемой продукции.
Таким образом, суд приходит к выводу, что тот факт, что представленная ответчиком продукция была выработана не в с. Цингалы, а в пгт. Приобье Октябрьского
района, правового значения для предоставления субсидии ответчику не имеет и не свидетельствует о реализации Обществом рыбной продукции без её переработки.
Суд рассматривает заявленные требования и оспариваемое решение в пределах доводов сторон.
Доводы администрации в части наличия основания, предусмотренного пунктом 1.6 Приложения № 18 к постановлению Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 № 344-п, является необоснованным, стороны не приводили доводы, что самостоятельная заморозка производителем рыбной продукции выловленной или закупленной рыбы-сырца не относится к переработке, которая субсидируется в рамках Государственной программы, а факт закупки и последующей реализации Обществом у рыбоперерабатывающих организаций готовой продукции (без дальнейшей переработки) не подтверждается представленными в дело доказательствами.
Обязательства сторон должны соблюдаться в силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Администрация не доказала обоснованность своего отказа от исполнения обязательств по Соглашению.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение об отказе в предоставлении субсидии в апреле 2019 года не соответствует закону и влечет нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В целях восстановления нарушенного права суд полагает необходимым возложить на администрацию обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя путем повторного рассмотрения представленного заявления и документов на предоставление субсидии ООО РНО «Колмодай», с учетом выводов настоящего решения.
С заинтересованного лица в пользу Общества подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить полностью.
Признать незаконным решение администрации Ханты-Мансийского района об отказе в предоставлении субсидии за произведенную и реализованную пищевую продукцию в апреле 2019 года обществу с ограниченной ответственностью Национальная Родовая община «Колмодай», изложенный в письме от 22.05.2019 № 07-Исх-1185/2019.
Обязать администрацию Ханты-Мансийского района устранить допущенное нарушение прав заявителя путем повторного рассмотрения представленного заявления и документов на предоставление субсидии общества с ограниченной ответственностью Национальная Родовая община «Колмодай».
Взыскать с администрации Ханты-Мансийского района в пользу общества с ограниченной ответственностью Национальная Родовая община «Колмодай» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О. Г. Чешкова