ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-17073/2021 от 31.01.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

07 февраля 2022 г.

Дело № А75-17073/2021

Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2022 г.

Полный текст решения изготовлен 07 февраля 2022 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола заседания помощником судьи
Веретенниковой З.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества
с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Интеграция» (628408, ХМАО-Югра, г.Сургут, ул.Энергетиков, 39, 75, ОГРН: 1048602089359, Дата присвоения ОГРН: 26.11.2004, ИНН: 8602243679, КПП: 860201001) к администрации
г.п. Лянтор Сургутского района о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка; об обязании предоставить земельный участок с кадастровым номером 86:03:0100105:130,

с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент строительства и земельных отношений Администрации Сургутского района, Администрация Сургутского района, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре,

при участии представителей:

от заявителя: Городилов Е.В. на основании приказа №12-20 от 16.10.2020, Пархоменко Н.Е. по доверенности от 18.10.2021,

от заинтересованного лица: до перерыва - Пархоменко Э.А.. по доверенности
от 18.01.2021 № 241, Абдурагимов С.Г. по доверенности № 240 от 18.01.2021, после перерыва - Абдурагимов С.Г. по доверенности № 240 от 18.01.2021, Мунтян В.А.
по доверенности от 17.05.2021 № 3376,

от третьих лиц - не явились,

установил:

общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческой фирмы «Интеграция» (далее – заявитель, общество, ООО ПКФ «Интеграция») обратилось
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением
к администрации г.п. Лянтор Сургутского района (далее - администрация поселения, администрация г.п. Лянтор) о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, Сургутский район, г.Лянтор, промзона, кадастровый номер 86:03:0100105:130, площадью 46270 кв.м., цель использования: под строительство полигона по утилизации снега, в аренду сроком
на 10 лет, оформленного письмом от 06.08.2021 № 5100; об обязании предоставить земельный участок, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, Сургутский район, г.Лянтор, промзона, кадастровый номер 86:03:0100105:130, площадью 46270 кв.м., цель использования: под строительство полигона по утилизации снега, по договору аренды сроком на 10 лет не позднее одного месяца с даты вступления решения арбитражного суда в законную силу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Департамент строительства и земельных отношений Администрации Сургутского района; Администрация Сургутского района; Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, Департамент строительства и земельных отношений Администрации Сургутского района; Администрация Сургутского района; Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, направили в суд отзывы на заявление. Департамент строительства и земельных отношений Администрации Сургутского района; Администрация Сургутского района просят отказать в удовлетворении заявленных требований. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре поддерживает позицию заявителя, просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании объявлен перерыв до 31 января 2022 года до 16 часов
30 минут. После перерыва судебное заседание продолжено при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Веретенниковой З.А. (до перерыва секретарь
Штогрин В.В.), о чем извещены участники процесса.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, огласил доводы, изложенные в возражениях на отзыв, письменных суждениях.

Представители заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласились по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав отзывы участников процесса и материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 26.05.2021 заявитель обратился в администрацию поселения с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № 86:03:0100105:130.

24.06.2021 в письме № 4203 администрация поселения сообщила
ООО ПКФ «Интеграция», что в соответствии с пунктом 14 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ), у ответчика отсутствуют правовые основания для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № 86:03:0100105:130, поскольку земельный участок предназначен для размещения объекта местного значения муниципального района - «Площадка временного накопления снега».

Письмом от 07.07.2021 заявитель повторно обратился к администрации с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № 86:03:0100105:130
в аренду без торгов.

Письмом от 06.08.2021 № 5100 администрацией г.п. Лянтор заявителю отказано
в предоставлении земельного участка в аренду без торгов на основании
подпункта 1 пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Считая незаконным отказ в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № 86:03:0100105:130, заявитель обратился
в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Исходя из положений статей 198 - 201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Земельный кодекс).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Статьей 39.2 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.

Статьёй 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 39.11 ЗК РФ.

Пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Подготовка, организация и проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы, соответственно, статьями 39.11
и 39.12 ЗК РФ.

В соответствии с частью 24 статьи 39.11 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 39.11 ЗК РФ.

Пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований,
по которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.

Не оспаривая отказ администрации г.п. Лянтор в проведении аукциона
и предоставлении ему земельного участка посредством торгов, заявитель полагает,
что имеет право на получение земельного участка в аренду без торгов на основании подпункта 4 либо подпункта 25 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми договор аренды земельного участка, находящегося
в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения (п.п. 4), либо предоставления земельного участка для размещения водохранилищ и (или) гидротехнических сооружений, если размещение этих объектов предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального или местного значения (подпункт 25).

Суд находит данные доводы заявителя несостоятельными ввиду следующего.

В соответствии с СП 58.13330.2019, на который ссылается заявитель, гидротехнические сооружения - это сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами.

К таким объектам отнесены: плотины, здания гидроэлектростанций, гидроаккумулирующих электростанций, приливных электростанций; водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, доки; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений; сооружения, предназначенные для защиты от разрушений берегов морей и озер, берегов и дна рек и водохранилищ; устройства защиты от размывов на каналах; струенаправляющие и оградительные сооружения; сооружения (дамбы), ограждающие золо- и шлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных
и сельскохозяйственных организаций; набережные, пирсы, причальные сооружения портов; сооружения морских нефтегазопромыслов, системы гидротранспорта отходов и стоков, сооружения систем технического водоснабжения, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения
и водоотведения.

В статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Таким образом, полигон для временного складирования снега не поименован в числе гидротехнических сооружений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов городского поселения Лянтор от 29.04.2021 № 172, утвержден генеральный план городского поселения Лянтор.

Из генерального плана городского поселения Лянтор, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Лянтор от 29.04.2021 № 172 следует,
что земельный участок с кадастровым номером № 86:03:0100105:130 расположен
в границах функциональной зоны - «Зона складирования и захоронения отходов»
и предназначен для размещения объекта местного значения муниципального
района- «Площадка временного накопления снега».

Решением Думы Сургутского района от 22.10.2021 № 28-нпа утверждена Схема территориального планирования Сургутского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Согласно представленным администрацией г.п. Лянтор сведений, в статье 2 Схемы территориального планирования Сургутского муниципального района «Сведения о видах, назначении и наименовании планируемых для размещения объектов схемы территориального планирования муниципального района, их основные характеристики, их местоположение», в разделе 7 «Объекты в области обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов» предусмотрен
к размещению объект «Площадка временного накопления снега» с местоположением
г.п. Лянтор город Лянтор, соответствует местоположению испрашиваемого заявителем участка.

В соответствии с пунктом 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам местного значения относятся - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения
и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам местного значения муниципального района, подлежащих отображению в Схемах территориального планирования района относятся: планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, относящиеся
к следующим областям: а) электро- и газоснабжение поселений; б) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;
в) образование; г) здравоохранение; д) физическая культура и массовый спорт;
е) обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов; ж) иные области в связи с решением вопросов местного значения муниципального района.

Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
к отображаемым на генеральном плане, отнесены планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;
г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа.

Как следует из пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации
№ 1 (2017) (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации
16 февраля 2017 года) указано, что, по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

Из указанных норм права следует, что при наличии факта расположения участка
в пределах территории, предназначенной в соответствии с утвержденными документами территориального планирования для размещения объектов местного значения муниципального района, у администрации отсутствовали правовые основания для предоставления земельного участка заявителю.

В рассматриваемом случае предметом заявленных требований не является вопрос исполнения муниципального контракта от 01.10.2019 № 084 на оказание услуг по содержанию объектов дорожного хозяйства, на который ссылается заявитель в своем заявлении, поскольку заявителем выбран иной способ защиты.

В соответствии с представленными суду сведениями, документы территориального планирования (генеральный план поселения, схема территориального планирования муниципального района), являющиеся муниципальными нормативными правовым актами, в части размещения на территории г.п. Лянтор объекта местного значения муниципального района не оспорены в установленном порядке.

При таких обстоятельствах, администрация обоснованно и правомерно отказала заявителю в предоставлении без торгов земельного участка с кадастровым номером
№ 86:03:0100105:130 на основании подпункта 1 пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку общество не является лицом, уполномоченным на строительство (размещение) объекта местного значения муниципального района.

С учетом изложенного, оспариваемый отказ администрации является законным
и обоснованным, предусмотренные статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его признания недействительным и удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 15, 167-170, 176, 177, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству участвующих в деле лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья О. Г. Чешкова