ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-17269/2021 от 19.01.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

24 января 2022 г.

Дело № А75-17269/2021

Резолютивная часть решения объявлена 19 января  2022 г.

Полный текст решения изготовлен 24 января 2022 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цанько Ю.Н., рассмотрев в судебном заседании дело № А75-17269/2021
по заявлению акционерного общества «Энергосбытовая компания «Восток» (ОГРН <***> от 17.01.2003, ИНН <***>, адрес: 119121, <...>) к Службе жилищного и строительного надзора    Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным и отмене предписания
№ 14-674/жн-2021 от 11.10.2021,при участии представителей:

от заявителя – не явились, извещены,

от ответчика – ФИО1,  доверенность № 7 от 05.03.2020,

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Энергосбытовая компания «Восток» (далее – заявитель,  Общество,  АО «Энергосбытовая компания «Восток») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Службе жилищного
и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ответчик, Служба) о признании незаконным и отмене предписания № 14-674/жн-2021
от 11.10.2021.

От Службы поступил отзыв на заявление с возражениями относительно заявленных  требований  (л.д. 26-28), а также материалы проверки.

Определением суда от 30.11.2021 судебное заседание назначено на 19.01.2022.

О времени и месте судебного заседания заявитель и ответчик уведомлены надлежащим образом (л.д.6).

В связи с неявкой в судебное заседание представителя заявителя, дело рассмотрено в отсутствие представителей АО «Энергосбытовая компания «Восток».

В судебном заседании представитель Службы поддержал доводы отзыва
на заявление, указав на отсутствие у АО «Энергосбытовая компания «Восток» оснований требовать у собственника жилого дома для применения понижающего коэффициента  при  расчете платы за услуги электроснабжения справки БТИ об оборудовании жилого дома  электроплитой и (или) электроотопительной установкой. 

Заслушав представителя Службы, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

В адрес Службы поступило обращение гражданина от 17.08.2021 № 27.12-ОГ- 785, проживающего по адресу: г. Сургут, ул. тер. СНТ «Газовик» ул. Боровая, д. 77, по вопросу правомерности отказа АО «Энергосбытовая компания «Восток» применения понижающего коэффициента поставщиком электрической энергии в жилом доме, оборудованном электроплитой, в период с ноября 2020 года по январь 2021 года (л.д. 31).

На основании  распоряжения Службы от 14.09.2021 № 14-674/ЖН-2021  в период
с 23.09.2021 по 15.10.2021 в отношении  Общества проведена внеплановая документарная проверка по указанному обращению (л.д. 36-37).

В ходе проверки Служба установила, что АО «Энергосбытовая компания «Восток» заключен договор энергоснабжения от 27.02.2021 с собственником жилого дома, расположенного по адресу г. Сургут, тер. СНТ Газовик, ул. Боровая, уч. 77 (л.д. 41-48).

Собственник жилого дома 12.11.2020  обратился в адрес ООО «Юриц», являющегося агентом АО «Энергосбытовая компания «Восток», с заявлением о применение при расчете стоимости услуг по электроснабжению указанного дома понижающего коэффициента для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами и (или) электроотопительными приборами, на основании имеющегося технического плана (л.д. 54, оборотная сторона),

Письмом от 18.11.2020 № 12731 собственнику был дан отрицательный ответ со ссылкой на необходимость предоставления дополнительных документов для подтверждения права на применение понижающего коэффициента
(л.д. 55). ООО «Юриц», действующий в качестве агента от имени АО «Энергосбытовая компания «Восток», в ответе от 18.11.2020 № 12731 ссылается на пункт 3 Положения
о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301.

Собственник повторно обратился к поставщику электроэнергии с актом обследования, составленным АО «Ростехинвентаризация - Федерального БТИ»
от 28.01.2021, которым подтверждался факт установления в указанном жилом доме электрической отопительной установки и стационарной электроплиты с 29.01.2021
 (л.д. 54, 56).

Письмом  от 08.02.2021 № 0758 собственника уведомили о произведении изменения тарифа на электрическую энергию с понижающим коэффициентом 0,7 (л.д. 56, оборотная сторона).

Собственник обратился в Службу по вопросу проведения проверки правомерности отказа АО «Энергосбытовая компания «Восток» об изменении тарифа на электрическую энергию с понижающим коэффициентом 0,7 при обращении собственника жилого дома  12.11.2020 (л.д. 31).

Служба пришла к выводу,  что  на дату обращения (12.11.2020) пункт 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011
№ 1178, действовал в редакции, предусматривающей, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению,проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками,атакже для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Служба установила, что согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости следует, что основанием для постановки на государственный учет объекта недвижимости (жилого дома с кадастровым номером 86:03:0030401:100281, расположенного по адресу г. Сургут, тер. СНТ Газовик, ул. Боровая, уч. 77), явился в том числетехнический план задание от 21.10.2020,согласно которому дом оборудован электроплитой, электрическим отоплением; дата присвоения кадастрового номера 11.11.2020.

Служба пришла к выводу,  что размер платы за электрическую энергию на дату обращения (12.11.2020) определялся исходя, в том числе из сведений, содержащихся
в техническом плане здания (строения),  в связи с чем, 
решение об отказе  собственнику указанного жилого дома в применение понижающего коэффициента для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных
в установленном порядке электроплитами и (или) электроотопительными приборами, на основании технического плана, является неправомерным.

Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 11.10 № 14-674/жн-2021 (л.д. 17, 57).

В связи с выявленными нарушениями Службой в отношении Общества вынесено предписание от 11.10.2021 № 14-674/жн-2021, согласно которому заявителю в срок
до 10.12.2021 предписано выполнить перерасчёт платы за коммунальную услугу «электроснабжение» за период с 12.11.2020 по 28.01.2021 собственнику жилого дома по адресу г. Сургут, тер. СНТ Газовик, ул. Боровая, д. 77, с учетом применения понижающего коэффициента для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами и (или) электроотопительными приборами, согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (в редакции, действующей на дату обращения собственника в адрес Общества - 12.11.2020) (л.д. 16, 58).

Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд приходит к выводу, что доводы Службы о нарушении Обществом положений действующего законодательства при выдаче собственнику упомянутого жилого дома отказа на заявление в применении понижающего коэффициента являются правомерными.

Из положений статей 539, 541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что абонент (потребитель) по договору энергоснабжения обязан оплачивать фактически принятое количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьей 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35- ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, подлежат государственному регулированию.

Пунктом 5 статьи 23 Закона об электроэнергетике определено, что государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования).

В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

В техническом плане указываются:

1) сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости;

2) сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости;

3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.

С 1 января 2017 года кадастровый учет и государственная регистрация прав
на недвижимость отражаются в Едином государственном реестре недвижимости, осуществление кадастрового учета и государственной регистрации  прав на недвижимость подтверждается выпиской из указанного реестра (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с подпунктом 7.3 пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план

Согласно выписке из  Единого государственного реестра недвижимости спорный жилой дом с кадастровым номером 86:03:0030401:100281 поставлен на кадастровый учет 11.11.2020 в том числе на основаниитехнического плана от 21.10.2020,согласно указанному технический плану дом оборудован электроплитой и электрическим отоплением.

Нормы действующего законодательства в области электроснабжения определяют, что применение тарифов для населения с учетом понижающего коэффициента не зависит от топлива, используемого на приготовление пищи и отопление жилых помещений, в том числе и от наличия (или отсутствия) газопровода либо централизованного отопления, а зависит исключительно от оснащенности домов электрическими плитами и (или) электроотопительными установками, оборудованных в установленном порядке.

При применении тарифов на электрическую энергию необходимо руководствоваться техническим паспортом, содержащим техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что сведения
об оборудовании жилого дома электроплитой и электрическим отоплением содержались в техническом плане и были известны Обществу при обращении собственника 12.11.2020.

Требование каких-либо иных дополнительных документов, подтверждающих наличие в жилом доме электроплиты и  электрического отопления, изложенные в ответе от 18.11.2020, действующим законодательством вопреки доводам заявителя
не предусмотрено.

Аналогичные выводы содержаться в постановлении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2021 по делу № 2-807/2020, принято по кассационной жалобе АО «Энергосбытовая компания «Восток».

Так, ссылка Общества на Инструкцию о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго РФ 24.11.1992, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку положения указанного нормативного правового акта не относятся к рассматриваемой ситуации,
из представленного собственником технического паспорта дома усматривалось наличие установленных при строительстве дома электроплиты и  электрического отопления.

Ссылка заявителя на Правила и нормы эксплуатации жилого фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, также отклоняется судом, поскольку указанные заявителем нормы касаются порядка переоборудования  жилых помещений. В рассматриваемом случае собственник жилого дома не ссылался на какое-либо переоборудование жилых помещений, а указывал на наличие у него электроплиты и электрического отопления, что подтверждалось сведениями, содержащимися в техническом паспорте.

Заявителем не указано, каким именно нормативным правовым актом предусмотрена обязанность собственника помещения при обращении к ресурсоснабжающей организации с целью применения понижающего коэффициента при расчете услуг электроснабжения  предоставлять справку БТИ об оборудовании жилого дома  стационарной электроплитой и (или) электроотопительной установкой, а также иных документов, указанных в отказе
от 18.11.2020, при условии, что  у ресурсоснабжающей организации имелись сведения, отраженные в техническом плане жилого дома, составленном уполномоченным органом (БТИ) по состоянию на 21.10.2020, наличии в указанном жилом доме электроплиты и электрического отопления с момента постановки на учет этого жилого дома как объекта недвижимости.

Установив названные обстоятельства, суд соглашается с доводами Службы о том, что у Общества в лице его агента не имелось оснований требовать от собственника жилого дома каких-либо дополнительных документов, указанных в отказе от 18.11.2020, при наличии сведений о том, что в техническом плане жилого дома отражена информация о наличии в доме электроплиты и электроустановки с момента постановки на кадастровый учет и государственной регистрации прав на указанный жилой дом.

Указанное также подтверждается тем обстоятельством, что Обществом при повторном обращении собственника жилого дома было принято решение о применении понижающего коэффициента с 29.01.2021, то есть факт законного оборудования жилого дома электроплитой и электроустановки был признан заявителем.

Следовательно, отказ от 18.11.2020 не основан на нормативных правовых актах,
а требование Службы произвести собственнику дома перерасчет платы
за электроснабжение в период с 12.11.2020 (с момента первоначального обращения
к ресурсоснабжающей организации) по 28.01.2021 является правомерным.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, в том
числе - требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

На основании части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Таким образом, оспариваемое предписание выдано Службой как органом жилищного надзора в пределах предоставленных ей полномочий.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя по настоящему делу удовлетворению не подлежат.

При обращении в суд Обществом уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, что подтверждается  копией платежного поручения № 4979 от 29.07.2021 (л.д. 13) В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме
3000 рублей относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В  соответствии  с  частью  5  статьи  15  Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации  настоящий  судебный  акт  выполнен  в  форме  электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный  суд  Ханты-Мансийского  автономного  округа - Югры  разъясняет,  что  в соответствии  со  статьей  177  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации  решение,  выполненное  в  форме  электронного  документа,  направляется лицам,  участвующим  в  деле,  посредством  его  размещения 
на  официальном  сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении
или вручены им под расписку.

Судья                                                                                      Е.А. Голубева