Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-07, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения изготовлена 19 июня 2020 года Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2020 года
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Касумовой С.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушкиным Г.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Проектный институт "Градъ" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к муниципальному казённому учреждению "Управление капитального строительства" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 1 049 059,18 руб., без участия представителей сторон,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Проектный институт "Градъ" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, к муниципальному казённому учреждению "Управление капитального строительства" (далее – ответчик) о взыскании стоимости дополнительных работ в размере 1 049 059,18 руб. по муниципальному контракту на выполнение подрядных работ от 22.08.2018 № 0187300012818000115.
Определением суда 25.05.2020 судебное заседание назначено на 17.06.2020. На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в ходе судебного заседания объявлялся перерыв до 19.06 2020.
На основании статьи 156 АПК РФ судебное разбирательство проведено в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик отзыв на иск не представил.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Как следует из материалов дела, по заключенному 22.08.2018 между истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) муниципальному контракту на выполнение подрядных работ № 0187300012818000115 (далее – контракт) подрядчик обязался по заданию заказчика выполнить проектно-изыскательские работы по объекту "Многофункциональный спортивный комплекс в г. Нефтеюганске (далее – работы) и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязался принять результат работ и оплатить их (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 1.2. договора состав и объем работ определяется заданием заказчика на проектирование (приложение № 2) и сметной документацией (приложение № 3), в том числе инженерно-геологические, инженерно-геодезические, инженерно- экологические, инженерно-гидрометеорологические изыскания, разработка проектной и рабочей документации, согласование проектной документации, государственная экспертиза проектной документации, инженерных изысканий, государственная экспертиза достоверности определения сметной стоимости строительства объектов.
Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе заключения и исполнения контракта, за исключением случаев, установленных контрактом и (или) предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 2.1. контракта).
Цена контракта (определена сметной стоимостью, приведенной в приложении № 3) составляет 19 680 000 руб. с учетом НДС. В цену контракта включены причитающиеся подрядчику вознаграждение и компенсации издержек, связанные с выполнением контракта в полном объеме и надлежащего качества, в том числе стоимости материалов, командировочных, транспортных расходов, расходов по уплате налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (пункт 2.23. контракта).
В пункте 2.7. контракта стороны установили, что заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт. При этом, по соглашению сторон допускается изменение с учетом положению бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работ исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более, чем на десять процентов.
Истец, ссылаясь на необходимость несения дополнительных затрат в сумме 1 049 059,18 руб. на выполнение работ по испытанию натурных свай статической вдавливающей нагрузкой с получением заключения по несущей способности свай
по грунту, в том числе на приобретение и доставку свай до места проведения испытаний, не включенных в цену контракта, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Спорные правоотношения сторон регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) о подряде, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), условиями контракта.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (статья 758 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, в том числе уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ, возместить подрядчику дополнительные расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных
и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика (статьи 761 ГК РФ).
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (часть 1 статьи 711 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой (части 2, 4 статьи 709 ГК РФ).
В силу части 6 статьи 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса.
Согласно вышеприведенным условиям контракта его цена является твердой и включает в себя стоимость не только выполнения работ, но и всех иных затрат и издержек, связанных с выполнением контракта в полном объеме и надлежащего качества, в том числе стоимости материалов, командировочных, транспортных расходов.
При этом по условиям пункта 1.2 контракта стороны согласовали объем выполняемых работ, определенных сметах и задании на проектирование. С учетом пункта 6.1. контракта проектная и рабочая документация должны быть соответствовать нормативным документам, действующим в период проектирования.
При указанных обстоятельствах и с учетом условия контракта о твердой цене, включающей все расходы на выполнение проектно-изыскательских работ, закрепленная в контракте стоимость согласованных работ не должна соотноситься с фактическими расходами подрядчика на выполнение конкретных работ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, при исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 названного Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта допускается только при одновременном соблюдении в том числе следующих условий: если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом; при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%.
Законом № 44-ФЗ предусмотрены ограничения для изменения цены контракта. Данные ограничения установлены как для подрядчика, так и для заказчика и обусловлены тем, что заключению контракта предшествует выбор поставщика на торгах, при проведении которых участники предлагают условия заранее и победитель определяется исходя из предложенных им условий.
Подтверждение наличия оснований, предусмотренных непосредственно пунктом 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, а также условиями контракта (пункт 2.7), в материалах дела отсутствует; указание на выполнение истцом дополнительного объема работ является недостаточным.
Пунктом 2.7. контракта была предусмотрена возможность изменения цены контракта только по соглашению сторон
Дополнительное соглашение об изменении цены контракта, об изменении объема работ, подлежащих выполнению по контракту, сторонами не заключалось.
Более того, на предложение истца о выполнении испытания натурных свай статистической вдавливающей нагрузкой (письмо от 08.10.2018 № 04/10), ответчик указал на необходимость выполнения этих работ в счет расходных обязательств подрядчика (письмо от 05.11.2018 № 01/1987).
Таким образом, заказчик возражал против увеличения указанной в контракте цены работы, указав, что цена контракта является твердой, и включает в себя все расходы подрядчика, связанные с выполнением работ по контракту.
Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статья 1).
Целью правового регулирования осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд является эффективное, зачастую экономное расходование бюджетных средств.
Согласно положениям пункта 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ и разъяснениям, изложенным в пункте 20 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор по Закону № 44-ФЗ) по общему правилу, поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.
Названный подход сформирован ранее Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.05.2013 № 18045/12 и распространяется как на случаи, когда государственный контракт заключен в отсутствие закупочных процедур, так и на случаи, когда стороны контракта превысили согласованные объем и/или цену контракта в нарушение требований закона о допустимых изменениях контракта.
Исключение из правила пункта 20 Обзора по Закону № 44-ФЗ составляют отдельные случаи, которые прямо названы в статье 95 Закона № 44-ФЗ как допускающие изменение контракта, а также отраженные в судебной практике, в частности в п. п. 21 - 24 Обзора по Закону № 44-ФЗ.
Истец указал, что выполнение им дополнительных работ отвечало интересам ответчика для обеспечения годности результата работ, и возможности получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, в связи с чем он не приостанавливал выполнение работ.
В соответствии с частью 1 статьей 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при
обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков (часть. 2 статьи 716 ГК РФ).
Из переписки сторон, представленной в материалы дела усматривается, что истец предупредил ответчика о необходимости выполнения дополнительных работ по испытанию натурных свай статической вдавливающей нагрузкой с получением заключения по несущей способности свай по грунту.
В свою очередь ответчик однозначно ответил, что данные работы должны выполняться в счет твердой цены контракта.
Подрядчик, не выполнивший обязанности по приостановлению работ, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика.
Необходимость немедленных действий в интересах заказчика ответчиком в данном случае не доказана.
С объемом работ, подлежащих выполнению по контракту, ответчик был ознакомлен до заключения контракта, и как профессиональный участник в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, он не мог не знать, каким образом сформирована цена контракта. Из изложенного следует, что до заключения контракта истцу было известно об условиях его исполнения.
При данных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со статьями 101, 106, 110, 112 АПК РФ суд относит судебные расходы по уплате государственной пошлины, на стороны истца как на сторону, не в пользу которой был принят судебный акт. Излишне оплаченная государственная пошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Проектный институт "Градъ" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 41 коп., уплаченную по платежному поручению от 25.02.2020 № 19.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья С.Г. Касумова
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 19.12.2019 6:11:32
Кому выдана Касумова Сона Гашам-гызы