ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-17763/2021 от 24.02.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

03 марта  2022 г.

Дело № А75-17763/2021

Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Заболотина А.Н., при ведении протокола секретарем Гуляевой О. В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» (ОГРН 1028601354088, ИНН 8605003932) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об оспаривании постановления № 175-ГН от 15.07.2021,

с участием представителей сторон: от заявителя – Замятин Н. Н. по доверенности от 24.01.2022; от административного органа – Дэль А. С. по доверенности от 08.04.2021, Мурашко Н. И. по доверенности от 18.01.2021,

установил:

публичное акционерное общество «Славнефть - Магионнефтегазгеология» (далее - общество, ПАО «СН-МНГГ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - административный орган, Управление Росприроднадзора) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 15.07.2021
№ 175-ГН в части выводов о нарушении не сдачи на хранение в ТФГИ учетных карточек поглощающих скважин №200, №206 куст 2 Чистинного лицензионного участка, отклонения фактической годовой добычи углеводородного сырья от проектной составило 25,66%, при допустимом 25%;  отсутствия корректировки горноотводного акта.

            Требование мотивировано отсутствием состава правонарушения в указанной части и наличии оснований для назначения штрафа в размере менее минимального.   Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требование полностью по основаниям, изложенным в заявлении.

            Представители административного органа в судебном заседании возражали относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают оспоренные решение и постановление законными и обоснованными.

            Выслушав представителей сторон и изучив представленные доказательства, суд постановил следующий вывод.

            Как следует из материалов дела, на основании лицензия ХМН 00779 HPот 20.04.1998 с целевым назначением для поиска и добычи нефти и газа, закачки подтоварных и минерализованных подземных вод для поддержания пластового давления в пределах Чистинного лицензионного участка в Сургутском районе ХМАО-Югры, сроком действия  до 31.12.2109, общество разрабатывает в границах Чистинного ЛУ два нефтяных месторождения Чистинное и часть Западно-Чистинного по лицензии ХМН 00779 HP.

            В результате плановой проверки общества должностными лицами административного органа установлен факт пользование недрами на Чистинном лицензионном участке в Сургутском районе ХМАО-Югры с нарушением законодательства о недрах.

            Усмотрев в действиях ПАО «СН – МНГГ» признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление Росприроднадзора составило в отношении общества протокол об административном правонарушении № 282-ГН от 08.07.2021.

            Постановлением № 177-ГН от 15.07.2021 общество привлечено
к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

            Не согласившись с постановлением в части выводов административного органа о нарушении законодательства при не сдачи на хранение в ТФГИ учетных карточек поглощающих скважин №200, №206 куст 2 Чистинного лицензионного участка, отклонения фактической годовой добычи углеводородного сырья от проектной составило 25,66%, при допустимом 25%;  отсутствия корректировки горноотводного акта, общество оспорило названное постановление в части в судебном порядке.

            В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

            Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами,
и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч
до пятисот тысяч рублей.

            Правоотношения в сфере использования недр Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

            В соответствии со статьей 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит
из Закона о недрах и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов
и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

            В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование,
в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии
с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

            Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти
и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

            На основании статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

            Статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

            Специальным законодательством установлены отдельные требования к содержанию лицензии, а именно обязательное содержание в лицензии условий выполнения требований, установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ. Такими стандартами, нормами и правилами являются, соблюдение отдельных положений которых зафиксировано в Лицензионном соглашении заявителя.

            Таким образом, пользование недрами осуществляется на основании лицензии,
в соответствии с условиями пользования, изложенными в приложениях к лицензии,
а также на основании технических проектов.

            В соответствии со статьей 10.1 Условий пользования недрами (приложения №12 к лицензии ХМН 00779 HP) пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

            В соответствии с пунктом 9.1 статьи 9 Условий пользования недрами (приложения №12 к лицензии ХМН 00779 HP) первичная и интерпретированная геологическая информация о недрах, полученная пользователем недр при проведении работ на участке недр, подлежит предоставлению пользователем недр в установленном порядке в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды.

            Согласно пункту 1 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить «соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр».

            Согласно пункту 2 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить «соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых».

            Согласно пункту 4 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.

            Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить «выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами».

            Согласно ст. 27 Закона РФ «О недрах» первичная геологическая информация о недрах и интерпретированная геологическая информация о недрах, полученные пользователем недр, подлежат представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды.

            На основании ч.2 ст.6 Закона РФ «О недрах» недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.

            В соответствии с ч. 5 ст. 7 Закона РФ "О недрах" участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода.

            В свою очередь, согласно ч. 1, ч. 2 ст. 7 Закона РФ "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

            Согласно ч.З статьи 7 Закона РФ «О недрах» участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр, в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

            В соответствии с п. 5 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1465 документация, удостоверяющая уточнённые границы горного отвода оформляется на срок действия лицензии на пользование недрами до начала осуществления работ, связанных с пользованием недрами, на соответствующем участке недр.

            Таким образом, документация, удостоверяющая уточнённые границы горного отвода оформляется только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы полезного ископаемого которого прошли государственную экспертизу, до начала осуществления работ в соответствии с техническим проектом, согласованным в соответствии со статьей 23.2 Закона РФ «О недрах».

            В связи с этим, в границах участка недр, предоставленного в пользование по совмещенной лицензии для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, могут находиться геологический отвод и несколько горных отводов.

            При этом указанный геологический и горные отводы не образуют самостоятельных участков недр и являются единым участком недр в рамках лицензии.

            Статьей 23.2 раздела III Рациональное использование и охрана недр Закона РФ «О недрах» установлено: разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

            Действующий проектный документ на разработку месторождения «Дополнение к технологической схеме разработки Чистинного нефтяного месторождения ХМАО Тюменской области» (ОАО «СН-МНГГ»), согласован протоколом Центральной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС №7346 от 22.11.2018.

Действующий проектный документ на разработку месторождения «Технологическая схема разработки Западно-Чистинного нефтяного месторождения ХМАО Тюменской области» (ПАО «СН-МНГГ», ПАО «Славнефть- Мегионнефтегаз»), согласован протоколом Центральной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС №8106 от 09.12.2020.

            Действующий Горноотводный акт выдан 18.01.2021 до 31.12.2109. Горноотводный акт не скорректирован, из него не исключены участки недр, предоставленные в пользование на основании иных лицензий на пользование недрами (ХМН 01912 ВЭ, ХМН 01911ВЭ).

            Согласно требований подпункта «а» пункта 17 «Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1465) - горноотводная документация подлежит переоформлению при необходимости внесения изменений в уточненные границы горного отвода в случаях изменения геологической информации о недрах, наличия технологических потребностей, условий и факторов, влияющих на безопасное состояние недр, земной поверхности и расположенных на ней объектов, в том числе при изменении технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами.

            Согласно п.2 ст. 11 «Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений к горноотводному акту и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода» утверждённых приказом Ростехнадзора от 09.12.2020 №508 (зарег. в Минюсте России 30.12.2020 №61960) в случаях, если в ранее установленных границах горного отвода для разработки месторождения полезных ископаемых предполагается осуществлять пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, и (или) проведение работ по добыче полезных ископаемых на основании иной лицензии на пользование недрами, границы горного отвода этого месторождения полезных ископаемых подлежат корректировке в целях исключения участков недр, предоставленных в пользование на основании иной лицензии на пользование недрами, а на предоставленные в пользование участки недр для осуществления работ в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, и (или) эксплуатации месторождений полезных ископаемых (участков недр) оформляется отдельная горноотводная документация.

Общество на Чистинном ЛУ осуществляет промышленную эксплуатацию Чистинного полигона захоронения излишков подтоварных вод в апт-альб- сеноманском водоносном комплексе 2-мя поглощающими скважинами №200, №206 с максимальным расходом закачки 3,0 тыс.м /сут. и проектной нагрузкой на поглощающую скважинам по 1,5 тыс.м3/сут.

            «Проект эксплуатации участка закачки излишков подтоварных вод на Чистинном ЛУ» согласован протоколом ТКР-Югра-недра от 15.02.2019. Уведомление о размещении зарегистрировано в ТФГИ 17.04.2019 за №64.

            Учетные карточки поглощающих скважин №200, №206 куст 2 в фонды на период проверки не поступили, в кадастре ПВ не зарегистрированы (письмо ФБУ «ТФГИ по УрФО» от 19.05.2021).

            Согласно абзацу 9 ст. 27 Закона РФ «О недрах» первичная геологическая информация о недрах и интерпретированная геологическая информация о недрах, полученные пользователем недр, подлежат представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды.

            Приказом Минприроды России от 24.10.2016 №555 утверждён перечень первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, предоставляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам wпользования недрами и видам полезных ископаемых.

            Согласно пункту ж) приложения № 1 к Приказу Минприроды России от №555 геологическая документация горнопроходческих и буровых работ (учётная карточка скважины) включена в перечень первичной геологической информации о недрах.

            Кадастр подземных вод является сводкой кратких сведений о естественных выходах подземных вод, буровых скважинах и горных выработках, вскрывших подземные воды на территории России. Кадастром подземных вод учитываются следующие водные объекты: буровые скважины, родники, колодцы, шахты, водосборные галереи, кяризы, штольни.

            При этом буровые скважины, вскрывшие подземные воды или безводные, но представляющие интерес для оценки гидрогеологических условий района, учитываются независимо от назначения бурения. Основными составными частями кадастра подземных вод являются учётные карточки, составляемые на каждый объект, взятый на учёт. В учётной карточке буровой скважины на воду содержится первичная геологическая информация о недрах.

            Порядок представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации утверждён приказом Минприроды России от 04.05.2017 N 216 (далее Порядок).

            Согласно абзаца 3 пункта 9 Порядка интерпретированная геологическая информация о недрах о результатах работ по геологическому изучению недр, проведенных на участке недр, и соответствующая ей первичная геологическая информация, предоставляется - не позднее 6 месяцев с даты завершения указанных работ в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектной документацией на проведение указанных работ, прошедшей экспертизу в порядке, предусмотренном статьей 36.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", или с даты выдачи заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр по результатам завершенных работ, проведенных на участке недр, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила раньше.

            С учётом того, что скважины №200 и №206 переведены из фонда добывающих скважин на водоносный комплекс на основании распоряжений общества №131 от и №292/1 от 30.07.2018 (приложение №3 к заявлению общества), то срок сдачи учётных карточек скважин №200 и №206, (6 месяцев с даты завершения указанных работ) истёк 10.10.2017 и 30.01.2019 соответственно.

            Со следующего дня после истечения срока сдачи (11.10.2017 и 31.01.2019 соответственно) общество, не сдав учётную карточку буровой скважины, вскрывшей водоносный горизонт, продолжило пользование недрами (добычу УВС) с нарушением условий пользования недрами (п. 9.1 статьи 9 приложения №12 к лицензии ХМН 00779 HP).

            Действующим проектным документом на разработку Западно-Чистинного нефтяного месторождения согласовано два эксплуатационных объекта разработки Ю1/1 и Ю1/2. Нагнетательной скважиной №25 в части Западно-Чистинного месторождения ведётся одновременная эксплуатация (закачка воды) объектов Ю1/1 и Ю1/2 в отсутствии обеспечения раздельного учёта и проведения исследований.

            Западно-Чистинное нефтяное месторождение ХМАО Тюменской области разрабатывается двумя разными недропользователями ПАО «СН-МНГГ» по лицензии ХМН 00779 HPи ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» по лицензии ХМН 03314 HP.

            Согласно действующей с 21.09.2019 редакции п.5.7 «Правил разработки месторождений углеводородного сырья» (утв. приказом МПР РФ от 14.06.2016 №356) в случае, когда часть месторождения выходит за пределы лицензионного участка и находится в нераспределенном фонде недр, другом субъекте Российской Федерации или принадлежит другому недропользователю, допустимые отклонения показателей, характеризующих выполнение технического проекта разработки месторождения, устанавливаются для каждого лицензионного участка месторождения отдельно. Значения допустимых отклонений технологических показателей разработки для каждого лицензионного участка устанавливаются равными значениям допустимых отклонений технологических показателей разработки, предусмотренным настоящими Правилами для месторождений в целом.

            Фактическая добыча в 2020 году по части Западно-Чистинного месторождения в границах Чистинного ЛУ составила 41,255тыс.т. Проектный объем добычи нефти по части Западно-Чистинного на 2020 год - 55,5тыс.т.

            Отклонение фактической годовой добычи от проектной составило 25,66%  (14,245 тыс.т.) при допустимом п.5.5. Правил разработки месторождений УВС 25% (для месторождения в целом с учетом требований п.5.7 Правил).

            В силу прямого указания нормы пункта 5.7 Правил №356 значения допустимых отклонений технологических показателей разработки (уровней добычи) для каждого лицензионного участка разработки Западно-Чистинного месторождения устанавливаются равными значениями допустимых отклонений технологических показателей разработки (уровней добычи), предусмотренными Правилами №356 для Западно-Чистинного месторождения в целом, то есть не превышающем 25%.

            Оценка порядка применения нормы пункта 5.7 Правил разработки месторождений углеводородного сырья» (утв. приказом МПР РФ от 14.06.2016 №356 в редакции, действующей с 21.09.2019), дана в решениях Арбитражных судов по делу №А75-440/2021.

            Статьей 49 Закона РФ «О недрах» определено, что лица, виновные в нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Обстоятельства правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 08.07.2021 № 421-ГН с приложениями и другими материалами административного дела.

            На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

            Доказательств того, что ПАО «СН – МНГГ» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, суду не представлены.

            Оценив в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных норм права, суд пришел к убеждению, о том, что выводы административного органа, изложенные в оспоренном постановлении, основаны на требованиях закона.

            Доводы общества основаны на неверном толковании и применении норм материального права, в связи с чем такие доводы не устраняют виновность общества и не являются основанием для освобождения от административной ответственности.

            Процедура привлечения общества к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении, и 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, административным органом соблюдены, права заявителя, установленные статьей 25.1 КоАП РФ, иные права, обеспечены и не нарушены.

            Наказание обществу назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 7.3 часть 2 КоАП РФ.

            В силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

            Пунктом 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

            Оценив характер совершенного административного правонарушения, степень общественной опасности с учетом объекта посягательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

            В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

            Частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Принимая во внимание привлечение общества к административной ответственности за совершение различных правонарушений, выявленных в ходе проведения проверки, а также значительную величину минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, учитывая фактические обстоятельства по делу, суд считает возможным уменьшить размер назначенного административного штрафа до 150 000  руб.

            Согласно ст. 208 ч. 4 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

            Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

решил:

постановление Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о привлечении к административной ответственности от 15.07.2021 № 175-ГН изменить, снизив размер административного штрафа до 150 000 рублей.

          Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня изготовления решения в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

          В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

          Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

            По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

            Судья                                                                                                А. Н. Заболотин