ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-17768/17 от 16.01.2018 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

17 января 2018 г.

Дело № А75-17768/2017

Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2018 г.

Полный текст решения изготовлен 17 января 2018 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Фёдорова А.Е., при ведении протокола секретарем Ощепковой И.Л., рассмотрев
в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление № 5» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628300, Ханты-Мансийский автономный                 округ – Югра,г. Нефтеюганск, мкр. 11, д. 26, офис 2) к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628309, Ханты-Мансийский автономный                округ – Югра,<...> строение 4/1) о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии и взыскании 910 356 руб. 76 коп.,

без участия представителей сторон,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление
№ 5» (далее - заявитель, общество, ООО «ЖЭУ № 5)  обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Департаменту
жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска
(далее – заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на возмещение затрат в связи с предоставлением населению услуги
по содержанию жилых, помещений, расположенных в многоквартирных домах, оборудованных автономными системами канализации (септиками) и не подключенных
к системе централизованного водоотведения, в части вывоза жидких бытовых отходов                       за 2016 год и обязании выплатить субсидию в размере 910 356 руб. 76 коп.

          Лица, участвующие в деле, явку представителей в суд не обеспечили.

          Ответчик отзыв на заявление не представил, требования не оспорил.

Суд, исследовав материалы дела установил следующие фактические обстоятельства.

          Как следует из материалов дела, приказом от 22.07.2016 № 174 Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска отказал обществу в предоставлении субсидии на 2 полугодие 2016 года из бюджета города Нефтеюганскана возмещение затрат в связи с предоставлением населению услуги
по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, расположенного
в многоквартирных домах, оборудованных автономными системами канализации (септиками) и неподключенных к системе централизованного водоотведения, в части вывоза жидких бытовых отходов.

          Основанием для отказа явилось отсутствие у общества лицензии
по транспортировке отходов I-IVкласса опасности.

Не согласившись с отказом в предоставлении субсидии, заявитель обратился
с настоящим заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться                         в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают,                            что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)             не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права
и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия
для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений
и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение                           и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения пункта                            5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований
и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.

            Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органов местного самоуправления муниципальных образований на безвозмездной и безвозвратной основе предоставлять субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг
в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Порядок предоставления субсидий из местных бюджетов определяется решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

          В силу статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

          Порядок предоставления субсидии в 2016 году из бюджета города Нефтеюганска
на возмещение затрат в связи с предоставлением населению услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, расположенного в многоквартирных домах, оборудованных автономными системами канализации (септиками) и не подключенных
к системе централизованного водоотведения, в части вывоза жидких бытовых отходов, утвержден Постановлением администрации города Нефтеюганска от 26.05.2017 №87-нп. (далее - Порядок).

          Пунктом 3 Порядка предусмотрены критерии отбора получателя субсидии, порядок предоставления субсидии.

          Согласно пункту 3.1 Порядка получатель субсидии должен соответствовать следующим критериям: фактическое оказание услуг по содержанию и ремонту жилых помещений гражданам на основании заключенных договоров с собственниками жилых помещений либо с товариществом собственников жилья, либо на основании договоров, заключенных товариществом собственников жилья с собственниками, не являющимися членами товарищества собственников жилья; не нахождение юридического лица в стадии процедуры ликвидации.

          Пунктом 3.2. Порядка предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить получателю субсидии для рассмотрения возможности получения субсидии, в том числе:

            - договор на услуги по приёму и очистке сточных вод либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор на услуги по приёму и очистке сточных вод;

            - лицензия по транспортировке отходов I - IV класса опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями (с 01.07.2016).

            Пунктом 3.4. Порядка установлено, что решение об отказе в предоставлении субсидии принимается в случае предоставления неполного перечня документов, установленного пунктом 3.2 Порядка.

          Поскольку обществом не была предоставлена лицензия по транспортировке отходов I - IV класса опасности, заинтересованным лицом принято решение об отказе
в предоставлении субсидии.

          По мнению заявителя, фекальные отходы нецентрализованной канализации
не являются отходами I - IV классов опасности и лицензия на осуществления услуг
по транспортировке жидких бытовых отходов не требуется.

          В соответствии со статьей 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I         класс - чрезвычайно опасные отходы; II  класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

          Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 18 07.2014 № 445, утвержден Федеральный классификационный каталог отходов.

          В соответствии с пунктом 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, конкретные виды отходов представлены в Федеральный классификационный каталог отходов
по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности
- в кодифицированной форме по 11-значной системе.

          При этом одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия
на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

          Федеральным классификационным каталогом отходов предусмотрены отходы коммунальные жидкие не канализованных объектов водопотребления, содержащий подтип отходов «фекальные отходы из нецентрализованной канализации»
(код 73210000000), что соответственно, свидетельствует о том что данные отходы
не относятся к отходам I - IV-го классов опасности.

          Таким образом, основание для отказа в предоставлении субсидии отсутствовали,
в с чем обжалуемый приказ является незаконным.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. При этом
в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

         Из содержания Порядка предоставления субсидии следует, что при условии соответствия критериям, а так же при условии вынесения департаментом решения
 о предоставлении субсидии, с получателем субсидии заключается соглашение
о предоставлении субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных сводной бюджетной росписью. Субсидия предоставляется путем перечисления на расчетный счет.

         Из содержания пунктов 4.5 Порядка следует, что субсидия перечисляется исходя
из планового расчета и возвращается в случае излишней выплаты.

         Согласно пункту 4.1 Порядка предоставления субсидии размер таковой определяется исходя из фактического объема вывозимых жидких бытовых отходов и финансовых затрат по вывозу таких отходов.

Как следует из материалов дела, в целях надлежащего оказания услуг в 2016 году ООО «ЖЭУ № 5 заключило с открытым акционерным обществом «Юганскводоканал» (далее - ОАО «Юганскводоканал») договор на вывоз жидких бытовых отходов.

          По условиям договора ОАО «Юганскводоканал» обязалось выполнить работы
по откачке жидких бытовых отходов из септиков жилых домов 11 а микрорайона,
ПНМК-6, дом № 4, не имеющих централизованную канализацию, с транспортировкой жидких отходов в центральный коллектор, а ООО «ЖЭУ № 5» обязалось оплатить оказанные услуги исходя из стоимости 1 куб.м 131 руб. 77 коп.

          Согласно счету-фактуре № 4665 от 31.12.2016 ОАО «Юганскводоканал» выполнило объем работы – вывоз жидких бытовых отходов за июль – декабрь 2016 года на сумму 910 356 руб. 76 коп.

          Решением Думы города Нефтеюганска от 23.12.2015 № 1168-V утвержден бюджет города Нефтеюганска на 2016 год. Пунктом 15 названного решения предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам на возмещение затрат в связи
с предоставлением населению услуги по содержанию и ремонту жилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, оборудованных автономными системами канализации (септиками) и не подключенных к системе централизованного водоотведения в части вывоза жидких бытовых отходов. Субсидии предоставляются
в порядке, установленном упомянутым решением и принимаемыми в соответствии
с ним муниципальными правовыми актами администрации города.

         Таким образом, в бюджете города предусмотрено предоставление субсидии
на эти цели.

         При отсутствии иных обстоятельств для отказа в предоставлении заявителю субсидии суд полагает обоснованным в целях устранения нарушения прав и интересов ОАО «ЖЭУ № 5» возложить на заинтересованное обязанность предоставить субсидию
за 2 полугодие 2016 год в размере
910 356 руб. 76 коп.

          При обращении за защитой нарушенного права заявителем платежным поручением от 26.10.2017 № 220 уплачена государственная пошлина в размере 21 207 руб.

          В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче юридическим лицом в арбитражный суд заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 3000 руб., в связи с чем излишне уплаченная пошлина в размере 18 207 руб. подлежит возврату заявителю.

          В связи с удовлетворением заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. подлежат взысканию в пользу
заявителя с заинтересованного лица.

Вместе с тем, при изготовлении резолютивной части решения судом, допущена опечатка при указания наименования заявителя, ошибочно указано
«открытое акционерное общество «ЖЭУ – 5», тогда как следовало указать: «общество
с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление № 5»

Частью 3 статьи 179 Арбитражного процессуального  кодекса  Российской Федерации арбитражному суду предоставлено право по собственной инициативе исправить допущенные в судебном акте опечатки, арифметические ошибки без изменения его содержания.

Учитывая, что исправление указанной опечатки не затрагивает по существу выводов суда, не влияет на содержание судебного акта и соответствует его смыслу, арбитражный суд считает возможным исправить допущенную опечатку непосредственно
при изготовлении полного текста судебного акта.

          Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного                          округа – Югры

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

          Приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска от 22.07.2016 № 174 «Об отказе в предоставлении субсидии в 2016 году               из бюджета города Нефтеюганска на возмещение затрат в связи с предоставлением населению услуги по содержанию и ремонту жилых помещений, расположенных                                  в многоквартирных домах, оборудованных автономными системами канализации (септиками) и неподключенных к системе централизованного водоотведения, в части вывоза жидких бытовых отходов» признать незаконным полностью.

          Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска устранить нарушение прав и интересов общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление № 5» посредством предоставления субсидии за 2016 год в размере 910 356 руб. 76 коп.

Взыскать с Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска в пользу общества с ограниченной ответственностью
«Жилищно-эксплуатационное управление № 5» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

          Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1                                    по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление № 5» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 18 207 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 26.10.2017 № 220.

          Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

            Судья                                                                                                А. ФИО1